Человек
Понятие «человек» используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного мира.
Отличие человека от животного:
-сложноорганизованный мозг
-членораздельная речь
-прямохождение
-умение изготовлять орудия труда при помощи других орудий труда
-способность к творческой деятельности
-целеполагание
-самопознание.
Человек - целостное биосоциальное существо. Одновременно организм в ряду других организмов (представитель вида homo sapiens), создатель и носитель культуры человеческого общества, главный участник исторического процесса.
Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный обладатель всех черт и характеристик человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.
Личность- это человек активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.)
Индивидуальность – своеобразие человека, набор его уникальных свойств.
Бытие человека – наиболее общее понятие, обозначающее:
1) существование человека во всём многообразии его проявлений;
2) реальный процесс жизни, деятельности, общения.
Только человеку присуща такая форма активности, как деятельность, которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует её.
Субъект – тот, кто осуществляет деятельность
Объект – это то, на что непосредственно она направлена, по поводу чего она возникает.
Мотив - побудительная причина
Цель – это осознанный образ ожидаемого результата, на достижение которого направлена деятельность, мысленная модель итога деятельности.
Средства должны соответствовать цели (Для строительства дома нужны материалы, механизмы, орудия труда и др.)
Потребность – это переживаемая, и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его личности.
Группы потребностей по А.Маслоу:
Физиологические: потребность в пище, еде, дыхании, движении и т.д.
Экзистенциальные: потребность в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне и т.д.
Социальные: потребность в общении, в заботе о других, в понимании и т.д.
Престижные: потребность в самоуважении, признании, достижении успеха и т.д.
Духовные: потребность в самовыражении, самоактуализации.
Потребности каждого человека следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Уровни способностей человека.
Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, главным образом центральной нервной системы, являющиеся биологическими предпосылками развития способностей.
Талант – высокий уровень развития способностей.
Высшая степень творческих проявлений личности – гениальность.
Многообразие человеческой деятельности
Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего отметим разделение деятельности на духовную и практическую (материальную).
Практическая (материальная) деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально – производственную деятельность (преобразование объектов природы) и
социально – преобразовательную (изменение жизни общества и сознания людей).
Духовная деятельность также связана с изменением сознания людей. В неё входят:
- познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме);
- ценностно-ориентировочная деятельность (определение положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения);
-прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности.
Существуют и иные классификации видов деятельности.