Апостол и Евангелие Литургии




К Галатам 4:4 Братия! Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, 5чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. 6А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» 7Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

Это апостольское чтение раскрывает смысл воплощения Сына Божия: Он является в мир для того, чтобы искупить человечество от последствий грехопадения Адама и усыновить в Себе искупленных Богу. Свидетелем искупления и усыновления является Дух Святой, дарующий верующим сыновнее дерзновение к Небесному Отцу. А следствием усыновления является наследие «нетленное, чистое неувядаемое» (1 Пет 1:4), даруемое нам во Христе – жизнь вечная и Царство Небесное.

 

От Матфея 2:1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: 2где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. 3Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. 4И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? 5Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: 6и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.

7Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды 8и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. 9Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. 10Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. 12И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Поклонение волхвов, о котором говорит это чтение, богословски осознается в целом ряде песнопений службы праздника Рождества Христова как приношение Богомладенцу «начатка от народов». Согласно многим пророчествам, явившемуся Мессии должны поклониться все народы, и первыми это делают именно волхвы, становясь своего рода «начатком», подобным первым плодам нового урожая, посвящаемым Богу.

Славянским словом «волхвы» переведено слово «маги». Сейчас слово «маг» означает «колдуна», но некогда оно означало представителя жреческого сословия в Персии и в Евангелии употреблено именно в этом смысле. Как и у многих народов древности, персидские жрецы-маги были людьми весьма учеными, но эта ученость включала в себя как элементы естественно-научных знаний, так и владение оккультными искусствами, в т. ч. астрологией. Увидев новую необычную звезду, движение и само появление которой не могло быть объяснено известными им законами движения небесных тел, волхвы восприняли это как знамение.

Толковательная и гимнографическая традиция связывает поклонение волхвов с пророчеством Валаама, которое читалось в качестве второй паремии службы навечерия: звезда, которая вела волхвов, отождествляется с той «звездой от Иакова», о которой говорил пророк. Возможно, что в Персии, территория которой включала в себя территорию древней Вавилонии, откуда был родом Валаам, хранилось некое предание о его пророчестве, которое и привело волхвов к мысли о том, что явление необычной звезды знаменует собой явление Царя, правящего силой свыше, – такого мнения придерживались Ориген, Василий Великий и Иоанн Златоуст.

Другое пророчество, на которое ссылается евангельское чтение, – это пророчество Михея о Вифлееме как месте, где должен был родиться Мессия.

Обратим внимание на то, что Евангелие не говорит о числе волхвов: традиционное число «три» объясняется числом даров, ими принесенных. Также не говорит Евангелие и о том, что волхвы были царями: представление об этом связано с пророчествами (например, Пс 71:10), говорящими, что Мессии поклонятся цари народов. Впрочем, известно, что персидские маги занимали влиятельное положение при дворе персидских царей.

В заключение заметим, что всем известная иконография Богородицы с Младенцем первоначально была частью композиции «Поклонение волхвов», включавшей в себя изображение волхвов, приносящих свои дары и поклоняющихся Богомладенцу, Которого держит на руках сидящая Пресвятая Дева. Впоследствии изображение Матери с Младенцем выделилось из этой композиции подобно тому, как это позднее произошло с Троицей Рублёва, когда изображение трех ангелов выделилось из древнего сюжета «гостеприимство Авраама».

 

Автор статьи: Михаил Зеленый

Г.

 

https://blog.predanie.ru/article/chteniya-rozhdestva-hristova/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: