Надежда и любовь не знают границ




Мечты человека безграничны, он всегда стремится к большему. Нам нужно, чтобы нечто постоянно было впереди, нужно чего-то ожидать. И даже если мы уже не знаем, чего нам еще пожелать, наши ожидания не удовлетворены полностью, остается неопределенное ощущение, что все-таки чего-то не достает: несказанного, бесконечного счастья. Но по-видимому, в мире наших ощущений этого найти невозможно. Чтобы обрести это, человек должен выйти за свои пределы, перейти все свои границы. И это, во всем бесконечное и совершенное, мы называем Богом. Его-то мы и ищем в каждой надежде, мечте и стремлении. Где-то в глубине души мы предчувствуем, что Он должен существовать: как иначе мы бы могли об этом задуматься?

И в любви человек ищет то безусловное, совершенное, чему можно доверять безоговорочно, что никогда не обманет. Одновременно он хочет, чтобы счастье, о существовании которого ему стало известно, никогда не кончалось. Но он знает, что даже самый хороший человек не сможет оправдать его ожиданий. Кроме того, в любой момент любящих может разлучить смерть. Таким образом, всегда остается некое разочарование.

С такими ожиданиями человек должен потерпеть крушение, ведь в конечной жизни он хочет найти бесконечное. Поэтому многие пытаются начать "еще раз" или "заново", чтобы в очередной раз рухнуть. По всей видимости, человек с такой мечтой должен испытывать голод по ее конечному осуществлению. И любовь указывает на это бесконечное, указывает на Бога. И здесь это имя особенно применимо. Любовь не направлена на вещь или на обезличенную волю судьбы. Любовь направлена на личность. Только личность может ответить любовью. И Тот, кто ответит на все наши вопросы, исполнит наши ожидания, существует.

Требования совести

Наряду с мечтой о любви, о счастье, есть в нас и желание быть хорошими. Человеку совершенно точно известно, что он не смеет делать всего, что ему нравится, например, загребать себе все счастье за счет других. Эту направляющую силу, которая действует внутри человека, мы называем совестью.

Существовали попытки объяснить совесть как страх перед общественным мнением, перед наказанием, как следствие воспитания и окружения или как наследственную предрасположенность. Все это несомненно оказывает влияние на формирование совести, и этим можно объяснить то, что у отдельных людей разная совесть, и то, что народы по-разному смотрят на добро и зло. Но все соглашаются в том, что разделение добра и зла существует и человек посредством зла может стать виновным.

Каждому дано знать, что надо быть хорошим. Мы чувствуем свою ответственность даже тогда, когда никто другой не замечает плохого поступка, и никого из ближних это не коснулось. Почему же в таком случае преступник убегает, хотя его никто не преследует? Если нам известно, что мы поступили плохо, появляются угрызения совести, сознание вины и вместе с тем раскаяние. В голосе совести человек бесспорно распознает "Стой!", абсолютную справедливость, неподкупный суд, который требует от него сделать нечто, даже если это нелегко. Этот призыв настолько безусловен, что люди в крайних ситуациях жертвуют своей жизнью, только бы не повредить добру. Очевидно, человек не познает в своей совести себя как своего собственного судью как бы он тогда принимал решения вопреки своей склонности?

Но для объяснения совести недостаточно ссылаться на безличную силу. Разве свободный человек, считающий себя господином, склонился бы перед таким судом, если бы не узнал в нем большего, абсолютного господина и судью? Когда мы, провинившись, чувствуем вину, стыд и ответственность, то предполагаем, что существует тот, перед кем мы несем ответственность, перед кем испытываем чувство стыда и вины. Некое "Оно", некая абстрактная норма не может властвовать над нашими чувствами. Мы испытываем стыд не перед камнем или каким-то животным, а только по отношению к себе.

Опять-таки верно, что требования совести устанавливает чья-то безусловная воля, от которой не спасут никакие отговорки. В своем желании быть хорошими мы предчувствуем бесконечное добро и кого-то бесконечно Доброго. Именно с Ним мы сталкиваемся в нашей жизни в требованиях совести.

Познание пределов

Таким образом, мы можем найти Бога в нашей жизни. Он есть повсюду. С Ним мы встречаемся в крайних жизненных ситуациях: в страдании, в одиночестве, в ударах судьбы и в смерти.

Случайный комариный укус и заражение крови. Этого человека уже нельзя было спасти. И именно тогда, когда он устроил свою жизнь. В такие моменты остальным начинает казаться, что им противостоит какая-то загадочная сила.

Смерть ставит человека перед главным вопросом. Мысль об этом мы пытаемся заглушить, и может быть, это удастся на какое-то время, но не навсегда. Когда-нибудь человек приблизится к пределу, противостоящему всему его опыту и ожиданиям, которому он сопротивляется изо всех сил, пытаясь перескочить через него с помощью знаний и надежды. В глубине души он уже преодолел его в предчувствии: это еще не конец! Меня не собирается поглотить "ничто" за пределами жизни. То, что я переживаю, когда мне двадцать или восемьдесят лет, это еще не все, будет продолжение. Разве стал бы человек трястись перед "ничем" так же, как он трепещет перед смертью? Боль смерти была бы непонятна, если бы в нас не было того, что так сопротивляется этому концу и, следовательно, является бессмертным. В нас живет сила, которая не желает допустить существования каких-либо границ, а потому бунтует против смерти. Откуда берется эта сила?

Многие неверующие сталкиваются в своей жизни с непредсказуемой силой, реальностью, которая вовсе не случайна как они сами, которой никто не распоряжается, скорее она сама распоряжается и решает. Говорят о "судьбе". Что же это однако? Верующий человек не видит в этом слепой безличной силы. Он знает, что за всем есть "Ты", бытие личности. Как иначе могли бы исполниться такие наши ожидания как доверие, любовь, надежда? Этому "Ты" человек дает имя "Бог".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: