Междисциплинарное положение библиотековедения в системе наук. Родственные науки (книговедение, библиографоведение, читателеведение, информатика).
Интеграционные библиотековедческие дисциплины, изучающие различные аспекты и направления библиотечной деятельности: социология библиотечного дела, экономика библиотечного дела, библиотечная педагогика, библиотечная психология, библиотечная этика, библиотечное право, библиотечная политология, библиотечный менеджмент, библиотечный маркетинг и др.
Междисциплинарное положение библиотековедения в системе наук обусловило особенности деятельности библиотек, связанных со всеми многообразными сторонами общественной жизни: наукой, производством, образованием, культурой, бытом и.т. д. Эта многообразность библиотечной деятельности приводит к тому, что познание библиотеки возможно лишь при изучение всех его сторон, связей и взаимоотношений.
1 группа (общетеоретическое и методологическое значение): Философия, науковедение, культурология, социология, документоведение итд.
2 группа (родственные науки): библиографоведение, кнговедение, информатика.
3 группа(на основе интеграции с библиотековедением образуют ся новые дисциплины)
социология биб. Дела, библиотечная педагогика, психология итд.
4 группа (научные дисциплины, далекие от биб. Дела): архитектура, биология, география, медицина, семиотика итд.
Родственные науки: | |
Книговедение. Книговедение и библиотековедение — родственные науки по частичной области объекта: «книга-книжное дело- читатель» (книговедение) «книга-библиотека-читатель» (библиотековедение) На взаимодействие книговедения, библиотековедения, литературоведения, психологии формируется наука о читателе — читателеведение Библиотековедение и информатика совместно решают проблемы взаимодействия библиотек и информационных служб, проблемы механизации и автоматизации... Общность теоретических проблем библиотековедения и информатики привела к обоснованию обобщенных направлений «библиотечно-информационное обслуживание» Библиотековедение восприимчиво к развитию различных направлений науки. Как только начинается процесс формирования новой научной дисциплины, почти сразу начинается процесс ее разработки применительно к биб. Делу. | |
Библиотечный менеджмент | В начале 21в. Были предприняты первые попытки обосновать библиотечнй менеджмент как библиотековедческую научную дисциплину. Объект -библиотека. Предмет- закономерности управления. Признаки еще не до конца раскрыты, биб. Менеджменту еще предстоит стаь полноценной библиотековедческой наукой. |
Библиотечная педагогика | 1915г. Гущин Борис Петрович(библиоткарь, падагог) Библиотековеды полагают, что библиотека имеет самостоятельную педагогическую функцию и этой функцией является руководство чтением. |
Библиотечное право | Наиболее значительный вклад в теоретическую разработку библиотечного права как интеграционной библиотековедческой дисциплины внес Владимир Руфинович Фирсов в докторской диссертации «Регулирование деятельности библиотек на основе законодательства в области биб. Дела. |
Библиотечная психология | Междисциплинарный раздел библиотековедения, формирующийся на основе его синтеза с социальной психологией и психологией личности. Предмет- психологические аспекты библиотечной и читательской деятельности. Н.А.Рубакин- библиопсихология |
Библиотерапия | Раздел библиотечной психологии, имеющий целью целенаправленное воздействие через книгу на читателя. О.Л.Кабачек, В.С.Крейденко |
Библиотечная конфликтология | Комплекс знаний о сущности, принципах, формах и типичных проявлениях конфликтов их разрешении. В процессах управления биб. Деятельности и обслуживания. |
Библиотечная профессиология | Опирается на достижение библиотековедения и сипользует результаты и методы библиотечной социологии, психологии, этики |
Библиотечная имиджелогия | М.Ю. Матвеев «Имидж библиотек как социокультурный феномен» |
Социология библиотечного дела | Основные направления: место и роль библиотеки в обществе, историческая типология библиотек, структура читательской аудитории библиотек,биб-ка как тип социальной организации. |
Библиотечная статистика | Предметом является библиотечное дело |
Экономика библиотечного дела | Самостоятельная библиотековедческая дисциплина, интегрирующая научные положения библиотечной политэкономики, предметом которой является экономический анализ библиотечной деятельности. |
Библиотечная этика | Междисциплинарный раздел библиотековедения, исследующий на основе интеграции этики как науки и библиотековедения морально-нравственные аспекты биб. Дела. Совокупность этических взаимоотношений, возникающих в процессе библиотечной деятельности. |
Под статусом БВ понимается его положение среди других научных дисциплин. БВ относится к классу общественных наук и ориентируется на человека, удовлетворение его информационных и духовных потребностей, развитие его личности, его самореализацию.
|
|
|
Междисциплинарност ь БВ не может существовать автономно, изолированно от других научных дисциплин и характеризуется огромным богатством межнаучных связей. Благодаря междисциплинарному синтезу происходит обмен знаниями между БВ и другими науками.
БВ и книговедение это науки взаимообогащающие друг друга. Эти науки объединяет связь с книгой и книжным делом (руководство чтением в библиотеках опирается на знание книги, ее содержания, целевого и читательского назначения).
БВ и библиографоведение (БВ широко использует теоретические положения и методы библиографоведения при комплектовании фондов, в руководстве чтением и пропаганды литературы, краеведческой работы библиотек); Библиографоведение, в свою очередь, использует методику изучения читателей и психолого-педагогических основ руководства чтением, выработанные БВ в целях совершенствования библиографической деятельности.
БВ и информатика. Объединенными усилиями эти науки решают ряд важных проблем: автоматизация библиотечных и информационных процессов, усиление и интенсификация информационной функции библиотек, перспективы взаимодействия библиотек и информационных служб.
БВ и педагогика. Принципы педагогики стимулируют деятельность библиотек в помощь всеобщему непрерывному образованию и самообразованию. Достижения педагогики применяются при разработке проблем управления БД, подготовки и повышения квалификации, методического руководства библиотеками и других участков и направлений библиотечной деятельности. В результате взаимодействия педагогики и БВ сформировалась самостоятельная научная дисциплина – библиотечная педагогика, изучающая педагогические основы работы с читателями.
БВ и социология. Широкое развитие получили социологические исследования роли книги и чтения в повышении культурного уровня населения. Социологический анализ вскрывает природу читательских потребностей и интересов, определяет место чтения в системе общественных явлений и его роль в формировании духовного мира человека. Научная разработка проблем БД: пути улучшения состава библиотечных фондов, совершенствование системы библиотечного обслуживания, управление БД, методическое руководство библиотеками и т.д. связана с широким использованием достижений и методов социологии. Социология использует данные БВ о чтении и его распространенности, о направленности читательских интересов, о динамике читательского спроса, о времени затрачиваемом на чтение и т.д.
БВ и психология Важным результатом взаимодействия БВ и психологии явилось создание научной дисциплины – библиотечная психология, которая выявляет психологические аспекты дифференцированного обслуживания читателей, массовой и индивидуальной работы с читателями, привлечения новых читателей, пропаганды литературы, информационного обслуживания. Взаимосвязи БВ и психологии помогают решить и другие проблемы БВ: специфику психологии библиотекаря, требования, предъявляемые к человеку библиотечной профессии, организации труда в библиотеке, психологические проблемы управления библиотекой и методического руководства и т.д.
БВ и экономические науки Взаимосвязи БВ с экономикой способствовали становлению экономики библиотечного дела, исследующей экономические аспекты всех направлений библиотечной. Особое значение в БД имеет разработка методики экономического анализа в целях наиболее полного и качественного обслуживания читателей, при минимальных затратах времени, труда, материальных и денежных средств.
БВ и культурология. В БВ используются выводы культурологии и она использует библиотеку как один из основных каналов передачи духовного культурного наследия
БВ в системе наук. Таким образом, библиотековедение характеризуется высоким статусом и широкой совокупностью развитых и связей с общественными, а также естественными и техническими науками. В 1986 – 1991 попытки найти обобщающую науку, в качестве которой называли книговедение. Но Соколов считал, что оно не может быть рассмотрено в, т.к. оно рассматривает его как часть комплексной науки о книге. Культурологию тоже критиковал, это философская научная дисциплина высокого уровня обобщения, которая не использует для построения своих концепций б-библиографические знания и не выполняет по отношению к БВ «трансляционных, методологических, и пр. функций, свойственных обобщающим учениям». Ванеев считает, что для БВ обобщающей является теория культуры.