Вызовы времени в воспитании




Стратегия воспитния

https://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

1. Добрый день, уважаемые коллеги, я благодарю за приглашение и в отведённое время постараюсь поделиться мыслями о закономерности появления Стратегии воспитания, привести некоторые предложения по результатам изучения практики воспитания.

Для начала принципиальное утверждения: « Во все времена вопросы воспитания были отражением общественных отношений и государственной политики, но результат всегда зависел от конкретных людей». Социальная реальность бросает нам вызов, как на дуэли, а мы-профессионалы, даём ответный выпад: предлагаем педагогические задачи. Вот примеры:

2. - с приходом рыночной экономики идёт усиление глобальной конкуренции, мы понимаем – значит возникает необходимость развития конкурентной способности у молодого человека;

- для преодолениякризиса, требуется новая волна технологических изменений, но у нас в стране недостаточно инновационных систем в производстве – значит нам необходимо ставить задачи по развитиюкреативности и способности к проектированию, принятию, реализации оригинальных решений.

3. - руководством страны и СМИ заявлено о возрастании роли человеческого капитала в рыночной экономике – то есть повышении качества образованности и компетентности профессионалов, значит возникла задача перехода от форм занятий по профориентации, к более глубокому сопровождению профессионального самоопределения учащихся.

Мы видим рост социальных проблем молодёжи в нашем нестабильном мире и недостаточность институтов воспитания, которые бы могли решать эти проблемы рост социальных проблем - значит надо ставить задачи развития форм самоорганизации, саморегулирования и освоения молодыми людьми форм сетевого, равноценного, равноправного, взаимодействия с окружающими людьми.

Таким образом, мы вносим в перспективные планы обоснование воспитательных задач. Иначе, если формулировки задач переносятся в наши планы из других источников, они выглядят оболочкой без начинки и свидетельствуют только о формализме в воспитании. Также проникает формализм в наше дело воспитания и из многочисленных документов, которые сыпятся на нашу голову обильным потоком.

4. И так "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года". Профессионал, прежде, чем приступать к исполнению документа задумывается над тем, какие тенденции, противоречия в современной жизни вызвали его появление. Какое отношение я имею к этим событиям? Каковы мои профессиональные возможности в реализации? И какие точки риска можно встретить на пути. Поскольку заявлено, что «Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса», важно увидеть реальные условия и ресурсы, которые могут быть задействованы в воспитательной деятельности. Позвольте обратиться к истории вопроса.

5. Начиная с ХХ века, шло строительство системы воспитания, как сильнейшего средства идеологической работы и, чем больше в обществе возникало проблем с детством, тем больше усиливалась роль государства в воспитании и нарастание воспитательных функций образовательных учреждений.

Период, события Состояние социальных институтов воспитания
1. 20-30 годы После первой мировая войны и революции Создание и перевод на базу образовательных учреждений детской и юношеской общественных организаций. Вводятся ставки вожатых в школах.
2. 40 годы Вторая мировая война и политические репрессии Рост числа сиротских учреждений, которые много полезного сделали для развития и воспитания детей-сирот.
3. 50 годы Восстановление народного хозяйства страны Создание ресурсной базы для организации полезных занятий детей во внеурочное время, возникает целая система внешкольных учреждений.
4. 60 годы «Оттепель» и некотор. свобода в изъявлении интересов В штат ОУ вводятся организаторы работы с детьми и молодёжью по месту жительства, появляются заместители директоров школ по воспитательной работе. (администратор)
5. 70 годы «Застой» и ограничения свободы отдель- ных людей Создание территориальных социально-педагогических комплексов по программе «Школа центр воспитательной работы в микрорайоне» и открытие клубов по месту жительства. (чтобы забрать детей с улицы)
6. 80 годы экономическая и политическая «перестройка» Ставки старших вожатых чаще всего заменяются педагогами-организаторами, в ОУ появляются педагоги-психологи, зарождается служба индивидуального сопровождения ребёнка.
6.7. 90 годы нестабильность экономических и политических отношений Идёт коренная перестройка во взглядах на воспитательную работу в школе, упразднены пионерская и комсомольская организации. Возникают детские общественные объединения. Внешкольные учреждения становятся Учреждениями дополнительного образования. Вводится ставка социального педагога, молодёжных работников и специалистов по профилактике правонарушений несовершеннолетних
8. 1998 год Принимается «Закон об основных гарантиях прав ребёнка», ставится вопрос о службе уполномоченного по правам ребёнка в регионах.
9. С 2000 годов Открываются отделения центров дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, вводятся внеурочные занятия в школе.
10. 29 мая 2015     29октября 2015 «Стратегия развития воспитания в РФ», Создание Общероссийской общественно – государственной детско – юношеской организации «Российское движение школьников».  

В 90-ые годыдействительноинтенсивно шла перестройка взглядов на воспитательную работу. Демократы заявляли, что школа должна учить, а воспитанием пусть занимается семья. Самые большие энтузиасты активно и огульно отрицали прежний опыт, создавали воспитательные новации для особо одарённых, при этом основная масса детей оставалась не у дел. Были и третьи, назовём их здоровые консерваторы - классные руководители, спокойно продолжали контролировать успеваемость и поведение детей, названивать по телефону родителям, своевременно реагируя на их проблемы, пропадая все каникулы с классом на экскурсиях.

В это время проявились и стойкие бескорыстные руководители детского движения, они создавали творческие и общественные объединения, в которых дети осваивали опыт общения, личностного роста и находили друзей. В отдельных регионах учёные стали создавать обновлённые концепции воспитания. Так разошлась по стране и «Петербургская концепция воспитания», разработанная нами под руководством Ирины Аполлоновны Колесниковой. Но, значимых для подростков, взрослых становилось меньше, чем требовалось в их жизни, и тогда дети находили их на улице, попадая в криминальную среду. Только педагоги дополнительного образования и ещё некоторые клубы по месту жительства, не взирая на трудности ресурсного обеспечения, удерживали около себя определённые группы ребят и давали им путёвку в жизнь. Я вспоминаю выступление Генерала МВД Советского Союза. Он обращался к нам умоляя сделать всё, что угодно, чтобы удержать от развала пионерскую и комсомольскую организацию школьников, констатируя, что в тех регионах, где её отменяли взрослые, незамедлительно шёл рост правонарушений и преступности несовершеннолетних.

Жизнь умножала проблемы ребёнка, но система социальных институтов воспитания была разрушена и государство открыло ставку социального педагога в ОУ, было создано отдельное ведомство по работе с молодёжью. Появилось множество уполномоченных в разных ведомствах, ответственных за профилактику правонарушений и наркозависимость несовершеннолетних. Часто профилактической работой стали подменять воспитательную функцию образовательных учреждений. Но эти меры не успевали за ростом проблем в воспитании юных граждан. Сегодня все эти должностные роли сохранены в штатном расписании образовательных учреждениях

7.. С 1992года « Закон Об образовании» утверждает «Образование – это воспитание и обучение», но до сих пор в публикациях и речах звучит «образовательно – воспитательная деятельность» - то есть в одной связке представлены не рядоположенные понятия; также не используется самостоятельный смысл понятия «воспитательный процесс», а повсеместно вводится только понятие «учебно – воспитательный процесс». Поэтому в обсуждаемом нами документе ещё раз подчёркнуто, что «воспитание» не придаток к обучению, а самостоятельный вид педагогической деятельности, входящий в образование на равных с обучением и во взаимосвязи с ним, что должно привести к укреплению общественного согласия и солидарности в вопросах воспитания детей. Именно от позиции педагога зависит, как будет принята и реализована воспитательная идея Стратегии в социальных отношениях, в обществе. Воспитание такая сфера жизни, в которой, казалось бы, всё зависит от человека: родителя, педагога-профессионала, общественника, самого ребёнка. При этом, нужно иметь некоторые общие положения, как ориентиры, чтобы не терять целые поколения? А вот как работать с подобными документами, чтобы не становиться формалистами и отвечать на вызовы времени - это другой вопрос.

содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;

повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;

содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;

8. Одна из первостепенных задач Стратеги воспитания - утверждение приоритета роли семьи в воспитании: почему не государство - а семья и готово ли общество через семью подготовить детей к социальной жизни? По многочисленным наблюдениям социологов и политологов уже несколько раз в истории России происходили изменения устоев в сфере семейных отношений, и это оказывалось единственно возможным фактором обновления общества. Вот и в настоящее время идёт смена ценностей в обществе, и тема отношения к детям переходит в публичную сферу. За примерами далеко ходить не надо, ведь почти на каждом канале ТВ идёт ток – шоу, где обсуждаются вопросы детско – родительских и супружеских отношений. На декларации прав ребёнка. произрастает социально – политическое явление - "новое родительство". Это не всегда является гарантией развития позитивных семейных отношений граждан. Когда, например, дискуссии по Закону Димы Яковлева переросли в ранг международных политических отношений, возникло много разногласий в общественной среде и в отношениях между гражданами.

популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;

Но анализируя публикации, материалы интернета, могу сказать, что есть и позитивные результаты. Публичность детской темы способствует утверждению семейных ценностей, профилактике конфликтов в детско-родительских отношениях, пресечению внеправового поведения должностных лиц по отношению к семье, то есть становлению культуры отношений взрослых и детей как членов общества. В пространстве интернета возникло множество сообществ, форумов и блогов, где идёт обмен мнениями и начинает вырабатываться обоюдно понимаемый язык, чтобы устанавливать взаимопонимание и равноправные отношения с детьми в семье.

возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;

9. На общественном уровне появляется возможность обсуждать проблему семейных патриархальных и новых ценностей, возникновение детской благотворительности, идёт осмысление реально существующей позиции родителя и ребенка, рождаются «родительские установки», как позиция взрослого по отношению к детству. И это не просто модная тема, но проблематика, которая начинает оказывать все большее влияние на мышление культурных элит, политических деятелей, то есть людей, которые принимают решение.

создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

В Стратегии речь идёт про «обновление воспитательного процесса на основе системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка». Потому что реально социальная ситуация не благоприятная для развития ребёнка и в современном обществе преобладают патерналистские отношения, отношения гиперопеки, которые оказывают сдерживающее или даже разрушительное влияние на личностное развитие ребёнка.

10.

-создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;

-расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;

-поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;

Сегодня мы имеем детей дошкольного и школьного возраста, родители которых росли и взрослели в перестроечные времена. Значит детскую общественную организацию они уже застали на этапе формального существования, не многие сумели почувствовать радость от коллективной жизни. Именно поэтому и сегодня они удивляются или даже возмущаются, когда слышат в туристском или творческом объединении, что их ребёнок имеет поручение при подготовке к походу, к выезду и отвечает за обеспечение коллективного оборудования. Мама считает, что уж если она вносит деньги за поход, значит в обслуживание её ребёнка «должно быть всё включено». А на практике оказывается, что палатка без дна, колья для общего шатра не подходят. Может быть надо последовать за предложениями Стратегии и на базе договоров по социальному партнёрству создать семейный туристский клуб, чтобы родители по выходным прочувствовали сами, каково неподготовленному человеку оказаться на природе, а не в пятизвёздочном отеле у моря? Чтоб они поняли какую школу жизни проходят их дети, умея заготовить дрова, не только съесть утром кашу, но и приготовить её на костре, понять законы экологии, санитарии и человеческой дружбы, ответственность во взаимной поддержке и помощи.

11. Стратегия ставит задачу:

обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;

И другая проблема: авторы статей отмечают нарастание страха за то, что наравне с усилением родительской ответственности за детей идёт всё большее вмешательство государства в сферу семейной жизни. Идёт дискуссия о выделения ювенальной юстиции, чтобы защитить детей, дать им больше прав, которые они сами не могут реализовать и для этого используется система государственных органов. Но на деле получается, что при такой системе государственного надзора за детско-родительскими отношениями, которые установились в странах Евросоюза и в США, родители перестают быть главным авторитетом для ребёнка, и это сильно противоречит русским традициям и устоям. Под угрозой оказывается независимость семьи, ее полное право на самостоятельное определение порядка, воспитания в семье в избранной системе ценностей. Не принятие окончательного решения и затянутость долгих дебатов происходит потому, что это решение о повышении ответственности общества и родителей может противоречить конституционному принципу защиты семьи в Российской Федерации. Не найдена ещё разумная граница права и ответственности, чтобы каждая конкретная ситуации стала развивающей.

Таким образом, рассматривая роль семьи в воспитании, как общественную функцию, можно по-новому представить сегодня отдельные положения в планах воспитания и обосновать мотивировку практических действий в конкретных ситуациях социальной жизни.

Следующей особенностью данной стратегии является внимание к поддержке общественных объединений в сфере воспитания, которая направлена на широкий спектр таких объединений и рассматривает:

12. Следующей особенностью данной стратегии является внимание к поддержке общественных объединений в сфере воспитания.

поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций, обучающихся в управлении образовательным процессом;

поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях;

привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении;

Действительно надо отличать специфику деятельности ученического от других форм самоуправления. Поиск закономерностей развития детской инициативы привёл меня однажды к выводу, что общей, исторически сложившейся, чертой ученического самоуправления является безуспешность в стремлении к демократизации и гуманизации существования. Это одинаково неудачный опыт в истории России, на территории США и западноевропейских стран. И на этом фоне меня удивила создание «Российского движения школьников». Президент принял решение, поддержав предложение депутатов всех четырёх фракций Госдумы. Поскольку ещё не ясно его содержательное и ресурсное наполнение, трудно комментировать. Я приведу небольшой коллаж из мнений депутатов и педагогов.

«При всем многообразии детских конкурсов и объединений, нам не хватает некоего стержня. И мы будем очень надеяться, что этот стержень появится в этой организации»; «главное, чтобы она не была заформализована». «Важно, чтобы они могли управлять своим, хоть и маленьким, обществом. Пускай учатся выдвигать инициативы, обмениваться опытом с подобными организациями за рубежом». «И самое главное – движение школьников будет добровольным, будет организовываться по желанию». Есть и другие мнения, например, «полезность общегосударственной организации – это явный миф»

В интернете есть информация, что газета «Взгляд» ведёт опрос: «Учреждена новая общероссийская детско-юношеская организация. Вы готовы отдать в нее своего ребенка?» Всего на тот момент, когда я знакомилась с ней, проголосовало 3401 человек Да | 56%
Нет | 21%
Пока не знаю | 23 % - это очень позитивный результат.

Знаете, у меня сохраняются данные мониторинга, которые я проводила начиная с 70–ых годов каждые десять лет, последний срез к 100–летию детского движения в России в 2009. Вспомнила об этом, потому что в откликах на решение президента, принятое в День рождения Комсомола 29 октября, возникли первые ассоциации и горькие упрёки, что это возврат к такой ужасной «Всесоюзной пионерской организации». Так вот, наши исследования показывают, что воспитательный эффект в тех кругах пионерии, которые представляли из себя «актив», то есть лидерскую часть, демонстрируют до сих пор высокий уровень человеческих и деловых качеств. Знаете, это увлекательнейшее занятие, анализировать сохраняемые десятилетиями анкеты своих воспитанников, сопоставлять данные с представителями других регионов и с данными, уже взрослых 30 – 50 летних выпускников. Сейчас могу привести только два ряда сравнительных данных, по коллективам, с которыми работала сама. 70-ые годы - Опрос более 150 респондентов – членов городского и районных пионерских штабов Ленинграда. 90–ые годы - Опросы 183 членов детских общественных объединений, участников смены Центра детских и семейных социальных инициатив «Содружество», который мы проводили в Загородном центре «Зеркальный». Количественные данные свидетельствуют, что есть различия в личных и общественных интересах подростков, это не хорошо и не плохо. Просто каждому времени и условиям жизни соответствуют определённые приоритеты в ценностных ориентациях.

Можно сделать вывод: материалы опроса действительно представляют две разные эпохи в жизни общества и в жизни детских общественных объединений. В семидесятые годы наиболее актуальной для активных подростков была потребность обрести общественный статус. В начале девяностых годов приоритетной оказалась потребность обрести личностный статус.

А в трудностях жизни - обратная картина: главная проблема штабистов –трудности в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми, для активистов перестроечного времени - отсутствие возможности у растущего человека предъявить себя в человеческом сообществе из-за непризнания взрослыми значимости детских объединений и места их в новой жизни.

При исследовании также обнаруживаются сходства и различия в позиции руководителей детских объединений разных десятилетий. Для педагогов 70-ых главной задачей являлось – не допустить формализм в коллективную жизнь и в воспитание, создать условия для развития заботливого отношения подростков к окружающим людям, интереса к общественно полезной деятельности. (Опрос руководителей городских и районных пионерских штабов из 47 территорий Советского Союза –участников Всесоюзного семинара, который я вела в Артеке)

Для педагогов начала 90-ых главная задача – найти возможность и создать условия для проявления инициативы ребят, а главная проблема –в обществе взрослых пробудить интерес к активной жизни подростков. (Анкета 58 участников сбора руководителей детских объединений в Центре «Содружество).

Таким образом, мы получаем представление о двух разных эпохах не только в жизни общества, но и в жизни одного поколения педагогов – руководителей разных типов детских объединений. Можно увидеть отличие в приоритетах при организации общественной жизни подростков. Но мы находим общие черты в педагогической позиции руководителей пионерских штабов и детских общественных объединений. В каждом случае чётко совпали потребности подростков и педагогические задачи руководителей детских общественных объединений. При сравнении с показателями других исследований можно отметить, что педагогическая позиция руководителей названных детских объединений, ближе по интересам к детям, чем позиции классных руководителей к интересам учащихся и даже ценностная ориентация руководителей кружков в дополнительном образовании к интересам их воспитанников. Именно привлечение подростков к социально значимым проектам, забота об окружающей жизни, жизни нашего замечательного города позволит нам решить проблемы по самореализации активных ребят и не надо будет столько тратить усилий на дополнительные меры по профилактике правонарушений. А дел может быть много, поинтересуйтесь материалами музея детского движения, которое есть в этом районе, и вы убедитесь в этом.

В целом Стратегию желательно рассмотреть, как основу совершенствования воспитательных возможностей дополнительного образования. Предлагаю коротко рассмотреть, ещё некоторые положения, их объективную обусловленность и возможную связь с социальными ситуациями развития ребёнка в дополнительном образовании.

13. Раздел: Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:

содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;

создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.

Здесь очень уместно вспомнить те научно – практические конференции, которые в три предшествующих года проходили в Городском центре технического творчества, посвящённые развитию инженерного мышления старшеклассников. Вызовом нам служит то, что в мире провозглашено наличие 3-ой промышленной революции. Она характеризуется глобальными изменениям в технологиях производства, в экономике и в социальной сфере. Апробированы инновационные технологии дистанционной коммуникации, когда проектно-техническая документация может быть передана на дальние расстояния и через 3-Д принтер воспроизведена с помощью трёхмерной печати. Причём уже применяются принтеры, питаемые фотоэлектричеством на солнечной энергии. Сегодняшние подростки будут жить в надвигающемся другом мире, и кто опоздал, тот может не догнать. И мы должны суметь войти в пространство новой, так называемой распределённой экономики, построенной на виртуальной, крипто – валюте, а не на едином долларовом крючке. Вслед за этим придётся осваивать продукт социальной эволюции, которая будет, и я в это хочу верить, построена на самоорганизации, самоконтроле, человеческой этике, а не на бесчеловечных законах рыночных джунглей. Именно развитие инженерного мышления может стать фактором инновационного движения в развитии современной личности и в дополнительного образования. Вот специалисты из Центра «Охта» доказывают это и думаю будут солидарность со мной. Практика показывает, что современные подростки более готовы к неожиданным, оригинальным решениям, чем предшествующие поколения. Для этого уже сегодня нужно воспитывать правильное отношение к инновациям и развивать инженерное мышление через общее для всех культурно – техническое просвещение, через научно – техническом образование и спортивно – техническое творчество в специальных группах. Мы определились в задачах, в специфике содержания и даже назвали некоторые эффективные методы. Выпустили сборники. Но провести действенный эксперимент в силу определённых обстоятельств не удалось. Надеюсь, что это решение ещё впереди, ведь инженерное мышление – это увлекательная игра ума, это чувство прекрасного не только во внешних формах продукта, но и интеллектуальная красота решений. Это и важная средство воспитания патриотизма, гуманистического идеала, которое всегда было заложено в инженерной русской традиции. Также для этих целей можно брать на вооружение и модели экологического воспитании в условиях неустойчивой экосистемы городской среды обитания. Ведь как утверждают психологи, мышление современных детей отличается целостным восприятием глобального мира. Если бы всевозможные гаджеты и СМИ правильно использовались, то сознание не становилось разорванным и ситуативным, и большее количество детей сохранили способность видеть и воспринимать мир вокруг себя, а не только лайкать и селфить себя любимого в 300 проекциях. Специалисты, например, предлагают внедрять технологии семейного экотьюторства, чтобы воспитывать экологическую культуру человека, способного совершенствовать свою жизнь в экологическом плане, потому что сегодня стоит проблема «закрытия инновационных технологий». Ведь они дают решения, которые лишают олигархов возможности манипулировать массами и наживаться на них: это и проблема противостояния натур медицины и фармакологической промышленности, проблема изобретателей водного двигателя. Здесь каждое реальное ноу-хау приводит к сворачиванию деятельности для нефтяного бизнеса, химических предприятий, фармакологов и «пищевиков», а значит, к сокращению прибыли олигархов. Надо, чтоб экологическое воспитание помогло сломать эту, пока непреодолимую стену.

Уважаемые коллеги, для разговора о поликультурном образовании молодёжи и межнациональных отношениях я передам слово нашему заведующему кафедрой психологии и педагогики, профессору Голяничу Валерию Михайловичу. А я желаю Вам найти свои пути обновления процесса воспитания, потому что педагоги дополнительного образования, это передовой отряд в педагогике. Спасибо, что выслушали.

14. Приобщение детей к культурному наследию предполагает:

эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;

создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: