Биология. Общие закономерности. 9 класс




Учебно-тематический план

N п/п Название темы Количество часов на изучение темы В том числе Формируемые компетенции (согласно стандарту образования)
Уроки Из них экскурсии/ лабораторные работы/практические работы   Контрольные работы
1. Введение     0/0/0   Называть основное биологические науки и объекты их изучения, место биологии в системе наук, основные области применения биологических знаний., отличительные признаки живого, свойства биологических систем. Определять уровень организации жизни по его сущностным характеристикам.
2. Структурная организация живых организмов     0/1/0   Знать биологическое значение основных химических элементов клетки, строение и функции белков, нуклеиновых кислот, функции углеводов и липидов, признаки, механизм и этапы биосинтеза белков, энергетического обмена(на примере расщепления глюкозы), световой и темновой фазы фотосинтеза; строение и жизнедеятельность прокариотической и эукариотической клеток, значение прокариот в жизни человека, отличительные особенности растительной и животной клетки, функции органоидов в клетке, строение ядра, стадии митоза и его биологическое значение, основные положения клеточной теории, выделять основные группы организмов по способу питания. Работать с текстом параграфа и его компонентами, составлять план ответа; участвовать в групповой работе.
3. Размножение и индивидуальное развитие     0/0/0   Характеризовать механизм бесполого размножения, его биологическое значение особенности и стадии мейоза и его биологическое значение, процесс оплодотворения. Давать определение понятия онтогенез, периодизацию индивидуального развития, этапы эмбрионального развития, описывать процессы при дроблении, гаструляции, органогенезе, формы постэмбрионального периода развития: непрямое развитие, развитие с полным и неполным превращением, особенности полного и неполного роста, биологический смысл развития с метаморфозом, этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии. Анализировать информацию в разных источниках, переводить её в другую форму(таблицы, схемы). Работать в парах, в группах.
4. Наследственность и изменчивость     0/2/0   Объяснять понятия наследственность, изменчивость, ген, локус, аллельные гены, генотип, фенотип. Называть основные задачи современной генетики, принцип гибридологического метода изучения наследственности, закономерности передачи наследственных признаков. Составлять генотипы организмов и записывать их гаметы, строить схемы скрещивания при независимом наследовании признаков. Объяснять цитологические основы наследования при моногибридном скрещивании, закон чистоты гамет, закономерности передачи наследственных признаков при дигибридном скрещивании, при сцепленном наследовании и строить их схемы. Решать задачи на моногибридное скрещивание и неполное доминирование, дигибридное скрещивание, на наследование признаков, сцепленных с полом, по составлению и анализу родословных человека. Знать три закона Менделя. особенности строения половых хромосом и хромосомный механизм определения пола. Характеризовать генеалогический, цитогенетический, биохимический и близнецовый методы изучения наследственности. Виды наследственной изменчивости, их механизмы, виды мутаций, их характеристики и свойства, причины наследственных изменений, уровни возникновения мутаций, виды мутагенов, факторы, влияющие на частоту возникновения мутаций. Формы ненаследствнной изменчивости (фенотипический), причины их возникновения, понятия модификация, норма реакции, статистические закономерности модификационной изменчивости. Уметь распознавать мутационную, комбинативную и ненаследственную изменчивость. Строить вариационный ряд и кривую изучаемого признака. Называть центры происхождения и многообразия культурных растений, объяснять определения понятий генофонл, описывать вклад Н.И. Вавилова в развитие генетики, селекции, растениеводства, значение явлений гетерозиса и полиплоидии, особенности селекции микроорганизмов, направления развития селекции микроорганизмов, биотехнологии, генной и клеточной инженерии.
5. Эволюция животного мира на Земле     0/0/0   Называть представления естествоиспытателей додарвиновской эпохи о причинах многообразия живых организмов, сущность взглядов К.Линнея, положения эволюционной теории Ж.Б. Ламарка, учения Ч.Дарвина об искусственном и естественном отборах. Знать определения понятий вид, популяция, макроэволюция, биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, основные типы эволюционных изменений: дивергенцию и конвергенцию, биологические полимеры, коацерваты, химическая эволюция, биологическая эволюция, приводить примеры гомологичных и аналогичных органов. Характеризовать критерии вида, мутационный процесс, формы естественного отбора, механизм их действия, типы покровительственной окраски и их значения для выживания, биологическое значение заботы о потомстве. Объяснять сущность эволюционных факторов(дрейф генов, популяционные волны, изоляция), относительный характер приспособлений, особенности приспособительного поведения. Описывать примеры физиологических адаптаций, их механизм формирования и биологическое значение. Описывать принцип деления истории Земли на эры и периоды, основные эволюционные события, развитие жизни в архейскую и протерозойскую эры. Определять систематическое положение Человека разумного в системе органического мира.
6. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии     0/0/0   Называть структурные компоненты биосферы и их взаимосвязи, факторы, под действием которых происходило формирование природных сообществ, структурные и функциональные компоненты биогеоценоза, биоценоза, абиотические экологические факторы, биотические, антропогенные факторы, неисчерпаемые и исчерпаемые природные ресурсы, основные рационального природопользования. Описывать круговорот веществ и энергии в природе. Владеть методами биологических исследований, объяснять полученные результаты. Иметь представление о государственных мерах по сохранению окружающей среды.

Календарно-тематическое планирование

№ урока п/п № темы № урока в теме Тема урока Планируемая дата проведения урока Фактическая дата проведения урока Домашнее задание
Введение(3 часа)
      Предмет и задачи курса Биология. Общие закономерности» 3.09-7.09     Читать п.
      Многообразие живого мира. Уровни организации живых организмов 3.09-7.09     Читать п.
      Отличительные признаки живой материи 10.09-14.09   Читать п
Раздел 1.Структурная организация живых организмов(13 ч) Тема. Химическая организация клетки (5 ч)
      Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки 10.09-14.09     Читать п
      Л/р №1 17.09-21.09   Отчёт о л/р
      Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки. Нуклеиновые кислоты 17.09-21.09     Читать п.
      Органические вещества, входящие в состав клетки. Углеводы и липиды. 24.09-28.09     Читать п
      Обобщающий урок. 24.09-28.09    
Тема. Обмен веществ и преобразование энергии(3 часа)
9.   1. Пластический обмен. Биосинтез белков 01.10-05.10     Читать п.
      Энергетический обмен 01.10-05.10   Читать п.
      Способы питания 08.10-12.10   Читать п.
Тема. Строение и функции клеток(5 ч)
      Общий план строения клеток. Прокариотическая клетка 08.10-12.10     Читать п.
      Эукариотическая клетка. Цитоплазма 15.10-19.10   Читать п.
      Эукариотическая клетка. Ядро 15.10-19.10   Читать п.
      Деление клетки 22.10-26.10   Читать п.
      Клеточная теория строения организмов 22.10-26.10   Читать п.
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие (4 ч) Тема. Размножение организмов(2 часа)
      Бесполое размножение 05.11-9.11   Читать п.
      Половое размножение. Развитие половых клеток 05.11-9.11   Читать п.
Тема. Индивидуальное развитие организмов(онтогенез) (2 часа)
      Эмбриональный период развития 12.11-16.11   Читать п.
      Постэмбриональный период развития Контрольная работа №1 12.11-16.11     Читать п.
Раздел 3. Наследственность и изменчивость (19ч) Тема. Закономерности наследования признаков(12ч)
      Генетика как наука 19.11-23.11   Читать п.
      Основные понятия генетики 19.11-23.11   Читать п.
      Гибридологический метод изучения наследования признаков. Первый закон Менделя 26.11-30.11     Читать п.
      Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет 26.11-30.11   Читать п.
      Третий закон Менделя 03.12-07.12   Читать п.
      Решение генетических задач 03.12-07.12   Читать п.
      Сцепленное наследование признаков 10.12-14.12   Читать п.
      Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом 10.12-14.12     Читать п.
      Решение генетических задач 17.12-21.12   Читать п.
      Методы изучения генетики. 17.12-21.12   Читать п.
      Л/р №2 24.12-28.12   Отчёт о л/р
      Обобщающий урок 24.12-28.12    
Тема. Закономерности изменчивости (4 часа)
      Наследственная(генотипическая) изменчивость 9.01-11.01   Читать п.
      Уровни возникновения мутаций. Свойства мутаций. Факторы, влияющие на частоту мутаций 9.01-11.01     Читать п.
      Ненаследственная(фенотипическая) изменчивость 14. 01-18.01     Читать п.
      Изучение изменчивости у растений, построение вариационного ряда и кривой 14. 01-18.01     Читать п.
Тема. Селекция растений, животных и микроорганизмов(3часа)
      Центры многообразия и происхождения культурных растений 21.01-25.01   Читать п.
      Селекция растений и животных 21.01-25.01   Читать п.
      Селекция микроорганизмов Контрольная работа №2 28.01-01.02   Читать п.
Раздел 4. Эволюция животного мира на Земле(21 ч) Тема. Развитие биологии в додарвиновский период(2 ч)
      Развитие биологии в додарвиновский период. Становление систематики 28.01-01.02   Читать п.
      Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка 04.02-08.02   Читать п.
Тема. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора(3 ч)
      Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина 04.02-08.02   Читать п.
      Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе 11.02-15.02   Читать п.
      Учение Ч. Дарвина о естественном отборе 11.02-15.02   Читать п.
Тема. Современные представления об эволюции. Микроэволюция и макроэволюция(6 ч)
      Вид, его критерии и структура 18.02-22.02   Читать п.
      Элементарные эволюционные факторы 18.02-22.02   Читать п.
47.   3. Формы естественного отбора 25.02 – 1.03   Читать п.
48.   4. Главные направления эволюции 25.02 – 1.03   Читать п.
      Типы эволюционных изменений 04.03-8.03   Читать п.
      Обобщающий урок 04.03-8.03    
Тема. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат эволюции(4 ч)
      Приспособительные особенности строения и поведения животных 11.03-15.03   Читать п.
      Забота о потомстве 11.03-15.03   Читать п.
      Физиологические адаптации 18.03-22.03     Читать п.
      Л/р №3 18.03-22.03   Отчёт о л/р
Тема. Возникновение и развитие жизни на Земле (6 ч)
      Современные представления о возникновении жизни 01.04-05.04     Читать п.
      Начальные этапы развития жизни 01.04-05.04   Читать п.
      Жизнь в архейскую и протерозойскую эры 08.04-12.04   Читать п.
      Жизнь в палеозойскую эру 08.04-12.04   Читать п.
      Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры 15.04-19.04   Читать п.
      Происхождение человека Контрольная работа №4 15.04-19.04      
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии(12 ч) Тема. Биосфера, её структура и функции(5 ч)
      Структура биосферы. Круговорот веществ в природе 22.04-26.04     Читать п.
      История формирования природных сообществ живых организмов. Биогеоценозы и биоценозы 22.04-26.04     Читать п.
      Абиотические факторы 29.04-03.05    
      Биотические факторы среды. Типы связей между организмами в биоценозе 29.04-03.05   Читать п.
      Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами 06.05-10.05     Читать п.
Тема. Биосфера и человек (7 ч)
      Природные ресурсы и их использование 06.05-10.05   Сообщения
      Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды 13.05-17.05     Читать п.
      Охрана природы 13.05-17.05   Читать п.
      Основы рационального природопользования 20.05-24.05   Читать п.
      Обобщающий урок 20.05-24.05    
      Контрольная работа №5 27.05-31.05    
      Задание на лето 27.05-31.05    


Л/р №1 Расщепление пероксида водорода в клетках клубня картофеля»

Л/р №2«Составление родословных»

Л/р №3 «Физиологическая адаптация и механизм её образования»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: