Техники приучения к самостоятельному засыпанию: об их влиянии на привязанность




Сегодня существуют консультанты по детскому сну, задача которых — помочь родителям решить проблемы сна у маленьких детей. Основоположница мягкого приучения ко сну Ким Вест предлагает обучать начиная только с 6 месяцев. Однако отучение от укачивания, засыпания у груди и так далее все равно происходит со слезами. В связи с этим возникает вопрос: может ли такое обучение повлиять на привязанность ребенка к родителю и на его психоэмоциональное состояние?

Консультанты по сну действительно предлагают в короткие сроки приучить ребенка засыпать самостоятельно, не просыпаться всю ночь и спать в отдельной комнате. Одни подходят к этому процессу довольно радикально, советуя закрывать дверь в детскую на всю ночь и открывать ее только утром, вне зависимости от того, кричит ребенок или нет. Другие рекомендуют находиться в одной комнате с ребенком, но не смотреть ему в глаза и не реагировать на плач и просьбы о контакте.

Грудное вскармливание и привычка засыпать на руках или рядом со взрослым в данном мероприятии являются серьезными помехами. Поэтому консультанты подталкивают маму к ограничению контакта в момент засыпания и к сокращению или прекращению ночных кормлений. Наиболее лояльные из них настаивают на разграничении прикладывания к груди и самого засыпания, а ночные прикладывания просят взять под контроль и кормить регламентировано.

Стандартная программа коррекции сна — приучить ребенка не нуждаться в родителе в момент засыпания и при пробуждении среди ночи.

Создаются новые привычки сна, в которых отсутствует прямой контакт с ребенком. В свою очередь вводятся ритуалы, помогающие ребенку успокаиваться самостоятельно. Сценарий программы выглядит примерно так: Плачет больше трех минут? Надо подойти, погладить, похлопать, успокоить, но на руки не брать. Продолжает плакать? Можно взять на руки, но ненадолго, и лучше поскорее положить обратно, таким образом приучая к тому, что на руки в случае плача не берем. Успокаиваем ребенка, лежащего в кроватке. Не плачет, а играет, гулит, скачет по кроватке? Ждем пять минут и лишь потом заходим. Необходимо снова настойчиво уложить, погладить, похлопать. Можно положить руку, но на руки не брать, в глаза не смотреть, не заигрывать, пресекая любой шанс физической близости и возможность получить приглашение от родителя. Постепенно эпизоды плача и активности становятся короче, и в идеале ребенок действительно привыкает ложиться и закрывать глаза, если нужно лечь и закрыть глаза, и «удовлетворяется» короткой фразой «спокойной ночи, милый», даже если он совсем мал. Время, когда родитель не подходит в случае плача, удлиняется. Стул, на котором сидит родитель во время укладывания, стоит так, чтобы родитель сидел боком, обязательно отвернувшись от ребенка, что лишает ребёнка возможности поймать взгляд родителя, ведь это инстинктивно подтолкнуло бы его к контакту с ребенком. По мере коррекции сна стул родителя отодвигается все дальше и дальше к двери, пока не окажется за пределами спальни.

Действительно, имя Ким Вест — одно из самых известных в этом направлении. Она автор, пожалуй, одной из самых гуманных программ коррекции сна, т. е. автор не советует оставлять ребенка одного в темной комнате, правда, до тех пор, пока он не привыкнет оставаться в одиночестве. Так, ребенка не оставляют плакать, не лишают объятий в рамках ритуала отхода ко сну. Грудное вскармливание здесь не считается помехой, прикладывания сохраняются, но они не должны быть хаотичными. Учитывается время укладывания ребенка спать и пропорция количества часов ночного и дневного сна. Рекомендуется много тактильного контакта в периоды бодрствования, что, безусловно, улучшает качество сна ребенка. Долгий и выверенный ритуал отхода ко сну напитывает ребенка любовью и дает чувство безопасности благодаря последовательно повторяющимся событиям. Уделяется внимание мягкости ткани постельного белья, температуре в комнате, окружающим звукам. Совершаются действия, направленные на расслабление. Родитель наблюдает за признаками усталости ребенка, что позволяет узнать его лучше, а значит, и более гармонично организовать его сны. Берутся во внимание привычки сна: контакт, грудь, поза зависимости. Они являются основными помощниками в укладывании. Как бы кормящую по требованию маму ни раздражали попытки вмешаться в ритмы прикладывания к груди, а для нее это сродни насилию, считается, что есть кое-что полезное в этом вмешательстве. Даже если ее устраивает совместный сон и щедрые прикладывания по потребности ребенка, а именно они являются основными привычками сна, считается, что удерживание соска или соски во рту постоянно на протяжении сна оставляет ребенка в поверхностных фазах сна. И это не очень полезно, т. к. не позволяет погрузиться в глубокую фазу сна, необходимую для полноценного отдыха. В связи с этим советуется ближе к году помочь ребенку засыпать, отпустив сосок. Плюс этой программы в том, что все изменения вводятся постепенно, в течение 1-1.5 месяцев. И все же она основана на постепенном приучении ребенка не нуждаться в родителе, не заявлять о своих потребностях и на перепривязанности ребенка к предмету-заменителю: мягкой игрушке, пеленке, соске, одеяльцу.

Основная привычка сна ребенка — это физическая близость, и в данной программе коррекции сна она искажена. Поглаживание или похлопывание по спинке не являются полноценным контактом. Любопытно, что даже состав молока подтверждает нелогичность ограничения в прикладываниях, т. к. размеренные посасывания груди напрямую влияют на гормоны, отвечающие за расслабление, засыпание. Тесные объятия перед сном, когда рука мамы словно оберегает тельце малыша, тепло тела взрослого, его дыхание рядом также расслабляют ребенка и дают ему чувство безопасности. Эти привычки сна продуманы природой и являются потребностями ребенка. А программа коррекции сна в первую очередь рекомендует маме разграничить прикладывание и засыпание и сломать телесную зависимость: на руки или к себе в постель не берем, кладем в кроватку и гладим.

Может ли программа коррекции сна повлиять на привязанность? Да. Чаще всего она выстроена так, чтобы на нее влиять и привести к тому состоянию, когда привязанность не будет мешать.

Консультанты считают, что зависимость мешает заветному сну, что потребность в физическом контакте с родителем мешает, равно как и привычка сосать грудь во время засыпания и ночью. Таким образом, потребность малыша в физическом контакте игнорируется, и он, если и получает ответ на нее, то не тот или не в том объеме, который ему необходим. Также оставляется без внимания потребность ребенка в прикладывании по требованию, а ведущие привычки сна (контакт, грудь, поза зависимости) остаются без внимания. То же можно сказать и о приглашении ребенка существовать в жизни родителя, о приглашении полагаться и принимать заботу — они принимают другую форму, идущую вразрез с ожиданиями ребенка. Постепенно ребенок привыкает к тому, что мама не берет его на руки, что сидит далеко от него, повернувшись боком или спиной, что кормит, не прижав к себе в своей постели, а за полчаса до сна, в другой комнате. При этом днем мама может быть нежна, заботлива и щедра на объятия, вместо которых вечером предлагает похлопывание, а вместо себя — одеяльце. Это влияет на чувство безопасности, на способность полагаться и искать ответа. Как следствие, ребенок чаще всего возводит определенные защиты, чтобы не испытывать невыносимые для себя страдания, уходит в отчуждение от родителя или перепривязывается к предмету–заменителю. У кого–то обостряется проблемное поведение, увеличиваются агрессивные импульсы в дневное время. Кого-то жажда близости и отсутствие ожидаемой заботы ночью приводит к сильнейшей тревоге, к стремлению к близости, и ребенок днем становится навязчиво липучим, капризным и тревожным. У кого-то развиваются хронические формы отчуждения, перепривязанности к предмету–заменителю, которые отражаются на отношениях с родителем днем. Защиты влияют на эмоциональное развитие ребенка, перепривязанность и отчуждение лишают родителя способности влиять на ребенка и приводить его в точку покоя, что по умолчанию важно для развития.

Стоит отметить, что не всегда это настолько фатально, и некоторые дети внешне выглядят вполне благополучными. И я допускаю, что это не только внешнее впечатление. Тепла и близости может быть вдоволь днем, что компенсирует ребенку ночь в одиночестве. Либо адаптивность ребенка может быть так высока, что новые, суррогатные привычки сна приживаются, ночи пролетают незаметно, не ударив по глубине зависимости ребенка от родителя и по его эмоциональному здоровью. Дети все разные, но не стоит полагаться на то, что все обойдется. Лучше полагаться на то, что мозг ребенка рассчитывает на заботу взрослого и на непрерывность связи в их отношениях. По крайней мере, в ту незрелую пору, когда кроме физической близости, он мало за что может держаться, даже если речь идет о сне.

«Ребенка надо научить спать» — это лозунг любого учреждения, обучающего специалистов по коррекции сна. Но ребенка не надо учить спать, как не надо учить сосать грудь или испражняться. Ему, конечно, нужно помочь приложиться к груди, и хорошо бы помочь сходить в туалет, т. к. спазмы сфинктеров его пугают и тормозят, но с мамиными подсказками при высаживании это делается легко и не кажется страшным.

Точно так же со сном. Мучиться самому и наблюдать страдания ребенка, связанные с нарушениями сна, совсем необязательно. Помочь малышу спать лучше, а заодно и себе, несомненно, стоит, но учить ребенка спать необходимости нет. Он рождается с этим умением, равно как и с инстинктом доверять, следовать, падать в привязанность и расслабляться в объятиях взрослого. Последнее важно как раз для ритмов его сна, для его способности расслабляться и засыпать, для его психоэмоционального развития.

Из вышесказанного следует, что ребенку нужно помочь довериться маме, которая знает о его потребностях, а маме следует полагаться на естественные, просчитанные природой привычки сна. Тогда укладывание будет проявлением любви, моментом близости и заботы, а не изматывающей рутиной.

Как следствие, сон поправится сам, поскольку ребенку не нужно будет беспокоиться, рядом ли мама, ведь качество и количество сна ребенка напрямую связано с качеством и количеством близости с заботливым взрослым.

Ева Фарбер

Редактура Елены Фурдак

Источник: https://alpha-parenting.ru/…/vopros-pro-priuchenie-k-samost…/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: