ПРЕДПРИЯТИЯ
Вопросы:
1. Общее представление об информационной системе предприятия
2. Работа с информацией на нижних уровнях деятельности фирмы
1. Программы для среднего уровня управления
2. Программы для высшего менеджмента
3. Информационная система предприятия как инструмент управления
Общее представление об информационной системе предприятия
В самом общем виде под информационной системой предприятия (ИСП) понимается весь комплекс данных и знаний, используемых на предприятии в целях управления и любой другой, направленной на экономический эффект деятельности, вместе со средствами получения, учета, хранения, доступа, представления, а также анализа данных и знаний.
На практике выделяются два более узких подхода к пониманию ИСП.
В первом случае под ИСП понимаются компьютерные технологии, включая аппаратную и программную составляющие, а также обрабатываемые с помощью компьютерных технологий данные и знания. Такое понимание ИСП характерно для специалистов по информационным технологиям.
Во втором случае ИСП рассматривается как инструмент управления предприятием, а основное внимание уделяется не компьютерным технологиям обработки данных, а работе с показателями, характеризующими деятельность предприятия. Такой подход к ИСП характерен для управленцев.
Рассмотрим детальнее эти подходы.
Происходящие на фирме процессы (помимо неформальных) можно разделить на три больших класса: материальные (производственно-технологические), информационные и управляющие. Для обслуживания информационных и управляющих процессов на фирме предназначено большое количество компьютерных программ и технологий. В зависимости от места этих программ в системе управления и уровня представления в них информации можно представить следующую общую схему классификации программного обеспечения и видов управленческих работ (см. рис.15.1).
|
Руководители Стратегический
высшего звена план развития
предприятия
|
Информационно- Проекты, прогнозы,
аналитические планы предприятия
службы
| |||||
Руководители Оперативные
среднего звена распоряжения,
(оперативный отчеты на уровне
|
| |||||||
Исполнители Исходные
нижнего звена, учетные данные,
регистрация документы
|
деятельности
Рис.15.1. Общая схема информационно-управляющей работы на фирме
Информация о работе предприятия регистрируется на нижних уровнях. Здесь еще трудно отделить функции учета от функций управления.
На среднем уровне происходит накопление данных о работе предприятия, создание информационной базы данных и первичный анализ информации.
И на высшем уровне происходит дальнейший анализ и обобщение информации с целью выработки стратегии управления предприятием и принятия важнейших решений по текущей деятельности предприятия.
|
Рассмотрим детальнее содержание работы по обработке информации на указанных уровнях.
15.2. Работа с информацией на нижних уровнях деятельности фирмы
Работу с информацией на нижних уровнях деятельности фирмы можно разделить на два больших направления:
- документооборот;
- учет хозяйственной деятельности.
Под документоборотом понимаются все виды деятельности, связанные как с секретарской работой, так и в целом работу с документами на предприятии, справками, письмами (в том числе и электронными), факсами, технической подготовкой различных отчетов и т.п. На Западе для такого типа работ принято использовать термин Workflow. Такая работа может быть проведена как с помощью компьютерных программ общего назначения, так и специализированных. К программам общего назначения относится, например, пакет программ Microsoft Office. Специализированные программы отличаются возможностью работы в сети, разными форматами документов, возможностью быстрого поиска документов, защиты от несанкционированного доступа (системы паролей) и др. Из русскоязычных специализированных программ для работы с документами можно отметить Docs Open.
Учет хозяйственной деятельности производится с помощью различного рода бухгалтерско-финансовых программ и программ по управлению предприятием. Из русскоязычных программ этого класса нужно выделить прежде всего 1 С: Предприятие (около 50 % рынка), Галактику, Парус и др.
В целом такие программы являются достаточно сложными и, как правило, состоят из нескольких модулей, позволяющих работу с информацией и по управлению фирмой сразу на нескольких уровнях:
|
- на нижнем уровне производится учет и фиксация хозяйственной деятельности;
- на среднем уровне создается база данных и проводится оперативный анализ деятельности фирмы.
15.3. Программы для среднего уровня управления
Программы для этого уровня управления могут быть разделены на следующие большие классы:
- хранение и первичный анализ информации;
- бухгалтерско-финансовые программы;
- программы для управления проектами;
- программы для бизнес-планирования и оценки эффективности проектов.
Первичная информация о деятельности предприятия, как правило, хранится в едином информационном центре – базе данных или хранилище данных (Data Warehousing). Программные продукты для управления базами данных называются системами управления базами данных (СУБД). Это сложные и дорогие (десятки и сотни тысяч долларов) продукты. Наиболее известной СУБД является Oracle. На небольших предприятиях в качестве СУБД может использоваться Access, входящий в состав Microsoft Office.
Бухгалтерско-финансовые программы обслуживают, как правило, одновременно нижний и средний уровни управления. Для нижнего уровня предназначены модули или уровни по учету и регистрации разнообразной хозяйственной деятельности предприятия (финансовой, банковской, производственной, ресурсы, товары и услуги, кадры, зарплата и др.) На среднем уровне на базе учетной информации создаются всевозможные отчеты, в которых отображается текущая деятельность предприятия. Важной составляющей этих отчетов является документация, предоставляемая в налоговую инспекцию. Существует большое количество русскоязычных программ такого типа. Наиболее известной из них является 1 С: Предприятие (около 50 % рынка).
Различные направления деятельности фирмы (строительство нового цеха, выпуск нового товара, деятельность по обучению персонала, модернизации оборудования и т.п.) часто рассматривают как отдельные проекты, где нужно четко расписать, согласовать и контролировать сроки выполнения, ресурсы, ответственных, выполнение. Для автоматизации такой работы используются программные продукты для управления проектами. Наиболее известный русскоязычный продукт – Spider, англоязычный – Microsoft Project.
К продуктам этого типа примыкают программные продукты для оценки инновационных проектов и бизнес-планирования. В отличие от систем управления проектами в продуктах этого типа имеются встроенные возможности оценки экономической эффективности проекта, а также некоторые простые средства моделирования. Наиболее известный русскоязычный продукт – Project Expert. Используемая в нем методика оценки бизнес-планов соответствует международным требованиям, зафиксированным на уровне UNIDO (подчиненная ООН организация, занимающаяся стандартизацией экономической отчетности).
15.4. Программы для высшего менеджмента
Основная задача программных продуктов этого уровня – анализ и обобщение информации нижележащих уровней, включая сокращение ее объема, построение моделей, генерация и анализ возможных вариантов и т.п. Работа с информацией на этом уровне осуществляется двумя группами людей – информационными аналитиками (анализ, обобщение, компьютерное моделирование и т.д.) и высшими менеджерами, которые на основании (а иногда и вопреки) представленной аналитиками информации и их рекомендаций принимают решения, связанные с деятельностью фирмы.
Программы этого уровня можно разделить на несколько типов:
- извлечение важных знаний из исходных баз и хранилищ данных (Data Mining). К наиболее традиционному классу таких программ относятся математические и статистические пакеты;
- программы для моделирования экономических процессов. Одним из наиболее известных продуктов такого типа является Powersim;
- системы поддержки принятия решений. В настоящее время они, как правило, представляют собой не единый программный продукт, а набор программных продуктов различных типов, команду аналитиков, средства представления и обсуждения этой информации, осуществляемой высшим менеджментом.
15.4. Информационная система предприятия как инструмент управления
Существующая техника управления включает в себя следующие основные принципы:
1) выбор целей для каждого из уровней управления;
2) разработка наборов показателей для каждой из целей или подцелей, характеризующих деятельность предприятия на качественном или количественном уровнях;
3) разработка методик получения показателей из информации о деятельности предприятия;
4) расчет (оценка) оптимальных значений показателей;
5) расчет (оценка) допустимых отклонений показателей от нормальных значений и разработка возможных мер по их коррекции (управление).
В соответствии с таким подходом под ИСП понимается прежде всего система показателей, характеризующих деятельность предприятия, вместе с набором исходных данных о деятельности предприятия, и методик (правил, инструкций, программ и т.п.), с использованием которых из совокупности данных получают значения показателей.
Различные акценты в понимании сути ИСП характерны для верхних уровней управления, где большее внимание уделяется не самим данным, а построению на их основе моделей деятельности предприятия. На нижних уровнях – учета и регистрации информации они практически совпадают, что связано с незначительной обработкой регистрируемой информации.
Методы пересчета производственно-
финансовых показателей в стратеги-
ческие и наоборот
Методы пересчета показателей
текущей деятельности в обобщенные
показатели производственной и
|
|
Рис.15.2. Общая схема работы с показателями в информационной системе предприятия
Литература к теме:
1. Информатика /Под ред. Н.В. Макаровой – М.: Финансы и статистика – 2011. – 768 с. (Гл.3).
2. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга – М.: Финансы и статистика – 1997. – 800 с. (Части 1-2).
ТЕМА 5. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ.
Вопросы:
1. Информационные системы управления и их эволюция
2. Общая характеристика современных систем управления
3. MRP-ERP-стандарты
4. CSRP-системы