Некоторые итоги микропереписи населения 1994 Свердловской области.




 

Микропереписи 1994 г. проводилась с 14 по 23 февраля во всех районах городах и районах области Свердловской области (кроме Верхнесалдинского и Гаринского районов, не попавших в выборку) с охватом 5% постоянного населения. На вопросы бланка переписи ответили 232,8 тыс. жителей области, в том числе 203,4 тыс. горожан и 29,4 тыс. селян. Полученные в результате опроса данные существенно дополняют наши представления о демографической, национальной, образовательной характеристике и социально – экономическом положении населения.

1.Поло-возрастной состав населения.

Уже многие десятилетия наблюдается неблагоприятное соотношение полов – женщин во всем населении области заметно больше, чем мужчин. Микроперепись зафиксировала еще большие ухудшение этого показателя (см. таблица 2):

В процентах
    Все население в том числе: городское население сельское население 1989 год 1994 год.
Мужчины Женщины Мужчины Женщины
46,6 53,4 45,5 54,5
46,4 53,6 45,3 54,7
48,4 51,6 47,3 52,7

 

Увеличение диспропорции полов обусловлено, главным образом, ростом и без того высокой смертности мужчин: по сравнению с 1989 годом её общий показатель увеличился на 56,4% (у женщин – на 28,9%). За прошедшие после всеобщей переписи пять лет ожидаемая продолжительность жизни у мужчин уменьшилось с 64 до 58 лет (у женщин – с 74 до 71). Средний возраст мужчин по данным микропереписи на пять лет меньше, чем у женщин (33,9 года против 38,8 лет).

Ухудшилась по сравнению с 1989 г. и возрастная структура жителей нашей области (см. таблица 3):

Население в возрасте (в процентах к итогу)
  Моложе трудоспособного Трудоспособном Старше трудоспособного
Все население:  
  24,6 57,0 18,4
  22,4 56,3 21,3
Мужчины:  
  26,8 63,1 10,1
  25,0 62,2 12,8
Женщины:  
  22,7 51,6 25,7
  20,2 51,3 28,5

 

Падение на 2,2 пункта доли детей и подростков в возрасте до 16 лет обусловлено, главным образом, падением рождаемости (с 13,7 рождений на 1000 человек в 1989 г. до 8,6 в 1993 г. или на 37,4%). Усилился процесс старения населения – удельный вес людей пенсионного возраста увеличился за последние 5 лет почти на три пункта.

 

2. Национальность и языки.

 

Программа микропереписи предусматривала получение сведений о национальном составе населения. Ответ на вопрос о национальной принадлежности записывался, как это принято при переписях, со слов опрашиваемых, национальность детей определялась родителями. Всего по области микропереписью были уточнены представители 94 национальностей (в переписи 1989 г. – 120 национальностей). По сравнению с переписью 1989 г. в перечне национальностей появились такие новые, как: йезиды (18), татары сибирские (12), гагаузы (9), албанцы и мокша (по 4), турки – месхетинцы (3),тлибишинцы, кумандинцы, нагайбаки, хемшилы, белуджи (по 2), арчинцы и тиндинцы (по 1) и, кроме того, казаки (8). Смотри таблицу 4

 

В расчете на 100 000 человек 1994 год в % к 1989г.
  1989год 1994год
Русские     101,7
Татары     98,3
Украинцы     80,0
Башкиры     92,2
Марийцы     94,8
Немцы     79,0
Белорусы     81,8
Удмурты     86,1
Евреи     87,2
Чуваши     71,7
Мордва     75,3
Армяне     124,4
Азербайджанцы     51,0
Молдаване     68,1
Казахи     37,0
Поляки     85,7
Греки     162,1
Цыгане     54,2
Коми – пермяки     97,8
Таджики     123,3
Болгары     97,0
Узбеки     30,9
Грузины     60,9
Осетины     116,7
Латыши     89,5
Коми     51,6
Литовцы     42,9
Аварцы     116,7
Лезгины     63,2
Корейцы     84,6
Чеченцы     57,9
Киргизы     28,6
Эстонцы     40,0

 

 

Изменения обусловлены взаимодействием ряда причин, среди которых можно выделить вынужденную иммиграцию из стран ближнего зарубежья (например, русских, армян, таджиков, осетин некоторых других национальностей), возвратную этническою миграцию в эти же страны (украинцев, азербайджанцев, казахов, узбеков, киргизов, эстонцев), а так же в национальные территориальные образования в пределах России (мордвы, татар, башкир, чувашей, марийцев, удмуртов, коми и других) и эмиграцию в государства дальнего зарубежья (прежде всего немцев и евреев).

Анализ ответов на вопрос программы о родном языке показал, что подавляющая часть респондентов (94,8%) считает родным языком русский, причем 4,8% из них не отнесли себя к русским. Помимо русских, русский назвали родным: евреи (94,7%), поляки (82,9%), немцы (75,5%), белорусы (70,9%), болгары (70,7%), украинцы (69,8%), латыши (66,7%), коми – пермяки (57,8%), мордва (55,9%), удмурты (52,7%), т. е. представляющие собой, в основном, славянские народы или ассимилировавшиеся среди русских национальности. В целом же среди нерусского населения 46,4% опрошенных назвали русский родным и 51,1% - вторым языком, которым свободно владеют. Кроме того, 7,5% евреев, 1% украинцев и 0,7% русских показали, что свободно владеют одним из 4-х иностранных языков (английский, немецкий, французский испанский).

При микропереписи впервые получены сведения о том, на каком языке разговаривают жители области дома, на работе, в учебных заведениях и дошкольных учреждениях. Как выяснилось, свыше три четверти (79%) нерусского населения общается дома на русском языке (в том числе в городских поселениях – 85,1%, в сельской местности – 50,1%); удельный вес разговаривающих по-русски на работе существенно выше – 96% (в городах – 99,9%, на селе – 73,6%); в учебных заведениях и дошкольных учреждениях русским языком пользуются 99,2% учтенных микропереписью нерусских (99,8% горожан и 96,7% сельских жителей).

Более других (кроме русских) общаются на языке своей национальности: дома – кабардинцы (87,5%), цыгане (68,6%), киргизы и йезиды (по 61,1%), даргинцы (53,3%), марийцы (42,5%), армяне (41,2%), азербайджанцы (35%), таджики (34,5%) и аварцы (34,5%),; на работе – марийцы (29,1%) и татары (6%).

3. Источники средств существования.

 

Данные микропереписи показали, что у 45,4% опрошенных зарплата, получаемая на предприятиях, организациях и учреждениях всех форм собственности, по – прежнему является основным источником существования. В 1989 г. такой доход имело 52,4% жителей области. Пенсию в качестве источника средств существования называли 26% респондентов; различные пособия – 25%; стипендию получали 2,8% опрошенных; пособие по безработице – 0,6%.

В тоже время принципиально новыми возможностями получения доходов, предоставленными в рамках проводимых в стране реформ, пользуется не значительная часть охваченного микропереписью населения. Предпринимательскую деятельность, как источник дохода, назвало 0,8% обследованных, доходы от фермерской деятельности – 0,4% сельских жителей, доходы от собственности (дивиденды, доходы от сдачи в аренду жилья, автомобиля, другой собственности) – 0,2% опрошенных.

В итогах микропереписи заметно повышение активности населения в поисках дополнительных источников доходов. Удельный рост респондентов, указавших более одного источника средств существования, увеличился в области с 12,6 % в 1989 г. до 58,2% в 1994 год. Среди них в наиболее типичных сочетаниях назвали: 30,2% - заработную плату и доход от личного и подсобного хозяйства; 16,9% - пенсию и доход от личного и подсобного хозяйства; 3,1% - заработную плату и пенсию. 84,7% из числа всех иждивенцев отдельных лиц получали различные государственные пособия. Наличие трех и более источников средств существования отмечено у 4,4% респондентов.

Принимаемые государством меры по защите наиболее социально уязвимых слоев населения, наряду сростом числа пенсионеров, обусловили почти трехкратное увеличение части населения области, получающих пенсию и различные государственные пособия – с 19,3% в 1989 г. до 52% в 1994 г.

Хотелось бы еще привести данные о численности постоянного и обследованного населения (см. таблица 5) и о распределение населения по пол (см. таблица 6), по микропереписи 1994 года.

 

 

Таблица 5:

  Численность Процент обследованного в микропереписи населения
Постоянного населения На 01.01.94г. /тыс. чел./ Обследованного населения на 14.02.94 г /человек/.
Российская Федерация 147977,1   4,96
Уральский регион 20380,4   4,99
Свердловская область 4656,7   5,00
в том числе: городское население   4057,1   5,01
г. Екатеринбург 1345,5   5,06
г. Нижний Тагил 428,7   5,18
г.Каменск-Уральский 205,8   4,99
г. Первоуральск 142,6   5,53
г. Серов 102,0   4,48
г. Асбест 83,2   4,87
Сельское население 599,6   4,91

 

Таблица 6:

    Численность /человек/   На 1000 человек приходится На100 женщин приходится мужчин
Мужчин Женщин Мужчин Женщин  
Российская Федерация          
Уральский регион          
Свердловская область          
в том числе: городское население            
г. Екатеринбург          
г. Нижний Тагил          
г. Каменск-Уральский          
г. Первоуральск          
г. Серов          
г. Асбест          
Сельское население          

 

Очередная перепись должна была состояться в 1999 году, однако отложена с нехваткой денежных средств (и кризисом 1998 года).

Перепись 2002 г. будет первой переписью населения в независимой России. Состоялся ряд заседаний правительства на эту тему, приняты важные организационные решения. Во многих регионах страны активно ведется подготовка к данному мероприятию – как организационная, так и просветительская. На проведение всероссийской переписи населения предполагается потратить 3,3 млрд. рублей. В этот раз предполагается расширить круг вопросов, касающихся социально – экономического положения населения, чтобы составить по возможности картину, свободную как от негативных политических спекулятивных, так и от лакировки действительности.

Согласно одному из главных принципов проведения переписей, персональные данные никогда не попадут куда – либо, кроме Госкомстата, и не будут преданы гласности. В том числе они закрыты и для других государственных учреждений и ведомств. Для обеспечения защиты данных переписи 2002 г. при участии МВД и ФАПСИ была создана Государственная техническая комиссия. Помимо технической и программно – технологической защиты компьютеров, будет создана специальная зона безопасности, куда станут пропускаться только специалисты, имеющие непосредственное отношение к обработке данных.

Предполагалось также, что перед проведением переписи счетчики могут проводить предварительные обходы, что бы познакомиться с людьми, которых будут опрашивать.

К сожалению, согласно недавним социологическим исследованиям, лишь половина опрошенных выразила готовность честно ответить на все вопросы. Однако у оставшейся половины есть ещё время серьезно подумать и изменить свое мнение. Ведь без полной и объективной информации невозможно нормально управлять государством, тем более таким огромным и сложным, как наша держава.


Заключение.

В заключение своей работы я хотела бы отметить то, что дальнейшая демократизация нашего многонационального общества предполагает разработку и осуществление в стране новой современной государтсвен6ной национальной политики. Концепцию такой политики можно должным образом обосновать, располагая надежной информационной статистической базой, которую даст лишь перепись. Её материалы позволяют получить сведения не только о численности населения той или иной национальности, но и об их возростно – половом составе, родном и другом языке, которым они свободно владеют, состояние в браке, уровне образования, источниках средств существования, экономической активности, занятых и т.д.

Успешная реализация реформ, духовное и экономическое состояние общества во многом зависят от развития интеллектуального потенциала страны, проще говоря – от образовательного уровня населения. Казалось бы, в этой области особых оснований для беспокойства быть не должно. Сопоставим хотя бы итоги микропереписи 1994 года с материалами 1989 г., получается, что образовательный уровень россиян повысился почти во всех возрастных группах, и особенно в старших возрастах, в которые ныне вступили люди достаточно образованные. Однако среди молодежи в возрасте от 15 – 19 лет картина сложилась обратная: доля молодых людей этого возраста с незаконченным высшим или средним (полным и неполным) образованием за 5 лет уменьшилась более чем на 4 пункта: с 94,5% до 91%. Чтобы как – то стабилизировать и улучшить эту ситуацию необходимо было изначально хотя бы узнать это, т.е. была необходима перепись и она была проведена.

Дальнейшее развитие реформ, необходимость регулирования вызванных ими сложных процессов социально – экономической сфере предъявляют новые требования к информации о состоянии трудового потенциала страны и занятости населения. В современных условиях собрать достаточно полную подробную информацию о численности и структуре трудовых ресурсов России и её территорий можно только в рамках переписи. Для этого в проекте её программе предусмотрен блок вопросов. Эти материалы переписи будут служить основой для текущих оценок и расчетов по районам и городам в межпереписной период, а так же базой для формирования выборочной совокупности домашних хозяйств при организации наблюдения за текущими изменениями и тенденциям на рынке труда.

 

Еще один блок важной информации – о жилищных условиях населения, эту информацию можно получить, только проведя перепись. Обеспеченность жильём всегда была в России одним из болезненных вопросов. По данным микропереписи 1994 г., у 14% домохозяйств на одного человека приходилось менее 7 кв. м. жилой площади, и свыше 6% городских домохозяйств располагались в коммунальных квартирах. В ближайшее время положение может ещё более усугубиться в связи с ограниченностью муниципального жилищного строительства, высокой стоимостью предлагаемых для продажи квартир, а в ряде регионов, кроме того, из – за резкого повышения потребности в жилье для расселения и обустройства семей вынужденных мигрантов.

 

И хотелось бы отметить, что одним из главных факторов успешного проведения переписи будет готовность к ней самого населения, понимание её целей и государственного значения для формирования эффективной социально – экономической политики. Такого понимания можно добиться только при умелой организации разъяснительной работы с использованием всех средств массовой информации.

Перепись является одним источником обо всех численных, национальных и др. изменениях в обществе, она представляет важнейшую информацию для правительства в целях установления годового бюджета, в какую сферу общественной жизни следует вложить большие затраты. Я считаю, что переписи следует проводить не реже, чем в 10 лет, тогда мы будем иметь полную информацию о жизни людей в стране.

Перепись 2002 г. будет первой переписью населения в независимой России. Состоялся ряд заседаний правительства на эту тему, приняты важные организационные решения. Во многих регионах страны активно ведется подготовка к данному мероприятию – как организационная, так и просветительская. На проведение всероссийской переписи населения предполагается потратить 3,3 млрд. рублей. В этот раз предполагается расширить круг вопросов, касающихся социально – экономического положения населения, чтобы составить по возможности картину, свободную как от негативных политических спекулятивных, так и от лакировки действительности.

Согласно одному из главных принципов проведения переписей, персональные данные никогда не попадут куда – либо, кроме Госкомстата, и не будут преданы гласности. В том числе они закрыты и для других государственных учреждений и ведомств. Для обеспечения защиты данных переписи 2002 г. при участии МВД и ФАПСИ была создана Государственная техническая комиссия. Помимо технической и программно – технологической защиты компьютеров, будет создана специальная зона безопасности, куда станут пропускаться только специалисты, имеющие непосредственное отношение к обработке данных. Перепись будет проходить на основании закона гарантирующего конфедициальность полученных сведений, каждый в праве предоставляет данные о себе на добровольной основе.

Хотелось бы ещё отметить, что результаты переписи положительно повлияют на результаты в области управления экономикой. Все результаты, полученные в результате переписи 2002 года будут учтены. Президент считает, что перепись станет проверкой дееспособности всех уровней власти.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: