Микропереписи 1994 г. проводилась с 14 по 23 февраля во всех районах городах и районах области Свердловской области (кроме Верхнесалдинского и Гаринского районов, не попавших в выборку) с охватом 5% постоянного населения. На вопросы бланка переписи ответили 232,8 тыс. жителей области, в том числе 203,4 тыс. горожан и 29,4 тыс. селян. Полученные в результате опроса данные существенно дополняют наши представления о демографической, национальной, образовательной характеристике и социально – экономическом положении населения.
1.Поло-возрастной состав населения.
Уже многие десятилетия наблюдается неблагоприятное соотношение полов – женщин во всем населении области заметно больше, чем мужчин. Микроперепись зафиксировала еще большие ухудшение этого показателя (см. таблица 2):
В процентах | |||
Все население в том числе: городское население сельское население | 1989 год | 1994 год. | |
Мужчины | Женщины | Мужчины | Женщины |
46,6 | 53,4 | 45,5 | 54,5 |
46,4 | 53,6 | 45,3 | 54,7 |
48,4 | 51,6 | 47,3 | 52,7 |
Увеличение диспропорции полов обусловлено, главным образом, ростом и без того высокой смертности мужчин: по сравнению с 1989 годом её общий показатель увеличился на 56,4% (у женщин – на 28,9%). За прошедшие после всеобщей переписи пять лет ожидаемая продолжительность жизни у мужчин уменьшилось с 64 до 58 лет (у женщин – с 74 до 71). Средний возраст мужчин по данным микропереписи на пять лет меньше, чем у женщин (33,9 года против 38,8 лет).
Ухудшилась по сравнению с 1989 г. и возрастная структура жителей нашей области (см. таблица 3):
Население в возрасте (в процентах к итогу) | |||
Моложе трудоспособного | Трудоспособном | Старше трудоспособного | |
Все население: | |||
24,6 | 57,0 | 18,4 | |
22,4 | 56,3 | 21,3 | |
Мужчины: | |||
26,8 | 63,1 | 10,1 | |
25,0 | 62,2 | 12,8 | |
Женщины: | |||
22,7 | 51,6 | 25,7 | |
20,2 | 51,3 | 28,5 |
|
Падение на 2,2 пункта доли детей и подростков в возрасте до 16 лет обусловлено, главным образом, падением рождаемости (с 13,7 рождений на 1000 человек в 1989 г. до 8,6 в 1993 г. или на 37,4%). Усилился процесс старения населения – удельный вес людей пенсионного возраста увеличился за последние 5 лет почти на три пункта.
2. Национальность и языки.
Программа микропереписи предусматривала получение сведений о национальном составе населения. Ответ на вопрос о национальной принадлежности записывался, как это принято при переписях, со слов опрашиваемых, национальность детей определялась родителями. Всего по области микропереписью были уточнены представители 94 национальностей (в переписи 1989 г. – 120 национальностей). По сравнению с переписью 1989 г. в перечне национальностей появились такие новые, как: йезиды (18), татары сибирские (12), гагаузы (9), албанцы и мокша (по 4), турки – месхетинцы (3),тлибишинцы, кумандинцы, нагайбаки, хемшилы, белуджи (по 2), арчинцы и тиндинцы (по 1) и, кроме того, казаки (8). Смотри таблицу 4
В расчете на 100 000 человек | 1994 год в % к 1989г. | ||
1989год | 1994год | ||
Русские | 101,7 | ||
Татары | 98,3 | ||
Украинцы | 80,0 | ||
Башкиры | 92,2 | ||
Марийцы | 94,8 | ||
Немцы | 79,0 | ||
Белорусы | 81,8 | ||
Удмурты | 86,1 | ||
Евреи | 87,2 | ||
Чуваши | 71,7 | ||
Мордва | 75,3 | ||
Армяне | 124,4 | ||
Азербайджанцы | 51,0 | ||
Молдаване | 68,1 | ||
Казахи | 37,0 | ||
Поляки | 85,7 | ||
Греки | 162,1 | ||
Цыгане | 54,2 | ||
Коми – пермяки | 97,8 | ||
Таджики | 123,3 | ||
Болгары | 97,0 | ||
Узбеки | 30,9 | ||
Грузины | 60,9 | ||
Осетины | 116,7 | ||
Латыши | 89,5 | ||
Коми | 51,6 | ||
Литовцы | 42,9 | ||
Аварцы | 116,7 | ||
Лезгины | 63,2 | ||
Корейцы | 84,6 | ||
Чеченцы | 57,9 | ||
Киргизы | 28,6 | ||
Эстонцы | 40,0 |
|
Изменения обусловлены взаимодействием ряда причин, среди которых можно выделить вынужденную иммиграцию из стран ближнего зарубежья (например, русских, армян, таджиков, осетин некоторых других национальностей), возвратную этническою миграцию в эти же страны (украинцев, азербайджанцев, казахов, узбеков, киргизов, эстонцев), а так же в национальные территориальные образования в пределах России (мордвы, татар, башкир, чувашей, марийцев, удмуртов, коми и других) и эмиграцию в государства дальнего зарубежья (прежде всего немцев и евреев).
Анализ ответов на вопрос программы о родном языке показал, что подавляющая часть респондентов (94,8%) считает родным языком русский, причем 4,8% из них не отнесли себя к русским. Помимо русских, русский назвали родным: евреи (94,7%), поляки (82,9%), немцы (75,5%), белорусы (70,9%), болгары (70,7%), украинцы (69,8%), латыши (66,7%), коми – пермяки (57,8%), мордва (55,9%), удмурты (52,7%), т. е. представляющие собой, в основном, славянские народы или ассимилировавшиеся среди русских национальности. В целом же среди нерусского населения 46,4% опрошенных назвали русский родным и 51,1% - вторым языком, которым свободно владеют. Кроме того, 7,5% евреев, 1% украинцев и 0,7% русских показали, что свободно владеют одним из 4-х иностранных языков (английский, немецкий, французский испанский).
|
При микропереписи впервые получены сведения о том, на каком языке разговаривают жители области дома, на работе, в учебных заведениях и дошкольных учреждениях. Как выяснилось, свыше три четверти (79%) нерусского населения общается дома на русском языке (в том числе в городских поселениях – 85,1%, в сельской местности – 50,1%); удельный вес разговаривающих по-русски на работе существенно выше – 96% (в городах – 99,9%, на селе – 73,6%); в учебных заведениях и дошкольных учреждениях русским языком пользуются 99,2% учтенных микропереписью нерусских (99,8% горожан и 96,7% сельских жителей).
Более других (кроме русских) общаются на языке своей национальности: дома – кабардинцы (87,5%), цыгане (68,6%), киргизы и йезиды (по 61,1%), даргинцы (53,3%), марийцы (42,5%), армяне (41,2%), азербайджанцы (35%), таджики (34,5%) и аварцы (34,5%),; на работе – марийцы (29,1%) и татары (6%).
3. Источники средств существования.
Данные микропереписи показали, что у 45,4% опрошенных зарплата, получаемая на предприятиях, организациях и учреждениях всех форм собственности, по – прежнему является основным источником существования. В 1989 г. такой доход имело 52,4% жителей области. Пенсию в качестве источника средств существования называли 26% респондентов; различные пособия – 25%; стипендию получали 2,8% опрошенных; пособие по безработице – 0,6%.
В тоже время принципиально новыми возможностями получения доходов, предоставленными в рамках проводимых в стране реформ, пользуется не значительная часть охваченного микропереписью населения. Предпринимательскую деятельность, как источник дохода, назвало 0,8% обследованных, доходы от фермерской деятельности – 0,4% сельских жителей, доходы от собственности (дивиденды, доходы от сдачи в аренду жилья, автомобиля, другой собственности) – 0,2% опрошенных.
В итогах микропереписи заметно повышение активности населения в поисках дополнительных источников доходов. Удельный рост респондентов, указавших более одного источника средств существования, увеличился в области с 12,6 % в 1989 г. до 58,2% в 1994 год. Среди них в наиболее типичных сочетаниях назвали: 30,2% - заработную плату и доход от личного и подсобного хозяйства; 16,9% - пенсию и доход от личного и подсобного хозяйства; 3,1% - заработную плату и пенсию. 84,7% из числа всех иждивенцев отдельных лиц получали различные государственные пособия. Наличие трех и более источников средств существования отмечено у 4,4% респондентов.
Принимаемые государством меры по защите наиболее социально уязвимых слоев населения, наряду сростом числа пенсионеров, обусловили почти трехкратное увеличение части населения области, получающих пенсию и различные государственные пособия – с 19,3% в 1989 г. до 52% в 1994 г.
Хотелось бы еще привести данные о численности постоянного и обследованного населения (см. таблица 5) и о распределение населения по пол (см. таблица 6), по микропереписи 1994 года.
Таблица 5:
Численность | Процент обследованного в микропереписи населения | ||
Постоянного населения На 01.01.94г. /тыс. чел./ | Обследованного населения на 14.02.94 г /человек/. | ||
Российская Федерация | 147977,1 | 4,96 | |
Уральский регион | 20380,4 | 4,99 | |
Свердловская область | 4656,7 | 5,00 | |
в том числе: городское население | 4057,1 | 5,01 | |
г. Екатеринбург | 1345,5 | 5,06 | |
г. Нижний Тагил | 428,7 | 5,18 | |
г.Каменск-Уральский | 205,8 | 4,99 | |
г. Первоуральск | 142,6 | 5,53 | |
г. Серов | 102,0 | 4,48 | |
г. Асбест | 83,2 | 4,87 | |
Сельское население | 599,6 | 4,91 |
Таблица 6:
Численность /человек/ | На 1000 человек приходится | На100 женщин приходится мужчин | |||
Мужчин | Женщин | Мужчин | Женщин | ||
Российская Федерация | |||||
Уральский регион | |||||
Свердловская область | |||||
в том числе: городское население | |||||
г. Екатеринбург | |||||
г. Нижний Тагил | |||||
г. Каменск-Уральский | |||||
г. Первоуральск | |||||
г. Серов | |||||
г. Асбест | |||||
Сельское население |
Очередная перепись должна была состояться в 1999 году, однако отложена с нехваткой денежных средств (и кризисом 1998 года).
Перепись 2002 г. будет первой переписью населения в независимой России. Состоялся ряд заседаний правительства на эту тему, приняты важные организационные решения. Во многих регионах страны активно ведется подготовка к данному мероприятию – как организационная, так и просветительская. На проведение всероссийской переписи населения предполагается потратить 3,3 млрд. рублей. В этот раз предполагается расширить круг вопросов, касающихся социально – экономического положения населения, чтобы составить по возможности картину, свободную как от негативных политических спекулятивных, так и от лакировки действительности.
Согласно одному из главных принципов проведения переписей, персональные данные никогда не попадут куда – либо, кроме Госкомстата, и не будут преданы гласности. В том числе они закрыты и для других государственных учреждений и ведомств. Для обеспечения защиты данных переписи 2002 г. при участии МВД и ФАПСИ была создана Государственная техническая комиссия. Помимо технической и программно – технологической защиты компьютеров, будет создана специальная зона безопасности, куда станут пропускаться только специалисты, имеющие непосредственное отношение к обработке данных.
Предполагалось также, что перед проведением переписи счетчики могут проводить предварительные обходы, что бы познакомиться с людьми, которых будут опрашивать.
К сожалению, согласно недавним социологическим исследованиям, лишь половина опрошенных выразила готовность честно ответить на все вопросы. Однако у оставшейся половины есть ещё время серьезно подумать и изменить свое мнение. Ведь без полной и объективной информации невозможно нормально управлять государством, тем более таким огромным и сложным, как наша держава.
Заключение.
В заключение своей работы я хотела бы отметить то, что дальнейшая демократизация нашего многонационального общества предполагает разработку и осуществление в стране новой современной государтсвен6ной национальной политики. Концепцию такой политики можно должным образом обосновать, располагая надежной информационной статистической базой, которую даст лишь перепись. Её материалы позволяют получить сведения не только о численности населения той или иной национальности, но и об их возростно – половом составе, родном и другом языке, которым они свободно владеют, состояние в браке, уровне образования, источниках средств существования, экономической активности, занятых и т.д.
Успешная реализация реформ, духовное и экономическое состояние общества во многом зависят от развития интеллектуального потенциала страны, проще говоря – от образовательного уровня населения. Казалось бы, в этой области особых оснований для беспокойства быть не должно. Сопоставим хотя бы итоги микропереписи 1994 года с материалами 1989 г., получается, что образовательный уровень россиян повысился почти во всех возрастных группах, и особенно в старших возрастах, в которые ныне вступили люди достаточно образованные. Однако среди молодежи в возрасте от 15 – 19 лет картина сложилась обратная: доля молодых людей этого возраста с незаконченным высшим или средним (полным и неполным) образованием за 5 лет уменьшилась более чем на 4 пункта: с 94,5% до 91%. Чтобы как – то стабилизировать и улучшить эту ситуацию необходимо было изначально хотя бы узнать это, т.е. была необходима перепись и она была проведена.
Дальнейшее развитие реформ, необходимость регулирования вызванных ими сложных процессов социально – экономической сфере предъявляют новые требования к информации о состоянии трудового потенциала страны и занятости населения. В современных условиях собрать достаточно полную подробную информацию о численности и структуре трудовых ресурсов России и её территорий можно только в рамках переписи. Для этого в проекте её программе предусмотрен блок вопросов. Эти материалы переписи будут служить основой для текущих оценок и расчетов по районам и городам в межпереписной период, а так же базой для формирования выборочной совокупности домашних хозяйств при организации наблюдения за текущими изменениями и тенденциям на рынке труда.
Еще один блок важной информации – о жилищных условиях населения, эту информацию можно получить, только проведя перепись. Обеспеченность жильём всегда была в России одним из болезненных вопросов. По данным микропереписи 1994 г., у 14% домохозяйств на одного человека приходилось менее 7 кв. м. жилой площади, и свыше 6% городских домохозяйств располагались в коммунальных квартирах. В ближайшее время положение может ещё более усугубиться в связи с ограниченностью муниципального жилищного строительства, высокой стоимостью предлагаемых для продажи квартир, а в ряде регионов, кроме того, из – за резкого повышения потребности в жилье для расселения и обустройства семей вынужденных мигрантов.
И хотелось бы отметить, что одним из главных факторов успешного проведения переписи будет готовность к ней самого населения, понимание её целей и государственного значения для формирования эффективной социально – экономической политики. Такого понимания можно добиться только при умелой организации разъяснительной работы с использованием всех средств массовой информации.
Перепись является одним источником обо всех численных, национальных и др. изменениях в обществе, она представляет важнейшую информацию для правительства в целях установления годового бюджета, в какую сферу общественной жизни следует вложить большие затраты. Я считаю, что переписи следует проводить не реже, чем в 10 лет, тогда мы будем иметь полную информацию о жизни людей в стране.
Перепись 2002 г. будет первой переписью населения в независимой России. Состоялся ряд заседаний правительства на эту тему, приняты важные организационные решения. Во многих регионах страны активно ведется подготовка к данному мероприятию – как организационная, так и просветительская. На проведение всероссийской переписи населения предполагается потратить 3,3 млрд. рублей. В этот раз предполагается расширить круг вопросов, касающихся социально – экономического положения населения, чтобы составить по возможности картину, свободную как от негативных политических спекулятивных, так и от лакировки действительности.
Согласно одному из главных принципов проведения переписей, персональные данные никогда не попадут куда – либо, кроме Госкомстата, и не будут преданы гласности. В том числе они закрыты и для других государственных учреждений и ведомств. Для обеспечения защиты данных переписи 2002 г. при участии МВД и ФАПСИ была создана Государственная техническая комиссия. Помимо технической и программно – технологической защиты компьютеров, будет создана специальная зона безопасности, куда станут пропускаться только специалисты, имеющие непосредственное отношение к обработке данных. Перепись будет проходить на основании закона гарантирующего конфедициальность полученных сведений, каждый в праве предоставляет данные о себе на добровольной основе.
Хотелось бы ещё отметить, что результаты переписи положительно повлияют на результаты в области управления экономикой. Все результаты, полученные в результате переписи 2002 года будут учтены. Президент считает, что перепись станет проверкой дееспособности всех уровней власти.