Лекция 21
Физиологически критерии спортивного
Отбора и ориентации
План.
1. Понятие о спортивном отборе. Цели, классификация форм спортивного отбора и ориентации.
2. Основные принципы и критерии проведения отбора.
3. Средства и организация отбора и ориентации.
Понятие о спортивном отборе. Цели, классификация форм спортивного отбора и ориентации.
Физические упражнения имеют значение, зависящее от индивидуальных морфологических и функциональных особенностей организма. При отклонениях в физическом развитии, необходимы корригирующие физические упражнения, а при наличии высоких потенциальных возможностей для достижения рекордных результатов в каком-либо виде спорта, можно рекомендовать спортивную подготовку. Спортивный отбор - это установление пригодности к спортивной деятельности на основе прогнозирования способностей отбираемого. Методика отбора может быть эффективной только при условии, если она строится на принципах, имеющих достаточное медико-биологическое обоснование. Можно сказать и так, что спортивный отбор - система организационно-методических мероприятий, включающих педагогические, психологические, социологические и медико-биологические методы исследования, на основе которых выявляются способности детей, подростков и юношей для специализации в определенном виде спорта или в группе видов спорта.
Понятием "спортивный отбор" обозначается, как правило, отбор в группы подготовки. Трудности спортивного отбора усугубляются тем, что надо знать не только о конечной модели чемпиона или рекордсмена, но и о том, как формировался спортивный идеал, какими характеристиками он обладал на каждом этапе спортивного совершенствования.
|
Существует еще одна форма отбора: в команды для предстоящих соревнований. Этот вид отбора не требует долгосрочного прогноза и более прост в методическом отношении.
Первоначальный, предварительный, отбор в группы подготовки может проводиться двумя путями: в виде физкультурно-спортивной ориентации или спортивной селекции. Спортивная ориентация- система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта. Спортивная селекция - система мероприятий, предусматривающих периодический отбор лучших спортсменов на различных этапах спортивного совершенствования.
Сущность физкультурно-спортивной ориентации состоит в прогнозировании степени моторной одаренности детей и в ориентации выявленных одаренных на тренировочные группы для подготовки к достижению высоких спортивных результатов. Таких детей не более 3-5%. Остальным рекомендуется общая оздоровительная подготовка (ОФП) по программам, дифференцируемым с учетом здоровья и физической подготовленности.
Для детей ослабленных, с отклонениями или пороками в физическом развитии специальные облегченные комплексы. Первый этап такой ориентации рекомендуется проводить в 5-7 лет в виде мероприятия, охватывающего всех находящихся в дошкольных учреждениях детей.
Чаще используется спортивная селекция, решающая более узкую задачу: определение пригодности к занятиям определенным видом спорта или к последующему этапу подготовки в избранном виде спорта.
|
Различают два вида спортивной селекции: выбор и отсев. Выбор - выделение способных из числа детей, не решивших вопроса о своем желании или нежелании заниматься данным видом спорта. Проводится он обычно в дошкольных учреждениях или в школе. При отсеве способных выбирают из числа желающих заниматься, а признанные неспособными "отсеиваются.
Отбор в группы спортивной подготовки продолжается многие годы, он многоэтапен. Помимо описанного, предварительного, выделяют ещё три (а иногда и больше) этапа: начальный основной и заключительный, при проведении которых проверяется, уточняется пригодность к следующим, более высоким, ступеням спортивной подготовки.
Основные принципы и критерии проведения отбора
Объектом отбора являются неординарные спортивные способности к данному виду деятельности. При спортивном отборе решается вопрос, способен ли отбираемый достичь мастерства в избранном виде спорта за определенный период подготовки, то есть каковы потенциальные возможности спортсмена.
Это реально при учете двух компонентов:
1. Уровень полученных по наследству структурных и функциональных задатков, предпосылок к успеху в желаемом виде деятельности, исходный (начальный) уровень физического состояния на момент отбора.
2. Тренируемость как индивидуальный уровень возможностей развития наследственных задатков, который определяется по показателям развития физических качеств, о которых достоверно можно судить при наблюдении за ребенком в течение 1,5-2 лет.
Только учет этих факторов может обеспечить более надежный прогноз конечного (дефинитивного) уровня развития этих качеств.
|
Необходимо учитывать, что уровень и характер проявления одаренности очень индивидуальны и заключаются в том, что одни, приходя заниматься тем или иным видом спорта, уже проявляют ярко выраженные способности, других же не принимали в группы начальной подготовки в силу их слабости. То есть на этом фоне можно говорить о том, что успешное выполнение определенной спортивной деятельности происходит по-разному из-за внутренних свойств, отличающих индивидуальность. Е.П. Ильин определяет двигательную одаренность - "как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биологических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида деятельности". В широких пределах возможна компенсация одних способностей другими. Устойчивая же склонность, пристрастие к определенным видам занятий уже выражают особенности индивидуальности растущего человека. Обычно склонности идут впереди способностей и становятся одним из важных факторов их развития. Последнее практически не изучается в спортивной деятельности.
В.Д. Шадриков, "…мера интегрированности способностей в системе конкретной деятельности может иметь индивидуальные различия, так как при одной и той же продуктивности по отдельным функциям у различных лиц результативность их деятельности различается.
Эффективность отбора определяется решением следующих задач: 1) моделирования эталона идеального спортсмена; 2) выбора в качестве критериев отбора наиболее стабильных в онтогенезе признаков из числа составляющих модель идеального спортсмена; 3) устранения влияния предварительной обученности; 4) учета темпов биологического созревания.
Первые два уровня способностей имеют преимущественное значение на предварительном этапе спортивного отбора, а третий - на всех последующих этапах, когда отбирают к занятиям определенным видом спор уровень, который характеризуется уже результатами спортивной деятельности, хотя и специфичен, но тем не менее имеет общие для всех видов спорта характеристики.
Среди компонентов моделей, описывающих состояние или уровень подготовленности спортсменов, выделяют уровень развития сторон подготовленности; функциональные возможности; внешние морфологические признаки, возраст и спортивный стаж, способность к восстановлению после больших физических и психологических нагрузок. Применительно к высококвалифицированным спортсменам отмечается, что у них значительно меньше выражена вариабельность интегральных характеристик соревновательной деятельности в сравнении с факторами функциональной подготовленности.
Редко кто из сильнейших спортсменов, по показателям которых создавались модельные характеристики, по своим данным соответствовал усредненному идеалу. Многими признается, что выдающиеся спортсмены наряду с некоторыми сильнейшими сторонами подготовленности имеют и заурядный уровень развития отдельных компонентов, а изменения этого соотношения часто нарушают всю систему.
Выбор наиболее стабильных в онтогенезе признаков. Наибольшее значение имеют и заслуживают использования в качестве критериев отбора на его ранних этапах те из них, которые обладают стабильностью, то есть устойчивостью индивидуальных особенностей в онтогенезе. Например, ребенок, выделяющийся среди 8-летних сверстников большой длиной тела, чаще всего остается высоким и в более зрелом возрасте. Параметры, обладающие стабильностью, характеризуются большой степенью генетической обусловленности. Приведем в качестве примера наследуемость некоторых морфометрических признаков у человека.
Наследуемость морфометрических признаков (средние данные ряда исследователей, %)
Наследуемость | Морфометрический признак |
85-90 | Длина тела, длина верхних и нижних конечностей |
80-85 | Длина туловища, плеч и предплечья, бедра и голени |
70-80 | Масса тела, ширина таза и бедер, ширина плечевой кости |
60-70 | Ширина плеч, голени и запястья э |
60 и менее | Обхват запястья, лодыжки, бедра и голени, плеча и я предплечья, обхват шеи, талии и ягодиц |
Из физиологических параметров в значительной степени генетически детерминированы показатели аэробной и анаэробной производительности и гипоксической устойчивости организма.
Из физических качеств наиболее подвержены генетическому контролю быстрота и взрывная сила, анаэробная и аэробная выносливость.
Нестабильные параметры, в значительной степени подверженные средовым воздействиям (например, статическая сила, реакции ЧСС на нагрузку) не следует использовать в качестве критериев отбора на ранних его этапах, так как они поддаются целенаправленному изменению в процессе многолетних тренировок. Различают четыре вида прогноза по отдаленности: оперативный - на 1-2 месяца; краткосрочный - от 2 до 12 месяцев; среднесрочный - от 1 года до 4 лет; долгосрочный - от 4 до 8 лет.
Критерии оперативного прогноза используются при отборе в команду для участия в очередном соревновании. Краткосрочный прогноз необходим при планировании очередного этапа спортивной подготовки. Критерии средне- и долгосрочного прогнозов пригодны для ранних этапов отбора.
Степень стабильности признака, обусловленная жесткостью генетической детерминации, может быть определена различными путями. Наиболее надежны два метода: близнецовый и лонгитудинальных (то есть длительных наблюдений) обследований.
При лонгитудинальных (динамических или продольных) обследованиях выраженность признака ежегодно, на протяжении многих лет (желательно в течение всей прогрессивной стадии онтогенеза) проверяется у достаточно представительной группы детей. Показателем стабильности служит коэффициент корреляции между значениями признака: ювенильными (каждого из детских лет) и дефинитивными (зрелого возраста).
Близнецовым методом определяется степень генетической обусловленности признаков.
При проведении отбора важное значение имеет также правильная оценка полученных при обследовании показателей. В этом отношении большего внимания заслуживает учет двух факторов: предварительно обученности и темпов биологического созревания.
Снятие предварительной обученности. Вследствие различий тельного режима, предварительного упражнения (неупражнения) обследуемые, обладающие равноценными задатками, могут сильно различаться по уровню обусловленных этими задатками способностей. Избежать ошибок, порождаемых предварительной обученностью, можно двумя путями. Один из них - использование в качестве критериев отбора показателей, которые не подвержены предварительной обученности (например, критическая частота световых мельканий - КЧСМ - как показатель лабильности нервной системы). Второй путь — повторные обследования после достаточных по объему стандартных тренировочных занятий. Например, определяются темпы прироста через 0,5-2 года.
Учет темпов биологического созревания. Выявляемый при обследовании уровень показателей - критериев отбора - в любом возрасте (наиболее сильно - в пубертатном) зависит от темпов биологического созревания. Акселераты, раньше вступающие в период "пубертатного скачка", получают временные преимущества по размерам тела и производительности оси физиологических систем организма (сравнительно с ретардантами), которые затем убывают до нуля к началу зрелого возраста. Поэтому значения критериев отбора надо оценивать по нормам не календарного, а биологического возраста. Темпы биологического созревания, кроме того, могут играть роль самостоятельного критерия отбора.