Problems in the use of the results of investigative activities in proving criminal cases.




Козлова Л.А.

Студентка 2 курса заочного отделения

Группа «ЮСТ-М-1-3-2016-1»

Российский государственный социальный

Университет, г. Москва Российская Федерация

Kozlova L. A.

2th year student correspondence department

Group «YUST-M-1-3-2016-1»

Russian State Social University

Moscow, Russian Federation

Миронова Елена Анатольевна

Доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин

Российский государственный социальный

Университет, г. Москва Российская Федерация

Mironova Helena Anatolievna

Associate Professor of criminal law disciplines

Russian State Social University

Moscow, Russian Federation

 

Проблемы в использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам.

Problems in the use of the results of investigative activities in proving criminal cases.

Аннотация: в данной статье автор рассматривает проблемы в использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам и предлагает пути решения данной проблемы.

Abstract: in this article the author considers the problems in the use of the results of investigative activities in proving in criminal cases and suggests ways to solve this problem.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, проблемы в использовании результатов оперативно-розыскной деятельности, результаты ОРД.

Key words: operational-investigative activity, operational-investigative activities, problems in using the results of operational-investigative activity, the results of the ORD.

 

Основной правовой базой ОРД являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ от 12 августа 1995 г. (далее – ФЗ об ОРД), другие подзаконные нормативные акты федеральных органов государственной власти.

Понятие ОРД приведено в ст. 11 ФЗ об ОРД. ОРД - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств [1].

ОРД проводится посредством ОРМ. ФЗ об ОРД не содержит определения понятия ОРМ, в ст. 6 приведен только перечень ОРМ, и тем самым не обеспечивает необходимых методологических предпосылок для единообразного понимания данного понятия[2].

Исходя из вышеизложенного, можно попытаться сформулировать понятие ОРМ как осуществляемую уполномоченным на то должностным лицом совокупность действий, направленных на решение задач ОРД, как способ установления лица, совершившего преступление, и как инструмент фиксации факта преступной деятельности определенного лица (лиц) [6].

Важным понятием является и «результаты ОРД». В ФЗ об ОРД также не дано понятие результатов ОРД, но термин «результаты ОРД» сформулирован в п. 36.1 ст. 5 УПК РФ формулируется как «сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда». Само понимание термина «результаты ОРД» подразумевает деятельности, которая завершена в целом или завершен определенный ее этапа и получение информации, позволяющей сделать выводы или заключения о выполненной работе. По существу, результаты ОРД - это не фактические данные, а только сведения о фактах, источники сведений, которые могут быть подтверждены оперативными данными

Анализ литературы и практики позволил выделить некоторые проблемы в использовании результатов ОРД.

ФЗ об ОРД определяет, что результаты ОРМ передаются следователю, органу дознания или в суд на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, и в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными правовыми актами. В частности, нарушение положений Инструкции о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд, утвержденной совместным Приказом МВД Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68, в процессе подготовки и представления результатов ОРД органу, осуществляющему предварительное следствие, может повлечь в суде признание доказательств, сформированных на их основе, недопустимыми.

Согласно названной Инструкции представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела результаты ОРД должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, содержать все сведения о порядке проведения ОРМ, способах документирования преступного деяния, используемых в процессе документирования, средствах объективного контроля, носителях полученной информации и всех иных фактах, имеющих значение при принятии решения о возбуждении уголовного дела [3]. Сами по себе результаты ОРД не являются доказательствами. Они не могут быть использованы в качестве доказательств, т.к. процесс их получения отличается от порядка получения уголовно-процессуальных доказательств.

Материалы, которые получают в ходе проведения ОРД должны пройти этапы изменений для того, чтобы стать доказательствами. Чтобы результаты ОРД стали доказательствами необходимо чтобы данные сведения содержали: сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию; указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в процессуальных условиях доказательства, сформированные на их основе [7].

 

Зачастую же возникают ошибки, такие как:

- оформление документов, связанных с проведением ОРМ, не уполномоченным на то должностным лицом;

- отсутствие оснований, предусмотренных законом, для проведения ОРМ, например, по преступлению, отнесенному к категории небольшой тяжести;

- отсутствие решения суда на проведение ОРМ в отношении лица, обладающего особым правовым статусом;

- неверное отражение в документах ОРД статуса участвующих в нем лиц;

- провокация преступления;

- неверное название проведенного ОРМ;

- незаконный досмотр лица;

- отсутствие постановления о предоставлении результатов ОРД;

- отсутствие некоторых документов по фиксации результатов ОРД;

- неправильное оформление изъятых документов, включая технические ошибки и исправления;

- несоблюдение требований закона к упаковке различных носителей информации, вещественных доказательств, изъятых в ходе проведенного ОРМ;

- отсутствие в постановлении о представлении результатов ОРД перечня представляемых документов, предметов [5].

Так же проблемой является проверка и оценка данных, полученных оперативными подразделениями, на соответствие их достоверности. В соответствии с общим порядком доказывания в уголовном процессе результаты ОРД проверяются на основании ст. 87 УПК РФ.

Значимым свойством представленных следователю и суду результатов ОРД является их проверяемость. Например, следует проверять:

1. Соответствие ФЗ об ОРД (цели и задачи проведения ОРМ; компетенция органа, осуществляющего ОРД; основания осуществления конкретного ОРМ и др.;

2. Наличие рапорта оперативника или обращения руководителя органа - субъекта ОРД или его уполномоченного заместителя; в документе (рапорте) необходимых сведений (время, место и иные обстоятельства), а также указание на источники получения предметов, документов и иных объектов, полученных при осуществлении ОРМ; постановления о проведении конкретного ОРМ и др.;

3. Соответствие представленных результатов ОРД требованиям УПК РФ: предмету доказывания; возможно ли сформировать на их основе доказательства, отвечающие требованиям УПК РФ; содержат ли полученные сведения указание на ОРМ, при проведении которых они получены; возможно ли их проверить в уголовном судопроизводстве; иным требованиям (целостность упаковки, сумма и номера денежных купюр, наличие печатей и т.д.).

Представляемые результаты ОРД должны точно отражать те события, которые фиксируются. В случае сомнения в законности и достоверности полученных результатов необходимо начать проверку материалов ОРД на предмет возможных фальсификаций и провокаций преступлений сотрудниками оперативных подразделений.

В завершение отметим, что результаты ОРД являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требовани ФЗ об ОРД, могут стать доказательствами только после их проверки, закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе норм уголовно-процессуального закона.

 

 

Литература

1. УПК РФ

2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ от 12 августа 1995 г.

3. Инструкция о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд, утвержденной совместным Приказом МВД Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68

4. См.: Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" / Под ред. В.В. Николюка. М., 2003. С. 51 - 52.

5. Гармаев Ю.П. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам о незаконном обороте наркотиков: Практ. пособие. Иркутск: Издательство ИПКПР ГП РФ, 2004. С. 32 - 33.

6. Нагиленко Б.Я. О понятии результата оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). 2006. N 4. С. 21 - 26; Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М., 2006. С. 556 - 557; и др.

7. Куликов А.В., Таранин Б.А. К проблеме формирования уголовно-процессуальных доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности // Рос. следователь. 2007. № 3. С. 10.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: