Возрастные особенности развития детей и восприятия материала духовно-нравственного содержания




Склярова Т. В.

Исследованию механизмов психического развития детей в процессе взросления в отечественной науке посвящены работы Л.С. Выготского, В.В.Зеньковского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.С.Мухиной и др.

Общепризнанной теорией психического развития в отечественной возрастной психологии и в педагогической практике явилось культурно-историческое учение Л.С. Выготского, исходной предпосылкой которой выступает идея о соотношении реальной и идеальной форм. В онтогенетическом развитии человека изначально существует идеальная форма, взаимодействующая с реальной: с первых шагов детского развития высшая идеальная форма влияет на становление начальных форм психики ребёнка.

Идеальная форма, по Л.С. Выготскому отражает сложившиеся в ходе исторического развития человечества формы культурного поведения. В культуре содержатся в готовом виде формы поведения, способности, качества личности, которые должны быть освоены ребёнком в процессе его развития. Лишённый взаимодействия с культурными (идеальными) формами растущий человек не сможет развить в себе специфических человеческих качеств.

Реальные формы представляют собой природные свойства человека, являющиеся органической основой развития его психических качеств. Начальные («натуральные») психические функции в ходе развития преобразуются в высшие («культурные») психические функции. Высшие психические функции, такие как понятийное мышление, разумная речь, логическая память, произвольное внимание, волевое поведение, эмоциональное восприятие и т.п. - становятся новыми образованиями в детской психике в процессе её развития, однако они содержатся в культуре в формах мыслительных образов, социальных норм, ценностных отношений, способов деятельности и т.д.

Принципиальная новизна идеи Л.С.Выготского об идеальной форме заключается в том, что в его понимании социальная среда и её культура воспринимаются не как условие или один из факторов развития детской психики, а рассматривается в качестве источника психического развития (1).

Для В.В. Зеньковского источником психического развития ребёнка является устремление духовного начала к выражению в его душе и теле. Определяя образ Божий в человеке как духовное начало его личности, В.В.Зеньковский характеризует, какими путями проявляется оно в разные периоды детства. Вместе с тем, священник-учёный отмечает, что развитие личности ребёнка происходит при непременном взаимодействии с социальной средой (2). В.В. Зеньковский пишет, что через усвоение языка и культуры происходит развитие своеобразия детской личности, основных душевных сил, творческого начала в ребёнке.

Д.Б. Элькониным были изучены закономерности процесса формирования детской психики и выявлено, что воздействие взрослого на процессы психического развития ребёнка всегда опосредуется собственной деятельностью детей. Причём существует прямая зависимость в освоении детьми операционно-технической деятельности от её осмысления – сначала ребёнок ориентируется в основных смыслах человеческой деятельности и только после этого усваивает способы действия. Деятельность ребёнка способствует формированию его психических систем. Д.Б. Элькониным отмечалось, что «невозможна прямая «пересадка» знания прямо в голову субъекта, минуя его собственную деятельность»(3). В концепции психического развития Д.Б. Эльконина (4) преодолевается один из серьёзных недостатков зарубежной психологии, где постоянно возникает проблема расщепления двух миров – мира предметов и мира людей. В русле российской культурной традиции Д.Б. Элькониным было показано, что человеческая культура содержит в себе единство смысла и операционной деятельности.

Развивая идеи Л.С. Выготского о ведущем типе деятельности, А.Н. Леонтьев показал, что в основе развития сознания, поведения и в целом всей личности ребёнка лежит как общение языкового типа, так и его предметная деятельность. Только, исходя из «анализа содержания самой развивающейся деятельности ребёнка, может быть правильно понята и ведущая роль воспитания, воздействующего именно на деятельность ребёнка, на его отношения к действительности и поэтому определяющего его психику, его сознание»(5). Благодаря работам А.Н. Леонтьева ведущая деятельность стала рассматриваться в качестве показателя психологического возраста ребёнка.

Традиционным для отечественной психологии является рассмотрение развития психики ребёнка в контексте той культуры, которую он воспринимает из своего окружения и в связи с той деятельностью, которая доступна ребёнку в сотрудничестве с взрослым.

Важное значение для развития личности ребёнка имеет освоение различных уровней культуры человечества. Культура религиозной жизни в этом отношении рассматривается как высший уровень человеческой культуры, вобравший в себя более чем тысячелетний опыт обращения человека и человечества к Творцу.

Очевидно, что в процессе усвоения традиции Православной культуры учёт возрастных особенностей детей имеет двойную ценность.

Во-первых, постижение богодухновенной культуры на каждом этапе онтогенеза способствует более глубокому и разностороннему развитию детской психики и знакомству ребёнка с такими видами человеческой деятельности, которые недоступны в десакрализованной культуре (молитва, пост, покаяние).

Во-вторых, учёт психологических особенностей личностного развития детей в процессе обучения культуре религиозной жизни обуславливает становление гармоничного образа мировосприятия у ребёнка, что в конечном итоге формирует к концу детства устойчивое мировоззрение.

Мировоззрение представляет собой обобщённую систему взглядов человека на мир в целом, на место человека в мире и на своё собственное место в нём; мировоззрение – это понимание человеком смысла его жизни, деятельности, позиции, а также истории и перспектив развития человеческого рода (6). Согласно концепции Л.С. Выготского мировоззрение у человека формируется к началу юношеского возраста, однако весь ход предыдущего развития откладывает свои отпечатки на становление мировоззрения.

Существенным фактором, способствующим становлению мировоззрения взрослеющего человека, является самосознание ребёнка.

В работах В.С. Мухиной выявлено, каким образом в процессе психического развития ребёнка им присваивается сложившаяся в истории человечества совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций, позволяющая воспринимать себя одновременно социальной единицей и уникальной личностью. Структура самосознания личности обеспечивает её целостность, предполагающую сохранение основных смыслов и значений для человека и состоит из пяти базовых звеньев - представлений о своём имени и теле, притязаний на признание, половой идентификации, психологического времени личности и социального пространства личностных отношений(7).

В каждом возрастном этапе детства звенья структуры самосознания личности ребёнка получают своё интенсивное развитие. Обучение ребёнка основам православной культуры, учитывающее становление структуры его самосознания позволит решить проблему интериоризации духовного опыта человечества в соответствии с индивидуальной траекторией развития личности. Более того, религиозная культура обладает дополнительным потенциалом, способствующим развитию структуры самосознания, чего не может обеспечить безрелигиозная культура.

Рассмотрим как это может быть реализовано в процессе изучения курса «Православная культура», обращаясь к «Примерному содержанию образования по учебному предмету «Православная культура» (8).

Представление о своём имени. «Имя – личное название человека, даваемое ему прежде всего при рождении; знак, позволяющий причислить человека к определённому социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях, полу»(9). Психологи подчёркивают, что в условиях современной жизни имя теряет для человека остроту мифологического отношения, сохраняя при этом мощное значение и смысл для его носителя. Имя позволяет ребёнку познавать собственную сущность, так как очень быстро соединяется в сознании с «Я», употребляемого также для обозначения себя самого. Православная традиция наречения ребёнку при крещении имени святого даёт дополнительный параметр самоидентификации ребёнка с личностью его небесного покровителя, у которого, как правило, есть жизнеописание (житие), каноническое изображение (икона) и особая форма личностного обращения к нему (молитва святому). Такого рода личностное обращение ребёнка с носителем его имени обеспечивает сакральное восприятие собственного имени, даёт возможность поддержать в ребёнке его чувство самоуважения, что повышает уровень самооценки. Этим отчасти объясняется стремление большинства детей, даже не крещённых в православии, иметь личную иконку святого того имени, которое носит ребёнок.

В трёх из восьми содержательных линиях «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» представлены темы, отражающие христианское отношение к имени человека – «История православной религии и культуры», «Письменная культура Православия», «Православный образ жизни». Отдельно изучаются темы – «Святые христианской Церкви, их почитание в православной культуре», «Христианские имена», «Святые покровители, празднование именин в Церкви и семье, отличие от дня рождения». На каждом возрастном этапе развития ребёнка восприятие им образа имени живущего рядом человека, имени святого и своего имени обладает важными функциями, формирующими устойчивую структуру его самосознания.

«Тело – не только организм человека в его внешних физических формах и проявлениях; оно – индивидуальный образ, отражение культуры и духовности человека»(10). Тело отражает физические, психические и духовные свойства и особенности человека. Отношение к собственному телу ребёнок формирует посредством отношения к нему близких взрослых людей, отношение к человеческому телу вообще он усваивает через культурные ориентации ближайшего окружения и бытующие в нём традиции. Христианская культура имеет глубокую и самобытную концепцию представлений о телесной сущности человека, как о природе человеческой личности. Отличительной особенностью православного воспитания представлений о человеческом теле и его предназначении является стремление к сохранению телесного и духовного целомудрия. Православная аскетика – наука о сохранении телесной и духовной целостности, учит тому, какими способами человек может научиться управлять своим телом и мыслями, каким образом он может выстроить отношения с другими людьми и Богом. В православном воспитании доминирует метод воспитания целомудрия, заключающийся в том, что информация предоставляется воспитаннику в ответ на его вопросы, а не иначе, когда объяснение взрослого предваряет возможные вопросы ребёнка. Этим обусловлено отсутствие в конфессиональной педагогике православия такой методики ознакомления ребёнка с физической стороной его жизни, которая одинаково удовлетворила бы познавательные потребности ребёнка и сохранила нетронутой те области его самосознания, которые в настоящее время ещё не актуализированы.

В связи с этим, содержание курса «Православная культура» также целомудренно называет основные темы, касающиеся телесной жизни человека, предлагаемые для изучения детям, учитывая их возрастные особенности. В линии «Православная христианская картина мира» рассматриваются следующие темы - «Православная антропология», «Православное христианское понимание единства человеческого рода», «Душевная, духовная и телесная сущность человека», «Сопоставление понимания человека в Христианской Церкви с антропологическими представлениями в других религиях и нерелигиозных учениях», «Духовная сущность греха и его последствия для телесной, духовной и душевной жизни человека», «Обожение человеческой природы». В линии «Нравственная культура Православия» такие темы, как «Сверхъестественность христианских нравственных требований, понятие нравственного подвига», «Православная культура отношения к ближнему, жертва за ближнего в личной жизни, семье, обществе», «Православная христианская культура отношения к болезни и смерти», призваны сформировать у растущего ребёнка отношение к своей телесной жизни, соответствующее христианскому пониманию тела, как необходимой, но не самодовлеющей субстанции человеческого существования.

Потребность в признании является сущностной характеристикой человека. Взрослый человек реализует эту потребность в своей деятельности, признание ребёнка первоначально осуществляется в атмосфере его семейного принятия и любви.

Специалистами подчёркивается, что ребёнку важно чувствовать свою уникальность и неповторимость, его нельзя путать с другим. Для нормального психического развития ребёнка ему предстоит усвоить своё имя, лицо и тело, неслучайность своего появления в этом мире, автономную ценность его существования. Все названные условия способствуют формированию психической устойчивости, субъективного ощущения себя счастливым и любимым ребёнком.

В идеале школа должна также обеспечивать ребёнку условия для его признания. На тех уроках, где происходит становление образа мировосприятия ребёнка, проявление любви к каждому ребёнку должно быть ориентиром для преподавателя. Этим педагогическим правилом можно объяснить успех педагогической деятельности святых праведных отцев Иоанна Кронштадского, Амвросия Оптинского, отца Алексея Мечева, преподававших в школах и гимназиях.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский выработал свою систему преподавания Закона Божия: он спрашивал только тех учеников, которые хотели отвечать, и ставил только пятерки и четверки и никогда не ставил других отметок. Если ребенок не хотел отвечать, он никогда не стыдил, не заставлял, не принуждал. Он стремился вложить в душу ребенка любовь, обеспечивая полное признание каждому ребёнку в классе.

Половая идентификация растущего ребёнка обеспечивается также в основном в его семейном воспитании. К концу раннего возраста дети устанавливает для себя свою половую принадлежность, а в течение первых семи лет интенсивно осваивают поведенческие формы, интересы и ценности своего пола, проявляя различные эмоциональные реакции на сверстников своего и противоположного пола. Необходимость гендерного подхода в воспитании обоснована современной психологией и педагогикой (Кон И.С., Мудрик А.В.). Однако, методы полового воспитания, предлагаемые секулярной педагогикой и психологией, в большинстве своём далеки от сохранения целостности детской психики.

Для православного воспитания проблема полового воспитания в настоящее время заключается в недостатке современных христианских целомудренных программ воспитания детей и юношества в сфере отношения полов. Комментируя «Основы социальной концепции РПЦ», протоиерей Николай Балашов сказал: «Следует честно признать: если мы не научимся бережно и целомудренно, но вместе с тем понятно и правдиво, не слишком рано, но и не чересчур поздно рассказывать нашим детям об отношениях полов в том духе, который совместим с нашей верой и нашими представлениями о нравственности, - то неизбежно отдадим это важное дело в руки людей, далёких от христианских нравственных норм»(11).

Работа профессора протоиерея Василия Зеньковского «На пороге зрелости» (12) является в некотором смысле исключением из правил, однако она адресована не детям, а юношеству, и, вместе с тем, написана в традициях православной аскетической литературы. Сам автор подчёркивает в упоминаемой работе, что стремление «соблюдения самого себя» есть, по существу, аскетическое стремление, которое наиболее сильно проявляется в человеке, имеющем идеал. Таким образом, в русле православной традиции, В. Зеньковский соединяет религиозное воспитание с воспитанием телесной культуры растущего человека. Использование материалов названной книги даёт педагогу ориентиры в воспитании телесных проявлений, диапазона возрастной дозволенности обращения со своим телом, не только в плане физических нагрузок, телесных функций и гигиены, но и в плане взаимодействия с представителями своего и противоположного полов. Воспитание целомудрия и сопутствующего ему ценностного отношения к своему телу, ориентировано в православии на достижение высших проявлений человеческой личности в творчестве, семейной жизни и основано на иерархическом подходе к пониманию человеческой личности.

Работы православных педагогов О.Л. Янушкявичене, Р. Янушкявичюс «Основы нравственности» и священника Алексея Мороза, педагога Т. Берсеневой «Уроки добротолюбия» (14) также целомудренно знакомят детей с такими темами, как «Нравственность и пол» (О.Л. Янушкявичене, Р. Янушкявичюс), «О девстве, браке и семье» (священник Алексей Мороз, педагог Т. Берсенева).

В Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура» содержательная линия «Нравственная культура Православия» отражает такие темы, как «Нравственная культура православной семьи», «Запрещение блуда, нравственная ответственность мужчины и женщины в половых отношениях», «Духовно-нравственные и психосоматические последствия половой распущенности».

Психологическое время личности составляет важное звено самосознания человека, позволяющее ему адекватно реагировать на свой жизненный путь во времени, представленном прошлым, настоящим и будущим, и переживать в нём своё физическое и духовное изменение. Чем младше ребёнок, тем большее участие в формирование его жизненной перспективы принимает взрослый. Именно взрослый закладывает основы субъективной картины жизненного пути у ребёнка, учит соотносить себя не только с образами прошлого, но и будущего, причём прошлого и будущего, как отдельной личности, так и целой нации и государства.

Изучение курса «Православная культура» в средней школе направлено на достижение целей личностной самоидентификации и формирования мировоззрения личности, содействия формированию картины мира, пониманию жизни человека и общества, адекватному современному уровню познания и культуры, создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции. Эти цели реализуются в таких содержательных линиях, как «Православная христианская картина мира», «История православной религии и культуры», «Письменная культура Православия», «Православный образ жизни», «Православие – традиционная культура русского народа». В рамках регионального (национально-регионального компонента каждый регион Российской Федерации может предложить к изучению в школе сведения о различных сторонах православной культуры региона с учётом исторического прошлого данной территории России, особенностей межкультурных взаимодействий, обусловленных этноконфессиональной структурой населения.

Использование традиций православной культуры оказывает значительное влияние на формирование у детей дополнительного параметра психологического времени личности. Знакомство с историей православия, жизнью и деятельностью святых подвижников земли российской, которое происходит не только по рассказам взрослых, но и в паломничестве к святым местам, где покоятся мощи этих святых, где есть возможность им помолиться, познакомиться с людьми, также пришедшими за духовной поддержкой к святым и почувствовать свою причастность истории и общность с остальными паломниками,- всё это способствует формированию духовного отношения к прошлому своего народа. Посещение монастырей и знакомство с современным укладом монастырской жизни, общение с монахами-насельниками монастырей позволяет сформировать единство восприятия духовной истории и современной духовной жизни россиян. Таким образом, посещение православных храмов и монастырей, паломничество по святым местам, обращение к святым, являющимся конкретными историческими личностями и одновременно настоящими по времени духовными заступниками любого обращающегося к ним в молитве человека, позволяет ребёнку позитивно воспринять единство прошлого, настоящего и будущего своего народа и своё место в нём.

Социальное пространство личности представляет собой условия развития и бытия человека, которые психологически вводят его в сферу прав и обязанностей, в сферу деятельности и общения. В качестве таких условий В.С.Мухина называет – место, где протекает жизнь человека, стиль и содержание общения, обусловленные принадлежностью к определённой культуре (культурам), внутреннюю позицию самого человека по отношению к истории своего народа. Освоение социального пространства ребёнком происходит посредством накопления представлений о самом себе и своём окружении. «Ребёнок… выделяет значимые для себя опоры, от которых он отталкивается как «от печки»… При этом ребёнку необходимо знать и чувствовать, что он не случаен в этой жизни, не одинок, как все живое на Земле. Конечно, он появился на свет от мамы и папы, а не путём клонирования, как пресловутая овечка Долли. У него есть живущие на этом свете родственники, у него есть предки, далёкие и близкие» (15).

Рассмотренная нами тематика изучения «Православной культуры» свидетельствует о том, что освоение детьми разного возраста основ духовной культуры в целом способствует гармоничному освоению ребёнком социального пространства своей личности.

Для выявления того, каковы механизмы восприятия детьми материалов духовно-нравственного содержания, опишем основные психологические особенности возрастов, наиболее сензитивных в плане обучения культуре религиозной жизни.

Дошкольный возраст

Первый опыт интеллектуального знакомства ребёнка с традициями православия возможен в возрасте после 4 лет. Психологически это обусловлено переживанием ребёнком кризиса трёх лет и появлением первых проявлений волевого поведения ребёнка. Научившийся ориентироваться и действовать в предметном окружении ребёнок начинает иначе воспринимать самого себя и своё ближайшее окружение. Сутью кризиса трёх лет по мысли Л.С. Выготского являются две взаимосвязанные тенденции – тенденция к эмансипации, к отделению от взрослого и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возрастающая самостоятельность и активность ребёнка свидетельствует об изменении его аффективно-волевой сферы. С этим и связано завершение «материнской школы», которое обычно и происходит на границе третьего и четвёртого года. Девиз детей этого возраста «Я сам!» является величайшим достижением в развитии их психики. Возраст дошкольного детства предполагает освоение ребёнком многообразия человеческих проявлений в окружающем ребёнка мире, в том числе и постижения азов религиозной культуры своей семьи и своего народа. Делать это надо будет самому, но при помощи взрослого.

Период дошкольного детства называют временем символизма, так как логические мыслительные операции только еще формируются в интеллекте, опираясь на внешние объекты. Символ, как мостик от одной реальности к другой, позволяет ребенку в четырех-, пятилетнем возрасте соединять объекты и понятия. Наиболее отчетливо это проявляется в детской игре. Палка может быть символом ружья и коня, камушки – пищей, деньгами, лекарством и т. д. Многие психологи называют игровую деятельность ведущей в дошкольный период. Совместно с игрой в этом возрасте развивается изобразительная деятельность, элементарный труд, зарождаются начатки учения в форме освоения культурного наследия человечества – воспринимаются и запоминаются сказки, мифы, постигается музыка.

Социальная ситуация развития обусловлена двумя серьезнейшими новообразованиями, сложившимися к началу этого возраста. Во-первых, координация движений позволяет быть более свободным и настойчивым, также совершенствуется чувство языка. Это и позволяет развиваться воображению, творчеству, которое, в свою очередь, развивает в ребенке чувство инициативы. Э. Эриксон определяет чувство инициативы как базисное «для реалистического ощущения ребенком собственных амбиций и целей» (16).

Основной характеристикой мышления дошкольника является его эгоцентричная направленность. Впервые детский эгоцентризм был охарактеризован в работах Ж. Пиаже. Скрытая умственная позиция ребенка, проявляющаяся в тенденции «мир вокруг меня», определяет основные проявления эгоцентризма. Прыгающий мальчик любуется окружением и обращается к маме: «Смотри, мама, как деревья прыгают!» Ребенок уверен в том, что солнце специально слепит его, луна следует за ним во время прогулок, а такой ветер на улице потому, что деревья качаются.

Расшатывание эгоцентризма – одна из важнейших воспитательных задач дошкольного возраста. Постепенно, чаще в игре, происходит координация эгоцентричной позиции с позициями других участников игры. В связи с этим происходит и эволюция детских игр – от игры «рядом, но не вместе» к совместной игре и, как к вершине, – к игре по правилам. Эгоцентризм уступает место децентрации, когда ребенок научается осознавать свое «я» в качестве субъекта. После этого уже возможно отделение субъекта от объекта, которое позволяет соотносить свою точку зрения с позициями других людей. К концу дошкольного возраста у ребенка должно вызреть умение не рассматривать свою позицию как единственно возможную. Это необходимое условие для начала школьного обучения.

В дошкольном возрасте бурно работает воображение. Границы реального и виртуального миров зачастую не различаются. В этом возрасте ребенок может начать рассказывать реально произошедшую с ним историю и незаметно для самого себя уйти в область фантазирования. Часто это приводит к казусам, когда пяти-, шестилетка «вольно» пересказывает родителям, о чем шла речь на занятиях в детском саду или воскресной школе. Специалисты рекомендуют различать детскую ложь и фантазирование. Фантазирование рождается зачастую там, где ребенок не в состоянии логически освоить реальность и принять, соединить в своем изложении всю совокупность причинно-следственных связей. В таком случае говорят о том, что реалистический рассказ психологически неправдоподобен для ребенка, потому что он многого не понимает.

У детской лжи есть свои мотивы (17). Этими мотивами являются: «избегание наказания, стремление добыть нечто, чего иначе не получишь, защита друзей от неприятностей, самозащита или защита другого человека, стремление завоевать признание и интерес со стороны окружающих, желание не создавать неловкую ситуацию, избегание стыда, охрана личной жизни, защита своей приватности, стремление доказать свое превосходство над тем, в чьих руках власть»(18). Исследования детской лжи показывают, что ребенку лгать о предметах проще, чем о чувствах, особенно своих (предмет не относится ко мне, и потому с ним проще оперировать, чувства принадлежат мне, и их труднее превратить во что-то иное).

Структура самосознания

Имя. В дошкольном возрасте ребёнок начинает осознавать, что у него есть его собственное имя. Благодаря имени и местоимению «Я» ребёнок научается выделять себя как персону, имя позволяет ребёнку представлять себя обособленно от других, в некотором роде даёт основания для осознания своей исключительности.

Имя и достоинство человека начинают соединяться в сознании ребёнка через восприятие духовного материала (житий, сказаний и т.п.) и посредством реальных отношений с другими людьми. В дошкольном возрасте происходит целостное включение в самосознание ребёнка имени в контексте его духовной индивидуальности.

Внешний телесный образ. В этом возрасте происходит овладение мимикой и телесной экспрессией. В общении с взрослыми ребёнок усваивает мимику через идентификацию с эмоциями тех, с кем он общается. Многочисленные действия, совершаемые ребёнком под руководством взрослых, представляют собой не просто мускульную работу, но формируют у ребёнка сложную интегральную связь между телесным чувством равновесия и координации в пространстве, зрением, осязанием и в конечном итоге позволяют ощущать совместный результат своих телесных усилий и эмоциональных переживаний. Вследствие этого даже самые простые двигательные акты конструируют у ребёнка образ действия и позволяют дифференцировать эти действия.

Притязание на признание проявляется как в общении с взрослыми, так и в общении со сверстниками. В процессе реализации потребности на признание появляются основания для развития негативных личностных образований у детей, таких как ложь и зависть.

Нереализованное притязание на признание может приводить к тому, что ребёнок нарочито придумывает неправду. В неоднозначных ситуациях происходит столкновение непосредственных импульсивных желаний детей и требований взрослого, в результате чего ребёнок также может начать изобретать способы нарочитого искажения правды. «Ложь может возникнуть как побочное следствие развития потребности в признании, потому что волевая сфера ребёнка недостаточно развита для последовательного выполнения поступков, ведущих к признанию… В воспитании ребёнка акцент должен делаться не на снижении притязания на признание, а на придании правильного направления развитию этой потребности» (19).

Зависть как чувство досады на успех другого тоже является атрибутом развития притязаний на признание. Зависть вызывается тем, что начиная с 5-6 лет ребёнок может оценивать внешние социальные отношения со сверстниками и своё реальное положение в этих отношениях. «Уже в детстве ребёнок должен научиться испытывать чувство стыда за свою склонность ко лжи и зависти» - пишет профессор В.С. Мухина. Покаянное чувство может быть воспитано только в религиозной культуре. Поэтому уроки православной культуры для детей дошкольного возраста можно рассматривать в качестве основы, полагающей профилактику и преодоление таких пагубных наклонностей личности, как ложь и зависть.

Половая идентификация в дошкольном возрасте проявляется в отождествлении себя с физическим и психологическим полом мужчины и женщины и стремлением соответствовать принятым в культуре образцам мужского и женского поведения. Уже в четырёхлетнем возрасте проявляется глубинное психологическое отличие в ориентациях мальчиков и девочек. Дети делают различия в выборе игрушек для себя, отказываются надевать одежду, предназначенную для другого пола, проявляют больший интерес к деятельности взрослых своего пола. Знакомство с сокровищницей христианской агиографии дает детям дошкольного возраста образцы святого поведения и образа жизни, как мужчин, так и женщин. Таким образом, половая идентификация ребёнка осуществляется не только на бытовом, но и на культурном и духовном уровнях.

Психологическое время личности в дошкольном возрасте оформляется преимущественно посредством узнавания собственной истории жизни и мало соотносится с историей культурой своей семьи, народа, Отечества. Для формирования жизненной перспективы ребёнка дошкольного возраста необходимо заинтересованное участие взрослого.

Социальное пространство личности дошкольника оформляется посредством таких условий жизни и развития ребёнка, которые определяют значение и смысл прав и обязанностей человека. Ребёнок стремится получить одобрение взрослого и существенное значение в его поведении имеют положительные образцы поведения. Психологами (В.В. Абраменкова, В.С. Мухина) подчёркивается значимость этических эталонов в формировании личности ребёнка до 7 лет. Потребность соответствовать положительным образцам поведения возникает в том случае, когда тот или иной поступок или иные формы поведения приобретают для ребёнка определённый личностный смысл. Этим обусловлена эффективность представления ребёнку позитивных образцов поведения на примерах конкретных личностей – исторических, мифологических, современных. Однако яркость эмоциональной окраски негативных образов также притягательна для дошкольника, отчего весьма часто он стремится соотносить себя и свое поведение с отрицательными героями. В этом отношении определяющей дальнейшее поведение ребёнка оказывается позиция взрослого, его оценка присвоенного ребёнком отрицательного образа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: