Повышение уровня и качества жизни граждан Российской Федерации за счет использования инструментов финансового рынка.




Высокий уровень конкурентоспособности и эффективная работа финансового рынка способствуют экономическому росту страны и повышению качества жизни граждан. Развитый финансовый рынок содействует стабильной работе каналов трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и, как следствие, повышению эффективности мер Банка России по достижению целевых показателей инфляции.

Правительством Российской Федерации утверждены Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Банком России принята Стратегия развития национальной платежной системы.

основные стороны, заинтересованные в развитии российского финансового рынка: • население Российской Федерации, которому должен быть доступен широкий ассортимент понятных финансовых продуктов и услуг как инструмент повышения уровня и качества жизни; • реальный сектор российской экономики, росту которого будет способствовать развитый финансовый рынок, удовлетворяющий потребности в капитале и позволяющий эффективно перераспределять финансовые ресурсы и управлять рисками; • финансовая индустрия как полноценная отрасль российской экономики, способная расти выше среднеотраслевых показателей, формируя привлекательную отдачу на капитал и способствуя диверсификации экономики России.

направления развития финансового рынка: • обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг, финансовой доступности и повышение финансовой грамотности населения Российской Федерации; • дестимулирование недобросовестного поведения на финансовом рынке; • развитие рынка облигаций и синдицированного кредитования; • совершенствование регулирования финансового рынка; • подготовка квалифицированных кадров для финансовых институтов; • совершенствование механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке; • совершенствование инструментария по обеспечению стабильности финансового рынка.

На российском финансовом рынке в среднесрочной перспективе необходимо осуществить ряд мероприятий, направленных на поддержку развития пенсионного сегмента и страхования жизни как источников долгосрочного финансового ресурса при одновременном совершенствовании управления процентными, валютными рисками и риском ликвидности.

Реализации этой задачи может способствовать в том числе развитие рынка облигаций как приоритетного направления развития финансового рынка, от успеха которого зависят результаты функционирования системы рефинансирования Банка России, развитие срочного рынка, стабильность денежного рынка и инвестиционный результат отрасли негосударственного пенсионного обеспечения и страхования жизни.

Развитие данного сегмента в плановом периоде должно решить вопрос дефицита рыночного обеспечения в финансовой системе. Кроме того, развитие рынка облигаций создаст привлекательные условия для перехода заемщиков, являющихся представителями крупного бизнеса, на облигационный рынок и будет способствовать высвобождению капитала кредитных организаций. Тем самым у банковского сектора появится возможность увеличить объем кредитования заемщиков, не имеющих выхода на облигационный рынок, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса.

Внедрение современных информационных технологий позволит сделать финансовую услугу экстерриториальной, поддержанию высокой конкуренции в индустрии и увеличит степень доступности услуг для населения и предприятий. При этом внедряемые технологии должны быть доступны потребителям финансовых услуг как по стоимости, так и в части простоты их использования, а также отвечать принципам непрерывности работы и защищенности. повышенное внимание противодействию киберпреступности.

Кроме того, Банк России продолжит участвовать в мероприятиях по повышению уровня защиты прав потребителей финансовых услуг. Данное направление будет включать совершенствование надзорной и административной практики органов по защите прав потребителей финансовых услуг, работу с жалобами, а также введение ограничений для отдельных категорий граждан по доступу к сложным финансовым продуктам. Помимо перечисленных мер планируется продолжать работу по стандартизации финансовых продуктов и оказания финансовых услуг, а также повышению уровня финансовой грамотности населения России.

Особенности сложившейся в России структуры финансовой системы связаны с действием ряда факторов, в том числе с достаточно низкой активностью населения на финансовом рынке, сдвигом предпочтений населения в сторону обслуживания в кредитных организациях, которые предоставляют не только банковское обслуживание, но и услуги на фондовом рынке, а также с невысоким уровнем доверия к небанковским финансовым посредникам из-за высокого уровня злоупотреблений в отрасли при недостаточной интенсивности надзорной деятельности и отсутствии механизмов воздействия на недобросовестных участников.

Почему популярны вклады: высокие процентные ставки, льготный режим налогообложения процентного дохода и курсовых разниц (для вкладов в иностранной валюте), высокий уровень надежности вкладов благодаря системе их страхования, обеспеченной Банком России, а также простоту, привычность и доступность этого продукта.

Сдерживающее влияние на развитие финан- сового рынка оказывают низкий уровень накоп- ленных сбережений граждан. Среди развиваю- щихся стран Россия находится в средней груп- пе по уровню располагаемого дохода на душу населения. удельный вес сбережений в общей структуре использования денежных до- ходов населения остается достаточно низким: в среднем за последние три года значение данного показате- ля составило лишь 9,5%

Помимо достаточно низкой нормы сбереже- ний необходимо отметить доминирование в структуре накоплений домохозяйств банковских депозитных продуктов.. Некредитные финансовые продукты, напро- тив, пользуются гораздо меньшим спросом со стороны населения, и уровень их проникнове- ния сильно отстает от сопоставимых стран с развивающимися рынками. Объем пенсионных сбережений населения России по состоянию на конец первого полуго- дия 2015 года составил 4,6 трлн руб. (6,2% ВВП), что су- щественно меньше, чем в среднем по европе.

Кроме того, в активах пенсионных фондов большинства стран существенную долю состав- ляют вложения в инструменты фондового рын- ка (согласно данным ОЭСР, около 20% пенси- онных сбережений в мире инвестируются в ак- ции, 50% – в облигации), в то время как в Рос- сии в структуре инвестиций пенсионных акти- вов наибольший удельный вес имеют денеж- ные средства на расчетных и депозитных сче- тах, а на долю акций приходится намного мень- ший объем вложений (рисунок 16). Сложившая- ся структура активов, характеризующаяся пре- обладанием краткосрочных безрисковых ин- струментов, обусловлена существовавшим в последнее десятилетие правилом безубыточ- ности на однолетнем горизонте инвестирова- ния. Вместе с тем, с 2015 года действует прави- ло безубыточности на горизонте 5 лет. произошедшие в последние годы изменения регулирования позволят инсти- туциональным инвесторам в дальнейшем зна- чительно диверсифицировать вложения и полу- чать доходность, превышающую темп роста потребительских цен. Отмена правила компен- сации убытков по итогам каждого года будет способствовать диверсификации инвестиций негосударственных пенсионных фондов, во- шедших в систему гарантирования, в сторону более доходных инструментов фондового рын- ка. Это позволит обеспечить стабильный внут- ренний инвестиционный спрос на акции и обли- гации российских компаний. Переход Банка России к инфляционному таргетированию, а также активное развитие рынка облигаций с процентными ставками, привязанными к инфля- ции, создаст возможность инвестировать в дол- госрочные активы, приносящие положительную реальную доходность..

Невысокой по сравнению с активностью населения ряда стран с меньшим уровнем рас- полагаемого дохода остается активность роз- ничных инвесторов в инструментах инвестиро- вания на финансовом рынке – паевых инвести- ционных фондах (ПИФах) и прямых биржевых торгах. В целом в структуре российского рынка ПИФов преобладают закрытые ПИФы, предна- значенные в первую очередь для квалифициро- ванных инвесторов. Количество зарегистрированных клиентов – физических лиц на фондовом рынке, по дан- ным ПАО «Московская Биржа», в первом полу- годии 2015 года достигло 1,2 млн человек – 0,8% общей численности населения, или 1,6% экономически активного населения

В качестве одной из мер по повышению во- влеченности населения в финансовый рынок можно выделить введение с января 2015 года нового финансового инструмента для населе- ния – индивидуального инвестиционного счета (смотри https://инвестсчет.рф). Данный инструмент призван снизить налоговую нагрузку на операции физических лиц на фи- нансовом рынке.

необходимо повышение роли Контактного центра и создаваемой Банком России обще- ственной приемной, обеспечивающей взаимо- действие с потребителями финансовых услуг. Данные ресурсы также могут использоваться в целях повышения уровня финансовой грамот- ности посредством предоставления разъясне- ний потребителям по интересующим их вопро- сам. [1.3, 1.4]

В условиях большой протяженности нашей страны и значительного разрыва в плотности населения актуальной проблемой является не- достаточная степень географического охвата территории Российской Федерации поставщи- ками финансовых услуг. Таким образом, для повышения уровня доступности финансовых услуг прежде всего должна быть создана ин- фраструктура их предоставления посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», мобильных технологий и иных устройств во всех населенных пунктах Россий- ской Федерации. внедрение способов продаж финансовых продуктов и услуг с применением современных информаци- онных технологий,дистанционного получения и проведения опера- ций с финансовыми продуктами.

При этом прио- ритетным направлением деятельности Банка России будет стимулирование безналичного обращения национальной валюты. Одновре- менно важно обеспечить бесперебойное и без- опасное предоставление финансовых услуг, повышение уровня доверия граждан к финансо- вым институтам и представляемым ими услу- гам, повышение ценовой доступности финансо- вых услуг для потребителей.

Повышению доступности финансовых услуг инвестиционного характера будет способство- вать создание правовых основ для деятельно- сти финансовых консультантов, прежде всего систем автоматизированного консультирова- ния, и индустрии мелких управляющих. Их дея- тельность обеспечит доступ широкого круга населения к более сложным продуктам финан- сового рынка (по сравнению с традиционными банковскими и страховыми продуктами).

С целью сохране- ния баланса привлекательности специфических и стандартных инструментов необходимо разъ- яснять обоснованность и повышать прозрач- ность стоимости финансовых услуг, а также совершенствовать ценообразование финансо- вых продуктов и услуг. Важнейшим фактором снижения стоимости финансовых продуктов и услуг является снижение издержек финансовых институтов в условиях достаточного уровня конкуренции. Решению данной задачи будет способствовать в том числе расширение общей линейки продуктов и услуг, в частности, за счет использования смешанных продуктов и услуг, привлекательных для потребителя, а также со- вершенствования каналов продвижения финан- совых услуг и использования инновационных средств продаж. дистанционного метода продаж фи- нансовых услуг позволит снизить затраты фи- нансовой организации на содержание дополни- тельных офисов, что в свою очередь повлияет на конечную стоимость финансовой услуги. Фи- нансовая организация может снизить издержки за счет совершенствования систем оценки рис- ков.

развитие рынка микрофинанси- рования является задачей, (

В отношении жилищных накопительных ко- оперативов Банк России в среднесрочном пери- оде планирует рассмотреть пути совершенство- вания правового регулирования с целью повы- шения эффективности их деятельности и рас- ширения числа потенциальных пайщиков.

В целях повышения прозрачности рынка ломбардов, направленной на защиту прав по- требителей финансовых услуг, Банк России планирует установить для ломбардов процеду- ру специального допуска, при которой право- способность ломбарда возникает не с момента регистрации в качестве юридического лица, а только с момента внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: