Перечень изучаемых вопросов.




Волчанский Андрей

Гр. ПД-219

Практическая работа

Составить опорный конспект «Источники права. Виды источников права.

Нормативно-правовй акт»

Перечень изучаемых вопросов.

1 Дать определение понятию «источник» или «форма» права.

2 Охарактеризовать источники права.

3 Выделить понятие, признаки и виды законов.

4 Рассмотреть действие нормативных актов.

Источники права

В данной лекции рассмотрены основные источники права.

ТЕМА: источники права.

Источник права является основанием возникновения права.

Источник права в материальном смысле – внеюридическое основание права, например идеология, философия.

Источник права в формально-юридическом смысле – внешняя форма закрепления и существования правовых предписаний.

Источник – внешне выраженная форма существования чего-либо.

Позитивисткая парадигма: источник права есть форма, правовые нормы – содержание.

Виды источников права:

  1. Правовой обычай – общепризнанное, официально незафиксированное в правовом тексте, сложившееся в результате многократного и длительного применения правило поведения, санкционированное государством.

Особенности правового обычая:

  1. Отсутствие официального закрепления
  2. Давность применения
  3. Конвенциональность (общепризнанность участниками правоотношений)
  4. Санкционированность государством. (Правовой обычай – догосударственная форма права. Обычное право – основано на целостных, мифологических правилах, существовало до государства. Обычай это сфера не только мыслей, но и действий. (Оммаж – церемония, оформляющая заключение вассального договора в Западной Европе средних веков).

Разновидности признания обычая в законодательстве:

  1. Secundum legem – в дополнение к закону. Имеет общий характер, например ст. 5 ГК РФ.
  2. Praeter legem – там, где нет закона, там где закон молчит. Специальная норма, например ст. 14 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»: могут руководствоваться своими обычаями и традициями если они не противоречат закону. Кстати, в этом ФЗ есть дефиниция обычая.
  3. Conta legem – помимо закона, напротив закона. Обычай действует даже тогда, когда есть точная норма. Обычай выше закона.

 

Второй вид источника права – правовой прецедент.

Правовой прецедент – это решение по судебному делу, принятое властной инстанцией, которое становится образцом при рассмотрении аналогичных дел.

Виды прецедентов:

  1. Принуждающий прецедент – авторитет суда (высокие суды).
  2. Убеждающий прецедент – действует в силу аргументированности решения).

Основной постулат, которого придерживается суд: его задача решить конкретное дело по существу, а не создать новую норму.

Также прецедент можно разделить на:

  1. креативный (сложное дело, разрешая которое суд так или иначе создает норму)
  2. толковательный (интерпретация существующих норм в конкретном деле).

В соответствии со статистикой только 10% решений судов основано на креативном прецеденте и 90% на толковании существующих норм.

Что такое прецедент в романо-германской семье?

Считается, что в этой семье нет судебного прецедента. Но, так или иначе, в континентальной семье есть судебная практика, которая каждый год увеличивает свой вес. Например, в России решения Высшего и Конституционного судов приобретают все большее значение – практика этих судов de facto создает новые нормы.

Российский аналог Ratio decidendi– правовые позиции суда при решении дела.

Считается, что в континентальной семье первичными источниками права являются законы, вторичными – судебная практика и доктрины, обычаи.

В семье общего право первичен закон, вторичен – судебный прецедент, обычай.

Третий вид источника права – нормативный правовой акт (НПА).

Целью принятия НПА является прямое установление правила поведения.

НПА – официальный письменный текст, принятый в определенном порядке, компетентным публично-властным органом либо населением, содержащий норму права.

Признаки НПА:

  1. Содержит норму права. (Существует НПА и существует вспомогательный акт, цель которого введение нормы в действие либо ее аннулирование, но и вспомогательный акт тоже можно назвать нормой права).
  2. Существование иерархической системы по юридической силе НПА.
  3. Официальный процедурный порядок принятия НПА и порядок вступления в силу НПА.
  4. Официальное опубликование НПА, затрагивающих законные интересы и свободы граждан и субъектов РФ.
  5. Юридическая сила – значение, которое предписывается НПА в данной правовой системе, оценка его статуса – действительности, место в иерархии, способность порождать юридически значимые последствия.

Классификация НПА по юридической силе:

  1. Закон, обладающий высшей юридической силой. Признаки: особо усложненный порядок принятия, опубликования и вступления в силу.
  2. Подзаконные НПА

Классификация законов (именно законов, а не НПА):

  1. Конституция (Называлась основным законом в 1977году, но сегодня Конституция так не называется – это акт, делающий правовую систему возможной).
  2. Внесение поправок в конституцию
  3. ФКЗ
  4. ФЗ
  5. Конституции и уставы субъектов РФ
  6. Законы субъектов

 

Законы – это нормативный акт, принятый в особом порядке представительным (законодательным) органом власти или референдумом, выражающий волю народов, обладающий высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Признаки законов:

1. Принимается органом законодательной власти или референдумом;

2. Имеет особый порядок подготовки и принятия;

3. Непосредственно выражает волю и интересы народа;

4. Обладает высшей юридической силой;

5. Регулирует наиболее важные общественные отношения.

Виды законов:

1. По юридической силе:

1.1. Конституция РФ – основополагающий нормативно-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства;

1.2. Федеральный конституционные законы – это законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ;

1.3. Федеральные законы – это законы, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества, так называемые акты текущего законодательства;

1.4. Законы субъектов РФ – это законы, которые издаются и распространяются на территории субъекта РФ.

2. По субъектам законотворчества:

2.1. Законы, принятие на референдуме;

2.2. Законы, принятие законодательным органом.

3. По предмету правового регулирования:

3.1. Конституционные законы;

3.2. Гражданско-правовые законы;

3.3. Уголовные законы;

3.4. Гражданско-правовые.

4. По сроку действия:

4.1. Постоянные законы;

4.2. Временные законы.

5. По сферам распространения:

5.1. Общефедеральные законы;

5.2. Региональные законы.

6. По степени систематизации:

6.1. Обычные;

6.2. Систематизированные.

7. По содержанию:

7.1. Социально-экономические;

7.2. Политические;

7.3. Экологический.

Действие нормативных актов во времени обусловлено вступление его в силу и утратой силы.

Нормативный акт может вступить в силу одним из следующих образов:

1. При указании даты вступления

2.При указании в акте соответствующих обстоятельств (с момента подписания, с момента опубликования)

3. При применении общих правил. Так в России по общему правилу федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, указы президента по истечении 7 дней после официального опубликования

Нормативный акт прекращает свое действие вследствие:

1. его официальной отмены

2.истечения срока, на который он был издан акт, если акт носил временный характер

3.замены акта другим, регулирующим те же общественные отношения

Интересной проблемой действий нормативных актов во времени является проблема обратной силы нормативных актов. Обратная сила закона - это распространение его действий на обстоятельства, возникшие до вступления закона в силу. В РФ по общему правилу обратная сила закона не допускается. Исключение составляют нормы, которым законодатель специально придает обратную силу, а также нормы, смягчающие или устраняющие наказание.

Действие нормативных актов в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри гос.границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней также относится территория российских представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли находящееся в полете за пределами страны.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от:

- уровня гос. органа принявшего данный акт

- юридической силы акта

Нормативные акты распространяют свое действие:

- на территории всей страны (ФКЗ, ФЗ, иные акты высших органов власти и управления)

- на территории субъекта Федерации (акты органов гос.власти и управления субъекта РФ, не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов)

- на территории указанной в самом акте

- на локальную территорию (предприятие, учреждение)

Действие нормативных актов по кругу лиц подчинено общему правилу - нормативный акт действует на всех лиц, находящихся на территории государства независимо от их гражданства. Из этого правила имеются исключения.

-некоторые лица обладают дипломатическим иммунитетом и находясь за рубежом, не подпадают под юрисдикцию соответствующего государства пребывания (главы государств, послы)

-лицо, совершившее преступление против государства, будет подлежать ответственности независимо от места своего нахождения.

-согласно принципу гражданства, граждане РФ, обязаны соблюдать российские законы. (если гр.РФ совершит преступление на территории другого государства, то будет нести ответственность по законам РФ, даже если данное деяние не является преступление в той стране)

-иностранные граждане не подпадают под действие некоторых нормативных актов (о гос.службе, о выборах)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: