ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
ОРГАНИЗАЦИИ САМОУПРАВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ
Ошибка №1. Смешение организационных форм детской активности: молодежных общественных организаций и самоуправления учащихся
Причины:
Слабое знание законов и нормативных актов;
Прошлый опыт участия в деятельности общественных организаций.
Рекомендации:
Сохраняйте автономность этих двух организационных форм молодежной активности, четко разведя их задачи и функции, обозначив компетентность и ответственность каждого из них
Создавая самоуправление учащихся, соблюдайте принцип равных возможностей для тех учащихся, кто не является членом детской общественной организации
Рассматривайте молодежные общественные организации в качестве основных партнеров в развитии самоуправления учащихся.
Ошибка №2. Восприятие самоуправления учащихся только как игры в «День самоуправления»
Причины:
Распространенный взгляд на игру как на несерьезное дело;
Отсутствие готовности рассматривать самоуправление учащихся как серьезное и важное дело.
Рекомендации:
Не ограничивайтесь только этой акцией моделирования самоуправления учащихся
Используйте «День самоуправления» как отбор и учебу будущих активистов, работающих на «постоянной основе».
Ошибка №3. Изучение и использование имеющейся нормативно-правовой базы
Причины:
Непонимание необходимости и важности четкой нормативной базы, которая регулирует все основные вопросы, связанные с созданием, а в дальнейшем и функционированием самоуправления учащихся.
Рекомендации:
Изучить нормативные акты по данной проблеме (если есть в школе «Положение об ученическом самоуправлении» или разработать в классе своё).
|
Ошибка №4. Определенная «закрытость» и изолированность органов самоуправления учащихся
Причины:
самоуправление учащихся рассматривается только как некая совокупность выборных органов, обладающих определенной властью, при этом возникает отстраненность других учащихся от общественной жизни
Рекомендации:
Преобразуйте «закрытый» характер самоуправления учащихся, сделайте его прозрачным и открытым для всех учащихся независимо от оценок в журнале и членства в общественных организациях
Более широко используйте принцип «периодической отчетности» выборных органов перед учащимися
Создайте широкое информационное поле, оповещайте через наглядные средства, СМИ о деятельности органов самоуправления учащихся.
Ошибка №5. Отсутствие систематической работы по отбору (выявлению) и подготовке актива самоуправления учащихся.
Причины:
Недопонимание необходимости систематического обучения активистов самоуправления, подготовки "преемников" для уже работающих активистов.
Рекомендации:
Разработайте систему преемственности «поколений активистов», чтобы в случае окончания школы ребятам, которые несколько лет возглавляли эту работу, у вас была равноценная замена, готовая поддержать традиции самоуправления учащихся
Постоянно обновляйте программы и методы подготовки актива учащихся.
Создайте институт советников из числа педагогов, которые будут обучать актив (школа «Лидер»)
Ошибка №6. Перенос профессионального стиля общения с занятия в деятельность по самоуправлению.
|
Причины:
Непонимание (или сознательный отказ восприятия) природы самоуправления учащихся как принципиального иного способа общения в системе "взрослый-юноша".
Рекомендации:
Педагог, работающий с органами самоуправления учащихся, должен помнить, что нельзя подменять учащихся там, где они сами могут справиться.
Вам необходимо иметь выдержку и быть готовым поддерживать идеи ребят, их инициативы, опираться на них.
Вам нужно избегать прямого нажима, даже тогда, когда мнения и действия ребят кажутся ошибочными.
Вам следует больше разъяснять, убеждать, согласовывать, чем просто требовать.
Ошибка №7. Абсолютизация принципа «Сначала делается то, чего хотят учащиеся».
Причины:
Стремление "заигрывать" с учащимся, завоевать их доверие, для того, чтобы включить их в работу самоуправления учащихся.
Рекомендации:
В нормативный локальный акт, регулирующий деятельность самоуправления учащихся, необходимо включить положения не только о правах учащихся (на дополнительную дискотеку), но и об их обязанностях (например, участвовать в мероприятиях по благоустройству и т.д.), ответственности за процесс и результаты этой деятельности.
Нужна систематическая разъяснительная работа со всеми категориями учащихся (да и педагогов тоже) по объяснению единства прав и обязанностей.
Ошибка №8. Чрезмерное увлечение масштабностью самоуправления учащихся типа «Каждая группа – республика».
Причины:
Стремление соответствовать "моде" на использование государственной символики, структуры органов власти.
|
Рекомендации:
Использовать такие сложные и масштабные формы только в исключительных случаях
Для обычной группы используйте модель «Группа – город», где основные функции самоуправления принимает на себя администрация из 3-5 человек.
Ошибка №9. Слабая проработка структуры самоуправления учащихся, наличие лишних звеньев.
Причины:
Отсутствие четкости в представлениях о создаваемой структуре органов самоуправления;
Отсутствие разграничения компетенции органов самоуправления и схемы их взаимодействия.
Рекомендации:
При реализации самоуправления постарайтесь следовать принципу «разделения властей». Дайте каждому органу одно, но важное направление из этой педагогической триады.
Использовать принцип "Нет министров без портфеля", то есть каждому органу самоуправления четкие полномочия и объем ответственности.
Ошибка №10. Излишнее администрирование, контроль над органами самоуправления учащихся.
Причины:
Явно выраженное недоверие к органам самоуправления учащихся.
Рекомендации:
Четко прописать те сферы компетенции, где самоуправление учащихся может и должно быть полностью самостоятельным.
Ошибка №11. Игнорирование проблем самоуправления учащихся со стороны взрослых.
Причины:
Ложно понимаемое представление о необходимости "максимального невмешательства в деятельность органов ученического самоуправления".
Рекомендации:
Понять необходимость позиции "консультанта" и "помощника" и принять эту позицию по отношению к органам ученического самоуправления.
Ошибка №12. Замкнутость деятельности самоуправления учащихся на проблемах учреждения.
Причины:
Стремление "уйти" от внешних проблем, которые могут "помешать" благополучной жизни органов ученического самоуправления.
Рекомендации:
Найти потенциальных партнеров, в том числи и общественные организации, с которыми возможно проводить совместные мероприятия.
Ошибка №13. Смещение акцента работы органов ученического самоуправления только на досуговую деятельность.
Причины:
Восприятие самоуправления учащихся как помощников по воспитательной работе, которые в состоянии заняться организацией свободного времени учащихся
Рекомендации:
Наделить органы самоуправления учащихся реальными полномочиями, в состав которых должны входить и более серьезные и важные вопросы, в том числе касающиеся процесса обучения и воспитания.
Ошибка №14. Изоляция самоуправления учащихся от законотворчества, "поручение" только исполнения уже принятых планов.
Причины:
Восприятие самоуправления учащихся как "исполнительного органа власти педагогов".
Рекомендации:
Вернуть органом самоуправления учащихся неотъемлемые законодательные права.
Ошибка №15. Включение педагогов в состав органов самоуправления учащихся.
Причины:
Стремление получить дополнительные механизмы контроля за деятельностью органов самоуправления учащихся.
Рекомендации:
Формировать органы самоуправления учащихся только из представителей коллективов учащихся.
Ошибка №16. Вызывающее игнорирование мнения меньшинства.
Причины:
Буквальное понимание ведущего принципа демократии «Меньшинство подчиняется большинству»
Рекомендации:
Максимально осторожно пользоваться демократическими механизмами, не забывая за внешними атрибутами взрослой жизни педагогическую суть самоуправления учащихся.
Постоянно изучать мнение всех членов ученической «общественности».
Ошибка №17. Игнорирование административной поддержки.
Причины:
Надежда «на авось», действие по принципу «победителей не судят».
Рекомендации:
Всегда согласовывать с администрацией планы самоуправления учащихся и их изменения.