Творчество Микеланджело Буанаротти




Титаны Возрождения

Возникновение новой культуры – культуры Возрождения – было связано с расцветом итальянских городов. Большинство горожан были не только грамотными, но и хорошо образованными. В городах было открыто много школ на средства городских советов.

Горожане высоко ценили время: ведь от него зависело накопление богатств, успех задуманных дел. Недаром на башнях ратуш появились часы, напоминавшие, что время – ценность и его надо беречь. Тогда говорили: «Кто умеет использовать время, будет господином всего, что пожелает».

Растущим городам требовалось все больше образованных людей. По заказам богатых горожан архитекторы сроили просторные дома, а скульпторы и живописцы украшали здания картинами и статуями.

3. Особенности эпохи Возрождения

Возрождение – эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения:

светский характер,

гуманистическое мировоззрение,

обращение к античному культурному наследию, своего рода «возрождение» его влияния на культуру (отсюда происходит и название всего периода).

Вместе с тем культура Возрождения – это переход от средневековья к новому времени. Поэтому в ней так тесно переплелось старое и новое.

Границы этого периода в разных странах различны. Так, в Италии Возрождением называют 14 – 16 века, а в других европейских странах – 15 – 16 века. Обычно принято выделять итальянское Предвозрождение (рубеж 13 –14 веков), Раннее Возрождение (15 век), Высокое (конец 15 - первая четверть 16 века) и Позднее Возрождение (16 век).

Особенности культуры Возрождения ярче всего проявились в архитектуре и изобразительном искусстве Италии. Аскетические идеалы и догматическая условность средневековья сменились стремлением к реалистическому познанию человека и мира, верой в творческие возможности и силу разума.

Раньше всего этот процесс начался в больших городах, где люди хотели жить красиво. Одним из таких городов была Флоренция.

Выступление учащегося:

К концу XV столетия среди множества самостоятельных областей Ита­лии выдвинулась могущественная Тоскана. Через живописные луга, об­рамленные холмами, катит желтоватые волны река Арно. На ее берегах расположилась древняя столица Тосканы — Флоренция. Оправдывая свое название (с латинского — «цветущая»), Флоренция была богатым и про­цветающим городом. В будни и праздники с восходом солнца открыва­лись многочисленные лавки и хозяева зазывали прохожих полюбоваться товарами. Не было диковины или предмета роскоши, которые нельзя бы­ло бы там купить: резная мебель и драгоценная посуда, заморские пря­ности и ювелирные украшения с Востока, богатое оружие и ковры. Го­родские модницы и модники из зажиточных семей щеголяли в богатых нарядах, сшитых из роскошных тканей всевозможных оттенков, придавая улицам города праздничный и нарядный вид.

Население делилось на «тощий» и «жирный» народ. К первым от­носились мелкие ремесленники, наемные рабочие, городская беднота. Ко вторым — банкиры, купцы, владельцы мануфактур, юристы. Прекрасно развитое производство шерстяных тканей, торговля, банковское дело поз­волили городской буржуазии накопить немалые богатства. Банкиры одал­живали деньги согражданам, заморским купцам и даже самому папе рим­скому. А однажды помогли английскому королю Эдуарду III, выдав огромную сумму для подготовки войны с Францией.

Состоятельные люди заполняли свои дни не молитвами, а путешест­виями, торговыми сделками, чтением, учеными беседами. Они стреми­лись сделать жизнь деятельной, полезной и красивой, спешили наслаж­даться земными радостями, а не ждали вечного блаженства после смерти. Многочисленная буржуазия была образованна, ценила не только деньги, но и научные знания, искусство. По заказам богачей возводились вели­чественные постройки: жилые дома и общественные здания, похожие на дворцы, украшенные картинами, настенными росписями и скульптурой. Состоятельные горожане начали собирать коллекции редкостей и произ­ведений искусства.

Преобразилась и жизнь простых людей. Хотя по-прежнему было мно­го бедняков, тяжело и много работавших, их быт украшали развлечения, праздники, княжеские выезды, театральные представления, позволяющие открыто веселиться, подчеркивая своим поведением отказ от средневе­кового аскетизма. Все большее значение приобретало искусство. Новую замечательную картину или статую народ торжественно проносил по го­роду, все с волнением следили за сооружением нового соборного купо­ла или дворца. Однажды, когда знаменитый художник завершил наконец работу над произведением, флорентийцев охватил такой восторг, что квартал, где жил живописец, прозвали «кварталом радости».

Как нигде, во Флоренции было множество образованных людей, ко­торые много читали, путешествовали, говорили на нескольких языках, ин­тересовались философией, искусством, историей. Их мысли были устрем­лены не к загробной, а к земной жизни, которую они считали прекрасной. Среди жителей распространялось свободомыслие, а религиозное невеже­ство вызывало насмешки. Не безликие святые, а реальные люди инте­ресовали философов, поэтов, художников. Лучших из них стали называть гуманистами (в переводе с латинского «человеческий»). Они стремились показать ценность и уникальность каждой личности. Люди в их произве­дениях предстают сильными, деятельными и прекрасными. Восхваляя ум и физическую красоту человека, гуманисты верили в то, что человек мо­жет добиться всего, чего пожелает, и небо для него не слишком высо­ко. Известный флорентийский философ Пико делла Мирандола писал: «О дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достиг­нуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет!»

Горожане Флоренции были воспитаны гуманистами в духе преклоне­ния перед античным искусством. Гуманисты рассказывали им о находках древних рукописей, старинных монет, скульптур и других памятников ан­тичной культуры, которые спасали иногда с риском для жизни. Правите­ли города, также собиравшие памятники культуры, выставляли их на обо­зрение жителей. Они всячески поощряли занятия наукой и искусствами, привлекали к своему двору талантливых и образованных людей, устраивая диспуты, во время которых гуманисты беседовали об идеальном человеке.

Славу Флоренции приумножил один из самых богатых и влиятельных родов — Медичи, предки которых — лекари (отсюда и произошла фа­милия) — позднее основали банкирский дом. Медичи активно участво­вали в политической жизни, долгие годы правили городом и смогли за­воевать любовь и уважение флорентийцев. После смерти одного из них говорили: «Он никогда не преступал пределов скромности, подобающей простому гражданину... ибо хорошо понимал, что роскошь, постоянно вы­ставляемая напоказ, порождает в людях большую зависть, чем настоя­щее богатство...»

Учеником и последователем гуманистов считал себя правитель Фло­ренции Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным. В городской кар­тинной галерее Уффици сохранился его портрет: худощавый некрасивый человек в окружении предметов искусства печально и задумчиво смот­рит на зрителя. Во всем облике угадывается спокойствие, чувство соб­ственного достоинства, незаурядный ум. Лоренцо был прекрасно образо­ван, читал и говорил по-гречески, писал стихи. В саду своего дома он собрал коллекцию античных произведений и организовал школу живопи­си и скульптуры. В числе ее учеников был Микеланджело — в будущем знаменитый архитектор, скульптор и художник, один из гениев Возрож­дения. Лоренцо любил праздничные шествия, веселые пиры, представ­ления, которые устраивались на городских улицах и площадях и длились по нескольку дней. Всячески поощрял выступления поэтов и музыкан­тов, иногда и сам принимал участие в состязании под радостные крики толпы. В одном из стихотворений он призывает современников наслаж­даться каждым мигом жизни:

О, как молодость прекрасна, Но, мгновенна, пой же! Смейся! Счастлив будь, кто счастья хочет! И на завтра не надейся.

общественные постройки. Их дворец (палаццо Медичи) стал подлинным центром гуманистической культуры, хранилищем уникальной коллекции художественных ценностей. Да и сам дворец был настоящим шедевром архитектуры. Стены нижнего яруса, облицованные грубым, необработанным камнем, делают постройку похожей на средневековую крепость. Но изящные пропорции здания, множество окон, нарядные украшения две­рей и широкий карниз над третьим этажом придают ему праздничный вид. Внутренний двор окружен колоннадой, на фасаде фамильный герб: шесть шаров (пилюль) на гладком поле — напоминание о лекарской профессии предков.

Выгодные заказы городских богачей привлекали во Флоренцию зна­менитых зодчих. В середине XV в. папа римский Лев X (тоже из рода Медичи) поручил Микеланджело пристроить к старому зданию родовой церкви капеллу — место захоронения членов семьи. Небольшое здание капеллы Медичи украшено куполом. Вдоль внутренних стен расположе­ны гробницы, напротив алтаря захоронен Лоренцо Великолепный. Со­временники были поражены не только архитектурными находками Ми­келанджело, но и замечательными скульптурами, что украсили саркофаги. На крышке одного мастер разместил аллегорические изображения Дня (фигура атлета в расцвете сил) и Ночи (прекрасная стареющая женщи­на). Флорентийцы увидели в изображении Ночи символ быстро проходя­щей красоты и судьбу самого города, который начинал постепенно утра­чивать свое духовное влияние.

Эпоха Возрождения явила миру выдающихся мастеров: Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи и многие другие. Мастера умели передавать тончайшие нюансы переживаний своих героев. Отличающее мастеров Возрождения чувство гармонии и естественной простоты также стало образцом для мастеров более позднего времени и до сих пор восхищает миллионы зрителей.

Сегодня мы познакомимся с творчеством наиболее интересных и знаменитых художников и постараемся ответить на вопрос «Можно ли считать этих творцов титанами Возрождения?»

 

4. Творчество Леонардо да Винчи

Человек универсален и все доступно ему, так мыслил великий итальянский художник Леонардо да Винчи.

История человечества не знает, пожалуй, гения более разностороннего: он был живописцем, скульптором и архитектором, музыкантом, певцом и стихотворцем-импровизатором, теоретиком искусства, театральным постановщиком и баснописцем, философом и математиком, инженером, механиком-изобретателем, физиком анатомом и оптиком, биологом и ботаником. Но и этот перечень не исчерпывает его деятельности.

Леонардо родился 15 апреля 1452 года в местечке Анкиано близ города Винчи. Он был внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки.

Он был наделен редким здоровьем, был прекрасен собой, высок, синеглаз. Дивно пел, на глазах у слушателей сочинял стихи и мелодии. Играл на любых музыкальных инструментах, создавал их сам.

Молодость Леонардо прошла во Флоренции. В это время им созданы величайшие его произведения.

фрагмент «Жизнеописаний...» Джорджо Вазари

Биограф с восхищением пишет о Леонардо, называя его дивным, не­бесным, «божественным», ибо он оставил далеко «позади себя всех про­чих людей», был настолько талантлив, что, «к каким бы трудностям его дух ни обращался, он разрешал их с легкостью....Его помыслы и его дерзания были всегда царственны и великодушны». Леонардо был в из­бытке наделен красотой и обаянием: высок ростом и необыкновенно хо­рош собой, отличался прекрасным сложением и невероятной физической силой. Он любил щегольски одеваться, носил яркий красный плащ. Пре­красная вьющаяся борода ниспадала до середины груди. Был замечатель­ных рассказчиком и собеседником, прекрасно пел и играл на лире (соб­ственноручно изготовил лиру из серебра в форме лошадиного черепа, чтобы сделать ее звук более мощным и звучным), был лучшим импро­визатором стихов своего времени, привлекал к себе симпатии людей, буквально завораживая их. Так, он наблюдал за полетами птиц, делал многочисленные за­рисовки и был уверен в том, что человек может летать. Среди наброски не только всевозможные механизмы (от токарного станка до гидрав­лической машины), но даже снаряжение, которое используют водолазы или пребывания под водой. Леонардо постоянно находится в гуще событий, его пытливый ум требует все новых и новых задач. Если позволя­ет время, можно процитировать отрывок из письма Леонардо правите­лю Милана Людовика Моро, в котором Леонардо предлагает свои услуги: Я знаю способы прокладывать, не производя ни малейшего шума, под­омные ходы, узкие и извилистые... Также устрою я крытые повозки, без­опасные и неприступные, которые врежутся со своей артиллерией в ря­ды неприятеля... а за ними невредимо и беспрепятственно проследует пехота... В случае, если дело происходит на море, я знаю множество ору­дий, в высшей степени пригодных для нападения и обороны, и судна, выдерживающие самую жестокую пальбу, и взрывчатые вещества и сред­ства, производящие дым. В мирное время надеюсь быть в высшей сте­пени полезным... как зодчий в сооружении зданий общественных и ча­стных и в проведении воды из одного места в другое. Могу работать в качестве скульптора над мрамором, бронзою и глиной, также в живопи­си могу делать все, что только можно сделать, чтобы поравняться со всяким, кто бы он ни был».

Вместе с тем личность Леонардо окружена ореолом таинственности, его жизнь полна загадок; по сути, мы вообще мало что знаем о его лич­ной жизни, привязанностях, друзьях. Несколько приоткрывается эта завеса в испещренных рисунками рукописях, тоже весьма таинственных и странных (Леонардо писал особым шифром справа налево, читать текст нужно в зеркале). По воспоминаниям современников, Леонардо был пе­ременчив, непостоянен, редко доводил до конца начатое. Единственные дела, всегда занимавшие его воображение, — рисование и лепка, их он не оставлял никогда. Пожалуй, именно картины способны больше всего рассказать внимательному зрителю об этом гении Возрождения, хотя и они таят в себе большие тайны.

 

Портрет Дженервы де Бенчи был написан в 1473 году. После этого портрета Леонардо вступает в период наполненной темой Мадонны с младенцем. Он создает серию этюдов, некоторые превратились в картины. «Мадонна Литта», «Мадонна Бенуа», «Мадонна с цветком».

Картина, которая дошла до нас в нетронутом виде, - «Мадонна в скалах», хранящаяся в Лувре. Именно в ней Леонардо достиг гармонии в примирении мира воображения и научного подхода к натуре.

Пройдет много лет, прежде чем Леонардо возьмется за другое произведение не меньшего масштаба, и когда, в конце концов, закончит его, то оно покажется современникам еще одним чудом света. Это «Тайная вечеря».

Леонардо подходил к своей «Тайной вечере» целых пятнадцать лет. Лица на картине, за исключением Христа, по слухам, были написаны с обычных людей, которых Леонардо встречал в Милане и окрестностях. Для господа он нашел двух натурщиков. А вот чтобы нарисовать Иуду, Леонардо потратил много времени, посещая притоны, куда заглядывали миланские преступники. Леонардо написал свое великое творение за три года, весь этот срок картина не выходила у него из головы.

Леонардо начал работу в 1495 г. и потратил два года упорного тру­да, чтобы расписать поперечную стену большого зала монастырской тра­пезной, создав «прекраснейшую и чудесную вещь» (Вазари). Работая над фреской, он экспериментировал с красками и грунтом, но неудачно: уже В XVI в. началось разрушение, усиленное неумелыми реставрациями. Только в 1954 г. фреска была очищена от позднейших наслоений, а ос­татки подлинного красочного слоя закреплены. Леонардо много размыш­лял о композиции произведения и образах апостолов. Это вызывало не­довольство настоятеля собора, который постоянно торопил мастера и даже жаловался на него герцогу. Раздраженный художник пригрозил, ес­ли его не оставят в покое, написать Иуду с лицом настоятеля.

Двенадцать учеников Христа объединены в группы: справа от Учите­ля юный Иоанн, которого буквально сломило страшное пророчество и он бессильно поник, как от удара; рядом с ним Леонардо написал му­жественного и решительного Петра, схватившегося за нож, как бы же­лая отомстить предателю; "апостолы, сидящие рядом с ним, обернулись к Христу; Андрей в ужасе поднял руки; слева от Христа — Иаков, о его безграничном изумлении говорят разведенные в стороны руки, а прекрас­ный и мечтательный Филипп (он рядом с Иаковом) склонился перед Учителем. Здесь же и Иуда — его художник особо отметил тенью, упавшей на лицо. Христос помещен в центре композиции, на фоне дверного про­ема, через который зритель видит удивительный пейзаж, но от апосто­лов Христа отделяет расстояние. Его лицо печально и спокойно, руки застыли на столе ладонями вверх в ожидании неизбежной гибели.

 

Еще об одном произведении Леонардо нельзя не сказать. Это «Мона Лиза» или «Джоконда ». Картина всем настолько известна и знакома, что трудно поверить, что она выглядела когда-то иначе. Тем не менее, это факт: в наше время «Мона Лиза» выглядит не так, как тогда, когда она вышла из рук Леонардо. Картина невелика (доска размером 77х52 см), однако производит впечатление монументальной. Технику сфумато Леонардо довел до совершенства. Именно эта техника позволила сделать эту картину загадочной. У Джоконды не только необычное выражение лица, но оно и постоянно меняется. Гениальный художник смог отразить в лице Джоконды движение.

Сфума́то (итал. sfumato — затушёванный, буквально — исчезающий как дым) — в живописи смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух.

 

фрагмент «Жизнеописаний...», чтобы учащиеся могли мнение Вазари срав­нить с собственными впечатлениями.

«Леонардо взялся написать для Франческо дель Джокондо портрет его жены, Моны Лизы, и, потрудившись над ним четыре года, так и оставил его незавершенным. Это произведение находится ныне у короля Франсиска, в Фонтенбло. <...> Действительно, в этом лице глаза обладали тем блеском и той влажностью, какие мы видим в живом человеке, а вокруг них была сизая красноватость и те волоски, передать которые невозмож­но без владения величайшими тонкостями живописи. Ресницы же благода­ря тому, что было показано, как волоски их вырастают на теле, где гуще, а где реже, и как они располагаются вокруг глаза в соответствии с пора­ми кожи, не могли быть изображены более натурально. Нос, со всей кра­сотой своих розоватых и нежных отверстий, имел вид живого. Рот, с его особым разрезом и своими концами, соединенными алостью губ... поис­тине казался не красками, а живой плотью. А всякий, кто внимательней­шим образом вглядывался в дужку шеи, видел в ней биение пульса, и дей­ствительно, можно сказать, что она была написана так, чтобы заставить содрогнуться и испугать всякого самонадеянного художника, кто бы он ни был. Прибег он также и к следующей уловке: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал при ней певцов, музыкантов и шутов, постоянно поддерживающих в ней веселость, чтобы избежать той унылости, которую живопись обычно придает портретам, тог­да как в этом портрете Леонардо была улыбка, настолько приятная, что он казался чем-то скорее божественным, чем человеческим, и почитался произведением чудесным, ибо сама жизнь не могла быть иной».

 

Последняя картина Леонардо выполнялась не по заказу, а по внутреннему побуждению. Это Луврский «святой Иоанн Креститель».

Как же выглядел сам Леонардо да Винчи? Единственный дошедший до нас автопортрет Леонардо. Рисунок сделан в последние годы пребывания художника в Италии. Мы видим старца уставшего от жизни и растерявшего все иллюзии. Леонардо, которому оставалось жить еще пять лет, очевидно, увидел себя в образе безымянного величественного старца.

Последние годы тяжело больной Леонардо проводит во Франции в Амбузе, где и умирает 2 мая 1519 года. «Мне казалось, что я учусь жить, но учился я умирать», «Хорошо прожитая жизнь – долгая жизнь» Леонардо да Винчи.

Творчество Микеланджело Буанаротти

«Удел искусства более велик,

Чем естества! В ваянье мир постиг,

Что смерть, что время здесь не побеждает.»

Микеланджело

Микеланджело Буанаротти родился 6 марта 1475 года в Капрезе, маленьком городке недалеко от Флоренции. Художественные способности проявились в раннем возрасте, однако отец долго сопротивлялся желанию сына стать художником. Но Микеланджело был настойчив и добился разрешения поступить в ученики к художнику Доменико Гирландайо. Затем перешел в школу скульптора Джованни, который сразу распознал талант своего ученика. Сам Лоренцо Медичи высоко ценил дарование юного Микеланджело и взял его под свое покровительство, всячески поощрял в занятиях искусством. Смерть образованного правителя стала настоящей трагедией для художника. Свою признательность он выразил в великолепной скульптурной группе, украсившей гробницу Медичи во Флоренции.

С 1494 года Микеланджело ждал большой успех. Он получает большие заказы. В том числе и на мемориальную композицию «Пьета». Следующим заказом стала картина «Погребение», но ее художник не закончил, так получил заказ на огромную статую «Давид». Именно эта работа укрепила репутацию художника во Флоренции. Статуя стала символом новой республики, боровшейся, как и библейский Давид, за свободу граждан.

«Высокий дух, чей образ отражает

В прекрасных членах тела своего,

Что могут сделать бог и естество,

Когда их труд свой лучший дар являет»

Микеланджело

Вазари: «...творение это затмило все известные статуи, новые и древние, будь то греческие или римские... с такой соразмернос­тью и красотой закончил ее Микеланджело».

 

Заказ папы Юлия Второго увенчался триумфом Микеланджело. Им стала роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане. Четыре с половиной года Микеланджело расписывал потолок капеллы. Эта роспись заняла площадь более 600 квадратных метров.

Микеланджело без охоты взялся за заказ, считая себя не живописцем, а скульптором. В течение четырех лет он один, без помощников, выполнил работу, посильную лишь титану. Помещение капеллы (длина 48 м, ширина 13 метров, высота 18 м) перекрыто плоским сводом. Его-то и
предстояло расписать фресками религиозного содержания. Общая пло­щадь росписи составляет 600 кв.м, — несколько сот фигур. Живопи­сец работал со сверхчеловеческим напряжением, папа постоянно торо­пил мастера, и между ними происходили бурные объяснения, во время
одного из них разгневанный прелат даже ударил Микеланджело посохом.
«Я тружусь через силу, больше, чем любой другой человек», — писал он в письме. Когда роспись была закончена, то поразила воображение современников грандиозностью и небывалой мощью. Перед зрителем про­ходит вереница библейских образов, оживают сцены Ветхого Завета: от­
деление света от тьмы, сотворение Солнца и Луны, изгнание из рая, Всемирный потоп.

Эпизод «Рождение Адама» едва ли не самый знаме­нитый сюжет мирового искусства, один из прекраснейших в композиции. По бесконечному космическому пространству летит Бог-творец. Его ру­ка протянута к фигуре первого человека. Совершенен Адам, воплощаю­щий красоту человеческого тела (современники говорили, что «со вре­мен Фидия не было создано более совершенной фигуры»). Его лицо устремлено к Богу, к нему простерта рука. Сейчас творец коснется этой руки и вдохнет жизнь в неодушевленную материю. Вазари замеча­ет, что Адам написан таким прекрасным, что кажется, он «сотворен высшим и изначальным создателем своим, а не кистью и по замыслу человека».

 

Следующим заказом стала роспись стены «Страшный суд». Эта огромная фреска, закончена в 1541 году, и еще раз подтвердила гениальность Микеланджело. Размер этой фрески – 13,7 х12,2 м. Она занимает всю восточную стену Сикстинской капеллы и содержит более 300 фигур. Правда, еще до окончания работы некоторые священники осудили фреску, усмотрев верх неприличия в обнаженных фигурах. В конце концов, их точка зрения возобладала. В конце концов, за несколько недель до смерти Микеланджело было принято решение дописать на ряде персонажей набедренные повязки. В 1590-х годах папа, Климент седьмой задумал смыть «Страшный суд», но его уговорили не делать этого.

 

Последние двадцать лет Микеланджело посвятил архитектуре. Он занимался реконструкцией собора святого Петра в Риме.

 

Микеланджело всегда был глубоко верующим человеком, об этом свидетельствуют его последние работы. Это серия рисунков, изображающих Распятие, и две скульптурные группы «Пьета». Вторую скульптуру завершить помешала смерть, настигшая Микеланджело на 89 году жизни, 18 февраля 1564 года.

«Я словно б мертв, но миру в утешенье

Я тысячами душ живу в сердцах

Всех любящих, и, значит, я не прах

И смертное меня не тронет тленье»

Микеланджело



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: