Занятие №2
«Врожденный и приобретенный иммунитет.
Клеточные и гуморальные механизмы».
Краткие ответы на 10 вопросов.
№ | Вопрос | Краткий ответ |
Определение врожденного иммунитета. | ||
Свойства врожденного иммунитета. | ||
Клетки врожденного иммунитета. | ||
Рецепторы клеток врожденного иммунитета. | ||
Способы распознавания «чужого» во врожденном иммунитете. | ||
Этапы хемотаксиса и фагоцитоза. | ||
Активность натуральных киллеров. | ||
Гуморальные факторы врожденного иммунитета. | ||
Сопоставление характерных особенностей врожденного и адаптивного иммунитета. | ||
Сочетанное действие врожденного и адаптивного иммунитета. |
Дополнительные задания к занятию №2
Нарисуйте схему этапов хемотаксиса и фагоцитоза | |||
Нарисуйте таблицу тип TLR – тип распознаваемой им структуры «чужого». | |||
Нарисуйте схему классического пути активации комплемента | |||
Составьте таблицу сравнения свойств врожденного и адаптивного иммунитета: | |||
Характеристика | Врождённый | Адаптивный | |
· | У каких видов представлены | ||
· | Клетки-участники | ||
· | Тип распознавания | ||
· | Тип реагирования популяции клеток | ||
· | Основные гуморальные факторы | ||
· | Скорость реакции | ||
· | Память | ||
· | Примеры сочетанного действия Врожденного и адаптивного иммунитета |
Занятие №3
«Антигены. Определение и основные свойства. Главный комплекс гистосовместимости человека. Антигенпрезентирующие клетки. Особенности процессинга и предоставления внутриклеточных и внеклеточных патогенов».
|
Краткие ответы на 10 вопросов.
№ | Вопрос | Краткий ответ |
Дайте определение понятию «антиген». | ||
Какие виды антигенов вам известны? | ||
Перечислите основные свойства антигенов. | ||
Опишите строение главного комплекса гистосовместимости. | ||
Дайте характеристику молекулам MHCI и II класса. На каких клетках экспрессируются данные молекулы? Каково их строение? | ||
Назовите профессиональные ангигенпрезентирующие клетки. | ||
Что такое «процессинг антигена и предоставление его в иммуногенной форме»? | ||
Каковы особенности предоставления внеклеточных антигенов? | ||
Каковы особенности предоставления внуриклеточных антигенов? | ||
Приведите примеры наследственной предрасположенности к различным заболеваниям при определенных гаплотипах молекул MHCI и II класса. |
Дополнительные задания занятию №3
Расшифруйте сокращения HLA, MHC. | ||
Нарисуйте схему строения главного комплекса гистосовместимости –генов, расположенных на коротком плече 6 хромосомы, кодирующих молекулы MHC I и MHCII. | ||
Нарисуйте схему строения самих молекул MHCI и MHCII. | ||
Нарисуйте схемуMHCI - презентации эндогенных АГ. | ||
Нарисуйте схемуMHCII - презентации экзогенных АГ. |
Занятие №4
Иммунопоэз: созревание Т - и В- клеточных рецепторов.
Роль факторов микроокружения.
Механизмы положительной и отрицательной селекции. Основные субпопуляции лимфоцитов. Краткие ответы на 10 вопросов.
|
№ | Вопрос | Краткий ответ |
Какова роль тимуса в процессе дифференцировки Т-лимфоцитов? | ||
Каков биологический смысл положительной и отрицательной селекции? | ||
Каковы механизмы формирования разнообразия Т- клеточных рецепторов? | ||
Опишите строение Т- клеточного рецептора. | ||
Перечислите основные субпопуляции Т лимфоцитов. | ||
Опишите строение В - клеточного рецептора. | ||
Назовите субпопуляции В-лимфоцитов. | ||
Опишите этапы антигеннезависимой дифференцировки В-лимфоцитов. | ||
Опишите процесс антигензависимой дифференцировки В-лимфоцитов. | ||
Какие клетки являются конечной стадией развития В-лимфоцитов? |
Дополнительные задания занятию №4
Нарисуйте схему строения антигенраспознающих рецепторов Т и В лимфоцитов. | ||
Нарисуйте схему «двойного распознавания» или распознавания «чужого в своем»; указать роль корецепторов Т-лимфоцитов - CD 4 и CD 8 в связывании с MHCII и MHCI молекулами | ||
Нарисуйте схему перестройки генов, кодирующих Т клеточный рецептор. | ||
Нарисуйте схему перестройки генов, кодирующих В клеточный рецептор. |
Занятие №5 –зачет 1 модуля (занятия 1-4)
Занятие №6
«Система цитокинов. Классификация. Основные свойства. Механизмы действия. Типы цитокиновой регуляции. Клетки-продуценты и клетки-мишени. Цитокиновая регуляция воспаления и иммунного ответа».
Краткие ответы на 10 вопросов.
№ | Вопрос | Краткий ответ |
Классификация цитокинов. | ||
Основные свойства цитокинов. | ||
Понятие о цитокиновой сети. | ||
Характеристика клеток-продуцентов цитокинов во врожденном иммунитете. | ||
Понятие о Т хелперах 1;2;17 типов. | ||
Характеристика цитокинов и их антагонистов. | ||
Семейства рецепторов цитокинов. | ||
Цитокины и воспаление. | ||
Системные и местные эффекты цитокинов. | ||
Примеры препаратов на основе цитокинов и их антагонистов. |
|
Дополнительные задания занятию №6
Охарактеризуйте дозо-зависимое действие фактора некроза опухолей. | ||
Охарактеризуйте множественность эффектов провоспалительных цитокинов в запуске системного воспаления на примере интерлейкина 1- бета. | ||
Нарисуйте схему регуляции цитокинами дендритных клеток типов адаптивного иммунного ответа. | ||
Нарисуйте схему действия цитокинов субпопуляций Т –хелперов на разные типы эффекторных клеток. |
Занятие № 7
«Гуморальный иммунный ответ. Основные этапы развития».
Краткие ответы на 10 вопросов.
№ | Вопрос | Краткий ответ |
Фазы адаптивного иммунного ответа. | ||
Типы иммунного ответа и факторы, их определяющие. | ||
В-лимфоцит как антигенпредставляющая клетка. | ||
Взаимодействие В-лимфоцита и Т-лимфоцита-хелпера. | ||
Активация и пролиферация В-лимфоцитов. | ||
Дифференцировка В-лимфоцитов в плазматические клетки и клетки памяти. | ||
Общая характеристика и строение молекулы иммуноглобулина. | ||
Характеристика классов иммуноглобулинов. | ||
Механизмы взаимодействия антигенов и антител. | ||
Свойства и эффекторные функции антител. |