Тема 1 - 2: ВВЕДЕНИЕ. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.
Биология – это наука о жизни, ее формах и закономерностях развития.
Термин введен в науку в 1797 г. немецким ученым Рузом, общепринят в 1802 г. после использования в научных трудах французского ученого Жана Батиста Ламарка.
Предмет исследования биологии – все многообразие вымерших и ныне живущих организмов, их происхождение, строение, функции, индивидуальное развитие, эволюция, экология.
Биология – комплексная наука.
Общая биология - включает комплекс наук, изучающих общие свойства и закономерности живой природы. Общая биология включает в себя молекулярную биологию, генетику, цитологию, эмбриологию, селекцию, экологию.
Предмет исследования общей биологии – основные закономерности эволюции органического мира, познание причин возникновения новых видов, усложнения живых организмов.
Биология комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин.
Предмет дифференциации | Пример интеграции |
из ботаники выделились: Микология - наука о грибах; Бриология - наука о мхах; Альгология - наука о водорослях; Палеоботаника – наука об вымерших растениях | Биофизика – изучает физические и физико- химические явления в живой природе; Биохимия - наука, изучающая входящие в живые организмы химические вещества; Микробиология - изучает микроорганизмы; Радиобиология - изучает действие ионизирующего излучения на организмы. |
Схема «Комплекс биологических наук»
Биология | · Ботаника | · Морфология - учение о внешнем строении, структуре объектов живой природы | · Цитология - наука о клетке | · Молекулярная биология - комплекс биологических наук, изучающих строение и функции нерегулярных биополимеров |
· Гистология – наука о тканях | · Биофизика | |||
· Зоология | · Анатомия - наука о внутреннем строении организмов | · Эмбриология - изучение зародышевого развития | · Биохимия | |
· Генетика – наука, изучающая наследственность и изменчивость | · Радиобиология | |||
· Микология | · Физиология - наука о функциях живых организмов | · Селекция – изучает методы выведения новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов | · Биотехнология - изучающая возможности использования живых организмов для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами | |
· Экология - наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой | · Бионика - изучает особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью создания более совершенных технических систем или устройств | |||
· Микробиология | · Систематика - наука о классификации живых организмов в группы по степени их родства | · Эволюционное учение - целостное учение об историческом развитии органического мира | · Генная инженерия - служит для получения желаемых качеств изменяемого или генетически модифицированного организма | |
· Биогеография – изучает распространение живых организмов | ||||
· Антропология - изучает человека | · Палеонтология - изучает останки живых организмов | · Космическая биология - изучающая возможности жизни в условиях космического пространства |
Роль биологии в обществе.
|
- в с/х - создание высоко продуктивных, устойчивых к болезням растений, животных;
- разработка биологических способов борьбы с вредителями;
- в биотехнологии - промышленный синтез аминокислот, ферментов, витаминов, гормонов;
- в медицине - ранняя диагностика и лечение наследственных болезней (альбинизм, гемофилия, слабоумие);
5. в фармакологии – использование различных биологических объектов и веществ, ими синтезируемых, в качестве лекарственных препаратов и др.;
|
6. в пищевой промышленности – выращивание используемых в пищу организмов из одной клетки, создание различных биодобавок и др.;
- охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов;
- обеспечение сохранности биосферы.
НАУКА – один из способов изучения и познания окружающего мира.
НАУЧНЫЙ МЕТОД – совокупность приемов, используемых для построения системы научных знаний.
НАУЧНЫЙ ФАКТ – результат, подтвержденный рядом наблюдений, экспериментов.
ГИПОТЕЗА - предположение, которое может объяснить наблюдение, эксперимент.
Проверяют гипотезу экспериментом, который сопровождается контрольным опытом. Если гипотеза верна, ее называют теорией или законом.
Этапы проведения научного исследования:
1. Постановка проблемы, формулировка целей и задач исследования.
2. Выдвижение гипотез.
3. Планирование хода исследования, выбор методики.
4. Проведение эксперимента.
5. Обработка полученных результатов.
6. Анализ полученных результатов.
7. Формулировка выводов.
МЕТОДЫБИОЛОГИИ
Название метода | Суть метода |
НАБЛЮДЕНИЕ | предполагает целенаправленное изучение объекта или явления в естественных или искусственно созданных условиях. При этом не ставится задача выявления действия отдельного фактора, а исследователь является простым наблюдателем. |
ЭКСПЕРИМЕНТ | помогает описать свойства биологических систем. |
СРАВНЕНИЕ | выявляет общие закономерности в строении и жизнедеятельности организмов |
ОПИСАТЕЛЬНЫЙ | описывает живые организмы |
ИСТОРИЧЕСКИЙ | на основе данных о современном мире и его прошлом позволяет познать процессы развития живой природы. |
МОДЕЛИРОВАНИЕ | высшая форма эксперимента, имитируют процессы недоступные для наблюдения или эксперимента. Предполагает изучение какого-либо процесса или явления через воспроизведение его самого или его существенных свойств в виде модели. Моделирование дает возможность прогнозировать последствия природных и техногенных катастроф, направления смены экологических систем, объемы выращиваемой сельскохозяйственной продукции и др. |
|
Прикладные исследования – решают проблемы сегодняшнего дня.
Фундаментальные исследования – открывают законы мира, найдут практическое применение.