Роль биологии в обществе.




Тема 1 - 2: ВВЕДЕНИЕ. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

Биология – это наука о жизни, ее формах и закономерностях развития.

Термин введен в науку в 1797 г. немецким ученым Рузом, общепринят в 1802 г. после использования в научных трудах французского ученого Жана Батиста Ламарка.

Предмет исследования биологии – все многообразие вымерших и ныне живущих организмов, их происхождение, строение, функции, индивидуальное развитие, эволюция, экология.

Биология – комплексная наука.

Общая биология - включает комплекс наук, изучающих общие свойства и закономерности живой природы. Общая биология включает в себя молекулярную биологию, генетику, цитологию, эмбриологию, селекцию, экологию.

Предмет исследования общей биологии – основные закономерности эволюции органического мира, познание причин возникновения новых видов, усложнения живых организмов.

Биология комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин.

Предмет дифференциации Пример интеграции
из ботаники выделились: Микология - наука о грибах; Бриология - наука о мхах; Альгология - наука о водорослях; Палеоботаника – наука об вымерших растениях Биофизика – изучает физические и физико- химические явления в живой природе; Биохимия - наука, изучающая входящие в живые организмы химические вещества; Микробиология - изучает микроорганизмы; Радиобиология - изучает действие ионизирующего излучения на организмы.

Схема «Комплекс биологических наук»

Биология · Ботаника · Морфология - учение о внешнем строении, структуре объектов живой природы · Цитология - наука о клетке · Молекулярная биология - комплекс биологических наук, изучающих строение и функции нерегулярных биополимеров
· Гистология – наука о тканях · Биофизика
· Зоология · Анатомия - наука о внутреннем строении организмов · Эмбриология - изучение зародышевого развития · Биохимия
· Генетика – наука, изучающая наследственность и изменчивость · Радиобиология
· Микология · Физиология - наука о функциях живых организмов · Селекция – изучает методы выведения новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов · Биотехнология - изучающая возможности использования живых организмов для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами
· Экология - наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой · Бионика - изучает особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью создания более совершенных технических систем или устройств
· Микробиология · Систематика - наука о классификации живых организмов в группы по степени их родства · Эволюционное учение - целостное учение об историческом развитии органического мира · Генная инженерия - служит для получения желаемых качеств изменяемого или генетически модифицированного организма
· Биогеография – изучает распространение живых организмов
· Антропология - изучает человека · Палеонтология - изучает останки живых организмов · Космическая биология - изучающая возможности жизни в условиях космического пространства

Роль биологии в обществе.

  1. в с/х - создание высоко продуктивных, устойчивых к болезням растений, животных;
  2. разработка биологических способов борьбы с вредителями;
  3. в биотехнологии - промышленный синтез аминокислот, ферментов, витаминов, гормонов;
  4. в медицине - ранняя диагностика и лечение наследственных болезней (альбинизм, гемофилия, слабоумие);

5. в фармакологии – использование различных биологических объектов и веществ, ими синтезируемых, в качестве лекарственных препаратов и др.;

6. в пищевой промышленности – выращивание используемых в пищу организмов из одной клетки, создание различных биодобавок и др.;

  1. охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов;
  2. обеспечение сохранности биосферы.

НАУКА – один из способов изучения и познания окружающего мира.

НАУЧНЫЙ МЕТОД – совокупность приемов, используемых для построения системы научных знаний.

НАУЧНЫЙ ФАКТ – результат, подтвержденный рядом наблюдений, экспериментов.

ГИПОТЕЗА - предположение, которое может объяснить наблюдение, эксперимент.

Проверяют гипотезу экспериментом, который сопровождается контрольным опытом. Если гипотеза верна, ее называют теорией или законом.

Этапы проведения научного исследования:

1. Постановка проблемы, формулировка целей и задач исследования.

2. Выдвижение гипотез.

3. Планирование хода исследования, выбор методики.

4. Проведение эксперимента.

5. Обработка полученных результатов.

6. Анализ полученных результатов.

7. Формулировка выводов.

 

МЕТОДЫБИОЛОГИИ

 

Название метода Суть метода
НАБЛЮДЕНИЕ предполагает целенаправленное изучение объекта или явления в естественных или искусственно созданных условиях. При этом не ставится задача выявления действия отдельного фактора, а исследователь является простым наблюдателем.
ЭКСПЕРИМЕНТ помогает описать свойства биологических систем.
СРАВНЕНИЕ выявляет общие закономерности в строении и жизнедеятельности организмов
ОПИСАТЕЛЬНЫЙ описывает живые организмы
ИСТОРИЧЕСКИЙ на основе данных о современном мире и его прошлом позволяет познать процессы развития живой природы.
МОДЕЛИРОВАНИЕ высшая форма эксперимента, имитируют процессы недоступные для наблюдения или эксперимента. Предполагает изучение какого-либо процесса или явления через воспроизведение его самого или его существенных свойств в виде модели. Моделирование дает возможность прогнозировать последствия природных и техногенных катастроф, направления смены экологических систем, объемы выращиваемой сельскохозяйственной продукции и др.

 

Прикладные исследования – решают проблемы сегодняшнего дня.

Фундаментальные исследования – открывают законы мира, найдут практическое применение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: