10.05.2016 г.
Культура есть образ жизни человека и одновременно — система ценностей, выработанных человечеством в процессе исторического развития. Приобщение к культуре — длительный и сложный процесс духовной деятельности. В результате этого приобщения истина, добро и красота становятся для человека критерием оценки действительности. Антикультура разрушает личность. Она примитивна, для ее восприятия не нужны усилия. Верх берут низменные инстинкты, а пошлость воспринимается как норма.
Искусство как часть культуры призвано к Вечности. Слова «культура» и «культ» не случайно созвучны. Всякое подлинное творчество становится синергией Бога и человека. Настоящее искусство – это не ремесленничество, это создание нового, раскрывающее дар Творца подобному Себе творению. Истинное искусство пробуждает эстетический вкус человека и способность творить. Но не только. Оно – боговдохновенно, и, проходя испытание временем, формирует духовный мир людей. Разницу между культурой и антикультурой можно коротко выразить следующими словами: все, что ведет к правде, любви и святости, есть от Бога, а все, что порождает грех, ложь и ненависть, – от лукавого. Надо помнить слова великого Константина Станиславского: «На сцене возможно все, если это умно, красиво и благородно».
Вряд ли термин «современное искусство» соответствует понятию вечности. Современное – это то, что происходит здесь и сейчас, и только с течением времени можно понять, что действительно является искусством, а что нет. В «современном искусстве» на самом деле велика доля антиискусства, где размытость всех и всяческих критериев выражается в тотальной иронии, скепсисе, чувстве опустошенности.
|
Грань между искусством и антиискусством проходит там, где кончается поиск духовной, нравственной красоты. Антиискусство выполняет задачу, противоположную задаче искусства,– отучает нас видеть настоящую красоту и отличать ее от безобразия. Прекрасное подменяется безобразным, духовное — бездуховным, подлинное искусство — подражанием или издевкой. В результате мы эстетически слепнем и глохнем.
И художник, и зритель остаются один на один с технократической цивилизацией, которая в наше время вытесняет культуру или — в лучшем случае — приспосабливает ее к своим прагматическим целям. Так создается одержавшее к концу ХХ столетия победу массовое «искусство» и китч как его крайнее выражение. И это – не разновидность искусства, это – его антипод, к появлению которого привело систематическое нарушение эстетических норм, вызванное в основном сугубо экономическими причинами – вторжением рынка в чуждую ему сферу творчества. Теперь, чтобы назвать продукт художественным произведением, достаточно вложить в него деньги и сделать профессиональную рекламу. Коммерческое антиискусство заменило красоту уродством. Все сильнее эстетические вкусы и сознание людей с младенчества формируются рекламой, которую в обязательном порядке потребляет практически все население планеты.
Еще Н.А.Бердяев говорил: «Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах. <…> Нарушаются грани, отделяющие одно искусство от другого и искусство вообще от того, что не есть уже искусство, что выше или ниже его. <…> Слишком свободен стал человек, слишком опустошен своей пустой свободой ».
|
Увы, не все пока это поняли. Сложилось целое направление «искусства», единственным «достижением» которого становится наглое разрушение любых табу, норм, правил, законов, ценностей, авторитетов. Этот поток действий и идей получает в мире мощную поддержку сил, желающих легко манипулировать толпами существ, лишенных веры, убеждений, традиций, чувства священного. При этом настоящая свобода заменяется рабством форматам масскульта для одних и идолам «элитарного искусства» для других.
Сила творчества заключается, прежде всего, в его воздействии на внутренний мир человека. Сейчас корпорации (продюсеры, СМИ, «творческие» союзы, дома культуры) узурпировали и навязывают обществу некие идейные установки, выдавая их за искусство. Но разве мы видим улучшение нравов? Нет. Есть четкое ощущение, что безнравственность, сопровождающая «современное искусство», создается целенаправленно, чтобы народ забыл о Божественных истинах, превратившись в рабское общество потребления, на котором очень удобно зарабатывать дивиденды. А у настоящих творцов,– как индивидуальных, так и объединенных в сообщества,– нет помещений для занятий культурной и просветительской деятельностью Законодательная база не предполагает никаких существенных преференций и льгот по этой проблеме. В то же время многие художники, музыканты, артисты и литераторы творят не ради заработка, а ради блага и поиска истины, прославляя красоту и духовные ценности. Их творчество нужно поддерживать.
|
Свобода творчества, которая переходит в антикультуру и деструктивно воздействует на людей, должна быть законодательно ограничена. Это особенно важно потому, что отсутствуют механизмы, обеспечивающие реализацию культурных прав граждан — как государственные, так и общественные. Законодательная база о культуре и искусстве имеет множество пробелов. «Основы законодательства РФ о культуре» были приняты аж в 1992 году.
Необходимо определить грань между искусством и антиискусством. Эту проблему необходимо решать всем российским «миром» аналогично тому, как разрабатывались и обсуждались «Основы государственной культурной политики» – в дискуссии приняли участие специалисты в области культуры и искусства, правоведы, общественные деятели, чиновники. Церковь должна не замалчивать антихристианской стратегии деструктивных направлений «современного искусства», но «ясно и принципиально заявлять о своей позиции» и при этом «отличать сознательно богоборческую суть contemporary art от творчества отдельных художников и их самих — крещеных христиан и членов Церкви, часто фатально запутавшихся в дьявольских сетях современной культуры» (А.Яхнин).
Чтобы минимизировать пошлость и безобразность в искусстве, нужно:
1. Сформировать образ будущего и мировоззренческие основы достижения этого образа на основе критериев жизненных ценностной и исходя из опыта предков как основы развития искусства.
2. Ввести систему запретов, сопровождаемых четкими критериями, на пропаганду пьянства, наркотиков, агрессивного насилия и наживы за его счет, неправедного стяжания, блуда, прелюбодеяния; на натуралистическое изображение полового акта и половых органов, на провокацию самоубийств, на осквернение религиозных, государственных и этнических символов, на оскорбление живых или усопших людей. Никакая часть общественного пространства, в том числе культура и искусство, не могут быть вне закона и вне нравственности.
3. Сформировать положительный вкус в искусстве.
4. Выявить реальный «социальный заказ» большинства нашего народа и одновременно заботиться о поддержке и воспитании в нем эстетического вкуса.
5. Обратить внимание на молодых поэтов, музыкантов и художников.
6. Добиться минимального обеспечения некоммерческого искусства.
7. Создать комиссии для оценки творческих явлений, состоящие из экспертов в области культуры, молодежи, священников.
Источник: сайт СООБЩЕСТВО РУССКАЯ МИССИЯ https://rumission.ru/dokument/o-sovremennom-iskusstve-i-ego-nravstvennyh-granicah/