БАРТРАМ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ (1873-1931)




Н.Д. Бартрам – художник, историк искусства, собиратель игрушек, детских портретов, предметов быта, основатель Музея игрушки.

В 1893 г. в деревне Семеновка Льговского уезда Курской губернии он создал учебную мастерскую игрушечно-столярного производства, которой руководил десять лет. Создание этой мастерской было вызвано стремлением Николая Дмитриевича поддержать угасавшие народные художественные промыслы. В то время создаются и другие мастерские такого рода, в их числе знаменитые Абрамцевская и Талашкинская.

В Семеновской мастерской по рисункам и под руководством Николая Дмитриевича было создано множество игрушек, воскрешавших мир Древней Руси, предметно воплощавших в себе образы русского фольклора: Аника-воин, волчок, щелкушки, боярин и др.

Увлекшись игрушками, Бартрам стал изучать историю их производства в России и за рубежом. Тогда же он начал собирать личную коллекцию игрушек и разнообразных предметов старины.

В поисках игрушек Николай Дмитриевич объездил всю Курскую губернию. Вместе с игрушками он привозил старинные головные женские уборы, шелковые платки, затканные золотыми цветами, шелковые сарафаны с телогреями, набойки, тканые пояса, вышивки, пряничные доски и сами пряники в форме коней, рыб, петухов, глиняные поливные свистульки в виде баранов, коней, уточек, предметы быта.

Позже он стал регулярно объезжать ведущие центры кустарных промыслов в Московской, Владимирской, Нижегородской губерниях. Домой он всегда возвращался с богатым «уловом». Его интересовали куколки-«скелетки» (самая дешевая разновидность кукол), куколки-«талии» (изящные стройные куколки с подчеркнуто узкой талией), куколки-барышни, фигурки матросов, кучеров, игрушечная мебель, тележки, сани.

В Москве с 1906-го по 1917 г. Бартрам заведовал художественной частью Кустарного музея. При этом музее им была создана мастерская по производству игрушек. Здесь по его эскизам с отменным умением и искусством делали кукол с фарфоровыми головками, наряженных в народные костюмы разных губерний России и в одежду по образцам XVI-XVII вв.

Тогда же пришло увлечение архитектурной игрушкой. Николай Дмитриевич совершил «экспедиции» по улицам старой Москвы, фотографировал барские особняки, церкви, соборы. Сам делал архитектурные обмеры. Собранные материалы легли в основу новых оригинальных игрушек «Красные ворота», «Сухарева башня», «Сторожевая башня», «Уголок старой Москвы».

В собрание Бартрама входили игрушки из всевозможных материалов, самых замысловатых конструкций, для любого возраста. Причем тут были представлены игры и игрушки из многих стран мира.

Отечественный раздел включал, кроме того, множество самых разнообразных предметов старины, составляя тот «вещевой фон», на котором игрушки смотрелись особенно органично, «по-домашнему». Тут были предметы детской мебели, одежда, посуда, ученические принадлежности, школьные наглядные пособия, книги, альбомы. Все это вместе взятое позволяло ярко и привлекательно воссоздавать мир детства. Этой цели служили и многочисленные портреты детей кисти художников XVIII-XIX вв., бесподобная «детская» картинная галерея.

В собрании Н.Д. Бартрама были представлены русский народный костюм, бытовая утварь, коллекция вееров, игральных карт. Особое место занимала коллекция нэцкэ – произведений японской миниатюрной декоративно-прикладной пластики из дерева, камня, слоновой кости и других материалов.

Мысль о создании Музея игрушки целиком овладела Бартрамом после 1910 г. Он вынашивал проект музея, разрабатывал его во всех деталях.

В 1918 г. в Москве открылся Музей игрушки. К этой цели Николай Дмитриевич упорно шел не один год. Первая экспозиция разместилась в четырех комнатах его квартиры (Смоленский бульвар, д.8). Выделялись следующие разделы: народная игрушка, игрушки кукольного театра, обучающие игры, занимательные книги. Постепенно музей пополнялся поступлениями из национализированных магазинов, складов, фабрик, особняков, усадеб. Многие ценные вещи были привезены из царской резиденции в Ливадии.

В 1924 г. музею выделили один из красивейших особняков Москвы – усадьбу Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (ныне там размещается Государственный музей А.С. Пушкина). Превосходная коллекция, занимательная экспозиция, новаторские приемы работы с детьми (экспозицию дозволялось трогать руками) – все это послужило причиной неслыханной популярности бартрамовского музея. По посещаемости он, не столь уж большой, уступал разве что Третьяковской галерее. Во главе этого удивительно живого и привлекательного музея Н.Д. Бартрам оставался до самой смерти.

 

 

ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ

Главные персонажи игрушки – это собирательные образы, без индивидуальных черт и свойств. Следуя основному творческому принципу народного искусства обобщать, народный мастер, создающий игрушку, выделяет в изображении самое главное, характерное и типичное. Часто одной меткой деталью выражает характер целого и при этом невольно преувеличивает, акцентирует важнейшую деталь, черту, несущую всю смысловую нагрузку, заостряет образ. Поэтому идея образа в игрушке всегда выражена немногословно и ярко.

Создавая игрушку, народный мастер выражает в ней свои и коллективные этические и эстетические идеалы.

Деревянная игрушка известна на Руси с глубокой древности. Еще в IX веке у восточно-славянских племен были в обиходе деревянные игрушки. Но такие находки для археологов чрезвычайно редки, так как дерево сильно подвержено разрушению.

Инструменты, которыми располагал мастер XIX в., - топор, нож, стамески. Раскраска осуществлялась темперными, клеевыми, анилиновыми красками, мелом с помощью кисти или нередко прямо окунанием игрушки в горшок с разведенной краской. Игрушки изготавливались в больших ко­личествах. Необходимость удешевить свой товар заставляла отказываться от деталей, в связи с чем появился лаконизм как формы, так и цвета. Лишь в отдельных видах игрушки применяли тонкие порезки, но не для всей скульптуры.

 

Настоящей столицей игрушечного царства является ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ ПОСАД (ЗАГОРСК) в Подмосковье. Игрушки, вырабатываемые народными умельцами Сергиева Посада забавляли русских царевичей. Далее мастера Сергиево Посада значительно расширяют ассортимент игрушек, в том числе налаживают массовое изготовление деревянной точеной матрешки.

Первая матрешка появилась в России в конце 19 века. Она состояла из семи кукол, изображающих девочку в ситцевом сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках."Загорскую" матрешку легко узнать среди множества других - это белолицая русская девушка в большом платке, ярком сарафане и переднике, причем все 3 детали, по закону этого стиля должны быть непременно разного цвета (основные цвета красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий или черный для "наводки"). Обязательно также наличие на фартуке и платке несложных узоров, как правило, цветов или просто точек.

Одновременно игрушечный промысел развивался в СЕЛЕ БОГОРОДСКОЕ ЗАГОРСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. В Троицке-Сергиеве резали и окрашивали игрушку, в Богородском резали в белье, то есть оставляли без окраски. Неокрашенные белые богородские игрушки легко узнать по сочетанию гладкой и порезанной ножом поверхности. Специальными порезками мастера точно передают густую шерсть на спине медведя, блеск шкуры коня или перья птицы. Мастера деревни богородское и Троицке-Сергиева следуют традиции делать фигурки «с живства», то есть реалистически.

Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек – «дергачей». Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.

Другой центр производства русской деревянной игрушки появился в Нижегородской губернии, с центрами в г. Семенове. Среди семеновских токарных игрушек выделяются различные формочки-песочники и мелкая детская посуда, украшенные знаменитой хохломской травкой; шары, погремушки, волчки, всевозможные каталки, вертушки, расписанные яркими анилиновыми красками.

Промысел известен и деревянной куклой – СЕМЕНОВСКОЙ МАТРЕШКОЙ. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций «травного» орнамента Древней Руси. Мастера оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров.

Недалеко от Мурома в СЕЛЕ ПОЛХОВО-МАЙД ан. Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи. Выработана оригинальная художественно-декоративная система и основные специфические приемы местной росписи. Эти приемы получили устоявшиеся местные названия: "цветы с наводкой" - цветочная роспись очерчена четким черным контуром; "цветы без наводки" - рисунок выписывается по фону без линейного контура; прием "под масло" - роспись масляными или нитрокрасками по глухому цветному фону, "пестрение" - простейшая кистевая роспись мазками или точками. Промысел знаменит и своими матрешками.

Игрушки подобного плана изготовляли В ГОРОДЦЕ. Городецкая игрушка отличается высокой художественностью. Излюбленная тема – кони: одиночки, пары и тройки. Сколачивали для конька возок с колесиками и раскрашивали и возок, и бегущего коня в ярко-красный, малиновый, лиловый или черный цвета. Кистью наносили свои городецкие узоры. Не забывали выписать и седелку, попону, упряжь.

Искусство пуреховских мастеров оказало воздействие на игрушку другого центра – СЕЛА ЛЫСКОВА. Там был разработан свой вариант «колесок» - коньков-горбунков. Малиновые, светло-фиолетовые, желтые коники разрисовывались цветными дугами и полосками, вдоль которых сажали ряды черных и белых пятнышек. Кони получались необычные, радужные.

Среди северных плотницких игрушек особенно разнообразны коники. В Поморье, на Мезени и Печоре они имеют местные стилистические разновидности. Коники Онежского полуострова отличаются особой статичностью и монументальностью формы, почти кубической, без моделировки и скругления граней.

Мезенские и печорские кони более скульптурны и пластичны и имеют некоторую динамичность поз. Окрашены в темные оттенки красного, зеленого, синего цвета или неокрашенные, орнаментированные порезками, обозначающими сбрую. Красотою силуэта и пропорций выделяются коники-каталки Кирилловского уезда Новгородской губернии (ныне Вологодская область), окрашены в светлый оранжево-красный цвет.

По­степенно деревянную вытесняли фарфоровые игрушки, часто повторявшие ее сюжеты. Негативную роль сыграл завоз иностранных изделий, но жиз­нерадостное и искреннее искусство изготовления народной игрушки, соединяющей глубокие традиции с подлинным чувством юмора, - одна изярких страниц русского народного творчества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: