Медицина Древнего Египта




1.КУЛЬТ УМЕРШИХ – ОСОБЕННОСТЬ ЕГИПЕТСКОЙ РЕЛИГИИ.

Первые постоянные поселения в плодородной долине Нила появились на рубеже 6-5-го тысячелетий до н.э. Древнеегипетская культура с ее характерными чертами (иероглифическое письмо, культ мертвых, характерный художественный стиль) имеет африканское происхождение. Древнеегипетская религия существовала на протяжении 3,5 тысячелетий. Яркой ее особенностью был культ мертвых. Древние египтяне верили в загробную жизнь и считали ее бесконечным продолжением земной. Они считали, что душа умершего, до тех пор, пока сохраняется его тело, может в него вернуться. Отсюда возникло стремление сохранить тело от разрушения, т.е. набальзамировать его. Древние египтяне полагали, что загробная субстанция человека проявляется в 2-х формах: - одна из них – душа – изображалась в виде птицы с головой человека, существует при теле умершего, но может на время покидать гробницу и подниматься в небо к богам; - другая форма – “двойник человека”, который сопровождает человека всю его жизнь, а после смерти и погребения сольется с богом Осирисом в одно целое и будет царить в загробном мире. По представлению египтян «двойник человека» после смерти человека может посещать гробницу и пользоваться всем, что там оставлено. Поэтому каждый египтянин в течение всей своей жизни думал о смерти и собирал все необходимое для загробной жизни. Изобретателем и первым мастером мумификации, приготовившим первую египетскую мумию – мумию Осириса, является бог бальзамирования Анубис. Сначала в мумии превращали только тела царей, а впоследствии и знатных рабовладельцев. Мумификацией занимались специальные люди – тарихевты. Трупы умерших, обработанные ими тысячи лет назад, сохранились до наших дней. Однако их секрет бальзамирования утерян навеки. Согласно религиозным представлениям древних египтян, каждый умерший представал перед загробным судом, возглавляемым богом загробного мира Осирисом. В качестве обвинителя выступал бог знаний Тот. Бог бальзамирования Анубис взвешивал сердце покойного. Если оно было легче страусового пера (символ закона и справедливости), умершему открывался доступ в мир богов. Так же стоит отметить таких богов как: богиня Исиды, которая считалась изобретательницей магического врачевания и покровительницей детей. Она олицетворяла материнство, и оплодотворенную природу. Лекарства носившие имя Исиды,.были известны' даже в древнем Риме и упоминаются в книгах Галена (II в.).Среди главных божеств древнего Египта, имевших отношение к -врачеванию был бог письма и знаний Тот. Он изображался в виде человека с головой птицы ибиса или в образе павиана (оба —символы • мудрости в.древнем Египте). Согласно преданию Тот разделил человечество по языкам и изобрел письменность, придумал математику и астрономию, религиозные обряды, музыку и врачевание природными средствами; ему приписывалось составление самых древних египетских медицинских текстов.Помимо главных божеств в древнеегипетской мифологии были и боги врачевания. Это покровительница врачевателей могучая Сохмет, или Сах-мет (егип. Могущественная) —богиня войны, супруга верховного бога г Мемфис Птаха (она почиталась в образе львицы или львиноголовой женщины).

2. НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА

Познания древних египтян в области строения тела были достаточно высокими для своего времени и сравнимы лишь с достижениями древних индийцев, с той оговоркой, что египетские тексты датируются II тысячелетием до н. э., а индийские медицинские трактаты — первыми веками нашей эры. Первые представления о строении человеческого тела (анатомии) египтяне получали из практики бальзамирования, которая также свидетельствовала и о достижениях в области химии. Уже в середине 2 тыс. до н.э. древние египтяне описали мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т.д. Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает паралич конечностей и, таким образом положили начало естественно-научным представлениям о мозге. Особую роль в жизни человека они отводили сердцу и сосудам. Древние египтяне определяли болезни по пульсу, который наблюдали в разныхточках тела. Они полагали, что сердце не только придает движение крови, но и является вместилищем души и эмоций.

3. ЛЕКАРСТВЕННОЕ ЛЕЧЕНИЕ.

Самую обширную информацию о лекарственном лечении в Древнем Египте содержит папирус Эберста, который называется “Книга приготовления лекарств для всех частей тела ”. Обнаружен он был в 1872г. в Фивах. Склеенный из 108 листов, он достигает в длину 20,5 метров. Папирус содержит 900 прописей лекарств, косметических средств для всех частей тела, а также магические заклинания. При составлении лекарств в древнем Египте широко использовались растения (лук, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, глина) и части тела животных. Основой для приготовления лекарств были молоко, мед, пиво. Например, лекарство для изгнания глистов содержало косточек фиников – 1/8, растения дисарт – 1/8, сладкого пива – 25 частей. Пропись заканчивалась словами: “сварить, смешать, выпить – выйдет тотчас”. Многие рецепты в папирусе Эберса сопровождаются магическими заклинаниями и заговорами, которые отпугивали злых духов. В этих же целях в состав лекарств включали неприятные на вкус вещества: части хвоста мыши, экскременты и мочу животных и т.д. Отдельный раздел папируса Эберста посвящен косметическим средствам. В нем приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос, бровей и даже для исправления косоглазия. Для защиты глаз от палящего солнца и некоторых заразных болезней египтяне (как женщины, так и мужчины) покрывали веки зеленой пастой, содержащей соли сурьмы и порошок малахита, при этом глазам придавалась миндалевидная форма. Египтяне носили парики, которые надевались поверх коротко остриженных волос (что способствовало предупреждению вшивости). Парик состоял из множества туго переплетенных косичек и, защищая от палящего солнца, заменял головной убор. Давность этих традиций дает основания считать древний Египет родиной косметики.

4. ОПЕРАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ

В древнем Египте был составлен самый древний из дошедших до нас хирургический папирус 16-го века до н.э., названный Большим хирургическим папирусом Смита. Текст трактата расположен на папирусной ленте длиной 4м 68 см и шириной 33 см. В нем описаны 48 случаев травматических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, предплечья, грудной клетки и позвоночника, а также способы их лечения без элементов магии и мистики. В папирусе каждому травматическому случаю дано название, описываются признаки повреждения, дается заключение и назначается лечение. При лечении переломов древние египтяне применяли деревянные лубки (“шины”) и тугое бинтование поврежденной конечности льняной тканью, пропитанной смолой. В папирусе Смита также говорится о лечении ран. Применение хирургических операций было ограничено из-за стремления египтян сохранить тело для загробной жизни и воскресения, так что ампутации исключались. Раны закрывали свежим мясом, вывихи вправляли, при переломах использовали шинные повязки, но рискованная хирургия первобытных времен была уже отвергнута.

5. ЗАРАЗНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ.

В древнем Египте были распространены тяжелые инфекционные (оспа, малярия, чума) и паразитарные заболевания. Об этом свидетельствуют описания историков, а также оспенные пустулы на коже лица Рамсеса II и палочка чумы, обнаруженная при обследовании мумий. Долина Нила была крупным очагом тяжелых глистных заболеваний – мочеполового и кишечного шистосомозов. Эти болезни описаны под названием баб в древнеегипетских папирусах. Характерными признаками заболевания баб было наличие червей в организме, появление крови в моче, поражение прямой кишки и диарея. Возбудитель шистосомоза распространялся водным путем через промежуточного хозяина – моллюска. Отсюда понятно, почему сооружение оросительных систем в древнем Египте способствовало широкому распространению этого заболевания на всей территории страны и далее на территории Африки и Азии. Были и другие, например, туберкулез позвоночника выявлен у мумий, датируемых примерно 3400 до н.э., а артериосклероз – у мумий времен 21-й династии (ок. 1000 до н.э.). С другой стороны, нет свидетельств о распространении сифилиса или рахита. Высокого уровня достигла гигиена; диета и соблюдение чистоты входили в религиозные предписания. По свидетельству Геродота, египтяне были убеждены в том, что «все людские недуги происходят от пищи». Вот почему «желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами» (изобретение клизмы приписывают египтянам).

6. ЗУБОВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Исследование мумий показало, что древние египтяне страдали тяжелыми поражениями зубов и надкостницы. Зубную боль и разрушение зуба они объясняли наличием “червя, который растет в зубе”. Лечение зубов было консервативным и заключалось в прикладывании к больному зубу и деснам лечебных паст и растворов. В папирусе Эберста приведено 11 прописей таких лекарств, которые способствовали оздоровлению полости рта, укрепляли зубы, лечили воспаление десен и снимали зубную боль, т.е. оказывали местный лечебный эффект. Однако они не могли остановить дальнейшего развития заболевания. Древние египтяне не лечили кариозных зубов и не знали оперативного зубоврачевания, в результате чего были широко распространены тяжелые воспалительные заболевания надкостницы, приводившие к изменениям челюсти и выпадению зубов. Даже у фараонов, при которых служили “главные зубоврачеватели Великого дома”, не обнаружено никаких следов пломбирования кариозных полостей, заполнения зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в зубоврачевании в древнем Египте является находка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой золотой проволокой по линии шеек обоих зубов.

7. ВРАЧЕБНАЯ ЭТИКА. ОБУЧЕНИЕ ВРАЧЕВАНИЮ

Египет считался медицинским центром древнего мира. Он был и родиной первых врачей-специалистов; по свидетельству Геродота, «медицина среди них полностью разделена; каждый врач лечит только одно заболевание и никакое другое; поэтому в стране множество врачей, одни берутся лечить глаза, другие – голову, третьи – зубы, четвертые – кишечник, а некоторые лечат общие недуги всего организма». Интересно, что медицина раннего Египта была более эмпирической и менее магической, чем в период поздних династий. Врачи представляли особую касту, а медицинские школы в Саисе и Гелиополе существовали независимо от великих храмов. Передача медицинских знаний в древнем Египте была тесно связана с обучением сложному иероглифическому письму, которое осуществлялось в высших школах писцов – “домах жизни”. В школах обучали математике, архитектуре, ваянию, астрономии, тайнам культов и обрядов. Ученики изучали и переписывали древние папирусы, овладевали ораторским искусством. Вместе с тем медицинские знания продолжали передаваться и по наследству – от отца к сыну. “Дома жизни” были также и местом хранения древних папирусов, многие из которых считались священными. Врачебная этика древнего Египта требовала, чтобы врачеватель открыто сообщал больному о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз: 1) “Это болезнь, которую я могу вылечить”; 2) “Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить”; 3) “Это болезнь, которую я не смогу вылечить”. Деятельность врачевателей в древнем Египте подчинялась строгим правилам морали. Соблюдая их, врачеватель ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Нарушение же правил каралось, вплоть до смертной казни. Первый врач, имя которого занесено в историю, это египтянин Секхетьенанах (ок. 3000 до н.э.). Он «исцелил ноздри царя» и был почтен статуей с надписью об этом событии. Гораздо большей славы достиг Имхотеп (расцвет ок. 2975 до н.э.), главный визирь фараона Джосера и известный архитектор, который, согласно легенде, был также великим врачом и почитался впоследствии как полубог и покровитель медицины. О действительных его достижениях в медицине известно мало.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: