Темы и методические рекомендации для выполнения курсовой работы. Прием курсовых работ.
Учебно-методические указания по выполнению курсовых работ
1. Курсовая работа по дисциплине «Основы делопроизводства» - это самостоятельное, выполненное под руководством преподавателя поисковое исследование. Курсовая работа должна включать теоретическое обоснование актуальных вопросов документационного обеспечение управления, а также содержать анализ реальных управленческих ситуаций, возникающих в сфере управления документами, и практического материала.
Цели курсовой работы:
· приобщение студентов к самостоятельной работе с нормативно-методической и научной литературой, формирование умений подбирать, обрабатывать и анализировать информацию, делать самостоятельные выводы по избранной теме;
· развитие навыков четкого, последовательного и аргументированного изложения своих мыслей, творческого применения теоретических знаний для решения практических задач.
Выполнение курсовой работы способствует приобщению студентов к научно-исследовательской работе, приобретению опыта и навыков ее ведения. Курсовая работа является итогом самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины «Основы делопроизводства».
Задачи, стоящие перед студентами в процессе выполнения курсовой работы:
· определение объекта и предмета исследования;
· изучение литературы, справочных и научных источников по теме исследования;
· обобщение полученных выводов с целью их дальнейшей разработки;
· применение теоретических знаний для решения практических задач;
· подготовка проектов локальных нормативных актов.
Тематика курсовых работ по дисциплине
1.
1. Совершенствование организации деятельности службы ДОУ в структуре управления на примере конкретной организации.
2. Система делопроизводства в системе управления учреждением: значение, организация, пути совершенствования.
3. Организация делопроизводства в структурном подразделении: проблемы и пути совершенствования.
4. Исторические основы современного делопроизводства.
5. Нормативно-правовая база и методическая основа делопроизводства: история формирования и современное состояние.
6. Анализ инструкции по делопроизводству конкретной организации.
7. Разработка инструкции по делопроизводству конкретной организации. Проект.
8. Управление документами на основе международных стандартов ИСО.
9. Проблемы государственного регулирования управлением документацией в России на современном этапе.
10. Унификация и стандартизация документирования: становление, развитие, современное состояние.
11. Регламентация делопроизводства на примере конкретной организации. Разработка локальных нормативных актов.
12. Документирование деятельности государственных учреждений на примере конкретной организации.
13. Табель и альбом форм управленческих документов: значение и проблемы разработки на примере конкретной организации.
14. Документирование управленческой деятельности на примере конкретной организации. Разработка локальных нормативных актов.
15. Современное деловое письмо. Анализ особенностей деловой переписки конкретной организации.
16. Документирование управленческих решений: анализ процедуры подготовки, составления и оформления распорядительные документов конкретной организации.
17. Особенности официально-делового стиля. Анализ конкретных документов на соответствие требованиям официально-делового стиля.
18. Организация и совершенствование работы помощника руководителя (секретаря, секретаря-референта) на примере конкретной организации.
19. Организация документооборота: состояние и проблемы совершенствования на примере конкретной организации.
20. Контроль за исполнением документов: состояние и проблемы совершенствования на примере конкретной организации.
21. Организация работы с обращениями граждан в государственных учреждениях на примере конкретной организации.
22. Значение и проблемы систематизации документов в современном делопроизводстве. Анализ и разработка номенклатуры дел конкретной организации. Проект.
23. Проблемы экспертизы ценности документов в делопроизводстве на примере конкретной организации.
24. Актуальные проблемы организации электронного документооборота.
3. Структура курсовой работы
Общие требования, предъявляемые к содержанию и структуре курсовой работы:
- содержание должно быть структурировано, материал изложен в логической последовательности;
- используемая информация должна быть проанализирована и систематизирована.
Курсовая работа должна состоять из следующих частей: введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений. Структура курсовой работы может изменяться в зависимости от темы.
Введение - очень ответственная часть любой исследовательской работы. Вовведении к курсовой работе обосновывается актуальность выбранной темы, степень ее изученности, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, характеризуется структура и логика исследования.
Рассмотрим эти элементы подробно:
Обоснование актуальности — обязательное требование к любому исследованию. Автор должен продемонстрировать насколько правильно он понимает тему, оценивает ее с точки зрения современности и социальной значимости. Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень изученности этой проблемы, а также обосновать важность ее дальнейшего исследования. Правильно сформулировать актуальность выбранной темы означает показать умение отделять главное от второстепенного, выяснять то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.
Степень изученности проблемы необходимо показать с помощьюкраткого обзора литературы, в котором студент должен продемонстрировать основательное знакомство с современной (после 2009 года) специальной литературой, умение систематизировать источники, в том числе материалы Интернета, критически их рассматривать, выделять существенное, определять главное в современном состоянии изученности темы. Все публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме, должны быть названы и критически оценены.
Далее необходимо сформулировать цель исследования, а также обозначить конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Правильная постановка цели определяет направленность исследовательской деятельности.
В соответствии с целью работы определяют задачи исследования. Формулировать задачи исследования необходимо очень тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание работы. Для формулировки задач необходимо использовать следующие глаголы: проанализировать, разработать, обобщить, выявить, доказать, внедрить, показать, выработать, изыскать, найти, изучить, определить, описать, установить, выяснить, дать рекомендации, установить взаимосвязь, сделать прогноз и т.п.. Заголовки глав и разделов должны соответствовать формулировкам задач работы. В последующем, при написании заключения целесообразно сделать выводы, отражающие достижение цели и задач работы.
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – этопроцесс или явление избранные для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание автора, именно предмет исследования определяет тему курсовой работы. Введение должно быть кратким (3-4 страницы).
В основной части раскрывается тема, решаются поставленные во введении задачи. Эту часть рекомендуется разделить на 2главы, каждая из которых выполняет свою функцию в общей логике изложения. Увеличивать число глав не следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значительному превышению объема работы. Количество и объемы разделов в каждой главе должны быть примерно равными. Основная часть строится на основе анализа научной, учебной литературы, нормативно-правовых документов, статистического материала.
Включенные в курсовую работу материалы должны обязательно сопровождаться библиографическими ссылками, изложение материала должно быть грамотным, ясным и лаконичным. В курсовой работе должны быть теоретическая и практическая части. В теоретической части рассматриваются наиболее общие положения, касающиеся темы исследования, делаются обобщения и дается оценка результатов исследования. Первичным источником для данного раздела могут служить монографии, учебные пособия и научные статьи. В практической части подбирается материал, позволяющий применить теоретические положения для анализа процессов управления документами. В ней дается характеристика предмета и объекта исследования, на материалах которого выполняется работа и проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования; рассматривается возможность применения теории в практических целях.
Первая глава обычно носит общетеоретический характер. В ней на основе изучения работ отечественных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются собственные позиции студента. Изложение каждого раздела завершается выводами, логически вытекающими из его содержания. Основная часть работы может быть изложена на 15-20 страницах. Содержание курсовой работы целесообразно иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, рисунками, практическими примерами, задачами в соответствии со спецификой изучаемой дисциплины.
В заключении должны быть сосредоточены выводы по результатам проведенной работы, предложения по практическому использованию рассматриваемых проблем. Заключение должно быть конкретным, логическим завершением работы. Объем заключения - 2-3 страницы. В конце курсовой работы размещается библиографический список, позволяющий автору документально подтвердить достоверность и точность приводимых в тексте заимствований.Библиографический список литературы является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Для написания курсовой работы необходимо использовать не менее 20 источников. Это могут быть учебники (изданные не ранее 2009 года), монографии, журнальные и газетные статьи, материалы Интернета. Использование более ранних работ нежелательно и должно быть обосновано в обзоре литературы.При этом в библиографический список включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются библиографические ссылки, но и те, которые были изучены при исследовании темы работы.
Особенности подготовки проектной курсовой работы!!!!!!!!
Проектная курсовая работа отличается тем, что автор готовит проекты документов в рамках выполнения данного вида исследования. Введение и первая глава по требованиям подготовки совпадают с обычной курсовой работой. В первой главе следует дать теоретическое и нормативное обоснование подготовки проекта. Вторая глава должна быть представлена проектом документа. В заключении дается вывод о выполненной работе. К работе может быть приложен отзыв заказчика проектов документов. Объем работы также должен быть ва пределах общих требований.