Экзаменационный билет № 1
1. Защита практико-ориентированного учебного проекта.
2. Проанализируйте конкретный случай и выделите:
- условия, при соблюдении которых в психическом состоянии детей возможны позитивные изменения;
- внешние и внутренние факторы, составляющие основу коррекционного воздействия;
- линии коррекционно-развивающей работы с учетом принципов психологической коррекции.
Случай. Мама мальчика 7 лет сильно обеспокоена его поведением в последние пять месяцев. Ночами он долго не может уснуть, часто просыпается, начинает нервничать и звать взрослых; обычно просит взрослых включить свет или разговаривать с ним пока он не уснет. Первые подобные признаки появились у ребенка в четыре года, когда он пошел в детский сад. Пять месяцев назад, ребенка обследовали в детском саду по поводу готовности к школе и определили полную готовность по всем признакам. Однако именно с того дня ребенок начал плохо спать. Появилось устойчивое нежелание не идти в детский сад, по уторам мальчик кричит, упрямится, сопротивляется маминым попыткам отвести его в сад. Оставить ребенка дома мама не может – она живет и воспитывает его одна. Результаты диагностики показали наличие страха перед школой как общественным учреждением. При этом действительно отмечается высокий уровень мотивационной и познавательной готовности к школьному обучению. Кроме того, у ребенка ярко выраженный кризис семи и высокий уровень развития произвольности, которая позволяет компенсировать некоторые внутренние характеристики страха – не показывать маме своего состояния, скрывать физиологические проявления. Такая возможность детской психики позволила маме в течение долгового времени не замечать предрасположенности ребенка к страху перед школой.
Диагноз: ситуативная тревожность, прогнозируемый страх школы.
Экзаменационный билет № 2
1. Защита практико-ориентированного учебного проекта.
2. Проанализируйте конкретный случай и выделите:
- условия, при соблюдении которых в психическом состоянии детей возможны позитивные изменения;
- внешние и внутренние факторы, составляющие основу коррекционного воздействия;
- линии коррекционно-развивающей работы с учетом принципов психологической коррекции.
Случай. Вера (4.8), дочь матери 27 лет и отца 32 лет. Живут с бабушкой и дедушкой по материнской линии. Девочку балуют мать и бабушка. Дедушка с отцом пытаются установить четкие рамки дозволенности и недозволенности. К психологу обратилась бабушка, потому что в последние полгода девочка стала проявлять агрессию в отношении окружающих людей. Это проявлялось в следующем: крики на маму и бабушку, драки с детьми во дворе и детском саду; когда не удается чего - либо достичь или получить желаемое, Вера начинает кричать и громко требовать своего. Часто кусается без видимой причины, может плюнуть на взрослого. К отцу и дедушке ребенок относится с неприязнью. Может согласиться с их требованиями, но не выполняет их. Иногда пытается манипулировать родителями, однако такое получается только с матерью и бабушкой. Диагностическое обследование подтвердило высокий уровень физической и вербальной агрессии. Кроме того, результаты анализа познавательной сферы показали низкий уровень развития. У ребенка отсутствует интерес к познавательной деятельности, нет мотивации к интеллектуальным занятиям. Со слов бабушки, с ребенком занимаются и в саду и дома. Дома с ребенком занимается отец: он учит Веру читать и писать, вероятно, используя, авторитарные методы обучения. Игровая деятельность развита хорошо, но играет ребенок только со взрослыми, с детьми девочка предпочитает не играть, потому, что они ее не принимают в игру.
Экзаменационный билет № 3
1. Защита практико-ориентированного учебного проекта.
2. Проанализируйте предлагаемые варианты развивающих игр и упражнений:
- определите основные цели в соответствии с задачами психопрофилактики;
- укажите возраст детей, для которых рекомендована игра;
- выделите средовые и технические условия, при которых игра и упражнение выполняют профилактическую функцию. (ПРИЛОЖЕНИЕ К БИЛЕТУ №3)
Экзаменационный билет № 4
1. Защита практико-ориентированного учебного проекта.
2. Проанализируйте предлагаемые варианты развивающих игр и упражнений:
- определите основные цели в соответствии с задачами психопрофилактики;
- укажите возраст детей, для которых рекомендована игра;
- выделите средовые и технические условия, при которых игра и упражнение выполняют профилактическую функцию. (ПРИЛОЖЕНИЕ К БИЛЕТУ №4)