Понятие психологического климата




психологический климат - эмоциональный настрой коллектива – относительно устойчивое явление, в котором на эмоциональном уровне отражаются складывающиеся в коллективе взаимоотношения, отношение к значимым явлениям окружающей жизни.

В психологический климат каждый ребенок вносит свой персональный вклад – преобладающее настроение, отношение к сверстникам, удовлетворенность отношениями в коллективе. В то же, время ребенок в этом климате находится, ощущает на себе его влияние.

Большое значение в формировании психологического климата имеет складывающаяся система взаимоотношений. В каждом детском коллективе могут быть свои дружеские группировки и приятельские объединения. Здесь возникает своя внутренняя иерархия отношений: в «галактике» личных связей выделяются «звезды» – наиболее популярные ребята, привлекающие к себе симпатии большинства; встречаются и такие, которые находятся в психологической изоляции.

психологический климат представляет собой своеобразную кладовую эмоциональных потенциалов коллектива. Для того чтобы лучше представить «исполнительность» психологического климата и его возможности, взглянем на этот «климатический круг

I зона

o + приподнятость настроений, бодрый, мажорный тон, проявление энтузиазма, подъема,стремление к действию, доброжелательность во взаимоотношениях.

o - При повышенной активности возможна чрезмерная возбужденность, доходящая до общих истерических проявлений, потеря контроля за своими состояниями, понижение критичности к своим действиям.

II зона

o + общая неудовлетворенность, тревожность, напряженность, возможны проявления агрессивности, конфликты, потеря контроля над собой, активное сопротивление воспитательному воздействию

o. - проявление активности как стремления исправить сложившееся положение, добиться лучшего результата, завоевать доверие и т. д.

III зона

спокойные, уравновешенные состояния с незначительными колебаниями тональности настроений; ровные, деловые взаимоотношения, стремление к взаимопониманию.

IV зона

o + преобладание приятных эмоциональных состояний, умиротворение, пассивная созерцательность, замедленность в коллективных реакциях, отсутствие напряженности.

o - Длительное пребывание в этом состоянии может способствовать появлению равнодушия во взаимоотношениях, формированию «стоячего болота».

V зона

общее состояние неудовлетворенности, упадка, уныния, потеря интереса к деятельности, к взаимодействию, повышенная раздражительность, апатия.

Существует множество ситуаций, способных с разной силой актуализировать эмоциональные состояния людей. Актуализировать – это значит вызывать нужные в данный момент состояния, реализовать на практике заложенные в них потенциальные «исполнительные» возможности.

1. Ситуация совместности переживания

Сам по себе коллективный характер деятельности может быть привлекательным. Коллективизм личности всегда начинается с пробуждения в ней и переживания чувства «мы». Мы – коллектив, мы – друзья.

В коллективе действуют законы психологического взаимовлияния, в силу которого настроение может быстро передаваться от человека к человеку, увеличивая свою силу. Коллектив бывает труднее «зажечь», чем отдельную личность, но зато потом эмоции могут вспыхнуть очень ярко.

Вместе дети переживают события не только ярче, но и глубже, чем в одиночку. Воодушевление, энтузиазм чаще проявляются именно в коллективных действиях.

Случается,– каждый имеет поручение, никто без внимания не оставлен, а вот общего эмоционального тона как-то не чувствуется. Это нередко происходит от того, что не создаются условия для непосредственного эмоционального общения ребят в каком-то общем деле. Необходимо дать ребятам ряд переживаний, эмоций, являющихся предпосылкой желания коллективно работать. Такими эмоциями могут явиться участие в праздниках, организации мероприятий.

2. Соревновательные ситуации

Соревнование мощный стимул рождения побудительных сил в коллективе. Соревновательная активность возможна лишь в коллективе, который действует и живет полнокровной жизнью.

Постоянное обновление жизни детского коллектива, выдвижение перспектив, привлечение большого количества ребят к организации разнообразной деятельности периодически оживляет соревновательную активность, обогащает ее возможности.

Минус:

o безоглядное эмоциональное единение, приводящее порой к нивелировке личности в коллективе

o так и обстановка суперсоревновательности, когда мотив соревнования вносится в жизнь детского коллектива по всякому поводу и без повода.

o в бесконтрольном включение детского коллектива в острые соревновательные ситуации может формироваться групповой эгоизм, атмосфера круговой поруки, противопоставление узкогрупповых интересов интересам всего коллектива лагеря.

3. Ситуации успеха – неуспеха

Эти ситуации порождают широкий диапазон эмоциональных состояний: от восторга до гнева. Коллективы-«победители» как бы присвоили себе успех своего товарища («мы выступили», «мы победили»). Они гордились победой представителя отряда как своей собственной и, что оказалось очень важным, старались впоследствии сохранить свой престиж победителей и в других делах.

Коллективы – проигравшие. В части коллективов ситуация неуспеха вызвала к жизни резервы активности, желание отличиться в других видах деятельности. Некоторые же коллективы поспешили отгородиться от поражения своего товарища («он выступил неудачно», «он нас подвел»).

Надо сказать, что ситуация неуспеха служит способом определения крепости коллектива. В группах, находящихся на низком уровне развития, ситуация неудачи обычно рождает взаимные обвинения, ссоры, поиск «козлов отпущения» и т. п. Сплоченные коллективы компенсируют снижение настроения мобилизацией волевого единства, собранностью, взаимной поддержкой.

4. Ситуации эмоциональной привлекательности

ситуации в определенных обстоятельствах могут быть или казаться интересными, располагать к себе и вызывать яркий эмоциональный отклик.

o Психоролевые ситуации.. Эти ситуации возникают в игре, в игровых формах деятельности, в ритуалах.

o Музыкально-психологические ситуации обладают большими возможностями воздействия на коллективные эмоциональные состояния.

o Цветопсихологические ситуации создаются исходя из способности различных цветов и цветосочетаний по-разному воздействовать на эмоциональные состояния людей.

o Ярко-красный цвет в целом действует возбуждающе, заряжает энергией, оказывает оживляющее действие и разогревает. В средние века красный часто присутствовал на флагах, знаменах, гербах, поскольку этот цвет ассоциировался с военной мощью, победой в сражениях. Красный – это цвет страсти, крови и любви, а также войны и храбрости. В первую очередь, красный цвет стимулирует нервную систему и способствует выработке адреналина.

o Жёлтый – самый оптимистичный цвет, он создает веселое, приподнятое настроение, помогает сконцентрировать внимание. Улучшает настроение, положительно влияет на нервную систему и внутренние органы. Сияющий желтый цвет пробуждает умственную активность, бодрит и оживляет разум и душу, несёт хорошее настроение.

o Зелёный действует освежающе, успокаивающе. Оказывает мощный антистрессовый эффект, так как успокаивает нервы, устраняет состояние переутомления, усталости.

o Голубой и синий цвета вызывают ощущение прохлады и успокаивают, причём в большей степени, чем зелёный.

5. Ситуации новизны

Потребность в новых впечатлениях – одна из важнейших потребностей человека. Вполне возможно, что эта новая информация не окажется значимой с точки зрения ее полезности для человека и в дальнейшем не закрепится в его эмоциональных состояниях. Но психологический эффект первого впечатления будет действовать какое-то время. В этом смысле ситуация новизны играет роль стартового механизма в актуализации эмоционального состояния, в мобилизации эмоциональной сферы.

6. Ситуации внезапности, неожиданности

Часто случается, что при организации различных видов деятельности детей много времени уходит на бесконечные обсуждения, согласования, объяснения. Ребята же бывают гораздо искреннее в своих переживаниях, активнее действуют, когда возникает сюрпризная ситуация, привлекательная своей внезапностью.

Однако не следует думать, что все внезапное хорошо. Следует умело сочетать длительную подготовку серьезных и больших по объему дел с искрящейся импровизацией, дающей детям возможность проявить находчивость и изобретательность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: