Анализ элементов, характерных для русского народного костюма, показал, что костюм всех исследуемых регионов составляли в основном одни и те же элементы. Так, для женского костюма были характерны рубаха, сарафан (понева или юбка), передник, обувь, головной убор, верхняя одежда, навесные украшения. В женском костюме большинства регионов характерной поясной одеждой была понева и лишь в некоторых регионах (Архангельском, Вологодском, Московском) понева отсутствовала, а постоянно присутствовал сарафан.
Составными элементами мужского костюма были рубаха, порты, обувь, головной убор, верхняя одежда, навесные украшения (главным образом пояс).
Здесь рассматривается композиция костюма как система, соединение элементов в органическое единое целое, выражающее образное, идейно-художественное содержание, как ансамбль. АНСАМБЛЬ – художественное решение костюма, несущий определенную идею (замысел); его образное содержание и структура обусловлены назначением и сложившимися традициями.Его образуют гармонично согласованные предметы одежды, украшения и дополнения к ним, обувь, прическа, головной убор, грим. В искусстве костюма органично соединились различные виды декоративного творчества: ткачество, вышивка, кружевоплетение, низание, шитье, аппликация и изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, кожи, меха, лыка, бисера, бус, блесток, пуговиц, шелковых лент, тесьмы, позумента, кружев, птичьих перьев, речного жемчуга, перламутра, цветных граненных стеклышек и др.
Народный костюм в собранном виде представляет собой ансамбль, построенный в закономерном ритме линий, плоскостей и объемов, на соответствии фактуры и пластики тканей, на организующей роли декора и цвета, на связи утилитарных и художественных достоинств.
|
Величавая торжественность форм и радостная декоративность праздничных одежд способствовали утверждению человека, с одной стороны, в уважении к коллективу, к традиции, а с другой - в своей личностной самоценности, определяли компенсаторную и гедонистическую функции народного костюма.
Исследователи отмечают различные подходы к формированию праздничного и будничного костюмов. Если в будничном костюме преобладали утилитарные функции, то праздничный народный костюм символизировал единство духовной жизни личности и коллектива, традиционно он выражал "сопричастность человека какому-либо общезначимому событию", обладал сложными социально-культурными функциями, превосходил будничный качеством материала, декоративностью, количеством деталей и украшений.
С наибольшей очевидностью это выразилось в женских празднично-ритуальных костюмах, которые наиболее пышно декорировались, были насыщены магически-религиозным содержанием, символикой жизненно значимых смыслов и целей, отличались ярко выраженной самобытностью и потому обладали наибольшей эстетической и художественной ценностью. В лучших образцах женских празднично-ритуальных костюмов наблюдается гармоничное равновесие эмоционально-образного и утилитарно-материального начал, содержания и способов его выражения.
Практичность кроя народной одежды проявилась и в ее "безразмерности": благодаря значительной объемности ее прямых или расклешенных форм она подходила людям самой разной комплекции. При этом согласованность с фигурой достигалась главным образом подпоясыванием. Вместе с тем, по верному замечанию Ф. М. Пармона, "подпоясыванием определялись пропорции костюма, а также выражалась массивность форм, подчеркивалась архитектоника народного костюма.
|
Исследователи отмечают связь ширины крестьянской домоткани (48-50 см) с мерами человеческой фигуры. Вместе с тем установлено, что "детали кроя народной одежды являются подобными геометрическими фигурами, а линейные размеры различных частей костюма представляют собой кратные величины. Этот факт говорит о том, что эстетическая выразительность достигалась на основе использования эмпирически найденной модульной системы".
Величина форм русской народной одежды принимается условно в следующих соотношениях с фигурой человека: большая форма характеризуем длинную одежду, доходящую до линии щиколоток или немного короче; в одежде средней формы ориентиром в длине является линия колена; в одежде малой формы –линия подьягодичной складки.
Одежда представлена в виде простых геометрических форм (прямоугольник, трапеция, квадрат и т.д.) или сочетании этих форм между собой.
Формы народной одежды построены в основном с помощью простых линий, расположенных вертикально, горизонтально или наклонно и создающих при этом представление о ширине (т.е. полноте, спокойствии, стабильности), длине (т.е. прочности, основательности), придающих динамику (вертикальные и наклонные линии).
Композиция русского народного костюма строится в основном по принципу симметрии, хотя имеют место случаи и асимметрического построения (например, верхняя одежда).
|
Русский народный костюм, являлся объектом материальной и духовной культуры, одновременно выступает как знак (символ) полового, функционального, регионального и других различий, т.е. как определенный вид информации. Любая информация может быть закодирована и перекодирована. Следовательно, народный костюм можно представить с помощью кода.
МАТЕРИАЛ. В XV-XVII вв. народную одежду изготовляли главным образом из домотканого холста или сукна, шерсти, растительных волокон, а также употребляли привозные хлопчатобумажные ткани. Миткаль, окрашенный в красный цвет, получил название «кумач», окрашенный кубовой, рудо-желтой или другой краской – «киндяк», а узорчатый киндяк – «выбойкой».
Высокого развития в XV-XVII вв. достигло производство набойки. Особенно известны были московские мастера-пестрядильники.
Широко использовалось неокрашенное сукно – сермяга. Из него изготавливали верхнюю одежду люди различных сословий.
Широко бытовала одежда из холста: льняного- у северных и средних великорусов, конопляного – у южных.
Узорные ткани вырабатывались из окрашенной пряжи. Широкое применение в русской деревне, особенно для повседневной одежды, имела пестрядь – узорная льняная или пеньковая ткань. Орнамент пестряди чаще всего состоял из клеток и полосок.
Глубокое национальное своеобразие русскому народному костюму придавал ДЕКОР. Декоративное решение крестьянского костюма отличалось сложностью и разнообразием и отражало эстетические вкусы людей. Красочность костюма создавалась как благодаря декору, наносимому на костюм и его элементы, так и путем сочетания тканей – по цвету, фактуре, рисунку. Поверхность ткани очень часто служила фоном для вышивания и нашивания декора, нередко сочетавшего разнообразные техники и виды. Декор различался по характеру орнамента, цвету, способу нанесения, материалу и сочетанию его с фоном.
Излюбленным ЦВЕТОМ крестьянской одежды всегда был белый естественный цвет (рубахи, передники, из шерсти- шушпаны, нагрудники, из овчины-шубы, тулупы).
Черный естественный цвет ткани из овечьей шерсти (или окрашенный) был характерен для сарафанов Воронежской, Курской, Тульской, Тамбовской, Смоленской губернии.
Распространенным цветом был синий, получаемый окрашиванием одежды покупной краской индиго, которые использовали для изготовления сарафанов и кафтанов. Набойки и многие разновидности поневной ткани были синего цвета.
Любимым праздничным цветом одежды русских был красный. Красный-красивый- нарядный- ценный. Для получения красного цвета использовали корни морены; корой березы и настоем жженого кирпича окрашивали ткани в темно-красный цвет.
По колористике народной одежды можно было определить возраст ее владельцев: самыми скромными по колориту были костюмы старух, стариков и детей, а самыми красочными - наряды взрослых девушек и молодых женщин до рождения первого ребенка. В этом наглядно проявляется и эротическая функция народного костюма.
В русском крестьянском костюме, как и в других произведениях традиционного декоративно-прикладного искусства, большое значение имеет "добрая магия", направленная на получение благополучия. Магически-религиозное идейно-образное содержание и символика крестьянского костюма выражались в искусстве ОРНАМЕНТИРОВКИ.
Орнамент русского народного костюма (тканый или вышитый) мог быть растительным, зооморфным, орнитоморфным, антропоморфным геометрическим. Весьма характерна для русского народного орнамента полиморфность, т. е. гибридаость образов - сочетание в них антропоморфных, зооморфных и орнитоморфных черт, причем чем дальше в глубь времен, тем ярче она проявляется.
В древних орнаментах круг, ромб, крест, свастика олицетворяли солнце, "горизонтальная линия обозначала землю, волнообразная ритмическая линия - воду, ломаная - грозные силы природы, например, молнию".
В русском народном костюме с особой силой проявилась "любовь славянских народов к композиционным рядам, ярко выраженным в ткачестве, вышивке, несущим долевой масштаб". Прямолинейность и геометричность орнамента объясняются тем, что техника тканья и вышивки по счету нитей затрудняла выполнение закругленных линий. Потому, например, мотив круга - символ солнца - заменяется квадратом или ромбом, поставленным на угол, что подтверждается названием этих узоров - "круги", "круговые".
На севере глубоко традиционными мотивами орнамента были изображения женской фигуры - символа плодородия, Матери - сырой земли; солярных знаков - кругов, крестов, свастики, усложненных ромбов, коня, оленя, птицы; дерева - символа вечно живой природы; двух птиц - голова к голове - символа счастливого брака.
Для южнорусского костюма характерны разработки растительных и геометрических узоров. Часто встречались мотивы косых крестов, крючковидных фигур ("гусары"), розеток, восьмиугольных звезд; ромбы с загнутыми отростками, или "рогами", на утлах ("рогулечки"), с прямыми отростками ("репьи"), с маленькими ромбиками на углах ("городки"), гребенчатые ромбы и др.
Наряду с ткачеством большую роль в украшении одежды и всех тканей домашних вещей (полотенец, занавесок, белья и проч.) играла вышивка. К старинным приемам русской вышивки относятся: счетная гладь, набор (имитация ткачества), цветная перевить (перевивание сетки цветными нитями), двусторонний крест, белая строчка по "выдернутой" сетке, тамбурная вышивка цветными нитями и др.). К началу XX в. во все уголки России проникла городская черно-красная вышивка крестом по канве.
Разнообразие орнаментики народной одежды достигалось использованием разномасштабности мотивов, их простой и сложной повторностью, техникой швов, варьированием цветов и т. д. Орнамент при этом выполнял ряд художественных конструктивных функций: соединения разных материалов, цветов, конструирования формы и определения ее тяжести, разбивка плоскостей.
Следует отметить, что народный орнамент постоянно обогащался и в художественном, и образном выражении, отражая изменения в жизни крестьянства. Древние орнаментальные мотивы и темы со временем приобретали все более декоративный и сказочно-поэтический смысл, и в традиционную иконографию вводились реалистические, часто бытовые мотивы и образы. Возникали новые материалы, стилистические и технические приемы. Так, распространившийся во второй половине XIX в. тамбурный шов постепенно вытесняет традиционные швы и орнаментальные композиции с их глубоким духовным содержанием и все больше выделяет декоративную сторону орнаментики. Вместе с тем эти изменения не нарушали концепцию традиционно целостного и жизнерадостного восприятия мира, выраженную в костюме.
Космологизм, полисемантичность, синкретизм орнамента, форм и цвета традиционного костюма отражают сложность сознания русского крестьянства, пронизанного религиозным чувством восприятия и понимания мира, одновременно исторического и экологического.