Занятие № 1,2
ТЕМА: «Учение об инфекции. Инфекционное заболевание. Патогенность и вирулентность микроорганизмов. Биологический метод диагностики»
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ знать: понятие «инфекционного процесса», «инфекционного заболевания»; виды и формы инфекции; факторы патогенности бактерий; вирулентность и единицы вирулентности; биологический метод диагностики инфекционных заболеваний; основные цели и этапы биологического метода
уметь: определять основные факторы патогенности бактерий (структуры бактериальной клетки, токсины и экзоферменты).
Задание на дом:
1. Вопросы для самоподготовки:
1. Учение об инфекции. Понятия «инфекция» и «инфекционное заболевание»
2. Формы симбиоза
3. Классификации инфекционных заболеваний и форм инфекций
4. Периоды и исходы инфекционного заболевания
5. Патогенность и вирулентность, единицы вирулентности
6. Основные факторы патогенности микроорганизмов
7. Микробные токсины
8. Биологический метод диагностики инфекционных заболеваний
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I. План лабораторной работы:
1) Выписать определение симбиоза: __________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Написать определения положительных видов симбиоза:
А)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Г)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
3) Написать определения отрицательных видов симбиоза:
А)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4) Дать определения: «инфекционный процесс» - ______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) Выписать основные проявления инфекционного процесса:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Выписать факторы, необходимые для возникновения и развития инфекционного заболевания
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
7) Выписать периоды развития инфекционного заболевания
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
8) Выписать определение входных ворот инфекции:
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
9) Выписать пути заражения инфекции:
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
10) Выписать определение патогенности:
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
|
11) Выписать определение вирулентности:
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
12) Выписать единицы вирулентности:
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
13) Выписать основные группы факторов патогенности микроорганизмов: __________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14) Выписать характеристики токсинов:
Эндотоксины: Экзотоксины:
_____________________________________ ________________________________________
_____________________________________ ________________________________________
_____________________________________ ________________________________________
_____________________________________ ________________________________________
_____________________________________ ________________________________________
_____________________________________ ________________________________________
_____________________________________ ________________________________________
_____________________________________ ________________________________________
_____________________________________ ________________________________________ _____________________________________ ________________________________________
15) Выписать определение анатоксина
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16) Выписать цели биологического метода диагностики инфекционных заболеваний:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Провести обнаружение бактериальных структур, являющихся факторами патогенности
|
а) капсулы бактерий в готовых мазках
Метод окраски:_________________________
Морфологические свойства:
форма ___________________________
расположение_____________________
Тинкториальные свойства:
_________________________________
Метод Бурри-Гинса. ______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Этапы окраски:
1. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. _______________________________________________________________________________
3. _______________________________________________________________________________
б) жгутиков – зарисовать различные варианты расположения жгутиков:
монотрихи_______________________________
лофотрихи_______________________________
амфитрихи ______________________________
перитрихи
в) определить наличие корд-фактора у патогенных микобактерий:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
18) Определение плазмокоагулазы
Постановка:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учет реакции _____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19) Определение лецитиназы
Постановка: ______________________________________________________________________
лецитиназа "__"
Учет: _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
20) Определение гемолизина
Постановка: ______________________________________________________________________
гемолизин "__"
Учет: _____________________________________________________________________________
α- зеленоватая зона вокруг колоний
β- прозрачная зона вокруг колоний
γ-отсутствие гемолиза
21) Проба на цистиназу (диагностика дифтерии)
Постановка:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
22) Ниациновая проба - ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Постановка:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учесть результаты определения токсигенности дифтерийной палочки, зарисовать
Постановка:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение: _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
24) Биологический метод диагностики инфекционных заболеваний
Биологический метод заключается ______________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Биологический метод проводится с использованием чувствительных лабораторных животных. Для экспериментального заражения чаще используют белых мышей, крыс, морских свинок и кроликов. Для некоторых специальных исследований служат обезьяны, кошки, собаки, лошади, крупный и мелкий рогатый скот, дикие животные (хомяки, суслики, дикие крысы, полевки), птицы (куры, голуби и т. д.), а также куриные эмбрионы. При выборе вида лабораторного животного необходимо учитывать степень его восприимчивости к изучаемому возбудителю инфекции. Для получения сравнимых результатов исследования проводят на животных одного вида, пола и массы.
Лабораторные животные используются с целью: ___________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Существуют следующие способы заражения: ______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вскрытие следует производить непосредственно после гибели животного, чтобы избежать проникновения микроорганизмов из кишечника в кровь и другие органы. Все наблюдения, сделанные во время вскрытия, протоколируют. Отмечают вид животного, номер, время и место заражения, материал, применяемый для заражения, время гибели, обнаруженные изменения и т. д. Во время вскрытия необходимо следить за тем, чтобы жидкость и кусочки тканей и органов не попали на стол. После каждой манипуляции инструменты промывают водой или спиртом и прожигают. Отмечают цвет, величину и консистенцию каждого органа. Из измененных органов (или из всех, в зависимости от цели эксперимента) делают высев на питательные среды, мазки и мазки-отпечатки. Для посева прижженную поверхность органа надрезают стерильным скальпелем, из глубины органа вырезают маленький кусочек, часть его помещают в питательную среду, а из другой делают мазки-отпечатки, прикладывая срезанную часть к стеклу. Обязательно делают посев крови из сердца. Для этого прижигают раскаленным скальпелем верхушку сердца и стерильной пастеровской пипеткой прокалывают прожженный участок, кровь при этом поднимается в капилляр. Кровь из капилляра выдувают в жидкие питательные среды и делают из нее мазки. После окончания вскрытия производят тщательную уборку рабочего места. Труп животного сжигают или автоклавируют. Инструменты стерилизуют кипячением или автоклавируют. Доску или кювету протирают спиртом и прожигают или заливают на сутки дезинфицирующим раствором. Мазки фиксируют в пламени или жидким фиксатором, окрашивают и изучают.
Биопроба - _______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись преподавателя ______________________