Лекция: Унионистское (воссоединительное) движение в Христианской Церкви
Лионская уния 1274 года
Первая попытка провести воссоединение Западной и Восточной Церквей была предпринята византийским императором Михаилом VIII Палеологом (1261-1282). Уния была мотивирована не только давлением внешней турецкой опасности, но надеждой при помощи папы получить господство над Западом, т.е. осуществить совершенно для того времени уже неосуществимый план восстановления единой прежней Римской империи.
Собор был назначен на 1274 год во французском городе Лионе, куда Михаил отправил торжественное посольство во главе с бывшим патриархом Германом. Со стороны Римской церкви на соборе должен был играть руководящую роль знаменитый представитель средневековой католической учености Фома Аквинский, умерший, однако, на пути в Лион. Его заменил на соборе не менее блестящий представитель западной церковной науки кардинал Бонавентура.
Уния в Лионе была заключена на условии признания восточным императором догмата filioque, опресноков и папского главенства. Кроме того, император Михаил выразил папе готовность помочь войском, деньгами и продовольствием в предполагаемом совместном крестовом походе на освобождение Святой Земли.
Уния не дала желаемых результатов ни для одной, ни для другой стороны. Как и следовало ожидать, Михаил встретил упорное сопротивление к введению унии со стороны греческого населения.
С 1274 по 1280 годы пять папских посольств прибыли в Константинополь для подтверждения унии. Всё закончилось тем, что в 1281 году новый папа Мартин IV разорвал унию.
Вся вторая половина XIV века прошла в постоянных переговорах об объединении Церквей. К этому времени турки являлись обладателями Малой Азии, Галлипольского полуострова в Европе и постепенно стали продвигаться по Балканскому полуострову, грозя окружить Константинополь. Многим в Византии было очевидно, что без помощи Запада Империи не выжить. Эти люди считали, что если такую помощь можно получить лишь ценой подчинения Православной Церкви Риму, то на это необходимо пойти, ибо альтернативой является только гибель. Тем не менее, лучшие люди в Церкви весьма обоснованно сомневались, стоят ли любые политические выгоды отказа от правой веры. Народ Византии выступил против унии.
|
Ферраро-Флорентийская уния 1438-39 года
В 1438 г. император Иоанн VIII Палеолог в сопровождении чуть ли не всего высшего православного духовенства страны прибыл в Италию для участия в унионистском соборе. С императором были Константинопольский патриарх Иосиф, уполномоченные из других патриархатов: Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. Присутствовала и делегация из русских земель во главе с Московским митрополитом Исидором.
В общем-то, большая часть делегации не была готова к серьезным богословским спорам. Как мы видим из протоколов собора, в основном все дискуссии велись свт. Марком Эфесским и Виссарионом Никейским (оба они также исполняли роль легатов соответственно, Иерусалимского и Александрийского патриархов). Именно из-за недостатка квалифицированных членов делегации некоторые ведущие византийские интеллектуалы (в том числе Исидор, Марк и Виссарион) были возведены в архиерейский сан непосредственно перед отбытием в Италию.
|
Собор долго не мог начаться. Хотя официальное его открытие состоялось 9 апреля 1438 г. (через месяц после того, как византийцы прибыли в Феррару), император немедленно запросил отсрочки, чтобы дождаться прибытия светских правителей. Кроме того, задерживали вопросы протокола, например, кто должен созывать собор папа или император? Чей трон должен быть выше? Папа Евгений IV с самого начала потребовал, чтобы патриарх Иосиф при первой встрече поцеловал бы ему туфлю по латинскому обычаю, и только после твердого отказа греческой стороны снял свое требование. Лишь в июне началась работа в комиссиях, которая длилась до 13 декабря. В официально утвержденной повестке собора стояли следующие вопросы для дискуссии:
1) чистилище (Божественная справедливость требует удовлетворения);
2) исхождение Св. Духа - Filioque;
3) роль папы;
4) квасной или пресный хлеб Евхаристии и иные богослужебные различия (например, Эпиклеза и т.д.).
Другие вопросы, такие как брака священства и возможности развода, решили обсудить позже. Тем временем удалось договориться, что открывает собор папа, но как бы с санкции императора. Первое пленарное заседание состоялось 8 января 1439 г. Но к тому времени в Ферраре вспыхнула эпидемия моровой язвы, что дало повод перенести соборные заседания во Флоренцию, предложившую свое гостеприимство. Во Флоренции соборные заседания проходили со 2 марта по 26 августа. 10 июня умер патриарх Иосиф. Он был похоронен в той же церкви, где проходили заседания собора - Santa Maria Novella. Его гробница до сих пор находится там.
|
Акт воссоединения церквей был подписан 6 июля 1439 г. Православные согласилось с причастием на пресном хлебе, с исхождением Святого Духа от Отца и Сына, с католическим учением о чистилище и примате (главенстве) папы. При этом Восточная церковь сохранила свои отличительные обряды и обычаи. Акт был подписан и Исидором, который был назначен апостольским легатом в Польшу, Литву и Русь. Постановление не подписали свт. Марк, митрополит Эфесский и члены грузинской делегации (они уехали, не дождавшись конца собора). Наш соотечественник Авраамий Суздальский, не знавший греческого и, по всей видимости, не очень понимавший, о чем идет речь, оставил свой автограф на славянском языке вслед за подписью Исидора, своего митрополита. По возвращении в Константинополь Марк Эфесский стал лидером православных.
Папа обязался содержать в Константинополе 300 воинов и 2 галеры, а в случае особой нужды послать императору 20 галер на полгода или 10 галер на год. Кроме того, в случае чрезвычайной опасности, он обязался поднять европейских государей на крестовый поход. И наконец, для возрождения экономической жизни города он обязался посылать всех паломников на Восток через Константинополь. Такова оказалась цена унии, но и ее папы не могли заплатить. Ни одно из обещаний сдержано не было.
Уния была отвергнута практически всем духовенством и народом. Возвращавшиеся из Флоренции епископы, сходя на берег в Константинополе, с ходу отвергали унию и дезавуировали свои подписи, ссылаясь на имперское давление, из-за которого они поставили их под соборным определением. Император, видя сопротивление, не стал провозглашать унию. Уния была зачитана в соборе Святой Софии лишь в декабре 1452 г. А еще через пять месяцев Константинополь оказался в руках мусульман, с их приходом канула в Лету и уния.
Москва тоже не приняла Флорентийские решения. Князь Василий II Темный, опасавшийся уменьшения своей власти от признания примата папы, приказал заключить Исидора под стражу в Чудов монастырь, из которого новоявленному кардиналу удалось бежать за границу. Он поселился в Риме, а с апреля 1459 г. был назначен Константинопольским патриархом. На созванном Василием Поместном соборе Русской православной церкви Исидор был осужден. Московским митрополитом был избран рязанский епископ Иона, впервые поставленный без согласия Константинополя. Это стало отправной точкой российской церковной автономии (автокефалии). В это время, особенно после того как в 1453 г. пала Византийская империя, в Москве окончательно сформировалась идея «Третьего Рима». В годы правления великого князя Московского Ивана III, женатого на дочери константинопольского императора Софье Палеолог, эта идея получила свое дальнейшее развитие и воплощение.