Образно - логические задачи. Часть 3





Разнообразим нашу тему уже более сложными упражнениями, которые обязательно вам помогут понять основы рисунка и развить логическое мышление на должный уровень. Мы будем решать образно- логические задачи и выполнять три очень полезных упражнения:

1. Упражнение на заполнение объема

2. Упражнение на наращивание объема

3. Упражнение на вычитание из объема

4. Построение объемно- пространственной структуры во внутреннем объеме куба.

Чем эти упражнения хороши? Выполняя их, вы вплотную приближаетесь к правильной передаче любой фигуры, которую будете изображать. То- ли это предметы натюрморта, то- ли человек или животное, либо архитектура- все что угодно. Уже говорилось, но повторюсь еще раз детальнее: в каждом предмете существует конструктивное начало формы. Любой предмет нужно как- то нарисовать, передать в пространстве листа. А без понимания конструктивного начала предмета, по простому- не зная, как устроена форма, это сделать сложновато. Любой предмет имеет форму, в которую могут быть заложены основные, и масса второстепенных мелких геометрических фигур, которые могут "перетекать" одна в другую. Какой- бы предмет вы не выбрали, его можно конструктивно разобрать. Только после пониманияего самой конструкции, можно подходить к его передаче на бумаге. Вот как раз эти упражнения и помогают получить навыки разбора конструкции любого предмета и помогают понять и передать строение его. Эти четыре упражнения являются логическим продолжением наших предыдущих двух уроков. И, конечно, за основу берем наш куб, как самый простой и понятный элемент изобразительной грамоты.

Итак, развиваем логическое мышление с помощью образно- логических построений.

Упражнение на заполнение объема:

Представьте, что внутри нашего кубика- целый мир, который мы будем сейчас наполнять содержанием. Нарисуем внутри нашего кубика еще один. А за ним следующий, а может какой-то кубик прирос к боковой стороне. Можно построить внутри нашего кубика целый город. Рисуйте видимые и невидимые грани, что- бы четко видеть, где заканчивается один кубик и начинается другой. Для удобства можно какую-то из сторон кубика заштриховывать. Проделывайте это упражнение до тех пор, пока не сможете выстраивать внутри кубика городки.

Уголь, сангину, восковой материал не используйте, потому как вы быстрее измажете работу, чем завершите ее. А тут есть о чем подумать, проанализировать свои действия и как раз мягкий материал вас в этом будет "опережать". Упражнение выполняйте графитным карандашом средней мягкости.
Желательно натянуть бумагу на планшет!

Вспоминайте все то, что мы учили раньше. Это то- же самое пространство в листе, та- же самая простейшая форма- кубик. Только мы ограничились работой с этим пространством в объеме одного кубика. Учтите, что все тональные отношения внутри данного основного куба будут ему подчинены. Самый темный тон будет присутствовать на передних углах основного куба, а самые слабые акценты не темнее тона дальних углов куба. Все остальные тональные отношения будут располагаться между этими значениями, так как будут находиться в одном общем объеме.

Упражнение на наращивание объема:

Представим, что такой-же городок кубиков можно выстроить не внутри куба, а снаружи. Ну, здесь вам есть, где разгуляться (конечно, в области листа), ваши действия ничем не ограничены кроме законов рисунка. Повторяем: четко показывайте разницу между ближними и дальними углами и гранями- пространственное восприятие должно быть налицо; не имеет значения, на какой высоте или на каком расстоянии будут "прилепившиеся" кубики относительно основного- если они расположены ближе к нам, то и акцент на них будет дан сильнее; рассеивайте свое зрение и наблюдайте за параллельностью граней и сторон кубиков, по идее они должны быть все однозначно параллельны; углы будут выводиться одинаково, поворот основного куба будут повторять все дополнительные.

Обязательно рисуйте или намечайте и невидимые грани, вы должны следить за этим.
Если начинаете путаться в них (хотя этого не должно быть, так как вы ближние углы и грани выделяете), то можно прибегнуть к штриховке. Для легкости восприятия создаваемого вами в листе.

Штрих ложится равномерно и соответствует тональному решению кубика, на который этот штрих ложится. Замечу: в процессе работы вы можете очень хорошо чувствовать, как штрих ложится по форме куба. Запомните это ощущение: вы четко понимаете, на какую сторону куба, его кладёте и какой силы он должен быть, штрих превращается в еще один инструмент для правильной передачи фигуры в пространстве листа.

Упражнение на вычитание из объема:

Нарисуем кубик и начнем отрезать от него по кусочку. Суть: есть у вас кубик, с полноценными гранями, углами и сторонами. Все прекрасно. И вы уже прекрасно понимаете, как его правильно нарисовать, со всеми законами рисунка правильно разместить в пространстве листа. Ближние углы и грани выделяем, акцентируем изломы формы, это все понятно. Но что будет с нашим кубом, если он начнет "терять" форму, если его объем будет изменяться?

Ведь в реальной жизни очень трудно найти такую форму, что- бы она являлась стопроцентным кубом. Возможно, эта форма будет нести в себе такое конструктивное начало, ее можно будет вписать в куб, но не более того. Разбирая эту форму детальнее, мы увидим, что она- форма, предмет вообще не имеет ровных поверхностей. Обнаружим вмятины или впадины, где- то выпуклости (как в нашем предыдущем упражнении), но абсолютно ровной- не всегда.

Но, тем не менее, наша форма, предмет, когда мы будем ее изображать в пространстве листа, так или иначе, будет подчиняться тем законам, которые мы с вами сейчас изучаем.

Допустим, если какую- либо форму можно вписать в куб, то и все света- теневые отношения будут подчинены свето- теневым отношениям куба, в который форма вписана. Самый темный и отчетливый акцент будет не темнее ближнего угла или ближней грани основного куба, а самые мягкие отношения будут не слабее дальней стороны этого куба. Все просто. Вот первичный смысл этого упражнения.

Построение объемно- пространственной структуры во внутреннем объеме куба

Возьмем кубик и расположим внутри него лестничку. Нарисуем ее "от земли". Потом от этой лестнички идет в сторону еще одна, третья, четвертая... Заметьте, что все стороны и ступеньки лестниц будут поддерживать стороны куба. Движение ступенек лесенок повторяет движение ребер куба.

Чем дальше линии- тем они будут слабее, чем ближе- четче. Ребро лесенки ближнее к нам будет четче, ребро дальнее будет выражено слабее. Повращайте кубик в пространстве и заметьте, как будут строиться лесенки. Здесь спешка не нужна.

А еще, как уже говорилось ранее, следите за своим зрением. Рассеивайте внимание по всем объему кубика. Будете при рисовании лесенок переводить взгляд от одной к следующей и по очереди до самой последней- не увидите, как последняя нарисована относительно первой.

Рассеивайте свое зрение, учитесь смотреть на то, что рисуете и посматривать на всю работу в целом. Постоянно наблюдайте за соответствием граней куба и ступенек лесенки, чувствуйте повороты, делайте акценты на пересечении лесенок и, естественно, то, что к нам ближе будет подаваться отчетливее. Но все относительно основного куба, в котором действие происходит.

У вас вполне закономерно может возникнуть вопрос: к чему рисовать все эти лесенки в каком- то кубике? Тогда предлагаю посмотреть на следующие два наброска. Всмотритесь, как нарисованы ноги (и не только ноги).

Да, ноги здесь расположены в некотором ракурсе, но до изучения ракурса мы с вами еще не дошли, мы только в самом начале пути, рассматриваем основы.

Как понять связь между тем- что мы сейчас делаем, тем- как ведет себя живая форма в пространстве и тем- как изобразить ее на листе?

По моему, в этих двух набросках используются некоторые моменты из последнего упражнения. Вы так не считаете?

 

Рекомендую вам выполнять все эти упражнения по очереди, начиная с первого урока основ рисунка. Каждое следующее упражнение на шаг сложнее предыдущего, по этому, очень важно сохранять поочередность получения и закрепления информации.

Когда поймете суть упражнений, можете работать, как вам будет удобно, чередовать их. Также, сначала проводите работу обязательно за мольбертом на бумаге формата А2 или немного меньше (планшет 40/50), рисуя карандашом. Потом можно работу выполнять на различных форматах бумаги различными материалами. Хоть в блокноте. Именно как раз в блокноте и порисуйте ручкой- пером или черной гелевой ручкой. Это очень организовывает при работе, концентрирует внимание над правильностью выполнения и учит чистоте.

Проделывайте все эти упражнения до тех пор, пока не будете уверены, что сделаете все и без того, чтобы не заглянуть в эти уроки.
Рапидограф не рекомендую использовать. Кто рисовал им, тот знает, что он подходит скорее для выполнения чертежей, так как чище и удобнее всего работает под большим углом наклона к плоскости бумаги- что в рисовании не очень удобно.

 

Параллельно работе с упражнениями ниже дана информация о ракурсе. Для начала будет достаточно просто прочитать. Если нужно будет, всегда сможете вернуться за этой информацией в дальнейшем.

Изображение ракурса

Изображение ракурса во всевозможных его проявлениях вырабатывает умение смело и выразительно решать сложные пластические задачи.

 

Для того чтобы яснее стало понятие ракурса, приведу несколько примеров. Вероятно, многие видели по телевидению космонавтов в кабине космического корабля. В каких только неожиданных положениях не доводилось их наблюдать. То они плывут прямо на зрителя, то от него. При этом местоположение фигур в пространстве выявляет то одну, то другую форму более укрупненно или сокращенно. Необычно воспринимаются движения артистов под куполом цирка, когда мы смотрим на них снизу вверх. Также непривычно смотрятся одни и тоже объекты при взгляде с балкона верхнего этажа. Сходное можно наблюдать при рисовании фигуры или головы человека в запрокинутом положении.
Подобное сокращение формы предмета, приводящее к изменению его привычных очертаний, в изобразительном искусстве определяется термином "ракурс" Собственно, вне ракурса не существует никакое пространственное явление. Даже при самой обычной точке зрения на объект легко заметить незначительное сокращение форм.
Выбор точки зрения на объект, прежде всего, определяет отношение художника к изображающему. С этим связано ощущение местоположения горизонта, линии, находящейся на уровне глаз. Вот элементарный пример. Предметы расположены ниже линии горизонта, естественно, они воспринимаются сверху, и видна их верхняя часть. Другими словами, чем ниже предметы относительно горизонта, тем более открыта верхняя плоскость (если это кубическая форма), если цилиндрическая- то овал станет ближе к кругу. Человеку, работающему в композиции и рисунке, неизбежно приходится иметь дело с острым пространственным видоизменением форм уже на начальном этапе обучения, при рисовании натюрморта. Рисунки натюрморта с разных точек зрения, с изменением линии горизонта развивают воображение, укрепляют понимание ракурса.
Большую пользу приносят зарисовки городского пейзажа, с так называемой "лягушачьей перспективы", то есть с низкого горизонта, или наброски пейзажа с верхнего этажа, зарисовки интерьеров под разными углами зрения, лестничных переходов.

 

В рисунке для уяснения конструкции предмета важно понять, как одна форма возникает из другой, переходит в третью. Так появляется возможность,верно нарисовать предмет, проникнув в его суть, разгадав его устройство, не ограничиваясь внешними очертаниями. Здесь кроется ключ к постижению истинной формы предмета, к пониманию и чувству объема.

В наиболее сложном виде работа над ракурсом, придающим особую выразительность и красоту композиции, выявляется в изображении человеческой фигуры. Фигуру нужно рисовать целиком, насквозь, если она загорожена каким- либо предметом. Такой прием при рисовании фигуры, да и не только фигуры, позволяет лучше и точнее ее построить. При рисовании лежачей фигуры, если смотреть на нее сблизкого расстояния, скажем, со стороны головы, она может показаться огромной и пропорции в рисунке невероятными, искаженными. Когда вы увидите, что рисунок расползается, никак не удается выразить ракурс или убедительно увязать пропорции фигуры, есть смысл привести изображение к простейшим объемам, предельно обобщить сложную форму до элементарной геометрической, как бы наметить условный каркас, саму конструкцию фигуры. Такой подход облегчает понимание формы в сложном повороте.

Ракурс в рисунке и композиции тесно связан с передачей движения. Всегда может появиться необходимость подать фигуру или любой предмет, в неожиданном, иногда даже в невероятном повороте. Следует делать как можно больше набросков на движение, передачу резких поворотов фигуры, причем не только с натуры, но и по наблюдению и воображению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: