Обсуждена на заседании кафедры




Протокол №___ от «___» _________ 2010 г.

 

РОСТОВ-НА-ДОНУ


I. Учебные и воспитательные цели темы

1. Иметь представление:

о законодательной основе и основных положениях общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;

об общих обязанностях командиров (начальников) и основных должностных лиц воинской части;

о порядке организации и несения гарнизонной и караульной служб.

2. Знать:

основные положения общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, регламентирующих права и общие обязанности военнослужащих, их должностные и специальные обязанности, а также взаимоотношения между ними;

порядок размещения военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок в воинской части (подразделении);

порядок организации и несения службы суточным нарядом;

права командиров (начальников) по применению поощрений и дисциплинарных взысканий к подчиненным.

3. Уметь:

выполнять и правильно применять положения общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации в повседневной деятельности.

4. Воспитывать у студентов:

высокие морально-психологические качества будущего защитника Отечества;

моральную и психологическую готовность к защите Отечества, к точному и строгому выполнению требований уставов, наставлений, положений Российского законодательства;

нетерпимость к нарушениям воинской дисциплины, требований воинских уставов и правовых норм;

командные и методические навыки при проведении занятий по общевоенной подготовке.


II. Общий расчет времени на тему

На изучение темы программой отводится – 21 час

· лекции – 14 часов;

· время на самостоятельную работу, предусмотренную распорядком дня – 7 часов.

III. Основные виды и вопросы занятий

Лекция № 1. Общевоинские уставыВооруженных Сил Российской Федерации, их основные требования и содержание.

1. Военная специальность, получаемая в процессе обучения.

2. Организация образовательного процесса.

3. Законодательная основа общевоинских уставов Вооружённых Сил Российской Федерации и их требования.

Лекция № 2. Военнослужащие и взаимоотношения между ними.

1. Права, обязанности и ответственность военнослужащих.

2. Взаимоотношения между военнослужащими.

3. Общие обязанности командиров (начальников). Должностные обязанности командира взвода.

Лекция № 3. Размещение военнослужащих. Распределение времени в воинской части.

1. Размещение военнослужащих.

2. Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих.

Лекция № 4. Суточный наряд. Охрана здоровья военнослужащих.

1. Суточный наряд.

2. Безопасность военной службы.

3. Охрана здоровья военнослужащих

Лекция № 5. Воинская дисциплина, ее сущность и значение.

1. Воинская дисциплина, ее сущность и значение.

2. Поощрения, применяемые к военнослужащим и права командиров по их применению.

3. Порядок применения поощрений.

Лекция № 6. Дисциплинарная ответственность военнослужащих.

1. Дисциплинарная ответственность военнослужащих.

2. Дисциплинарные взыскания, применяемые к военнослужащим и права командиров по их применению.

3. Порядок применения и исполнения дисциплинарных взысканий и их учет.

4. Об обращениях (предложениях, заявлениях или жалобах).

Лекция № 7. Организация гарнизонной и караульной служб.

1. Организация гарнизонной службы. Должностные лица гарнизона и их обязанности. Гарнизонный наряд.

2. Организация караульной службы и подготовка караулов.

3. Права и обязанности основных должностных лиц караула. Порядок применения оружия лицами караула.

 


IV. Содержание занятий темы

Лекция № 1. Общевоинские уставыВооруженных Сил Российской Федерации, их основные требования и содержание

Учебные и воспитательные цели:

1. Получить представление об организации учебного процесса на военной кафедре, о законодательной основе и основных положениях общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Воспитывать моральную и психологическую готовность к защите Отечества, к точному и строгому выполнению требований уставов, наставлений, положений Российского законодательства.

Время — 90 минут.

Расчет учебного времени

 

№№ п/п Учебные вопросы Время, мин
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ  
2. Основная часть  
  1. Военная специальность, получаемая в процессе обучения.  
  2. Организация образовательного процесса.  
  3. Законодательная основа общевоинских уставов Вооружённых Сил Российской Федерации и их требования.  
3. ЗаключИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  

Материально-техническое обеспечение:

1. Компьютер.

2. Мультимедиа проектор.

3. Учебно-методические документы на занятие.

Литература:

1. Общевоинские уставы ВС РФ. ― М.: Воениздат, 2007.

2. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (28 марта 1998г №53-ФЗ).

3. Уголовный кодекс РФ. Преступления против военной службы. (13 июня 1996 г №63-ФЗ).

 

 

Задание на самостоятельную работу студентам:

Изучить основные положения федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Законспектировать и изучить установленные федеральным законом составы военнослужащих и воинские звания в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Методические указания по подготовке и проведению занятия:

Тема «Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их основные требования и содержание» является одной из основных при изучении дисциплины «Общевоенная подготовка» и как следует из названия, должна заложить мировоззренческую базу законодательной основы и основных положений общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации и в этом смысле является своего рода подготовкой к изучению основного материала дисциплины «Общевоенная подготовка».

Специфика и особенности темы проявляются в обучении студентов в тесной взаимосвязи с другими военно-профессиональными дисциплинами: «Общая тактика», «Общественно-государственная подготовка».

Учебные цели занятия заключаются в получении представления о законодательной основе и основных положениях общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.

В ходе изучения материала лекции используется исторический опыт частей ВВС в Великой отечественной войне, в военных современных конфликтах, опыт боевой подготовки войск.

По своей структуре лекционное занятие состоит из трех частей: организационная часть (вступление), собственно лекция (введение и учебные вопросы) и заключительная часть.

Организационная часть имеет целью проверку наличия студентов и их готовности к учебной работе. Для обеспечения эффективного контроля наличия студентов на занятии можно заблаговременно закрепить места в аудитории за отделениями. В начале занятий преподавателю достаточно отдать распоряжение командиру взвода составить список отсутствующих. Впоследствии преподаватель непременно делает соответствующие пометки в журнале учета учебных занятий. С тех студентов, кто отсутствовал, следует спросить объяснение на очередных занятиях. Контроль и принятие мер по его результатам составляют важные элементы укрепления дисциплины среди студентов.

Изложение материала занятия производится по концентрической схеме.

Лекция призвана воздействовать на абстрактное мышление студентов, управлять им и способствовать его развитию в нужном направлении. Достигается это за счет четкого, логически связанного материала, умелого использования примеров, объяснений, доказательств, хорошо отработанной речи преподавателя. Лекция читается неторопливо, простым, ясным и доступным языком. Чтение ведется цельно, без остановок для ответов на вопросы. Их нужно задавать в конце лекции. Остановка для ответа нарушает стройность изложения материала и приводит к непроизвольной трате времени.

В случаях крайней утомленности студентов, при небольшой их численности и неуверенности преподавателя в том, что его понимают, рекомендуется ставить вопросы студентам и выслушивать их ответы.

Очень важно в изложении материала соблюдать логическую последовательность. Изложение от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному должно соблюдаться неукоснительно. К изложению нового положения, новой идеи студентов необходимо подготовить кратким вступлением.

Переходя к изложению основного содержания занятия, преподаватель должен повторно сформулировать перед аудиторией первый вопрос занятия как исходный тезис, обоснованию которого будет подчинена вся логика его рассуждений в ходе изложения материала.

Закончив изложение первого вопроса, преподаватель должен сделать вывод по изложенному материалу, предложить студентам задать возникшие в ходе занятия вопросы и кратко на них ответить. Затем, в той же последовательности приступить к изложению следующего вопроса и т.д.

При раскрытии учебных вопросов необходимо подчеркнуть и выделить основные положения вопроса (в тексте занятия эти положения выделены курсивом).

При раскрытии первого вопроса необходимо уделить внимание разъяснению следующих моментов:

военная специальность, получаемая в процессе обучения.

При раскрытии второго вопроса необходимо разъяснить:

организацию образовательного процесса на военной кафедре.

При раскрытии третьего вопроса необходимо разъяснить:

законодательную основу и основные положения общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.

С целью активизации обучаемых, занятие по теме целесообразно проводить активным методом, используя элементы визуальной иллюстрации (применяя показ слайдов или наглядных пособий) и принципа обратной связи, используя в этих целях заранее подготовленные вопросы для обучаемых по изучаемой теме.

Особенно убедительным является фактический материал. Факты, события и явления, приводимые преподавателем, должны отличаться новизной и соответствовать опыту студентов. Нельзя приводить случайные примеры. Их нужно тщательно продумывать заблаговременно с таким расчетом, чтобы они полностью подтверждали основную идею. Количество примеров должно быть в пределах 3-4.

В ходе изложения основных вопросов занятия рекомендуется использовать мультимедиа проектор с подготовленным набором слайдов, на которых должны быть представлены:

— название и вопросы занятия;

— рекомендуемая для самостоятельного изучения литература;

— новые понятия, раскрываемые в ходе изложения материала;

— иллюстративный материал.

При рассмотрении третьего вопроса:

Таблица 1. Составы военнослужащих и воинские звания в Вооруженных Силах Российской Федерации.

(Набор слайдов прилагается к тексту занятия).

Они облегчают деятельность преподавателя, увеличивают объем информации, усиливают эмоциональную сторону восприятия. Применение технических средств должно естественно вливаться в словесное изложение материала, быть его продолжением и развитием. Управление техническими средствами должно быть полностью сосредоточенно в руках преподавателя. Это обеспечивает естественный переход от изложения материала к демонстрации наглядного материала и обратно.

В заключении преподаватель делает выводы по изученному материалу, проверяет усвоение материала выборочным опросом, контролирует ведение конспектов, выставляет оценки в журнал, дает задание на самостоятельную работу студентов.


Введение

Воинскими уставами называются официальные руководящие издания, определяющие цели, задачи, способы и принципы применения соединений, частей и подразделений различных видов вооружённых сил и родов войск при ведении боевых действий, обязанности военнослужащих, их взаимоотношения, а также общий порядок жизни и быта войск и несения ими службы.

По мере появления новых видов оружия, изменения организационной структуры войск (сил флота), накопления боевого опыта Уставы перерабатываются применительно к новым требованиям.

Примерно в середине ХIХ века, произошла дифференциация уставов на боевые и общевоинские. Это положение существует и поныне.

Боевые уставы определяют основы подготовки и ведения боевых действий соединениями, частями и подразделениями видов вооруженных сил.

Общевоинские уставы устанавливают общие положения, определяющие взаимоотношения между военнослужащими, их общие и должностные обязанности и права, порядок несения внутренней, гарнизонной и караульной служб и другие функции.

Наши отечественные уставы вобрали в себя многовековой опыт военного строительства, раскрывают сущность воинского долга и дисциплины, систему обучения и воспитания личного состава, повседневной жизни и быта воинов.

Уставы всегда выражали интересы и политику государства в области обороны страны, основывались на законах общества того или иного времени, отражали моральные и нравственные ценности. В этом опыте есть немало интересного и поучительного, что может быть творчески применено в наше сложное и напряженное время, когда так остро встали вопросы духовности, нравственности, дисциплины, воспитания мужественных и преданных защитников Отечества.

 

 


Вопрос № 1. Военная специальность, получаемая в процессе обучения

В процессе обучения на военной кафедре выпускники получают военно-учетные специальности:

«Организация тылового обеспечения авиации», 230200.

Сферой военно-профессиональной деятельности выпускника военной кафедры по ВУС-230200 является - организация тылового обеспечения подразделений и частей авиации.

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются: автомобильная и аэродромная техника, личный состав подразделений и служб частей тыла ВВС.

Виды военно-профессиональной деятельности выпускника - эксплуатационная, организационно-управленческая, воспитательная.

Перечень первичных должностей, для замещения которых предназначен выпускник:

− командир взвода аэродромно-эксплуатационной роты;

− заместитель командира аэродромно-эксплуатационной роты;

− командир взвода технической (электрогазовой) роты;

− заместитель командира технической (электрогазовой) роты.

Перечень последующих должностей, которые может замещать выпускник без дополнительного образования:

− командир аэродромно-эксплуатационной роты;

− командир технической (электрогазовой) роты;

− заместитель начальника штаба;

− начальник службы авиационно-технической части.

«Применение воинских частей и подразделений связи и радиотехнического обеспечения полетов авиации», 063300.

Сферой профессиональной деятельности выпускника военной кафедры по ВУС-063300 является - применение военной техники РТО, поддержание ее в заданной степени боевой готовности, обучение и воспитание личного состава, руководство подчиненным подразделением и его применением по предназначению в ходе боевых действий и повседневной деятельности.

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются: радиоэлектронные комплексы обеспечения полетов авиации, их подсистемы, устройства и функциональные узлы, методы и средства для технического обслуживания и ремонта.

Виды военно-профессиональной деятельности выпускника - эксплуатационная, организационно-управленческая, воспитательная.

Перечень первичных воинских должностей, для замещения которых предназначен выпускник:

− командир взвода радиосвязи;

− командир взвода радиотехнического обеспечения полетов авиации.

Перечень последующих воинских должностей, которые может замещать выпускник без дополнительного образования:

− командир роты связи и радиотехнического обеспечения полетов авиации;

− заместитель командира батальона связи и радиотехнического обеспечения полетов авиации;

− командир батальона связи и радиотехнического обеспечения полетов авиации.

«Эксплуатация и ремонт средств автоматизированного управления радиотехническими средствами ПВО ВВС», 445000.

Сферой военно-профессиональной деятельности выпускника военной кафедры по ВУС-445000 является – эксплуатация и ремонт средств автоматизированного управления радиотехническими средствами противовоздушной обороны Военно-воздушных сил.

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются: автоматизированные системы управления (АСУ) радиотехнических подразделений, личный состав боевых расчетов комплексов средств автоматизации (КСА) РТВ ВВС.

Виды военно-профессиональной деятельности выпускника - эксплуатационная, организационно-управленческая, воспитательная.

Перечень первичных должностей, для замещения которых предназначен выпускник:

− начальник расчета КСА;

− инженер КСА;

− старший инженер КСА.

Перечень последующих должностей, которые может замещать выпускник без дополнительного образования:

− заместитель командира радиолокационной роты по технической части;

− инженер командно-технического узла (КТУ);

− инженер отделения АСУ КТУ;

− инженер и младший научный сотрудник научных подразделений;

− начальник отделения вычислительной техники КТУ;

− начальник отделения съема и передачи информации КТУ;

− начальник отделения аппаратуры сопряжения КТУ;

− начальник отделения средств управления АКП;

− начальник цеха объединенной мастерской;

− инженер службы вооружения части.

Вывод: В процессе обучения выпускники получают военно-учетные специальности: «Организация тылового обеспечения авиации», «Применение воинских частей и подразделений связи и радиотехнического обеспечения полетов авиации», «Эксплуатация и ремонт средств автоматизированного управления радиотехническими средствами ПВО ВВС».


Вопрос № 2. Организация образовательного процесса

Военная подготовка гражданина осуществляется в процессе его обучения в высшем учебном заведении по основной образовательной программе в добровольном порядке на основании договора, заключаемого между гражданином и Министерством обороны Российской Федерации об обучении по программе военной подготовки на военной кафедре.

На военную подготовку отводится 450 часов аудиторных занятий и 144 часа учебного времени на учебных сбора х.

Учебные сборы проводятся в установленном порядке по окончании последнего учебного семестра на военной кафедре в воинских частях, как правило, в летнее время.

Учебные занятия на военной кафедре проводятся, как правило, методом «военного дня» продолжительностью 9 академических часов, из которых 6 часов отводятся на учебные занятия, 2 часа - на самостоятельную работу граждан и 1 час - на организационную и воспитательную работу, тренировки.

Изучение гражданами учебных дисциплин по программе военной подготовки проводится на базе знаний, получаемых ими в ходе освоения специальных дисциплин по основной образовательной программе, необходимых для получения квалификации «специалист» или квалификации (степени) «магистр».

Учебные сборы являются составной частью военной подготовки, предназначены для практического обучения граждан эксплуатации, ремонту, боевому применению вооружения и военной техники, совершенствования командно-методических навыков и навыков воспитательной работы, общевоенной и физической подготовки, отработки упражнений, приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами, выполнения других учебно-боевых задач и приобретения гражданами опыта в исполнении обязанностей по должностному предназначению и проводятся 1 раз за все время обучения.

Продолжительность учебных сборов - 30 суток.

Время следования граждан на учебные сборы и обратно в продолжительность учебных сборов не засчитывается.

Началом учебных сборов считается день прибытия гражданина в воинскую часть, в которой проводятся учебные сборы, а окончанием - день убытия гражданина из этой воинской части.

Направление граждан на учебные сборы производится военным комиссариатом по месту расположения высшего учебного заведения на основании планов проведения учебных сборов.

По представлению высшего учебного заведения в военном комиссариате по месту расположения высшего учебного заведения организуется медицинское освидетельствование граждан, подлежащих направлению на учебные сборы.

Граждане, не прошедшие медицинское освидетельствование или по результатам освидетельствования признанные не годными по состоянию здоровья к прохождению учебных сборов, а также не сдавшие предусмотренные программой военной подготовки зачеты и экзамены, на учебные сборы не направляются.

Учебное время (продолжительность занятий) на учебных сборах распределяется следующим образом:

1 день - на устройство и организацию внутренней службы по прибытии в воинскую часть;

24 дня - на боевую подготовку и воспитательную работу;

1 день - на обслуживание и сдачу вооружения, техники и имущества.

В ходе учебного сбора обучающиеся приводятся к Военной присяге.

На граждан, направленных на учебные сборы, распространяются права и обязанности призванных на военные сборы граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе.

Граждане, освоившие программу военной подготовки, по завершении учебных сборов проходят итоговую аттестацию по военной подготовке в воинской части, в ходе которой устанавливается уровень их теоретической и практической подготовки для выполнения военно-профессиональных задач и соответствие подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к выпускникам военных кафедр.

На проведение итоговой аттестации выделяется не менее 4 дней (2 - 3 дня на подготовку и 1 - 2 дня на сдачу экзамена).

Гражданину, окончившему высшее учебное заведение и прошедшему итоговую аттестацию по военной подготовке, в установленном порядке присваивается воинское звание офицера при зачислении в запас.

Вывод: Военная подготовка гражданина осуществляется в добровольном порядке на основании договора, заключаемого между гражданином и Минобороны Российской Федерации. По окончании последнего учебного семестра на военной кафедре проводятся учебные сборы. По завершении учебных сборов граждане проходят итоговую аттестацию. По окончании высшего учебного заведения им присваивается воинское звание офицера при зачислении в запас.

 


Вопрос № 3. Законодательная основа общевоинских уставов Вооружённых Сил Российской Федерации и их требования

Из истории развития общевоинских уставов российской армии

Процесс создания уставов в нашей армии отражает сложный и противоречивый путь ее многовековой истории. Корни отечественных воинских уставов уходят в далекое прошлое. Первый опыт системного изложения правовых норм, регламентирующих деятельность «служилых людей», появился в России в 1571 году при царе Иване Грозном. Тогда воевода, князь Михаил Воротынский составил «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе». Он определил основные задачи сторожевой службы, порядок несения и установил меры наказания за ее нарушение.

В 1607 году, при царе Василии Шуйском, войско познакомилось с «Уставом ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки ». В связи с развитием огнестрельного оружия произошло резкое изменение методов ведения войны. Именно теоретическое знание и умение использовать новые приёмы на практике могли во многом определить исход боя. Устав включал 663 статьи об организации и вооружении артиллерии, пехоты, кавалерии, а также данные о действии войск на марше (в походе), в полевой войне, при осаде и обороне крепостей, расположение в укрепленном лагере и др. Уставом определялись способы действий войск в различных видах боя. (Дополнен в 1621 г.).

А в 1647 году появилось новое издание − «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». В нем излагались организация войск, походные и боевые порядки, приемы действий с оружием, охранение и другие вопросы. Около полувека армия руководствовалась Уставом 1647 года.

Эти своды нормативно-правовых документов учитывали отечественный и зарубежный боевой опыт. Эти документы излагали преимущественно функциональные обязанности военных людей. О правах, интересах служивых − в свете современного законодательства − говорить не приходилось.

В 1716 году появился военно-правовой документ, который закреплял результаты военных реформ Петра I в области организации, комплектования, обучения, воспитания личного состава, а также изменения в способах ведения боевых действий с учетом опыта Северной войны (1700 - 1721 гг.).

Устав воинский 1716 года состоял из трех частей.

Первая часть − излагалась организация войск: полк состоял из 8 рот; 2-З пехотных (кавалерийских), полка сводились в бригаду, несколько бригад − в дивизию. Армия включала несколько дивизий и насчитывала от 10 тысяч («малая») до 100 тысяч человек («великая»). Устав предусматривал формирование легкого корпуса («корволанта»), а также корпуса резерва. Специальные главы посвящены полевому штабу, квартирмейстерской, полевой службе, устройству лагеря, караулам, смотрам, организации довольствия, медицинского обеспечения, почты. В этом же разделе излагались права и обязанности высших военных чинов.

Вторая часть − «Артикул воинский» содержала сведения о нормах государственного, уголовного права, об устройстве военных судов и порядке рассмотрения в них дел, положений, касающихся воинской дисциплины и внутренней службы. Устав вводил военную присягу и определял порядок ее принятия.

Третья часть − «Об экзерциции» − не что иное, как предтеча современного строевого устава. В ней рассматривались вопросы одиночного обучения и воспитания главным образом молодых солдат действиям в бою, способам походных передвижений, определялись права и обязанности полковых чинов.

Основательность, с которой подходил Петр Алексеевич к каждому делу, отразилась и на уставах. Он опередил свое время в развитии военного искусства, управления, военной администрации, заложил боевые традиции, которые живут и поныне (принятие присяги, например). Он культивировал, если так можно выразиться, новую генерацию офицеров — людей чести, инициативных, самоотверженных, носителей высокой патриотической идеи, профессионалов с большой буквы.

Богатство содержания Устава воинского 1716 года значительно превосходили подобные документы западных армий. Его положения без особых изменений действовали до конца XIX века.

Наследуя военную мудрость веков, заимствуя у предшественников все лучшее из военной науки и практики, полководец, генерал-фельдмаршал П.А.Румянцев-Задунайский, создавая «Обряд службы» 1770 года, послуживший основой нового устава русской армии, творчески переработал петровский Устав воинский 1716 года, другие нормативно-правовые акты того времени.

1796, Ноября 29. − Воинский устав − О полевой пехотной службе. Царствование Павла 1.

Редактировались тексты уставов, в первую очередь, из-за изменений характера боевых действий, развития новой стратегии и тактики, появления нового оружия.

«Воинский устав о пехотной службе» (1816 г.), вобрал боевой опыт Отечественной войны 1812 года,

Поражение России в Крымской войне 1853 - 1856 гг., появление нарезного оружия побудили руководство страны к проведению военной реформы. В ходе ее были пересмотрены многие уставы и созданы новые. Основным документом для строевого обучения войск стал «Устав воинский о строевой пехотной службе в мирное время», выходивший отдельными частями в 1856 - 1866 гг.

Опыт русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. был обобщен в «Уставе о строевой пехотной службе и инструкции для действий роты и батальона в бою», 1881 г.

Строевой пехотный устав (1908 г.), Устав внутренней службы (1910 г.) − «корректировала» русско-японская война.

Дисциплинарного устава у нас не было до 60-х годов ХIХ столетия. О жестокости порядков свидетельствуют документы того време­ни. Гарнизонный устав 1843 года, например, определял в отношении солдат такие воспитательные меры, как «битие батогами, плетьми, роз­гами, шпицрутенами». При этом количество ударов шпицрутенами оп­ределялось в мирное время до 60, а в военное − до 120.

Только 6 июля 1863г. было утверждено «Положение об охранении воинской дисциплины и взысканиях дисциплинарных». В апреле 1865 г. был подготовлен его новый проект, который с июля 1869 г. именуется «Уставом дисциплинарным». В 1901г. появился еще один устав (в него вошло дополнение − о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде).

У Красной Армии не было оснований отказываться от разумного использования богатого уставного наследства, полученного от старой армии. Конечно, далеко не все в ее уставах было пригодно для Красной Армии. Так, например, Устав дисциплинарный, Воинский устав о наказаниях, Устав о воинской повинности были признаны чуждыми существу и духу Красной Армии. Что же касается Устава внутренней службы, Устава гарнизонной службы, Устава полевой службы, Строевого пехотного устава и уставов других родов войск, а также боевых и строевых наставлений, то Наркомвоен считал, что при критическом подходе к ним они могли использоваться войсками до тех пор, пока не будут созданы новые, советские уставы.

Красная Армия в 1918 − 1920 г.г. получила Устав внутренней службы, Устав гарнизонной службы, Полевой устав, а также Дисциплинарный и Строевой уставы.

Первые советские военные уставы нуждались в дальнейшей доработке.

Несмотря на старания специальных комиссий, на них отразилась спешка в работе. Уставы не были согласованы между собой. Не были в них в должной мере учтены организационные изменения, происшедшие в Красной Армии по сравнению со старой армией. (Например, было принято решение считать дивизию высшим соединением Красной Армии. Составители Полевого устава не учли этого изменения и сохранили корпусную систему. В октябре 1918 года Реввоенсовет Республики предписал войскам все пешие части Красной Армии именовать стрелковыми, а в Полевом уставе они по-прежнему именовались пехотными (ст. 123, 377 и др.). В новых штатах стрелковой дивизии, введенных Реввоенсоветом Республики приказом № 220 от 13 ноября 1918 года, кавалерийские полки в стрелковых дивизиях были заменены кавалерийскими дивизионами, а в Полевом уставе сохранились кавалерийские полки пехотных дивизий).

Но хотя эти уставы были несовершенны и имели недостатки, они и после окончания Гражданской войны некоторое время служили Красной Армии. Новые уставы могли появиться лишь тогда, когда был достаточно обобщен опыт как первой мировой, так и Гражданской войн. Но для этого потребовался ряд лет упорной работы военных исследователей. Новые уставы были выпущены лишь в 1924 - 1929 годах. В основу их легли первые уставы Красной Армии времен Гражданской войны.

В 1935 - 1940 г.г. новые редакции.

За время существования Советских Вооруженных Сил общевоинские уставы неоднократно изменялись, дополнялись и совершенствовались.

С 1946 по 1950 год были введены Дисциплинарный устав, Устав внутренней службы, Строевой устав и Устав гарнизонной и караульной служб.

В 1959 году вводится новый Строевой устав.

С 1975 г. по 1992 г. в Советских ВС были общие для военнослужащих всех частей и подразделений ВС СССР уставы, которые были утверждены Президиумом Верховного Совета СССР и имели силу закона для военнослужащих, а также Строевой Устав − утвержденный приказом МО СССР.

В сентябре 1992 г. были утверждены Указом Президента РФ временные уставы ВС РФ, а также введен в действие приказом МО РФ − Временный Строевой Устав ВС РФ.

В декабре 1993 г. Президентом РФ утверждены Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

С 1 января 2008 г. введены в действие новые Общевоинские уставы (Строевой устав введен в действие в 2006 г.).

Преемственность − один из главных принципов развития воинских уставов армии. То есть, каждый Новый устав перенимал у своих предшественников все лучшее, отсеивая положения, не прошедшие проверку жизнью. Надо полагать, что процесс совершенствования новых уставов будет продолжаться.

Хочется надеяться, что с приобретением общевойсковых уставов совершенной, законченной формы, они станут настольной книгой для каждого военнослужащего российской армии. А главное − будут ими неукоснительно соблюдаться.

Законодательная основа общевоинских уставов

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (Конституция РФ ст.59).

Федеральный закон «Об обороне» определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».

Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

− воинский учет;

− обязательную подготовку к военной службе;

− призыв на военную службу;

− прохождение военной службы по призыву;

− пребывание в запасе;

− призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Военная служба − особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в по



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: