Особенности организации обучения в первом классе.




Описание урока, его структура

Урок в первом классе строится на тех же дидактических принципах, которые приняты в целом в начальной школе, однако их практическое применение имеет свою специфику. Это, прежде всего, обусловлено психологическими особенностями детей шестилетнего возраста и задачами обучения в первых классах.

Структура урока в первом классе должна быть гибкой, отвечать особенностям восприятия учащихся и конкретным учебно-воспитательнымцелям. Универсальной структуры быть не может, но характерными элементами каждого урока являются комплексы дидактических игр, заданий, способствующих развитию умственных способностей детей: рассказ и беседа учителя, практические действия учащихся, физкультминутки (двигательные, общеукрепляющие и для коррекции зрения)

В первом классе отсутствует система оценки в баллах. На протяжении первого года обучения отметки не выставляются, но присутствуют словесная форма поощрений и указания на недостатки в усвоении изучаемого материала. Словесная оценка отражает продвижение ребенка вперед, его индивидуальный рост в познании учебных дисциплин.

Как отмечает Ш. А. Амонашвили, оценка обязательно должна быть содержательной. Она предполагает:

• Во всех случаях доброжелательное отношение к ученику как личности;

• Положительную оценку усилий ученика, направленных на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата);

• Конкретный анализ трудностей, вставших перед ребенком и допущенных им ошибок;

• Конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.

• Общий смысл оценочного высказывания должен быть примерно таким: «Ты действовал очень хорошо, но пока еще у тебя не все получилось правильно. В следующий раз ты сможешь выполнить задание еще лучше, чем выполнил сейчас».

Описание урока, его структура

Продолжительность урока в первом классе - 35 минут. Структура урока выглядит так:

1. Организационный момент.

Учитель в доброжелательной форме готовит детей к активной познавательной деятельности: создает мотивацию для нее, повышает их эмоциональное настроение.

2. Сообщение темы, постановка целей и задач урока.

Дается программа действий учителя и учащихся, направленная на получение желаемого результата. Цель носит триединый характер и состоит из взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и

воспитывающего.

3. Сообщение знаний, формирование умений и навыков шестилеток.

На данном этапе урока ведется целенаправленная работа по развитию

познавательных способностей детей, благодаря которой они вооружаются системой знаний, умений и навыков. Учитель обучает каждого ученика самостоятельно добывать знания, на практическом материале объясняет им, что они должны делать, чтобы приобрести определенные умения. Активизируются и развиваются мыслительные действия и операции шестилеток (сравнение, анализ, синтез, выделение существенного, сопоставление, группировка, классификация), обогащается речь, расширяется их словарный запас. Через комплекс упражнений, игр и заданий развиваются все виды памяти: тактильная, зрительная, слуховая,

двигательная, эмоциональная, словесно-логическая. Учитель систематически дает задания на формирование произвольности внимания: сосредоточение, устойчивость, распределение. Путем выполнения точных, безошибочных действий формируются навыки двигательной и сенсорной сферы: координация, соразмерность движений кисти руки, овладение моторикой мелких мышц, сноровка; ориентировка в пространстве, во времени, точность различения цвета, света, тени, формы, звуков, оттенков речи.

Учебная деятельность шестилеток организуется через индивидуальные, парные и групповые формы работы. Создаются благоприятные условия для высокого уровня активности каждого ребенка в решении познавательных задач.

Детям предлагаются свои способы решения, они отстаивают собственную точку зрения, независимо от того, совпадает ли она с мнением и точкой зрения других или нет. Им предоставляется возможность советоваться со сверстниками, учителем, коллективно находить способ решения задачи, поставленной учителем.

4. Закрепление знаний, умений и навыков.

Данный этап урока направлен на закрепление, запоминание, воспроизведение материала, изучаемого на уроке. Содержание материала при закреплении должно способствовать включению всех видов памяти. Воспроизводятся умения и формируются навыки. Цель этапа закрепления - свернуть изложение, выявить сущностные признаки в знании, выделить в нем главное. Очень важно на данном этапе включить шестилеток в учебную работу по переносу знаний в новые ситуации, побудить их самостоятельно оперировать знаниями с учетом своего возраста и затраченного времени.

5. Подведение итогов, рефлексия урока.

Этап непродолжительный, но крайне необходимый. Его цель - выявить, насколько успешно реализованы задачи обучения, какое было создано на уроке эмоциональное настроение, а также стимулировать последующую учебно-познавательную деятельность детей.

Таковы этапы урока в первом классе. В его структуру включаются еще две (минимум) физкультминутки, упражнения для глаз после второго, третьего этапов урока. Физкультминутки (продолжительность 2-3 мин.) включают в себя не только движения учащихся, но и (желательно!) музыкальное сопровождение, танцевальные движения с проговариванием, пением четверостиший, созвучных данному уроку или теме.

Основными аспектами урока являются познавательный, развивающий и воспитывающий. При актуализации познавательного аспекта на уроке в первом классе ведется работа по формированию учебных умений и навыков. Развивающий аспект предполагает работу по развитию речи, мышления, сенсорной и двигательной сферы. Воспитывающий аспект урока заключается

в развитии коммуникативных способностей, этических норм поведения, формировании нравственных эталонов. С этой целью проводятся различные дидактические игры, упражнения, конструируются нестандартные уроки, например, уроки-путешествия. Они имеют сходство со сказкой, но отражают реальные события, Моделирование ситуации и проявление фантазии - это очень привлекает детей. Участвуя в играх-поручениях, играх-дискуссиях, ребенок осмысливает события, высказывает свои суждения, исходя из личного опыта, вступает в общение с учителем и с другими детьми. В результате у них возникает потребность в самовыражении, развивается умение слушать друг друга, слышать взрослого, высказывать суждение, участвовать в беседе. Ребенок на уроке вступает в контакт с нравственными объектами: «другие люди», «я», «общество и коллектив», «труд» и т. д.

Таким образом, на уроке в первом классе учитель должен умело использовать все возможности для развития личности ребенка, его активного интеллектуального роста, для глубокого и осмысленного усвоения знаний учеником, формирования у него нравственных основ.

Для проектирования урока учителю необходимо знать о нем все, и прежде всего его функции.

Воспитательная функция урока заключается в направлении его содержания, методов и средств на достижение целей развития личностного потенциала учащихся; образовательная состоит в способности формировать у детей знания, умения и навыки; развивающая наделена на развитие духовных и психологических качеств шестилеток.

Урок - это не только и не столько средство передачи знаний, сколько средство формирования и развития личности ребенка. Он должен быть не только основной формой обучения, но и основной формой жизни ребенка в школе.

Дети и урок должны любить друг друга, и поэтому он не может быть связан с принуждением ребенка, со страхом, с превалированием негативных переживаний, эмоциональными стрессами. В центр урока должен быть поставлен маленький человек. Ребенок - это не просто ученик, но, прежде всего, личность во всем многообразии ее качеств, черт и проявлений. Нельзя ограничивать отношения с ребенком только сферой обучения, необходимо вникать в его духовный мир, в его жизнь.

Ведущим принципом работы в первом классе выступает принцип сотрудничества с детьми. Форму такого сотрудничества хорошо определил Ш. А. Амонашвили. Педагогическое общение он называет китом, на котором держится все воспитание и обучение. Ученый подчеркивает, что «развиваться ребенку педагог помогает лишь в том случае, если он объясняет, показывает, напоминает, подводит, объективирует, советует, совещается, предотвращает, сопереживает, поощряет, стимулирует, вселяет уверенность, заинтересовывает - это взаимосвязанные и целенаправленные действия».

Успешность обучения также зависит от форм организации познавательной деятельности учащихся. Наряду с фронтальной и индивидуальной формами познавательной деятельности на современном уроке широко применяются работа в парах, групповая работа и межгрупповое взаимодействие. Работа в паре “ученик - ученик” особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки. Групповая работа эффективна в процессе поиска решения учебной задачи, когда учитель выступает в роли консультанта. Эта форма работы нацелена на решение учебных задач путем распределения учебных действий между группами. Групповая форма работы может быть использована, когда необходимо ввести в ситуацию обсуждения и добиться реализации общей цели. Такая цель может состоять в решении заданий или в понимании содержания вопроса.

Межгрупповое взаимодействие организуется при обобщении материала, когда необходимо найти общие результаты, вывести закономерности, сформулировать для данного возраста положения, необходимые для изучения последующего материала. Шестилетки в группах ведут самостоятельный поиск, решают творческие задачи. Они учатся смелг высказывать и отстаивать свою точку зрения, сами обозначают свой вклад в работу и более охотно сосредоточиваются на ней, больше доверяют себе. Сотрудничество поддерживает взаимную доброжелательность.

Обучение должно быть развивающим и развивающимся, а методы обучения следует направлять на усвоение знаний и развитие творческих способностей. Необходимы новые методы обучения, которые позволят включить ребенка в активный процесс деятельностного мышления, предоставят ему возможность самостоятельной работы.

Одним из путей активизации творческих способностей личности являются активные методы обучения. К ним относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач. Данные методы предполагают продуктивный, творческий, поисковый характер деятельности учащихся первого класса.

Дидактическая игра является тем методом, который помогает младшим школьникам адаптироваться к школьной жизни, приобрести навыки собственной учебной деятельности. Благодаря дидактическим играм у детей формируется устойчивый интерес к учению, стимулируется творческое мышление, развиваются коммуникативные качества.

Метод решения проблемных задач и анализа конкретных ситуаций помогает включить школьника в самостоятельное решение учебных задач. Данный метод позволяет ему перейти от заучивания правил, формул, алгоритмов по образцу к самостоятельному добыванию знаний, развитию мышления. Решение проблемных задач требует от ребенка умений преобразовывать и дополнять полученные знания. Процесс творческого мышления у шестилетнего ученика начинается там, где необходимо переосмыслить имеющиеся знания, включить их в новую систему знаний, применить их в нестандартных условиях.

При использовании метода решения учебных задач существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Педагог идет на творческое сотрудничество с детьми, ведет совместное обсуждение, предполагающее борьбу мнений, столкновение точек зрения. Шестилетки приобщаются к методу поиска и нахождения неизвестного, учатся ориентироваться не столько на результат, сколько на анализ процесса его достижения. Они обучаются аргументированно излагать свое мнение, в результате которого формируются знания.

В заключение, подведем итог, что должен делать учитель, проектируя и воспроизведя современный урок в первом классе:

1. Формировать у шестилеток мотивы учения, создавать эмоциональное настроение, возбуждать познавательный интерес.

2. Проектировать такую структуру урока, когда дети не только усваивают учебный материал, но и вовлекаются в самостоятельную познавательную деятельность Для этого необходимо продумать учебный материал и методы обучения.

3. Создавать на уроке учебные ситуации, которые обеспечивали бы эффективную деятельность всех шестилеток в соответствии с их способностями и подготовленностью.

4. Внедрять новые схемы взаимодействия учителя и учащихся на

уроке; использовать педагогику сотрудничества и личностно

ориентированное обучение.

5. Применять различные средства обучения, которые позволят развивать тему урока, экономить время, хорошо усваивать учебный материал и применять его на практике.

6. Заменять объяснительно-иллюстративный тип обучения

компенсаторным.

7. Внедрять инновационные методики и педагогические технологии в практику работы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: