Детская агрессия (памятка для родителей)
«Агрессивность - это отчаяние ребёнка, который ищет признания и любви. »
Г. Эберлейн
Анкетирование родителей
Критерии агрессивности у ребенка
по Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл
№ Признаки
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух
2. Он не может промолчать, когда чем-то не доволен
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться
5. Бывает. Что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение
7. Он не прочь подразнить животных
8. Переспорить его трудно
9. Очень сердиться, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее всех
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот
12. Часто не по возрасту ворчлив
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых
16. Легко ссориться, вступает в драку
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делиться
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех
15-20 баллов – высокая агрессивность
7-14 баллов – средняя агрессивность
1-6 баллов – низкая агрессивность
Дети с высокой агрессивностью требуют помощи со стороны взрослых.
|
Причины возникновения агрессивности:
1. Отвержение (неприятие ребёнка). Ребёнок чувствует себя покинутым, незащищённым и поэтому не принимает родительского убеждения, не имеет положительного примера, как себя вести.
2. Сверхтребовательность (чрезмерная критика, наказание за малейшие провинности) – приводит к озлобленности, стремлению делать «исподтишка», формирует чувство неполноценности и ожидание неудач. Агрессия становится способом самоутверждения.
3. Гиперопека (сверх заботливое отношение) – ребёнок лишается самостоятельности, инфантилен, не может противостоять стрессам, не может постоять за себя, может стать жертвой агрессии и вымещает агрессию на предметах (рвёт книги, ломает вещи, пишет на стенах или мебели).
Что же делать?
Методические рекомендации для родителей
Во-первых, старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.
Во-вторых, следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.
В-третьих, необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.
Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью). Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия учителя) и только потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и родителей).
|
Избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно сильнее наказать ребенка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной тактики воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне.
Контролировать ребёнка и одновременно учить его контролировать свою агрессию и выражать свои эмоции приемлемыми способами, не нанося вреда другим.
Замечать, когда ребёнок ведёт себя неагрессивно и поощрять его за это.
Некоторые принципы общения.
1. Работу по коррекции агрессивного поведения детей следует начинать с Вами, родители. Помните, что ребёнок не может измениться к лучшему, если не произойдут необходимые изменения в семье.
2. Пусть ребёнок в каждый момент чувствует, что Вы его любите, цените и принимаете, что он Вам нужен. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать и пожалеть.
3. Показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте вспышек гнева и нелестных высказываний о других людях.
4. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения, можно надеяться на улучшение.
5. Формируйте способность к сопереживанию и сочувствию.
6. Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты (например, поколотить подушку).
7. Не подавляйте попытки «самоутверждения» ребёнка, отнеситесь с пониманием, старайтесь спокойно договориться.