Бессознательная активность психики. Интуиция и творчество.




ПроведенныйЯковом Александровичем Пономаревым структурно-уровневый анализ творческого интеллекта показывает, что потребность в новом знании закладывается на высших структурных уровнях логического мышления, а средства удовлетворения этой потребности находятся на низших уровнях интуитивного мышления. По мнению Владимира Николаевича Дружинина, на стадии постановки задачи и анализа доминирует сознание. На стадии «инкубации» и порождения гипотез решающую роль играет активность бессознательного. В момент «инсайта» (озарения) идея прорывается в сознание, что сопровождается яркими эмоциональными переживаниями. На стадии отбора и проверки гипотез, оценки решений вновь доминирует сознание.

Исследователи феномена бессознательного указывали на наличие за пределами сознания низших (протосознание) и высших (над- или сверхсознание) сфер бессознательного (Зигмунд Фрейд, Карл-Густав Юнг). Они предположили в структуре бессознательного наличие среднего, переходного к сознательному, уровня, где оформляются плоды повседневной деятельности ума и воображения, проявляющиеся в свете сознания. Таким образом, выделяют три формы несознательной творческой активности: подсознание (операционные установки, стереотипы, автоматизмы, включающие инстинктивные действия, управляющие жизнью тела, основные влечения, примитивные побуждения, психокомплексы, патологические проявления - фобии, мании, навязчивые идеи и желания и т. д.), предсознание («назревшие тенденции» сознательной деятельности); надсознание (высшие формы творческого процесса, творческая интуиция, где происходит рекомбинация впечатлений, рождаются вдохновение, высшие чувства, действуют притягательные мотивы и накапливаются духовные ценности).

Интуитивный поиск осуществляется посредством неосознаваемого, скачкообразного и непосредственного перевода понятий в чувственные образы (эйдетическое видение), либо чувственных образов в понятия (концептуальное видение), что приводит к эвристическому открытию в контексте взаимодействия наглядно-образного и словесно-логического мышления, бессознательных и сознательных психических процессов. Интуитивное решение соответствует специфике творческих задач, условия которых чётко не определены, а ориентиры поиска недостаточны для получения логического вывода. Опыты гештальтпсихологов (Вольфганг Кёлер) доказывают, что умственные операции при решении творческих задач подчинены принципам организации целостной структуры - гештальта («группировка», «центрирование» и др.), а не правилам формальной логики.

Анатолий Соломонович Кармин также отметил многогранность интуитивных проявлений:

· инстинктивная интуиция; связанная с бессознательными установками. «Чувство опасности», «необъяснимый страх», «безотчетный ужас», «агрессивный синдром» и тому подобные переживания во многих случаях появляются на основе действия инстинктивных механизмов;

· диспозиционная интуиция. Существуют разнообразные причины предрасположенности человека к определенным действиям. Такая предрасположенность нередко ведет к неосознанному выбору решения, которое, как кажется человеку, возникло непонятно как, но на самом деле обусловлено имеющимися у него диспозициями – начиная от устойчивых черт характера и кончая мимолетными психическими состояниями. Наиболее типичным приме-ром может служить влияние установки по Дмтрию Николаевичу Узнадзе.

· перцептивная интуиция, связанная с субсенсорным восприятием, «боковым зрением», гештальт-конструкцией и т.п.;

· ассоциативная (имажинативная) интуиция, результирующая случайные комбинации игры чувственных образов; Наглядно-образное мышление, в про-

цессе которого выстраиваются длинные ассоциативные цепочки образов, нередко протекает неподконтрольно сознанию. Но на уровень сознания всплывают лишь «интуитивно» полученные итоги комбинирования, анализа и синтеза.• логическая интуиция как свёрнутое умозаключение;

  • логическая интуиция. Обычно интуицию противопоставляют логике. Однако Кармин полагает, что в некоторых случаях логические переходы от одних утверждений к другим происходят настолько стремительно, что окончательный результат является человеку «сам собой», как неопосредованная никакими промежуточными выкладками внезапная догадка.
  • эвристическая интуиция, связанная с взаимодействием чувственных образов и понятий в процессе творческого поиска, с бессознательными механизмами взаимо-

действия между чувственно-наглядными образами и понятиями. Имеются две ее основные

формы: концептуальная интуиция – переход от наглядных образов к понятиям и эйдетиче-

ская – переход от понятия к образам. «При определенных условиях акты эйдетической и

концептуальной интуиции могут приводить к формированию таких новых понятий, которые было бы невозможно построить средствами наглядно-образного мышления. Это та интуиция, которая выступает как прорыв к принципиально новой идее. Поэтому характерные для обеих форм эвристической интуиции скачки мысли играют особенно важную роль в творческой деятельности человека», – пишет Анатолий Соломонович Кармин.

Как пишет Тамара Александровна Барышева (2006), «механизм интуиции – это объединение нескольких информативных признаков разных модальностей в комплексные ориентиры, направляющие поиск решения, поэтому успешность результата зависит не от одного информативного признака, а от сложившейся в ходе поиска мозаики признаков. Этот механизм притягивает к себе информацию и энергию до тех пор, пока они не приобретут критическую массу. И тогда разрушаются сложившиеся стереотипы и преобразуются в новый образ, мысль или систему мыслей».

Билл Голдберг (1983) предложил рассматривать интуицию по шести категориям:

как способ открытия, творчества, оценки, приведения в действие, предсказания и озарения. Первые два аспекта связывают с творческим процессом: она или часть, или его средоточие.

Третий, четвертый и пятый аспекты, по существу, связаны с неявными знаниями, которые

учитывают как объективные данные, так и свои ощущения (интуицию) при принятии акту-

альных решений. Предсказания относятся и к творчеству, и к практике.

Ги Клэкстон (Claxton, 2000 в книге «Креатив и интуиция в бизнесе. Правят умники с улицы») выделил следующие виды интуиции:

1) экспертиза – нерефлексивное выполнение сложных, высококвалифицированных

действий;

2) имплицитное научение – способ приобретения знания с помощью неосознанных,

неконцептуальных средств;

3) суждение – принятие точного решения и осуществление категоризации при невоз-

можности объяснить или доказать их;

4) чувствительность – повышенная внимательность, как сознательная, так и неосозна-

ваемая, к деталям ситуации;

5) инкубирование как фаза креативности – решение проблемы, когда сознательная,

намеренная деятельность по нахождению решения приостанавливается и человек занима-

ется делами, не связанными с проблемой;

6) размышление – процесс «пережевывания» опыта вновь и вновь для того, чтобы

извлечь из него значения.

Анатолий Соломонович Кармин (2007), исходя из того, что главным признаком интуиции служит то, что человек не осознает, как и откуда появляется у него некое знание, считает, что под ее именем скрываются весьма разнородные типы когнитивных феноменов. Он выделяет шесть таких типов.

 

7. Процесс творчества сопровождается специфическими эмоциональными переживаниями – творческими эмоциями

Характерной чертой творческого поведения является эмпатия (сопереживание, вчувствование, эмоционально-образное проникновение в состояние другого), стирающая грань между субъектом и объектом творчества (Тамара Александровна Барышева) Большинство «творческих» или «интеллектуальных» эмоций («интеллектуальных чувств») не являются эмоциями в чистом виде, а относятся к аффективно-когнитивным комплексам, так как в креативном процессе все личностные сферы находятся в непрерывном взаимодействии. «Творческие» эмоции не имеют эмоциональной валентности. В их числе:

интерес как познавательный мотив, выраженный в активной направленности восприятия человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, в избирательном отношении к ним, который положительно окрашен эмоциональным тоном – удовольствием от восприятия нового;

любопытстволюбознательность) как проявление интереса, выраженное в стремлении воспринять или узнать в данном месте и в данное время что-то новое уверенность и неуверенность (сомнение) – выраженное в позитивном либо негативном эмоциональном, интеллектуальном и волевом настрое психическое состояние вероятностного прогнозирования того или иного явления, хода действий, результата достижения цели и т.д.;

догадка – эмоциональная оценка ещё не осознанного результата решения задачи;

удивление – кратковременное интенсивное состояние, вызванное трудностью соотношения восприятия нового явления с имеющимися о нём представлениями и связанное с «комплексом детскости» как креативной чертой характера • вдохновение состояние позитивного эмоционального настроя, связанное с интенсивной творческой активностью, напряжением духовных сил, «вершинное переживание» (Абрахам Маслоу); может переходить в экстаз (положительно окрашенный аффект).

Также в творческом процессе могут проявляться положительные эмоции (удовлетворение, радость, воодушевление) и фрустрационные переживания (тревога, разочарование, досада, отчаяние).

Педагогическая деятельность не должна замыкаться на однобоком развитии лишь интеллектуальной сферы личности, её требуется ориентировать на формирование целостной личности в единстве эмоций, воли и интеллекта

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: