Перечень и описание методических материалов




В отечественной педагогике и психологии детства разработано много интереснейших материалов и пособий, активно применяемых при организации сенсорного воспитания. Нет необходимости описывать их все, достаточно сослаться на соответствующую литературу [6, 31, 33]. Однако имеются материалы, которые необходимы при организации именно данного подхода в воспитании сенсорной культуры ребенка, эти материалы и станут объектом нашего внимания.

1. Для развития осязательной чувствительности и соответствующих сенсорных эталонов:

- набор предметов и тканей (можно игрушек), различных на ощупь:
мягкие, жесткие, твердые, пушистые, колючие, шероховатые,
гладкие, упругие, хрупкие и т.д.;

- набор плоских и объемных предметов разной формы для
обследования рукой;


- набор сыпучих материалов, разной структуры; мелкий и крупный
песок, крупы, семена различных растений, разные по величине,
форме и состоянию: гладкие, шероховатые, пушистые и т.д.;

2. Для развития барического чувства:

- набор предметов, имеющих разный объем, но одинаковый вес,
набор предметов, имеющих одинаковый объем, но разный вес,
набор предметов, разных по форме, но имеющих одинаковый вес.

3. Для развития обонятельной чувствительности:

- набор флаконов одинаковой формы и объема, в которые можно
наливать воду, имеющую разные запахи (резкий, мягкий,
холодный, теплый, свежий, душный, сладковатый, горький,
кислый, цветочный, хвойный и т.д.);

- мягкие игрушки, куклы, наполненные травами, имеющими
разный.аромат (душицы, валерианы, розы, лаванды, лимона и
т.д.).;

- подборка свежезасушенных растений с их изображением, с тем,
чтобы ребенок научился ассоциировать запах с видом растений.

- Набор ароматических масел [5].

4. Дня развития восприятия человека человеком:

- наборы фотографий с изображением лиц людей, испытывающих
разные эмоции: радость, грусть, страх, печаль, удивление,
равнодушие, ужас, восторг, внимание;

- схематические изображения мимических выражений лица;

- схематическое изображение и фотографии поз, выражающих
разные состояния: усталость, горе, уверенность в себе, радость и
т.д. [13, 17];

- наборы для переодевания и детский грим для «рисования»
эмоциональных состояний на лице;


s;

- зеркало.

5. Для развития перцептивных действий:

- место и оборудование для игр с водой и песком: мелкий и
крупный песок разного цвета, глина, речные камушки, материалы
для подкрашивания и отдушки воды, сосуды разной величины и
формы, детские весы и т.д.;

- природный и бытовой материал для поделок: шишки, веточки,
скорлупа, семена растений, солома, засушенные растения,
коробки, баночки, бечевки и т.д.;

- предметы для игр, типа «Чудесный мешочек»: игрушки, бытовые
предметы, разные по форме, величине, весу, на ощупь (например,
животные, отличающиеся формой хвоста, ушей; фрукты,
различные по форме и величине и т.д.);

- пластилин.

6. Для развития сенсорных эталонов цвета:

- наборы цветной бумаги, тканей, ниток, бисера не только разного
цвета, но и разных оттенков для выполнения заданий, например,
такого типа: «Зеленый узор» (из ниток или бумаги разных
оттенков зеленого цвета), «Желтая осень», «Красный коврик»,
«Синяя змейка» (из бисера) и т.д.;

- полихроматические таблицы для исследования цветоощущения
Е.Б. Рабкииа [29].

7. Для развития звуковых сенсорных эталонов и звуковой
чувствительности:

- детские музыкальные инструменты;


- фонотека различных бытовых шумов и природных звуков (пение
птиц, шум дождя, прибоя, деревьев и т.д.);

- фонотека различных по настроению музыкальных мелодий;

- фонотека звучания различных языков мира;

- диктофон для записи и прослушивания особенностей
собственной речи;

- магнитофон.

8. Для развития сенсорных эталонов формы, величины:

- различные мозаики, кубики, разрезные картинки, игры типа
«Колумбово яйцо», «Танграм» и т.д.;

- модули для детских игр.

9. Для развития восприятия и его свойств:

- двойные фигуры [24];

- наборы простейших иллюзий;

 

- незавершенные изображения;

- сложные узоры (например, узорчатые ковры, в рисунке которых
можно «увидеть» различные фигуры: животных, лица и т.д.),
картинки, подобные пятнам Роршарха [3].

10. Развитие сенсорной рефлексии и наблюдательности:

- материал для экспериментирования (вода и песок, простейшие
иллюзии и т.д.);

- набор картин (пейзажи, бытовые сценки);

- аквариумы, комнатные растения, огород.

11. Развитие сенсорных эталонов времени, скорости движения и
ориентировки в пространстве:

- движущиеся с различной скоростью игрушки;

- управляемые по скорости и направлению движения игрушки;


       
   
 


- карты города, страны, земного шара, топологические карты
территории детского сада и т.п. (для старших дошкольников).

- песочные часы, модели часов, часы с крупным циферблатом и
стрелками.

5. Диагностика уровня сенсорного развития детей

В детской психологии наработан богатый материал по диагностике уровня сенсорного развития дошкольников. Это касается диагностики сформированности перцептивных действий, сенсорных эталонов цвета, формы, величины. Такого рода диагностические методики подробно описаны в литературе [12, 16, 22, 23]. В качестве перечисления можно назвать следующие: «Коробочка форм» для 3-4-летних детей (диагностика степени сформированности перцептивных действий и сенсорных эталонов формы), «Эталоны» для 4-6-летних детей (сформированность сенсорных эталонов формы и перцептивных действий), «Разрезные картинки» для детей от 3-х до 6-ти лет (уровень развития целостности восприятия), «Мисочки» и «Пирамидка» для детей четвертого года жизни (диагностика уровня восприятия отношений предметов по величине, овладения предметными действиями), «Конструирование по образцу» для 3-летних детей (определение уровня развития пространственного восприятия), «Включение в ряд» для детей пятого года жизни (установление отношений между предметами по величине), «Перцептивное моделирование» для детей седьмого года жизни (Выявление уровня развития перцептивных действий), «Дом животного» для детей 4- 5-ти лет (умение действовать по образцу, уровень развития восприятия


цвета) и т.д. Все эти методики не сложно найти в литературе по

детской психологии.

Однако ряд параметров, включенных в настоящую программу, остается за пределами диагностики. Предлагаемые исследовательские методики направлены на сравнительную диагностику уровня развития сенсорных эталонов звуковых, вкусовых, обонятельных и др. ощущений, а также восприятия человеком человека, целостности и осмысленности восприятия.

Следует отметить, что все предлагаемые методики могут быть
содержательно использованы и в обучающих целях, т.е. проведены как
самостоятельные занятия, например, в форме детского

экспериментирования, либо включены отдельными заданиями в сценарии занятий, проводимых в форме игры средствами сказки. Все предлагаемые методики не являются формализованными и поэтому могут быть использованы для сравнительного качественного анализа возрастных различий и индивидуальных различий в группе сверстников. Методики могут также применяться для выявления качественных изменений в сенсорном развитии детей по мере обучения.

Для диагностики уровня развития обонятельных ощущений можно использовать следующие диагностические приемы. Методика «Запахи».

Оборудование: комплект из засушенных измельченных растений (для младших детей до четырех лет - 3-4 вида, для старших детей -до 6-7 видов: мелисса, валериана, лаванда, роза, сосна или ель, липа, лимон или апельсин; изображения соответствующих растений. Процедура исследования. Первый вариант; (для младших дошкольников) детям предлагается набор из трех-четырех растений,


причем одно из растений встречается дважды. Необходимо определить одинаковые и разные по запаху растения. Эта процедура повторяется три - четыре раза с различными сходными по запаху растениями. Например, в первом случае в наборе дважды встречается запах валерианы, во втором запах липы и т.д. Оценка результатов: по результатам исследования можно выявить, принимает ли и понимает ли ребенок задачу на различение запахов, способы выполнения задания, развитость различительной чувствительности к запахам.

Примечание: а) старшим дошкольникам можно предлагать наборы, состоящие из большего количества растений и включающие одновременно 2-3 одинаковых запаха; б) после окончания исследования детям всех возрастных групп демонстрируются изображения соответствующих растений. Это делается с целью обучения, а также для того, чтобы задание имело для ребенка смысл. Недопустимо, чтобы дети чувствовали себя в психологическом эксперименте объектом изучения, взаимодействие со взрослым в дошкольном возрасте всегда должно иметь неотчужденный, целостный, личностный характер. Для реализации этого условия желательно само исследование проводить в форме игры, придавая действиям детей определенный смысл (например, необходимо подобрать растения так, чтобы можно было сделать из них лекарство для бабушки, однако известно, что среди трав имеются лишние -одинаковые, они могут быть использованы дважды, если не найти лишнюю, настой может стать вредным, какой-либо травы в нем будет не одна, а две ложки).

Второй вариант. 1 серия: детям предлагаются одновременно наборы измельченных растений и изображения растений.


Необходимо подобрать к данному изображению соответствующий запах. По изображению найти растение соответствующего запаха. Игровой мотив: растения перепутались, составить лекарство нужно из тех, которые изображены на рисунке.

2 серия: необходимо по запаху найти нужное изображение. Игровой
мотив: Необходимо собрать в поле, лесу сбор из трав, однако
известны только запахи (растения измельчены и по их виду
невозможно узнать, что это за растения). Важно отыскать среди
изображений растений те, которые входят в состав сбора. В этом
случае в набор из изображений растений входят не только те, что
используются для определения запаха, т.е. изображений на 1-3
больше предъявляемых, чем эталонов запаха. Для детей
подготовительной группы и младших школьников задание может
предполагать называние растений без опоры на их изображение.
Оценка результатов: уровень понимания задания, освоенности
обонятельных сенсорных эталонов, различительная

чувствительность к запахам, используемые ребенком способы выполнения задания (перцептивные действия).

Примечание: аналогичным образом можно построить обследование уровня развития обонятельных ощущений и восприятия по отношению к пищевым, бытовым и др. видам запахов. Для сравнительной диагностики возрастных и индивидуальных возможностей детей относительно уровня развития вкусовых ощущений можно предложить следующие процедуры. Методика «Винегрет».

Оборудование: подборка порезанных кубиками пищевых продуктов, включающая продукты для приготовления винегрета (салата), для детей младшего возраста из 3-4-х продуктов, для старших детей из 6


- 8-ми ингредиентов. Картинки с изображением соответствующих продуктов.

Процедура обследования. Первый вариант: детям предлагается с
завязанными глазами определить, какие из продуктов имеют
одинаковый вкус, какие разный, т.е. подобрать набор из разных
продуктов для приготовления салата или винегрета. Игровой мотив:
на продукты нельзя смотреть, поскольку они «волшебные», могут
изменить свои свойства, если «покажутся» человеку, либо такое
задание дается царем. чтобы найти внимательного,

наблюдательного, умного и т.д.

Оценка результатов: уровень принятия и понимания задания, способность к различению вкусовых ощущений, способы выполнения задания.

Второй вариант.! серия. Детям предлагается картинка с набором овощей, необходимых для приготовления того или иного вида пищи (нарисованный рецепт). Необходимо по вкусу (с закрытыми глазами) отобрать среди предложенных образцов необходимые в соответствии с «рецептом» продукты. Для старших дошкольников и младших школьников «рецепт» называется или дается в письменной форме.

2 серия. Детям предлагается попробовать каждый образец и
определить, из чего состоит пища, которую нужно приготовить.
Младшим дошкольникам необходимо составить «рецепт» при
помощи картинок, старшие дети называют соответствующие
продукты.

3 серия. (Для старших дошкольников и младших школьников).
Детям предлагается попробовать готовую пищу (винегрет, салат) и
определить, какие продукты входят в се состав.


Оценка результатов; понимание задания, уровень развития вкусовых сенсорных эталонов и различительной вкусовой чувствительности, способы выполнения задания (характер перцептивных действий). Для сравнительной диагностики уровня развития сенсорной

рефлексии и синестезии, различных свойств восприятия предлагается

использовать следующие методики. Методика «Духи».

Оборудование: флаконы с разведенными в воде различными ароматическими веществами (не представляющими вреда для ребенка), несколько пустых флаконов.

Процедура обследования: детям предлагается изобрести духи, которые нравятся, и дать им название, для чего нужно составить смесь из имеющихся ароматов.

Оценка результатов: понимание задания, уровень развития целостности восприятия (способен ли ребенок подбирать запахи, осуществляет ли он пробы, чтобы получить приятное для него сочетание запахов, способен ли дать название), способы выполнения, синестезии (соответствует ли название характеру запаха по звуковому образу, эмоциональному тону и содержанию. Например, «духи» с резко выраженным хвойным запахом он может назвать «Бор» или «Кедр», более легкому хвойному аромату больше соответствует название «Новый год», а вот название «Лилия» или «Нежность» не соответствует таким «духам» ни по содержанию, ни по соощущениям).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: