Скелет верхних и нижних конечностей». Строение и функции скелета верхних и нижних конечностей.




В скелете верхней конечности различают: I пояс верхней конечности II свободная верхняя конечность лопатка (2) - плечевая кость ключица (2) - кости предплечья (локтевая, лучевая) кости запястья (в 2 ряда) кости пясти (5) кисть - фаланги пальцев. В скелете нижних конечностей различают: I пояс нижней конечности II свободная нижняя конечность тазовые кости (подвздошная, - бедренная костьлобковая, седалищная) - кости голени (большая и малая берцовые) кости предплюсны (7) кости плюсны стопа фаланги пальцев. Функции: верхние органы труда, нижние - опоры и передвижения. Опорная (опора для мышц и внутренних органов); локомоторная (кости – рычаги, приводимые в движение мышцами); рессорная (смягчает толчки и сотрясения при движении); обменная (депо P, Ca, Fe и др.); кроветворная (красный костный мозг). Кость – сложный орган. Каждая кость занимает соответствующее место, имеет соответствующую форму, строение и выполняет свойственные только ей функции.

 

41. «Мышца». Строение скелетных мышц. Их свойства. Классификация скелетных мышц. Мышцы — это органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Они являются активным элементом опорно-двигательной системы, так как обеспечивают разнообразные движения при перемещении человека в пространстве, сохранение равновесия, дыхательные движения, сокращения стенок внутренних органов, голосообразование и др. Строение мышцы. Мышца состоит из пучков поперечнополосатых мышечных волокон, соеди-ненных рыхлой соединительной тканью в пучки первого порядка. Они, в свою очередь, объ-единяются в пучки второго порядка и т. д. В итоге мышечные пучки всех порядков объединяются соединительной оболочкой, образуя мышечное брюшко. Соединительнотканные прослойки, имеющиеся между мышечными пучками по концам брюшка, переходят в сухожиль-ную часть мышцы, крепящейся к кости. Во время сокращения происходит укорочение мышечного брюшка и сближение ее концов. При этом сократившаяся мышца с помощью сухожилия тянет за собой кость, которая выполняет роль рычага. Так совершаются разнообразные движения. Каждая мышц является целостным (отдельным) органом, имеющим определенную форму, строение и функцию, развитие и положение в организме. Мышцы обильно снабжены кровеносными сосудами и нервами. В каждом движении принимают участие несколько мышц. Мышцы, действующие совместно в одном направлении и вызывающие сходный эффект, называются синергистами, а совершающие противоположно направленные движения - антагонистами. 1. По характеру выполняемых основных движений и по действию на сустав различают следующие виды мышц: сгибатели и разгибатели, приводящие и отводящие, вращающие, приподнимающие и опускающие и др. Выделяют также мимические, жевательные и дыхательные мышцы. 2. По отношению к областям человеческого тела (топографически): 1. Мышцы туловища: мышцы спины, груди, живота и диафрагма;2. Мышцы головы;3. Мышцы шеи; 4. Мышцы верхней конечности: мышцы плечевого пояса и свободного отдела (плеча, предплечья и кисти);5. Мышцы нижней конечности: мышцы таза и мышцы свободной нижней конечности (бедра, голени и стопы). 3. По происхождению: 1. Мышцы краниального происхождения; 2. Мышцы спинального происхождения (вентральные, дорсальные). 4. По направлению мышечных волокон: мышцы с параллельным, круговым, косым и поперечным ходом мышечных волокон. 5. По отношению к суставам: 1. Односуставные (действующие только на один сустав). 2. Двусуставные. 3. Многосуставные.. Функции. Эта мускулатура является основой опорно-двигательного аппарата. Если она сильна, тело проще поддерживать в нужном положении, а вероятность появления сутулости или сколиоза сводится к минимуму.

 

42. «Осанка», «плоскостопие». Виды осанки, плоскостопия. Факторы, влияющие на формирование осанки, развитие плоскостопия и профилактику этих нарушений. Осанка – это привычная поза при сидении, стоянии, ходьбе. Правильная осанка все изгибы позвоночника равномерно и умеренно выражены, голова расположена прямо, плечи, лопатки и гребни подвздошных костей находятся на одной прямой. Правильная осанка обуславливает хорошее физическое развитие и здоровье, а также высокую трудоспособность детей. Кроме нормальной, правильной физиологической осанки отличают разные отклонения от неё. Различают отклонения в сагиттальной плоскости и фронтальной. В сагиттальной плоскости различают следующие типы патологической осанки: круглая спина, плоская спина, кругло-вогнутая и плосковогнутая спина. Этому способствует ряд факторов: рахит, раннее усаживание ребёнка, продолжительное сидение в согнутой позе за неприспособленным столом. Коррекция заключается в укреплении мышц туловища; в придании тазу нормального угла наклона, ликвидации вредных факторов. Все нарушения осанки в той или иной степени неблагоприятно сказываются не только на деятельности сердечнососудистой, дыхательной, нервной и других систем, но и воздействуют на психику, снижают жизненный тонус, активность, что ведёт к гиподинамии со всеми отрицательными результатами. Для профилактики нарушений осанки следует выполнять некоторые требования. Постель не должна быть слишком мягкой, а подушка – высокой. Длина кровати должна быть на 25-30 см больше, чем рост ребёнка. Во время занятий следует приучить детей сидеть за партой, чтобы иметь опору для ног, спины и рук. Воспитатели и учителя должны постоянно следить, чтобы дети правильно сидели за столом, проводить физкультминутки. Главным средством профилактики является физическое воспитание детей. Плоскостопие. У стопы есть 2 свода: продольный и поперечный. Опущение продольного или поперечного свода стопы называется плоскостопием. Плоская стопа встречается у детей довольно часто (15-25%) и сопровождается жалобами на боль в ногах при ходьбе, быструю утомляемость. Плоскостопие редко бывает врождённым. Приобретённое плоскостопие может быть травматическим, паралитическим и статическим. Часто причиной развития болезни является рахит, слабость мышц связочного аппарата, ношение обуви на высоком каблуке, толстой подошве, неправильно подобранная обувь. По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное, поперечное и смешенное. У детей чаще всего встречается продольная или смешанная формы. В детском возрасте плоскостопие чаще всего сочетается с отклонением пяток кнаружи, такие стопы называют плоско-вальгусными. Этот дефект, по последним данным, свидетельствует о врожденной аномалии нервной системы (энцефалопатии) и влечет за собой нарушения развития всего скелета. Факторы, влияющие на развитие плоскостопия: • наследственность; • ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой), ношенной обуви, • чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела), • чрезмерная гибкость (гипермобильность) суставов, • рахит, паралич мышц стопы и голени из-за перенесенного полиомиелита или ДЦП, • травмы стоп. Профилактика плоскостопия начинается с выработки правильной походки (с пятки на носок). Для укрепления мышц ступни следует ходить босиком, на носках, пятках, внутренней и боковой поверхностях, делать массаж ступней ног, ванночки, правильно подбирать обувь, использовать вкладыши-супинаторы.

 

43.Органы пищеварительной системы. Строение: ротовой полости, пищевода, желудка. Их функции. Полость рта. Пищеварительный тракт начинается ротовой полостью. Сверху она ограничена твёрдым нёбом, сзади – мягким нёбом, спереди и с боков – верхнечелюстной и нижнечелюстной костями, а также щеками. Спереди ротовое отверстие замыкается зубами. В слизистой оболочке ротовой полости расположены мелкие железы, выделяющие слизь. Язык – мышечный орган. Это орган вкуса и передвижения пищи в полости рта. Он участвует в актах глотания и сосания, а также принимает участие в произношении звуков членораздельной речи. Задний отдел ротовой полости называется зевом. Он ограничен корнем языка, мягким нёбом, нёбными складками и язычком, свисающим на границе с глоткой. В нёбных складках находятся две крупные нёбные миндалины. Зубы. При помощи зубов пища раздробляется, размельчается и перетирается. Зубы также играют роль в образовании звуков. Пищевод - отдел пищеварительной трубки длиной около 30 см, который связывает глотку с полостью желудка. В стенки пищевода различают четыре оболочки: слизистую, подслизистую, мышечную и наружную (адвентициальную) или серозную. У детей слизистая оболочка пищевода нежная, легко-травмируемая грубой пищей, богата кровеносными сосудами. Длина пищевода у новорожденных – около 10 см, в возрасте 5 лет – 16 см, в 15 лет – 19 см. Желудок выполняет в организме ряд важнейших функций. Основная функция желудка заключается в создании условий для химического расщепления пищевых веществ. Ферменты желудочного сока - пепсин, химозин, расщепляют белки и липиды. Они проявляют свою активность в кислой среде, которая, кроме того, вызывает гибель микроорганизмов, которые могут попасть в пищеварительный канал и пищей. Через стенку желудка осуществляется всасывание ряда химических веществ - воды, солей, мо­носахаридов и спиртовых растворов. Желудок выполняет выделительную функцию, через его слизистую оболочку в просвет пищеварительного тракта выделяется аммиак, мочевина, алкоголь и др. Эндокринная функция желудка состоит в выработке биологически активных веществ, которые обеспечивают регуляцию секреции желудочных желез, моторику желудка и кишечника. Слизистая оболочка желудка продуцирует внутренний антианемический фактор, необходимый для усвоения витамина В12, который поступает в желудок с пищевыми продуктами. Механическая функция желудка состоит в перемешивании пищи с желудочным соком, а также в проталкивании пищи в двенадцатиперстную кишку. В стенке желудка различают четыре оболочки: слизистую оболочку подслизистую оболочку, мышечную оболочку и серозную оболочку. Желудок грудных детей имеет скорее горизонтальное положение и расположен почти весь в левом подреберье. Только когда ребенок начинает стоять и ходить, его желудок занимает более вертикальное положение. С возрастом меняется и форма желудка. У детей до 1,5 лет она округлая, до 2–3 лет – грушевидная, к 7 годам желудок имеет форму, как у взрослых.

 

44. Органы пищеварительной системы. Строение: тонкого и толстого кишечника. Их функции. Тонкий кишечник (intestinum tenue) располагается между желудком и слепою кишкой. Длина тонкой кишки 4-5 м, диаметр около 5 см. Различают три отдела: двенадцатиперстную, тощую и подвздошную кишку. В тонкой кишке подвергаются химической обработке все виды питательных веществ - белки, жиры и углеводы. В переваривании белков участвуют ферменты энтерокиназа, киназоген и трипсин, расщепляющие простые белки; эрепсин, расщепляющий пептиды до аминокислот, нуклеаза переваривает сложные белки нуклеопротеиды. Углеводы перевариваются амилазой, мальтазой, сахаразой, лактазой и фосфатазой, а жиры - липазой. В тонкой кишке проходит процесс всасывания продуктов расщепления белков, жиров и углеводов в кровеносные и лимфатические сосуды. Кишечник выполняет механическую (эвакуаторную) функцию - проталкивает пищевые частицы (химус) в сторону толстой кишки. Для тонкого кишечника характерна также эндокринная функция, выполняемая специальными секреторными клеткам и заключается в выработке биологически активных веществ - серотонина, гистамина, мотилина, секретина, энтероглюкогона, холецистокинина, панкреозимина, гастрина. Стенка тонкого кишечника состоит из четырех оболочек: слизистой,подслизистой,мышечной,серозной. Толстая кишка отдел пищеварительной трубки, который обеспечивает формирование и проведение каловых масс. В просвет толстой кишки выделяются продукты мета­болизма, соли тяжелых металлов и другие. Бактериальная флора толстого кишечника вырабатывает витамины группы В и К, а так же обеспечивает переваривание клетчатки. Анатомически в толстой кишке различают следующие отделы: слепую кишку, червеобразный отросток, ободочную кишку (её восходящий, попе­речный и нисходящий отделы), сигмовидную и прямую кишку. Длина толстой кишки 1,2-1,5 м, диаметр 10 мм. В стенке толстой кишки различают четыре оболочки: слизистую, подслизистую, мышечную и наружную - серозную или адвентициальную.

 

45. «Пищеварение». Физиология и механизм пищеварения в полости рта и желудке. Пищеварение – процесс обработки пищи и расщепления пищевых веществ на более простые составные части, которые могут быть усвоены организмом. Начальный этап физической и химической обработки пищи, а также её апробация происходят в ротовой полости. В ротовой полости пища измельчается с помощью зубов. В неё открываются протоки 3-х пар крупных слюнных желез (околоушных, подъязычных, подчелюстных) и множество мелких. Тщательное пережёвывание пищи способствует лучшему контакту её компонентов со слюной, защищает пищеварительный тракт от механических повреждений, ускоряет достижение чувства сытости. В слюне содержится муцин, придающий ей вязкость, бактерицидное вещество лизоцим и ферменты амилаза и мальтаза, расщепляющие полисахариды до глюкозы, а также минеральные соли. В ротовой полости начинается частичное расщепление углеводов. Ферменты слюны действуют только в слабощелочной среде и при температуре тела. Из ротовой полости измельчённая и частично расщеплённая пища попадает в глотку, а затем – в пищевод. В нём физическое состояние и химический состав пищи не меняется. Из пищевода пища попадает в желудок. Железы желудка вырабатывают и выделяют желудочный сок. Это бесцветная жидкость кислой реакции. Он состоит из воды, ферментов, соляной кислоты и слизи. Кислота активизирует работу ферментов и губительно действует на некоторые микроорганизмы. Слизь предохраняет стенки желудка от механических повреждений. Ферменты пепсины расщепляют белки, липиды расщепляют эмульгированные жиры, химозины створаживают молоко. Продолжительность пищеварения в желудке зависит от вида и усвояемости пищи (от 2 до 8 часов).

 

46. «Пищеварение». Механизм пищеварения в тонком и толстом кишечнике. Процесс всасывания питательных веществ. Пищеварение – процесс обработки пищи и расщепления пищевых веществ на более простые составные части, которые могут быть усвоены организмом. 12-типерстная кишка (25-30 см) является начальным отделом тонкого кишечника. Она играет основную роль в пищеварении, поскольку здесь происходит переваривание белков, жиров, углеводов с помощью ферментов, поступающих из поджелудочной железы и желчи, вырабатываемой клетками печени. Печень участвует во всех видах обмена веществ, играет роль в поддержании гомеостаза, в синтезе и депонировании органических соединений, в ней обезвреживаются ядовитые продукты обмена. В тонком кишечнике осуществляется активное всасывание воды, минеральных веществ, витаминов. Осуществляет регуляторную и гомеостатическую функцию, синтезирует витамин А и другие биологически активные вещества, окисляет канцерогенные углеводороды до нетоксичных соединений. Толстый кишечник населён симбиотическими микроорганизмами, которые выполняют ряд полезных функций: препятствуют жизнедеятельности и размножению болезнетворных микробов, синтезируют витамины (В, К), которые расщепляют клетчатку. В результате в кишечнике создаётся кислая среда, которая препятствует гнилостному бактериальному разложению белков. В толстом кишечнике осуществляется всасывание воды, минеральных веществ, витаминов, глюкозы. Каловые массы удаляются через прямую кишку. Вместе с ними удаляются продукты обмена, как холестерин, кальций, металлы, соли, плохо растворимые в воде. Механизмы всасывания. Всасывание представляет собой сложный физиологический процесс, в результате которого питательные вещества проходят через слой клеток стенки пищеварительного тракта в кровь и лимфу. Наиболее интенсивно всасывание происходит в тощей и подвздошной кишках. В желудке всасываются моносахариды, минеральные вещества, вода и алкоголь, в толстой кишке - преимущественно вода, а также некоторые соли и моносахариды. Лекарственные вещества в зависимости от химических и физико-химических свойств, а также от той или иной лекарственной формы могут всасываться во всех отделах пищеварительного тракта. Процесс всасывания обеспечивается фильтрацией, диффузией и активным переносом независимо от разности концентрации растворенных веществ. Большое значение имеет двигательная активность ворсинок. Общая поверхность слизистой оболочки тонкого кишечника за счет ворсинок составляет 500 м2. Аминокислоты и углеводы всасываются в венозную часть капиллярной сети ворсинки и поступают в воротную вену, проходя через печень, попадают в общий круг кровообращения. Жиры и продукты их расщепления поступают в лимфатические сосуды ворсинок. В эпителии ворсинок происходит синтез нейтральных жиров, которые в виде мельчайших капелек поступают в лимфатические капилляры, а оттуда с лимфой в кровь. В толстом кишечнике всасывание питательных веществ при нормально-физиологических условиях возможно, но в незначительных размерах, а также веществ, легко расщепляющихся и хорошо всасывающихся. На этом основано в медицинской практике применение питательных клизм.В толстом кишечнике довольно хорошо всасывается вода, в связи с чем кал приобретает плотную консистенцию. При нарушении в толстом кишечнике процесса всасывания появляется жидкий стул.

47. Органы пищеварительной системы. Причины заболевания о.п. Пищеварительная система представляет собой комплекс органов, функция которых заключается в механической и химической обработке пищевых веществ, всасывании переработанных веществ и выведении оставшихся не переваренными частей пищи. К органам пищеварительной системы относят полость рта с её содержимым, глотку, пищевод, желудок, тонкую кишку, толстую кишку, печень и поджелудочную железу. Причины заболеваний:Неправильный режим питания. Проблемы возникают не только из-за ненатуральных продуктов, но и при неправильно организованном процессе потребления пищи. Например, грудничкам часто несвоевременно вводят прикорм или переводят на искусственное вскармливание. Врождённые патологии, которые могут сформироваться у ребёнка ещё в период внутриутробного развития. Например, иногда у плода развивается короткий пищевод, что в дальнейшем провоцирует появление заболеваний других органов желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Злокачественные опухоли, онкозаболевания часто провоцируют нарушения в данной системе. Если опухоль появилась на одном из органов пищеварения, то это влечёт сбой в работе всего организма. Инфекционные болезни и размножение бактерий на стенках желудка и кишечника. Любое перенесённое инфекционное заболевание может привести к осложнениям, которые отобразятся на пищеварительном аппарате. Употребление антибиотиков. Принимать антибактериальные препараты ребёнок может только по назначению врача, но, к сожалению, такое лечение порой приводит к плохим последствиям. Частое употребление антибиотиков грозит тем, что у малыша возникает целый ряд нарушений со стороны ЖКТ. Чаще всего это кишечный дисбактериоз, который может стать причиной более серьезных патологий. Именно поэтому после приёма таких препаратов стоит позаботиться о восстановлении микрофлоры кишечника. Интоксикация организма. Нередко к заболеваниям приводит отравление. Употребление некачественной еды, нарушение её условий хранения или неправильная обработка служат причиной развития нарушений. Если такое происходит с малышом довольно часто, существует большой риск того, что у него возникнет гастрит. Вредные привычки. Пожалуй, это больше всего актуально в подростковом возрасте, когда дети, переживая сложный переходной период, порой идут на необдуманные поступки. Они начинают пробовать алкоголь, увлекаются курением, пробуют наркотики. Эти вещества очень опасны для слабого детского организма, и провоцируют разные проблемы в работе организма. Меры профилактики: поддерживание правильного режима питания и употребление здоровой пищи (свести к минимуму употребление сладкой газированной воды, чипсов, сухариков и т. д.). Для здоровья желудочно-кишечного тракта необходимо каждый день употреблять супы. Есть не спеша, тщательно пережевывая каждый кусочек. Перед едой тщательно мыть руки с мылом. Большинство вредных микробов попадают в организм человека именно через руки. В целях профилактики гельминтов необходимо хорошо мыть перед едой ягоды, овощи, фрукты, уничтожать мух, которые могут быть переносчиками возбудителей инфекций и яиц гельминтов. Мясо и рыбу необходимо хорошо проваривать и прожаривать.

48. «Обмен веществ и энергии», «основной обмен», «рабочая прибавка». Механизм и значение обмена веществ. В основе жизнедеятельности всех организмов лежит происходящий в них обмен веществ и энергии. Организм может существовать лишь при условии постоянного притока энергии. Источником этой энергии являются питательные вещества. Способность организма принимать, переваривать и усваивать пищу, выделять ненужные продукты в широком смысле носит название обмена веществ. В результате обмена веществ организм получает энергию для своих жизненных процессов (энергетический обмен) и материал для построения и обновления клеток (пластические процессы). В основе обмена веществ и энергии лежат ферментативные процессы двух типов, тесно связанные друг с другом и взаимообусловленные. Первый тип таких процессов называется ассимиляцией. При этом происходит усвоение веществ, поступающих с пищей, и синтез (построение) более сложных химических соединений из более простых. Второй тип ферментативных процессов называется диссимиляцией. Эти процессы направлены на расщепление, распад веществ, входящих в состав организма. Процессы превращения веществ сопровождаются образованием энергии. Основной обмен – минимальное количество энергии, необходимое для поддержания жизнедеятельности в условиях физического и эмоционального покоя, утром, натощак, лежа, при условии нормальной температуры тела и окружающей среды. Основной обмен зависит от пола, возраста, роста, веса, состояния здоровья. Рабочая прибавка – количество энергии, необходимое для разных видов деятельности. Зависит от вида деятельности. Обмен веществ протекает в 3 этапа: 1. Этап поступления веществ в организм. Вещества поступают в организм через дыхательную, пищеварительную системы и кожу. В пищеварительной системе происходит расщепление питательных веществ, в результате которого они становятся пригодными для усвоения. 2. Этап промежуточного обмена веществ, который протекает в клетках организма и сводится к разнообразным реакциям анаболического и катаболического характера. В результате этого этапа образуются продукты обмена, которые подлежат выведению из организма; 3. Этап выделения продуктов обмена, в котором участвуют дыхательная, пищеварительная, мочевыделительная системы и кожа. Связующим звеном между структурами, в которых проходят разные этапы обмена, является, в первую очередь, кровь. Она выполняет транспортные функции. Именно в кровь попадают кислород из дыхательной системы, продукты расщепления из пищеварительной системы, вещества с поверхности кожи; именно кровь несет эти вещества к клеткам; именно в кровь попадают продукты обмена из клеток; именно из крови продукты обмена попадают в кожные железы, почки, легкие, пищеварительные железы откуда с пищеварительными соками - в пищеварительный тракт и вместе с непереваренными остатками пищи – в окружающую среду. Транскапиллярный обмен веществ обеспечивается путем диффузии, фильтрации, реабсорбции и микропиноцитоза.Фильтрационно-абсорбционный механизм, обеспечивает обмен жидкости и растворенных в ней веществ между плазмой и межклеточной жидкостью. Давление крови на артериальном конце капилляра способствует переходу воды из плазмы в тканевую жидкость.

 

49. Обмен белков, жиров и углеводов. Роль водного и минерального обменов. Действие витаминов. Белки - это сложные высокомолекулярные соединения, состоящие из аминокислот. Роль белков в организме чрезвычайно велика, так как их функции многообразны. Белки входят в состав ядра, протоплазмы, мембран клеток всех органов и тканей, т.е. выполняют пластическую функцию. Белки входят в состав нуклеопротеидов, таким образом, участвуют в процессах воспроизводства живой материи. Белки костей, хрящей выполняют опорную функцию. Актин и миозин обеспечивают сокращение мышц. Белки обладают каталитической активностью (ферменты). Защитные реакции организма связаны с белками, в частности, антитела, образующиеся при поступлении чужеродных веществ, являются протеинами. Белки выполняют и антитоксическую функцию, участвуют в свертывании крови, являются источником энергии. Обмен жиров (липидов). Под липидами понимают сложные органические вещества, к которым относятся нейтральные жиры, состоящие из глицерина и жирных кислот, и близкие к ним по физикохимическим свойствам липоиды: лецитин, холестерин. В, состав липоидов, кроме жирных кислот, входят многоатомные спирты, фосфаты и азотистые соединения. Жиры пищи под действием ферментов поджелудочного и кишечных соков (при участии желчи) расщепляются на глицерин и жирные кислоты. Из глицерина и жирных кислот в эпителиальных клетках ворсинок тонкого кишечника синтезируется жир, свойственный организму человека. Эти жиры попадают в лимфу и далее разносятся кровью по всем органам и тканям. Конечными продуктами распада жиров является вода и углекислый газ. В регуляции жирового обмена существенную роль играют центральная нервная система, а также железы внутренней секреции (половые и щитовидные железы, гипофиз, надпочечники). Жиры выполняют несколько функций: 1) окисляются, освобождая при этом энергию; 2) служат пластическим веществом для образования тканевых структур; 3) превращаются в печени в гликоген, который затем используется как источник глюкозы; 4) откладываются в виде жировых отложений (жировых депо) и по мере надобности ис­пользуются организмом; 5) являются растворителями витаминов (А, D, Е, К) и способствуют их усвоению. Обмен углеводов.Углеводы делятся на простые и сложные. С пищей поступают главным образом сложные углеводы: полисахариды - крахмал, гликоген и дисахариды - молочный, свекловичный, тро­стниковый и Другие сахара. При их расщеплении в пищеварительном тракте образуются простые моносахариды: глюкоза, фруктоза и галактоза, которые всасываются из кишечника в кровь. Сущность углеводного обмена сводится к поддержанию оптимальной концентрации глюкозы в крови. Суточная потребность в углеводах у взрослого человека составляет 400-500 г. В регуляции углеводного обмена принимают участие нервная система и железы внутренней секреции. Адреналин, глюкагон и адренокортикотропный гормон вызывают повышение расщепления гликогена, тогда как инсулин тормозит распад гликогена и способствует его синтезу из глюкозы в печени. Водный и минеральный обмен. Вода составляет около 70% массы тела. Она является непременной составной частью каждой клетки, имеется в межклеточной жидкости, составляет жидкую основу крови и лимфы. В нормальных условиях организм взрослого человека находится в состоянии равновесия относительно потребления воды и ее выделения, которое осуществляется почками, кожей, легкими в виде водяного пара, через кишечник с калом. Поступление воды контролируется потребностью в ней, проявляющейся в чувстве жажды. Это чувство возникает при возбуждении питьевого центра в гипоталамусе. Организм нуждается в поступлении не только воды, но и минеральных веществ. Минеральные вещества участвуют в построении ор­ганоидов клетки, входят в состав ферментов, гормонов, участвуют в мышечном сокращении, нервной проводимости и т.д. В сутки человеку необходимо не менее 8 г натрия, 4 г хлора, 3 г ка­лия, 0,8 г кальция, 2 г фосфора, 15-20 мг железа и др. Натрий, калий и хлор необходимы для поддержания кислотно-щелочного равновесия, калий участвует в обеспечении процессов возбудимости нервной и мышечной тканей, фосфор входит в состав нуклеиновых кислот, АТФ и некоторых ферментов. В соединении с кальцием и магнием фосфор образует костный скелет. Железо необходимо в составе гемоглобина, миоглобина, а также ферментов, участвующих в окислительно-восстановительных реакциях. Большое значение имеют микроэлементы: йод входит в состав гормонов щитовидной железы; цинк - поджелудочной; фтор придаёт прочность эмали зубов; кобальт является компонентом витамина В,2; медь необходима для процесса кроветворения, синтеза гемоглобина, влияет на рост. Витамины - это сложные биоорганические соединения, необходимые для нормального протекания процессов обмена веществ. Роль витаминов многообразна: 1) они ускоряют биохимические реакции в организме; 2) взаимодействуя с гормонами и ферментами, повышают их эффективность; 3) участвуют в образовании пищеварительных ферментов. При отсутствии какого-либо витамина или его предшественника возникает болезненное состояние - авитаминоз, при недостаточном поступлении витамина с пищей - гиповитаминоз. Витамины делят на две группы: жирорастворимые (A, D, Е, К) и во­дорастворимые (В, В2, В6, В12, РР, Р, С и др.).

 

50. Питание, нормы, режим питания. Значение сбалансированного питания. Нормы и режим питания детей. Питание человека — это процесс доставки и усвоения питательных веществ в организм для обеспечения его энергетических и пластических потребностей, а также потребностей в воде, витаминах, минеральных веществах. Под рациональным питанием понимают правильно подобранный рацион, который отвечает индивидуальным особенностям организма, учитывает характер труда, половые и возрастные особенности, климатогеографические условия проживания. Режим питания - часы и продолжительность приема пищи, кратность и интервалы между ними, очередность приема блюд, распределение рациона по приемам пищи (энергетическая ценность, состав, объем, масса). Нормы питания, определяющие величины потребления пищевых веществ, основываются на данных научных исследований обмена жиров, белков, углеводов, воды, минеральных ионов, витаминов у различных групп населения. Установлено, что сбалансированное питание снижает риск возникновения болезней пищеварительной системы. Некоторые авторы связывают высокую распространенность гастроэнтерологических заболеваний с недостаточной кратностью приемов горячей пищи. Оптимальным является четырехкратный прием горячей пищи. Правильный режим питания обеспечивает эффективность работы пищеварительной системы, нормальное усвоение пищи и течение обмена веществ, хорошее самочувствие. Для здоровых людей рекомендовано 3-4-разовое питание с 4-5-часовыми промежутками. 4-разовое питание наиболее благоприятствует умственной и физической работе. Систематические нарушения режима питания (еда всухомятку, редкие и обильные приемы пищи, беспорядочная еда и т. д.) ухудшают обмен веществ и способствуют возникновению болезней органов пищеварения, в частности гастритов. Обильная еда на ночь усиливает возможность (служит фактором риска) возникновения инфаркта миокарда, острого панкреатита, обострения язвенной болезни и других заболеваний. Полноценное сбалансированное питание детей позволяет формировать здоровые ткани, закладывать фундамент для будущих школьных нагрузок. Значение правильного питания детей следует оценивать с точки зрения основных пищевых веществ — белков, жиров и углеводов, минералов и витаминов в питании ребенка, так же как и о необходимости правильного соотношения между ними, то есть о сбалансированности питания. Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов в рационе дошкольника должно составлять 1:1:4. Влияние питания на здоровье детей не обходится без достаточного количества белка, которое в суточном наборе продуктов должно составлять 70 г, из них животных белков должно быть не менее 65%, что составляет приблизительно 45-50 г. Суточная потребность дошкольника в жирах — 70 г, из них растительное масло должно составлять 15%, то есть 10-12 г. Остальное количество ребенок получает со сливочным маслом, сметаной, сливками. Не забывайте о том, что жир поступает в организм в составе мясных и молочных продуктов, колбасных и кондитерских изделий. Содержание углеводов в суточном рационе ребенка дошкольного возраста должно составлять 280-300 г. На первом месте должны стоять сложные углеводы, которые содержатся в овощах, фруктах, крупяных изделиях. А вот простые углеводы, дающие «пустые» калории, следует ограничивать до 60 г в сутки (сюда входят сахар, варенье, конфеты и кондитерские изделия).

 

51. Заболевания при неправильном питании: рахит, ожирение, гиповитаминоз, авитаминоз. Существует ряд болезней напрямую связанных с питанием: ожирение, сахарный диабет, гипертония, атеросклероз, заболевания сердца, рак. Ожирение возникает, когда вес тела превышает норму больше чем на 15% и характеризуется нарушением жирового обмена. В реализации профилактических мер против детского ожирения должны принимать участие родители, медики и учителя/воспитатели. Первый шаг – родители должны понять, насколько важно правильное питание и здоровый образ жизни. Нужно воспитывать у ребенка адекватные пищевые привычки и организовывать его режим дня с необходимым уровнем физической активности. Второй шаг – развить интерес ребенка к физической культуре и спорту. Этим должны заниматься не только учителя и родители. Родители должны сами быть примером здорового образа жизни, а не диктаторами, которые говорят одно, а сами поступают противоположным образом. Гиповитаминоз представляет собой комплекс нарушений, возни­кающий в организме при недостаточном поступлении тех или иных вита­минов. Крайней степенью витаминной недостаточности является авита­миноз. Профилактика гиповитаминозов. Одной из причин гиповитаминоза может быть неправильное хранение, транспортировка, кулинарная обра­ботка. Основные меры предупреждения такого нарушения принимают зимой и весной, ведь в это время организм малыша получает меньшее количество витаминов из-за того что в рационе наблюдается дефицит свежих фруктов, а также овощей. Поэтому родителям стоит кормить ребенка зелеными (свежими) овощами, свежей и квашеной капустой. Стоит отметить, что витаминизированные продукты не стоит подогревать. Особенную пользу при профилактике гиповитаминоза у детей дает использование витаминных напитков: натурального лимонада, фруктово-овощных соков, напитка из кожуры яблок, шпинатного и морковного сока. Также для витаминизации организма стоит поить ребенка отваром шиповника, дрожжевым напитком (приготовленным из дрожжей и сухариков ржаного хлеб), а также отваром пшеничных отрубей. Что касается применения поливитаминных препаратов для профилактики, то перед их использованием нужно обязательно проконсультироваться с врачом. Профилактика гиповитаминоза у маленьких детей, находящихся на грудном вскармливании, подразумевает организацию грамотно сбалансированного питания у кормящей матери. Профилактика авитаминоза у деток подразумевает в первую очередь организацию правильного и сбалансированного питания, соответствующего возрастным потребностям организма. Также малышей нужно систематически показывать доктору. Кормящим мамам нужно обязательно правильно и сбалансировано питаться, кроме того им на пользу пойдет прием специализированных поли



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: