Процесс расхода товаров в аптеке можно разделить на две части: оптовая и/или розничная реализация (товарооборот); прочий документированный расход (или выбытия). При этом формула товарного баланса принимает вид:
Он + П = Р + В + Ок,
где он — остаток на начало периода; П — поступления за период; Р — реализация (оптовая и/или розничная) за период; В — выбытия за период; Ок — остаток на конец периода.
Оптовым товарооборотом является продажа товаров одной организацией другой организации для последующей перепродажи или потребления.
Розничный товарооборот включает продажу потребительских товаров населению для личного, семейного, домашнего использования, а также организациям (больницам, санаториям, детским садам, школам и др.), через которые осуществляется совместное потребление товаров.
Реализация товаров розничными аптечными организациями может быть разделена в соответствии с типом покупателя на два вида:
– реализация товаров конечным потребителям (населению), или розничный товарооборот;
– реализация товаров институциональным потребителям (организациям), или оптовый товарооборот.
Тип покупателя влияет на документальное оформление операций по реализации товаров.
Традиционно аптечным предприятием оперативный учет с использованием внутриведомственных форм первичной учетной документации ведется по составным частям каждого вида реализации (рис. 1). При этом используются натуральные (количественные) и денежные измерители. Кроме этого, учет реализации может быть организован в разрезе выделенных организационных единиц (отделов — рецептурно-производственный, готовых лекарственных форм, безрецептурного отпуска и др.); отдельных ассортиментных групп (лекарственные препараты, предметы ухода за больными, лечебная косметика, очковая оптика и др.).
|
Рис. 1. Структура розничной реализации аптечной организации
Реализация товаров конечным потребителям. Включает три составные части: оборот по амбулаторной рецептуре, оборот по безрецептурному отпуску и оборот мелкорозничной сети.
Оборот по амбулаторной рецептуре — особый вид продажи, величина которого определяется медицинскими работниками (промежуточными потребителями лекарственных препаратов), выписавшими рецепт на экстемпоральную или готовую лекарственную форму.
При учете экстемпоральных лекарственных форм за единицу принимается одна рецептурная пропись независимо от числа входящих в нее ингредиентов и их количества.
Данные о количестве и стоимости экстемпоральных лекарственных форм получают на основании записей в Рецептурном журнале (форма № А-2.1), который ведется аптечными организациями с небольшим объемом работы, или корешков квитанций на заказанные лекарства (форма № А-2.2), а также данных контрольно-кассовой ленты.
Ежедневно в конце смены или рабочего дня рекомендуется переносить сведения о количестве и стоимости экстемпоральных лекарственных форм в Журнал учета рецептуры (форма № А-2.6), в том числе количество и сумму бесплатных и льготных рецептов.
Сумма отпуска включается в выручку рецептурно-производственного отдела и отражается в Кассовой книге и расходной части Товарного отчета материально-ответственного лица.
|
Готовые лекарственные формы (ГЛФ) ежедневно учитываются по стоимости (только бесплатные и льготные учитываются ежедневно и по количеству, и по стоимости). В случае автоматизированного учета движения товаров также появляется возможность ежедневного учета количества всех отпущенных ГЛФ. За одно готовое лекарственное средство промышленного производства принимают оригинальную единичную упаковку в готовом для отпуска населению виде. Сумма выручки фиксируется в Журнале учета рецептуры, Кассовой книге и расходной части Товарного отчета материально-ответственного лица.
Для количественного учета ГЛФ за любой период времени (чаще квартал) при отсутствии автоматизированных средств попредметного учета каждой реализованной ассортиментной позиции можно использовать условный расчетный метод, который заключается в том, что в течение пяти дней в начале периода и пяти дней в конце периода определяется количество и стоимость ГЛФ, отпущенных населению. С помощью этих данных рассчитывается средняя стоимость одной ГЛФ в изучаемом периоде. Получив из Журнала учета рецептуры стоимость готовых лекарственных средств за весь период, и зная среднюю стоимость первой ГЛФ, рассчитывается количество ГЛФ в этом периоде.
Пример. Используя условный расчетный метод (5 + 5) определено, что за 10 дней квартала отпущено 6000 ГЛФ на сумму 432000 р. Необходимо определить количество ГЛФ за квартал, если общая стоимость отпущенных готовых лекарственных препаратов составила 3888000 р.
Расчет:
определяем среднюю стоимость одной ГЛФ: 432000: 6000 = 72 р.
|
рассчитываем общее количество ГЛФ, отпущенных за квартал: 3888000: 72 = 54000 ед.
При учете бесплатных и льготных рецептов дополнительно к названным первичным документам по экстемпоральным и готовым лекарственным формам составляется Сводный реестр, на основе которого аптечная организация, осуществившая отпуск товаров декретированным группам населения на бесплатных и льготных условиях, выписывает счет для оплаты лекарственных препаратов. К счету прилагается первый экземпляр Сводного реестра и первые экземпляры рецептов формы № 148-1/у-88. Счета регистрируются в Реестре выписанных покупателям требований-накладных (счетов) (форма № А-2.22).
Оборот по безрецептурному отпуску учитывается в денежном измерителе. Величина оборота определяется по данным контрольно-кассовой ленты как выручка отдела безрецептурного отпуска и фиксируется в Кассовой книге, а также расходной части Товарного отчета материально-ответственного лица.
Оборот мелкорозничной сети может учитываться как с использованием только денежного измерителя, так и с использованием денежного и натурального измерителей.
Отпуск товаров в мелкорозничную сеть (аптечные киоски и аптечные пункты I и II категории) проводится по требованиямнакладным, выписываемым заведующим аптечным киоском или пунктом.
Выручка мелкорозничной сети ежедневно сдается в кассу аптеки, что оформляется приходным кассовым ордером и отражается в Кассовой книге.
Реализация товаров институциональным потребителям. Включает две составные части:
оборот по стационарной рецептуре, где, как и в обороте по амбулаторной рецептуре, выделяют лекарственные формы, изготавливаемые по требованиям лечебно-профилактических учреждений, и ГЛФ;
оборот по мелкооптовому отпуску, который включает весовой отпуск (ангро), т.е. отпуск в результате однократного отмеривания или отвешивания товара (без деления на дозы), а также прочий отпуск готовых товаров аптечного ассортимента.
К основным документам оперативного учета реализации товаров институциональным потребителям относятся:
Журнал учета оптового отпуска и расчетов с покупателями (форма № А-2.19), в котором каждому покупателю открывается отдельный лицевой счет и отражаются взаиморасчеты с ним;
накладная-требование (форма № А-2.20), которая одновременно выполняет функции заказа покупателя и накладной на отпуск;
счет — документ, предъявляемый покупателю или плательщику для оплаты отпущенных медикаментов;
Реестр выписанных покупателям требований-накладных (счетов) (форма № А-2.22) служит для регистрации выставленных счетов;
Оборотная ведомость по лицевым счетам покупателей и прочим расчетам (форма № АП-23) служит для ежемесячной выверки взаиморасчетов между аптекой и потребителями-организациями;
Товарный отчет материально-ответственного лица.
Приоритетный измеритель этого вида реализации — денежный.
Количество стационарной рецептуры (для определения общего числа лекарственных препаратов, отпущенных по рецептам) рассчитывают, приравнивая стоимость одного амбулаторного рецепта к стоимости одного стационарного рецепта по экстемпоральным и готовым лекарственным формам соответственно (условный расчетный метод).
Пример. Необходимо рассчитать общий количественный показатель рецептуры аптеки за квартал, если известно, что амбулаторным больным отпущено экстемпорально изготовленных лекарств на сумму 92160 р. (2880 ед.), ГЛФ — на сумму 3888000 р. (54000 ед.). Согласно данным Журнала учета оптового отпуска и расчетов с покупателями прикрепленным стационарам (одна больница и одна клиника) реализовано экстемпоральных лекарственных форм на сумму 32800 р., ГЛФ на сумму 1167840 р.
Расчет:
1) определяем среднюю стоимость одной экстемпоральной лекарственной формы по амбулаторному отпуску:92 160 р.: 2880 ед. = 32 р.;
2) рассчитываем среднюю стоимость одной ГЛФ по амбулаторному
отпуску:3888000: 54000 = 72 р.
Условно приравниваем среднюю стоимость амбулаторной рецептуры к средней стоимости стационарной рецептуры;
3) рассчитываем количество экстемпоральных лекарственных форм
по стационарному отпуску:32800 р.:32 р. = 1025 ед.;
4) рассчитываем количество ГЛФ по стационарной рецептуре:
1167 840 р.: 72 р. = 16 220 ед.;
5) определяем общий количественный показатель рецептуры аптеки
за квартал:2880 + 54000 + 1025 + 16220 = 74125 ед.
Как указывалось ранее, к расходу товаров кроме реализации относится прочий документированный расход (или выбытия), который включает:
1. расход медицинских товаров на хозяйственные нужды;
2. расход медицинских товаров для оказания первой медицинской помощи;
3. товарные потери (недостача, выявленная при инвентаризации; бой, порча лекарственных препаратов, в том числе по истечении срока годности);
4. изъятие лекарств на анализ в контрольно-аналитическую лабораторию;
5. переоценка товаров в сторону уменьшения цен;
6. уценка по лабораторно-фасовочным работам.
Процедура учета прочего документированного расхода товароввключает:
предварительный и текущий контроль расхода;
регистрацию текущего расхода во внутриведомственных учетных документах (расход по п. 1 в Журнале учета расхода медицинских товаров на хозяйственные нужды, форма № А-2.13; по п. 2 в Журнале учета медицинских товаров, израсходованных для оказания первой медицинской помощи, форма № А-2.15; по п. 6 в Журнале учета лабораторных и фасовочных работ, форма № А-2.7);
списание расхода по Справкам (пп. 2, 6 — Справка об использовании товаров для оказания первой медицинской помощи, форма № А-2.16 и Справка о дооценке и уценке по лабораторно-фасовочным работам, реализации услуг, форма № А-2.8), по Актам или сличительным ведомостям (прочий документированный расход по п. 1 — Акт о списании средств на хозяйственные нужды, форма № А-2.14; п. 3 — Акт о порче товарно-материальныхценностей, форма № А-2.18; Сличительная ведомость результант инвентаризации товарно-материальных ценностей — форма N» И НВ-19; п. 4 — Акт об изъятии лекарств на анализ; п. 5 — Акт о переоценке товаров, форма № А-2.12).
Отпуск материалов. Осуществляется для выполнения работ, оказания услуг, а также для управленческих нужд организации на основании требований-накладных в пределах норм, установленных в организации. При продаже материалов оформляется Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15).
Кроме того, отпуск материалов может оформляться путем записи непосредственно в карточках складского учета. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются.
При порче материалов, в случае форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие, авария, пожар и др.), при истечении сроков хранения списание материалов производится по Акту на списание материалов. Акт утверждается руководителем организации или лицом, им уполномоченным.
Отчетность о движении МПЗ. Одним из принципов учета МПЗ является составление материально-ответственными лицами отчетности о наличии и движении товаров. К формам оперативной отчетности оптового фармацевтического предприятия относятся Отчет о движении товарно-материальных ценностей формы № МХ-20 и МХ-20а, а аптечной организации — Товарный отчет формы № ТОРГ-29 или ведомственная форма № А-2.28, унифицированная форма Товарный журнал работника мелкорозничной торговли № ТОРГ-23 или внутриведомственный Товарный отчет (мелкорозничной сети) формы № А-2.26. Отчетные формы состоят из двух частей: адресной и предметной.
В адресной части товарного отчета указываются:
наименование предприятия и структурной единицы (отдел);
фамилия и инициалы материально-ответственного лица;
номер отчета;
период, за который составляется товарный отчет.
Предметная часть товарного отчета раскрывает структуру товарного баланса:
Он + П = Р + Ок,
где Он — остаток товаров на начало отчетного периода; П — поступление товаров за отчетный период; Р — расход товаров за отчетный период; Ок — остаток товаров на конец отчетного периода.
Форма отчета N МХ-20 составляется при ведении учета товарно-материальных ценностей на складе по наименованиям, ассортименту и количеству, а форма № MX-20а — при организации учета по отдельным партиям (внутри ассортимента) товарно-материальных ценностей. В учете под партией понимается однородный товар, поступивший по одному транспортному документу.
Допускается считать одной партией: товары, поступившие одним видом транспорта (в одной автоколонне, железнодорожном вагоне и др.), независимо от количества транспортных документов; а также товары одного наименования, поступившие одновременно по нескольким транспортным документам одного поставщика, без расхождений по количеству и качеству.
При заполнении отчетов данные об остатках товаров на начало отчетного периода берут из предыдущего отчета по строке «Остаток на конец отчетного периода» или инвентаризационной описи, если отчет составляют после проведения инвентаризации.
В приходной части отчета материально-ответственного лица (форма 7.5) отражаются рассмотренные нами ранее приходные товарные операции. Записи об операциях вносятся на основании первичных документов, которыми были оформлены эти товарные операции.
В расходной части отчета записывают расходные товарные операции на основании соответствующих первичных документов.
После этого определяют остаток товаров на конец отчетного периода: Ок = Он + П + Р.
Таким же образом в ведомственной форме товарного отчетарозничной аптечной организации отражаются остатки и движение тары, вспомогательных материалов, лекарственного растительного сырья, топлива. Оборотной стороной данного отчетногодокумента является Отчет о движении тары в натуральных и денежных измерителях.
Унифицированная форма товарного отчета ТОРГ-29 содержит сведения только о движении товаров и тары в денежном измерителе. В формах отчета оптовой фармацевтической организации предусмотрено предоставление сведений о движении товарно-материальных ценностей в натуральном и денежном измерителях.
Движение товаров согласно ведомственной форме показывается в двух ценах — оптовой и розничной, тогда как типовые формы предусматривают отражение товара по одному из выбранных видов цен (цена покупки или продажи).
Периодичность составления товарного отчета зависит от объемов и интенсивности деятельности фармацевтической организации. Так, обязательными сроками оперативной отчетности являются 10 дней для аптечных киосков, месяц для всех остальных.
Отчет составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр вместе со всеми приходными и расходными документами, общее число которых указывается в отчете, передается в бухгалтерию под расписку счетного работника на втором экземпляре, который остается у материально-ответственного лица. Все приходные и расход ные документы, на основании которых составляются отчеты, следует располагать в хронологическом порядке.
Нумерация отчетов проводится с начала каждого года с первого номера по каждому материально-ответственному лицу.
При обнаружении ошибки в отчете бухгалтер делает соответствующие исправления, которые должны быть подтверждены материально-ответственным лицом. Исправления переносятся на второй экземпляр отчета.
При учете товаров по покупным ценам, при ведении партионного учета (что характерно для оптовых фармацевтических предприятий) рекомендуется вместо отчета составлять сопроводительные реестры сдачи документов (форма № ТОРГ-31), которые применяются для регистрации приходных и расходных документов за отчетный период.