Примерные темы проектных и исследовательских работ




Основные орфоэпические нормы современного русского

литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы ‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (36 ч)

Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).

Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

Эффективные приёмы чтения. Эффективные приёмы слушания.

Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи

Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.

Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.

Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

Резерв учебного времени – 2 ч.

Примерные темы проектных и исследовательских работ

1. Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.

2. Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.

3. Из этимологии фразеологизмов.

4. Из истории русских имён.

5. Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.

6. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.

7. Словарик пословиц о характере человека, его качествах, словарь одного слова; словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.

8. Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов моего края/России».

9. Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке.

10. Мы живем в мире знаков.

11. Роль и уместность заимствований в современном русском языке. Понимаем ли мы язык Пушкина?

12. Этимология обозначений имен числительных в русском языке. Футбольный сленг в русском языке.

13. Компьютерный сленг в русском языке.

14. Названия денежных единиц в русском языке. Интернет-сленг.

15. Этикетные формы обращения. Как быть вежливым?

16. Являются ли жесты универсальным языком человечества? Как назвать новорождённого?

17. Межнациональные различия невербального общения.

18. Искусство комплимента в русском и иностранных языках.

19. Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).

20. Этикет приветствия в русском и иностранном языках.

21. Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.

22. Сетевой знак @ в разных языках.

23. Слоганы в языке современной рекламы.

24. Девизы и слоганы любимых спортивных команд.

25. Синонимический ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель – врачеватель. Что общего и в чём различие?

26. Язык и юмор.

27. Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.

28. Подготовка сборника «бывальщин», альманаха рассказов, сборника стилизаций, разработка личной странички для школьного портала и др.

29. Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным в споре» «Успешное резюме», «Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях» и др.

 

Тематическое планирование

9 класс (2 часа в неделю/68 часов в год)

№ пп Тема Кол-во часов В том числе
Контрольные работы (по выбору)
Тест Творческая работа (защита проекта)
1. Язык и культура      
2. Культура речи      
3. Речь. Речевая деятельность. Текст      
  Всего      

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родной язык(русский)»

9 КЛАСС

 

№ урока Тема Кол-во часов Дата
по плану по факту
Раздел 1. Язык и культура      
1-2 Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Роль родного языка в жизни человека      
3-4 Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость      
5-6 Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.      
7-8 Развитие языка как объективный процесс      
9-10 Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).      
11-12 Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум»      
  Р/Р. Контрольный тест по разделу «Язык и культура»      
  Работа над ошибками контрольного теста      
Раздел 2. Культура речи.      
15-16 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения.      
17-8 Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.      
19-20 Основные лексические нормы современного русского литературного языка.Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.      
21-22 Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.      
23-24 Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.      
25-26 Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.Типичные грамматические ошибки. Управление. Правильное построение словосочетаний по типу управления. Правильное употребление предлогов.      
27-28 Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений.      
     
     
29-30 Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.      
31-32 Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.      
  Р/Р. Контрольный тест по разделу «Культура речи»      
  Работа над ошибками контрольного теста.      
  Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.      
35-36 Язык и речь.Виды речевой деятельности. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.      
37-38 Эффективные приёмы чтения. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.      
39-40 Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения      
41-42 Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.      
43-44 Текст как единица языка и речи.Текст и его основные признаки. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.      
45-46 Основные признаки текста. Виды абзацев. Заголовки текстов. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.      
47-48 Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.      
49-50 Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Способы опровержения доводов оппонента      
51-52 Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.      
  Р/Р. Контрольный тест по разделу «Текст как единица языка и речи»      
  Работа над ошибками контрольного теста.      
55-56 Функциональные разновидности языка.Разговорная речь.      
57-58 Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.      
59-60 Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.      
61-62 Публицистический стиль.      
63-64 Язык художественной литературы.      
65-66 Р/Р. Контрольный тест по разделу «Речь. Речевая деятельность. Текст» или Защита проекта по предложенной теме (по выбору учителя)      
67-68 Резервные уроки      


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: