Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы ‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (36 ч)
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).
Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Эффективные приёмы чтения. Эффективные приёмы слушания.
Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.
Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Резерв учебного времени – 2 ч.
Примерные темы проектных и исследовательских работ
1. Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.
2. Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.
3. Из этимологии фразеологизмов.
4. Из истории русских имён.
5. Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
6. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
7. Словарик пословиц о характере человека, его качествах, словарь одного слова; словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.
8. Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов моего края/России».
9. Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке.
10. Мы живем в мире знаков.
11. Роль и уместность заимствований в современном русском языке. Понимаем ли мы язык Пушкина?
12. Этимология обозначений имен числительных в русском языке. Футбольный сленг в русском языке.
13. Компьютерный сленг в русском языке.
14. Названия денежных единиц в русском языке. Интернет-сленг.
15. Этикетные формы обращения. Как быть вежливым?
16. Являются ли жесты универсальным языком человечества? Как назвать новорождённого?
17. Межнациональные различия невербального общения.
18. Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
19. Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).
20. Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
21. Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.
22. Сетевой знак @ в разных языках.
23. Слоганы в языке современной рекламы.
24. Девизы и слоганы любимых спортивных команд.
25. Синонимический ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель – врачеватель. Что общего и в чём различие?
26. Язык и юмор.
27. Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.
28. Подготовка сборника «бывальщин», альманаха рассказов, сборника стилизаций, разработка личной странички для школьного портала и др.
29. Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным в споре» «Успешное резюме», «Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях» и др.
Тематическое планирование
9 класс (2 часа в неделю/68 часов в год)
№ пп | Тема | Кол-во часов | В том числе | |
Контрольные работы (по выбору) | ||||
Тест | Творческая работа (защита проекта) | |||
1. | Язык и культура | |||
2. | Культура речи | |||
3. | Речь. Речевая деятельность. Текст | |||
Всего |
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родной язык(русский)»
9 КЛАСС
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата | |
по плану | по факту | |||
Раздел 1. Язык и культура | ||||
1-2 | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Роль родного языка в жизни человека | |||
3-4 | Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость | |||
5-6 | Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. | |||
7-8 | Развитие языка как объективный процесс | |||
9-10 | Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). | |||
11-12 | Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» | |||
Р/Р. Контрольный тест по разделу «Язык и культура» | ||||
Работа над ошибками контрольного теста | ||||
Раздел 2. Культура речи. | ||||
15-16 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. | |||
17-8 | Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. | |||
19-20 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка.Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. | |||
21-22 | Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. | |||
23-24 | Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. | |||
25-26 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.Типичные грамматические ошибки. Управление. Правильное построение словосочетаний по типу управления. Правильное употребление предлогов. | |||
27-28 | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. | |||
29-30 | Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. | |||
31-32 | Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | |||
Р/Р. Контрольный тест по разделу «Культура речи» | ||||
Работа над ошибками контрольного теста. | ||||
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. | ||||
35-36 | Язык и речь.Виды речевой деятельности. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог. | |||
37-38 | Эффективные приёмы чтения. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. | |||
39-40 | Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения | |||
41-42 | Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. | |||
43-44 | Текст как единица языка и речи.Текст и его основные признаки. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. | |||
45-46 | Основные признаки текста. Виды абзацев. Заголовки текстов. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. | |||
47-48 | Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении. | |||
49-50 | Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Способы опровержения доводов оппонента | |||
51-52 | Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. | |||
Р/Р. Контрольный тест по разделу «Текст как единица языка и речи» | ||||
Работа над ошибками контрольного теста. | ||||
55-56 | Функциональные разновидности языка.Разговорная речь. | |||
57-58 | Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. | |||
59-60 | Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. | |||
61-62 | Публицистический стиль. | |||
63-64 | Язык художественной литературы. | |||
65-66 | Р/Р. Контрольный тест по разделу «Речь. Речевая деятельность. Текст» или Защита проекта по предложенной теме (по выбору учителя) | |||
67-68 | Резервные уроки |