Расследование несчастных случаев и профессиональных заболеваний.




Государственные нормативные требования охраны труда.

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда. Организация охраны труда.

Обеспечение прав работников на охрану труда.

Расследование несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

 

Вопрос 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫТРУДА

· Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1 ст. 209 ТК).

Согласно ст. 210 ТК, основные направления государственной политики в сфере охраны труда включают в себя:

1) обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

2) принятие и реализация нормативных правовых актов РФ всех уровней, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

3) государственное управление охраной труда;

4) федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

5) государственная экспертиза условий труда;

6) установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;

7) содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

8) профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

9) расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

10) защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

11) установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

12) координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

13) распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

14) участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

15) подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;

16) организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

17) обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

18) международное сотрудничество в области охраны труда;

19) проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

20) установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями ОГВ РФ, ОГВ субъектов РФ и ОМСУ, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

В соответствии со ст. 216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти - Министерством труда и социальной защиты РФ (Минтруда России).

В числе норм права, регулирующих отношения в области охраны труда, особое место занимают государственные нормативные требования охраны труда – правила, процедуры, критерии, которые обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

В ст. 209 ТК раскрыты основные понятия, используемые в указанных актах: условия труда, вредный производственный фактор, опасный производственный фактор, безопасные условия труда, рабочее место, требования охраны труда и др. В других федеральных законах закреплены также общие требования к организациям по обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения, требования промышленной безопасности, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и предупреждение аварий на этих объектах, требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.

Государственные нормативные требования охраны труда могут содержаться также в технических регламентах – документах, принятых международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, федеральным законом или чаще всего - подзаконным нормативным правовым актом.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены, но не более чем на два срока (а при необходимости – чаще).

В организациях применяются инструкции по охране труда работников ( на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда) - применительно к профессии работника или виду выполняемой им работы. Они утверждаются приказом работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуются и проводятся работодателем не реже 1 раза в 5 лет.

Ознакомление работников с требованиями охраны труда является обязанностью работодателя (ст. 212 ТК). Работники обязаны соблюдать правила обращения с машинами и механизмами и другие требования, установленные в инструкциях (ст. 214 ТК). Постоянный контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда возлагается на работодателя.

 

Вопрос 2. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫТРУДА.

 

Обязанность по созданию для работников условий труда, отвечающих требованиям охраны труда, возложена на работодателя. В этих целях работодатель обязан в соответствии со ст. 212 ТК обеспечивать безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования (уже на стадии проектирования производственных объектов и оборудования). Соответствие проектов объектов капитального строительства (зданий, сооружений, строений) требованиям надежности и безопасности определяется путем проведения государственной экспертизы.

Работодатель обязан обеспечивать соответствие рабочего места работника требованиям охраны труда, что означает, что его расположение и организация, а также оборудование и инструменты для работы, воздушная среда и другие факторы должны быть безопасными и не угрожать жизни и здоровью работника. Для этого работодатель должен организовать эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников (через собственные лаборатории или посредством договоров со специализированными организациями).

Конкретные обязанности по обеспечению охраны труда работодателем возлагаются на руководителей структурных подразделений и закрепляются в должностных инструкциях или утверждаются приказом по организации. Соответствие рабочих мест требованиям охраны труда, прогрессивным техническим, технологическим, организационным решениям, а также передовому опыту определяется в ходе СОУТ.

· Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления наличия вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

 

Отсутствие спецоценки условий труда автоматически препятствует сдаче отчета за квартал в Фондсоцстраха (ФСС), а также расчету пенсионных взносов.

Специальная оценка представляет собой целостный комплекс мероприятий, которые направлены на идентификацию опасных, вредных производственных факторов, а также на оценку уровня их влияния на сотрудников с учетом колебаний фактического значения и установленного норматива. Основная задача спецоценки – определить, соответствуют ли условия рабочего места установленным законом требованиям, и обнаружить рабочие места, условия работы на которых вредны либо опасны.

СОУТ с 01.01 2019 обязательна для каждой организации, имеющей наемных сотрудников.

СОУТ определяет, насколько безопасно человеку работать в своем кабинете, цехе, уличной территории. СОУТ призвана обеспечить безопасность людей во время трудового процесса. Спецоценка условий труда с 1 января 2019 года нужна всем юрлицам и тем, кто занимается предпринимательством. Раньше такое требование распространялось только на производства, где можно получить вред здоровью.

Правовые основы СОУТ: ФЗ №426-ФЗ от 28.12.13 "О специальной оценке условий труда", ТК РФ. Эти и другие официальные постановления информируют, кому нужна оценка рабочих мест.

Штраф за отсутствие спецоценки условий труда - это одна из серьезных санкций, которая грозит работодателю за пренебрежение обязательными постановлениями. По результатам оценки осуществляется присвоение каждому рабочему месту класса вредности. Это и определит размер страховых взносов, вносимых в Пенсионный Фонд. Действует прямопропорциональная зависимость – чем больше вредность (класс), тем большим будет пенсионный взнос.

Отсутствие спецоценки условий труда автоматически препятствует сдаче отчета за квартал в Фондсоцстраха, а также расчету пенсионных взносов.

 

Закон о специальной оценке условий труда обязывает проводить контроль трудовых зон всех нанимателей персонала.

Кроме того, обязательно оценивать рабочие места нужно:

· тем, у кого со времени предыдущей проверки прошло больше 5 лет;

· организациям, у которых невыполненная спецоценка условий труда была обнаружена во время комплексной проверки вышестоящими органами;

· предприятиям, нуждающимся во внеплановой СОУТ по причине изменения старых или возникновения дополнительных мест работы, модернизации оснащения, смены адреса.

Внеочередная процедура проводится только когда случаются чрезвычайные ситуации: трагический инцидент на производстве или болезнь сотрудника из-за плохой трудоохраны.

Оценивать рабочие места не нужно:

1. Религиозным организациям;

2. Предпринимателям, которые работают без помещения (Как правило, это люди, имеющие удаленных сотрудников: например, надомников);

3. Помощники по хозяйству, нанятые частными лицами.

 

Специальная оценка условий труда не требуется:

· если работодатель-предприниматель поменял фамилию;

· при реорганизации компании без изменений условий работы;

· когда происходит переименование должности сотрудника, а обязанности остаются прежними.

Проведение СОУТ.

Процедура выполняется за счет денег организации или ИП. Оценка рабочего места с 01.01 2019 проводится для каждого места работы персонала. Отступить от этого правила позволит наличие совпадающих по всем параметрам объектов контроля. Такие зоны должны находиться в одном или очень похожем помещении, иметь аналогичные показатели по освещенности и отапливаемости. В этом случае оценивается 1/5 часть рабочих мест (от 2).

Чтобы начать СОУТ, руководитель предприятия заключает договор с компетентным подрядчиком.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: