Граждан В.Д. Теория управления М.: Гардарики, 2006.




Костин В.А. Теория управления. М., 2004.

Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов. М.,1999.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2000.

Основы теории управления / Под. ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. М., 2004.

Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. Пер. с англ. М., 1993.

Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство: Пер с англ. М., 1992.

Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства. М.,1996.

 

ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ВОПРОСЫДЛЯ ДИСКУССИИ

(звездочкой помечены проблемные вопросы и задания):

 

1. Каково соотношение понятий «управление» и «менеджмент»?

2. Всякое ли управление людьми можно называть менеджментом?

3. Каковы основные значения слова «менеджмент»?

4. Каково соотношение между понятиями «менеджмент» и «предпринимательство»?

5. Чем отличается управление как наука от управления как искусства?*

6. Чем обусловлено увеличение значимости профессии менеджера в современных условиях?

 

Тема 2 ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ (2 ЧАСА)

1. Понятие и виды организаций.

2. Внутренняя среда организации

3. Внешняя среда организаций.

4. Основные этапы и закономерности развития организации.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

Веснин В.Р. Основы менеджмента. М., 1996.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 2004.

Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., 1971.

ГазарянА. Структура и субструктуры организации // Новости менеджмента. 2011. Июль – Август.

Гибсон Д. и др. Организации: Поведение. Структура. Процессы. М., 2004.

Ефремов В.С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №2.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2000.

Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2008.

Основы теории управления / Под. ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. М., 2004.

Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.

Широкова Г.В.. Характеристики стадий жизненного цикла российских компаний, созданных «с нуля» // Российский журнал менеджмента. 2007. Т.5. №4.

Широкова Г.В. Жизненный цикл организации: эмпирические исследования и теоретические подходы // Российский журнал менеджмента. 2007. Т.5. №3.

Хмелькова Н.В., Попов Е.В. О жизненном цикле внутренней среды организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. №1.

 

 

ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ВОПРОСЫДЛЯ ДИСКУССИИ:

 

1. Что такое организация? Сколько человек, по-вашему, должно быть в группе, чтобы из нее можно было сформировать организацию?

2. Как Вы на примерах объясните следующее положение «Горизональное разделение труда вызывает необходимость в вертикальном разделении труда»?

3. Когда преступную группировку можно считать организацией?

4. Каковы основные составляющие внутренней и внешней среды коммерческой организации?

5. Что важнее для руководителя – знания о внутренней среде организации или знание о внешней среде?

6. Что мы понимаем под законами функционирования и развития организации? Может ли руководитель как-то воздействовать на эти законы?

7. Что можно считать внешней средой для организации в системе государственного или муниципального управления?

8. Что можно считать технологией в сфере государственного и муниципального управления?

 

Тема 3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ(4 ЧАСА)

1. Управленческие полномочия и их виды.

2. Понятие организационной структуры. Жесткие организационные структуры.

3. Гибкие организационные структуры.

4. Современные тенденции развития организационных структур.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

 

Антонов В.Г. Эволюция организационных структур // Менеджмент в России и за рубежом. 2000..№1.

Веснин В.Р. Основы менеджмента. М., 1996.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 2004.

Гибсон Д. и др. Организации: Поведение. Структура. Процессы. М., 2004.

Горденко Г.В. Современные подходы к формированию организационной структуры управления компанией // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. №3.

Кравченко К.А. Методология организационного проектирования систем управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. №4.

Лачинина Т.А. Проектные команды в управлении проектами // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 2.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2000.

Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2008.

Основы теории управления / Под. ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. М., 2004.

Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. Пер. с англ. М.,1986.

Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.

Райсс М. Оптимальная сложность управленческих структур // Проблемы теории и практики управления. 1994. №5.

Свирина А.А. Методические аспекты оценки нормы управляемости и применение её в регулярном менеджменте // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. №3.

 

ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ВОПРОСЫДЛЯ ДИСКУССИИ:

 

1. Что такое управленческие полномочия?

2. Какие виды управленческих полномочий можно выделить?

3. На примере нашего вуза покажите отличия между линейными и функциональными полномочиями, а также между предостерегающими и блокирующими полномочиями.

4. Какие факторы влияют на распределение полномочий внутри организации?

5. Как Вы думаете, какие виды управленческих полномочий отсутствовали, к примеру, в государственных организациях времен Петра I или Екатерины? *

6. Какая взаимосвязь существует между полномочиями должностного лица и его ответственностью?

7. Если руководитель делегировал кому-то часть своих полномочий, то должен ли он делегировать и часть ответственности? Снимает ли с себя он эту часть ответственности в данном случае? *

8. Какие факторы влияют на выбор и эволюцию организационных структур?

9. Можно ли говорить о том, что особенности культуры конкретного общества влияют на то, какие организационные структуры преобладают в экономике этого общества? Обоснуйте свою точку зрения. *

10. Чем отличаются жесткие организационные структуры от гибких (адаптивных)?

11. В чем преимущества и в чем недостатки линейных, функциональных и дивизиональных организационных структур?

12. Как Вы думаете, что изменилось бы в системе управления нашего университета, если бы в нем была сформирована дивизиональная организационная структура?

13. В чем преимущество матричной структуры перед проектной? А в чем ее слабости?

14. Каковы плюсы, и каковы минусы децентрализации полномочий в организации?

15. Как Вы думаете, в чем конкретно может выражаться децентрализация государственного управления? Возможна ли она в принципе в нашей стране? А в какой сфере госуправления Вы бы приветствовали централизацию? *

Тема 4 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА (2 ЧАСА)

1. Понятие и структура организационной культуры.

2. Проблема влияния на организационную культуру и ее эволюцию.

3. Индивидуальное усвоение организационной культуры.

4. Социальная ответственность организации и организационная культура.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

Багриновский К.А., Бендиков М.А., Исаева М.К., Хрусталев Е.Ю. Корпоративная культура в современной экономике России // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. №2.

Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. М., 2002.

Бурк Л., Логздон Дж. М.. Как окупается корпоративная социальная ответственность // Российский журнал менеджмента. 2010. Т.8. №4.

Бурлачук Л.Ф., Володина Н.П. Психологическая оценка человека в организации // ЭКО. 2003. №2.

Гибсон Д. и др. Организации: Поведение. Структура. Процессы. М., 2004.

Веснин В.Р. Основы менеджмента. М., 1996.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 2004.

Калабин А. Компания как единый организм // Управление персоналом. 2004. №14.

Костин А.Е. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и концепция для России // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. №3.

Крымчанинова М.В. Образ организации как фактор воздействия на культуру // Управление персоналом. 2004. №19.

Куликов В.И. Нужна эффективная организационная культура // ЭКО. 2003. №7.

Ларичева Е.А. Сравнительный анализ корпоративной, инновационной культуры и культуры производства // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. №5.

Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимодействию. М., 1999.

Марковский В., Зуйкова И. Корпоративная культура. Камень преткновения или точка опоры? // Top-Manager. 2001. №6 (11).

Мясоедова Т.Г., Малышева Н.И. Организационная культура российских корпораций // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. №3.

Оглоблин В. Организационная культура промышленного предприятия: проблемы формирования и развития // Управление персоналом. 2004. №17.

Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. Социальная ответственность предпринимателя: от идеи к российской реальности // Управление персоналом. 2004. №7.

Олдхэм Д. Культура организации. М., 2000.

Олдхэм Д. Культура организации. М., 2000.

Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.

Пригожин А.И. Организационная культура и её преобразование // Общественные науки и современность. 2003. №5.

Спивак В.А. Корпоративная культура. Теория и практика. СПб., 2001.

Стоянова В.А. Оценка влияния организационной культуры на эффективность производственной деятельности // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. №3.

Тикин В.С. Соревнование – традиция западного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. №5.

Шепель В.М. Человеческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М., 1999.

 

ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ВОПРОСЫДЛЯ ДИСКУССИИ:

 

1. Зачем теоретики менеджмента изучают организационную культуру?

2. Отличается ли понимание культуры в менеджменте («организационная культура») от ее понимания в социологии («культура общества»)? Если да, то в чем?

3. Каковы основные элементы организационной культуры?

4. Как Вы думаете, можно ли миссию организации называть ключевым элементом организационной культуры?

5. В какой степени организационная культура зависит от сознательных усилий руководителей по ее созданию? *

6. Какие факторы способствуют успешному усвоению новичками организационной культуры? Как Вы думаете, кто на этот процесс будет влиять сильнее – высшие руководители компании, непосредственные руководители этого новичка или же его товарищи по работе? *

7. Как влияет организационная культура на связи компании с внешней средой?

8. Может ли организационная культура негативно влиять на развитие компании? *

9. Насколько допустимо говорить об организационной культуре в сфере государственного управления? *

10. Чем социальная ответственность коммерческой организации отличается от ее юридической ответственностью перед обществом?

11. Как взаимосвязаны усилия по реализации принципа социальной ответственности организации и процесс формирования и укрепления ее организационной культуры? *

Тема 5 ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ (2 ЧАСА)

1. Понятие планирования. Виды и принципы планирования.

2. Этапы планирования.

3. Стратегическое планирование. Стратегические матрицы.

4. Планирование реализации стратегии.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. М., 1998.

Бочкарев В.К., Дорофеев В.Д. Основы современного менеджмента. Пенза, 1999.

Боумен К. Основы стратегического менеджмента. М., 1997.

Веснин В.Р. Основы менеджмента. М., 1996.

Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 1999.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 2004.

Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент. М., 1999.

Лаева Т.В. Сценарный анализ как основа стратегического планирования в организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. №2.

Мельничук Д.Б. Семь граней стратегического управления предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №5.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2000.

Основы теории управления / Под. ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. М., 2004.

Попов С. Сценарное планирование и стратегический анализ // Менеджмент сегодня. 2001. № 3.

Серпилин А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2000 №6.

Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. М., 2000.

 

ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ВОПРОСЫДЛЯ ДИСКУССИИ:

 

1. Почему планирование является «исходной» функцией управления?

2. Какие виды планирования Вы знаете?

3. Какой этап планирования, с Вашей точки зрения, самый трудный? *

4. Как различаются понятия «планирование» и «прогнозирование»?

5. Как Вы думаете, в каких ситуациях можно вообще обойтись без планирования развития организации? *

6. Кто должен реализовывать функцию планирования – специалист-эксперт (плановик) или руководитель компании?

7. Чем отличается стратегическое планирование от долгосрочного?

8. Что такое стратегическая матрица? Почему она названа именно стратегической?

9. По какой причине современные теоретики стратегического планирования такое большое внимание уделяют формулированию миссии организации? *

Тема 6 ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ. СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ (2 ЧАСА)

1. Понятие мотивации. Основные понятия теории мотивации.

2. Структура мотивации. Мотивационный процесс.

3. Содержательные теории мотивации.

4. Процессуальные теории мотивации

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

Андреева Т. Почему уходят лучшие: проблема демотивации персонала // Управление персоналом. 2004. №4.

Андреев В.В. Проблемы мотивации руководителей и специалистов на промышленных предприятиях // Управление персоналом. 1998. №10.

Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М., 1999.

Варданян И. Новые тенденции в мотивации персонала // Управление персоналом. 2005. №9-10 (116).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: