З а д а н и е 1. Спишите, раскрывая скобки.
(Не)говори, чему учился, а говори, что (у)знал. (Не)хвали себя сам, пусть люди (по)хвалят тебя. Плохо тому, кто добра (не)делает никому. (Не)стыдно (не)знать, стыдно (не)учиться. (Не)(раз)грызешь ореха – (не)съешь ядра. Семеро одного (не)ждут. (Не) откладывай на завтра то, что можно (с)делать сегодня.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
З а д а н и е 2. Спишите текст каллиграфическим почерком вставляя пропущенные буквы, определите время глаголов.
Тихо, темно. Но вот д_н_слись откуда-то странные звуки, будто падают капельки. Это п_ет глухарь. Проснутся другие птицы, и вы уже не услышите глухаря. Вот ночь чуть пос_рела, и уже звучат другие г_л_са: барашком блеет бекас, кукует кукушка, слышится нежная песенка зарянки. А когда небо посв_тлеет, поднимается в л_су такой свист и щебет, что в ушах шум стоит.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Практическая работа 1
Ц е л ь: отработать правописание безударных личных окончаний 2-го лица единственного числа.
Х о д у р о к а
З а д а н и е: вставьте в глаголы 2-го лица единственного числа соответствующие окончания I и II спряжений.
В а р и а н т I
Слыш.., мечта.., подерж.., подкорм.., помеша.., наблюда.., рыбач.., светле.., напада.., кол.., проверт.., подыш.., перегон.., потерп.., зарыда.., рыщ.., присмотр.., скос.., молв.., куп.., сажа.., посад.., дыш.., искупа.., стерп.., угон.., устел.., мысл.., свет.., молот.., сдерж.., обеда.., слом.., куса.., куша.., затян.., влета.., увид.., посол.., среж.., излуча.., мечта.., обеща.., багрове.., наскоч.., гон.., ощипа.., наряд.., наступа.., приневол.., наброс.., окруж.., нюха.., выдерж.., высуш.., мерзн.., подсмотр.., вытерп.., услыш.., обманыва.., помеша.., зиму.., озябн.., мелька.., лику.., изменя.., застел.., кача.., леч.., пойма.., слома.., задыш.., люб...
В а р и а н т II
Встреча.., придерж.., обид.., закопа.., окружа.., пада.., пачка.., плат.., оскал.., прав.., поверт.., причал.., прочита.., провод.., провожа.., запута.., равня.., се.., встрет.., сдерж.., свяж.., погада.., погас.., запута.., развлека.., распиш.., поддерж.., рассуд.., перестел.., просмотр.., держ.., усмотр.., выгон.., рису.., разруш.., став.., леле.., готов.., постел.., серд.., сглад.., сажа.., завис.., продикту.., пожела.., зажмур.., желте.., помасл.., трат.., терп.., груз.., чист.., руб.., езд.., порт.., черт.., зева.., искупа.., налад.., утира.., распор.., верт.., рассчита.., марину.., голода.., запуга.., настила.., побре.., наступа.., загора.., закле.., настел.., смотр.., барабан.., обеда.., добре.., удерж...
Практическая работа 2
Ц е л ь: отработать навык правописания глаголов с -тся, -ться.
|
Х о д у р о к а
I. Упражнение в правописании глаголов с - тся, - ться.
З а д а н и е: вставьте в слова либо - тся, либо - ться. Выбор докажите вопросом.
О б р а з е ц записи:
Гусь щиплет.., не надо прятат.., возвращает.. с охоты, можно забрат.., нельзя шевелит.., пора собират.., птицы спрячут.., след покажет.., рано старит.., нам надо купат.., Маша учит.., разносит.. над планетой, друзья остают.., туман расходит.., обязан научит.., дети любят кувыркат.., можешь перепачкат.., продолжают готовит...
II. Проверочная работа.
– Спишите текст, вставьте, где нужно, мягкий знак (ь).
Я выхожу на балкон освежит..ся и полюбоват..ся ранним утром. Из сада доносит..ся пение птиц. Слышит..ся тонкий голосок малиновки. В вышине разносят..ся звонкие трели жаворонка.
Проверочная работа 3
Ц е л ь: проверить усвоение темы «Глагол».
Тест
Выберите верное утверждение.
1. а) Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «что делает?», «что сделает?».
б) Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делает?», «что сделает?».
2. а) Глаголы изменяются по временам.
б) Глаголы не изменяются по временам.
3. а) В предложении глагол чаще всего является обстоятельством.
б) В предложении глагол чаще всего является сказуемым.
4. У глаголов II спряжения 2-го лица окончания:
а) -ешь, -ете;
б) -ишь, -ите.
5. Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы:
а) что делает? что сделает?
б) что делать? что сделать?
6. В неопределенной форме после буквы ч:
а) не пишется ь;
|
б) пишется ь.
7. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются:
а) по лицам и числам;
б) по родам и числам.
8. Если глагол отвечает на вопрос «что делает?» или «что сделает?», то перед -ся:
а) ь пишется;
б) ь не пишется.
9. Укажите, в каких словах пишется окончание -ет:
а) гон..; в) леч..;
б) сине..; г) стел...
10. В каких глаголах пишется суффикс -я-?
а) та..л; в) успоко..л;
б) кле..ла; г) леле..л.
11. Укажите, в каких словах пишется окончание -ешь:
а) леч..; в) се..;
б) дыш..; г) гон...
12. В каких глаголах пишется суффикс -е-?
а) удар..л; в) прола..л;
б) засе..л; г) увид..л.
13. Укажите, в каких словах пишется окончание -ем:
а) перебира..; в) чу..;
б) слыш..; г) усво...
14. Сделайте морфологический разбор всех глаголов. Текст спишите.
Изредка солнечный луч падает на отдельные березы. Они вспыхивали одна за другой, как золотые факелы, но тотчас гасли.
К. Паустовский
Контрольный тест
Ц е л ь: проверить знания и умения учащихся по изученному материалу курса русского языка в 4 классе.
1. В слове снегирь:
а) 1 непарный звонкий согласный звук;
б) 2 непарных звонких согласных звука;
в) 3 непарных звонких согласных звука;
г) 4 непарных звонких согласных звука;
д) 5 непарных звонких согласных звуков.
2. Зачеркните слова, в которых допущены ошибки:
а) заъехали;
б) подъпрыгнул;
в) подъехали;
г) помощь;
д) товарищь.
3. Зачеркните слова, которые неправильно перенесены:
а) прос-нул-ся;
б) у-га-дал;
в) осе-нний;
г) ве-сен-ний;
д) за-сме-ял-ся.
4. Подчеркните слова, однокоренные для слова рисовать:
а) рисовая;
б) рисунок;
в) зарисовка;
г) рис.
5. Подчеркните слова с непроверяемой безударной гласной о:
а) кв..ртира;
б) г..ризонт;
в) п..льто;
г) п..ссажир;
д) комн..та.
6. Вставьте окончания, подчеркните имена существительные 3-го склонения:
а) К нашей радост.., этой осенью стояла прекрасная погода.
б) В сырост.. и слякот.. наступал март.
в) Конь быстро скакал по дорог.. к пристан...
7. Зачеркните неправильные высказывания:
а) имена прилагательные изменяются по родам;
б) имена прилагательные не изменяются по падежам;
в) имена прилагательные имеют три лица;
г) имена прилагательные согласуются с именем существительным в роде, числе и падеже.
8. Вставьте окончания, подчеркните глаголы будущего времени:
а) Скоро птицы улетят на юг.
б) Зимой солнце светит.., но не гре...
в) Подруга напиш.. тебе письмо.
9. Разберите только те предложения, в которых есть однородные сказуемые:
а) Скоро буйно зацветет сирень, черемуха, яблони.
б) Сильные дожди, холодный ветер или заморозок в разгар цветения наносят урожаю большой урон.
в) Страшный буран свистел, стонал, ревел и распугал лесных животных.
10. Припишите подходящие названия животных:
а) голоден, как …;
б) хитер, как …;
в) труслив, как …;
г) неповоротлив, как …;
д) нем, как …;
е) надут, как ….