Деятельность современных клинических психологов вышла за пределы клинической медицины.
Сегодня в медицине произошел переход к психологии психических проблем личности, группы. Знания и методы кл. пс. используются в неспецифической (первичной) профилактике, направленной на внесение «культуры здоровья» в сознание людей, на широкую пропаганду психологически обоснованных способов борьбы с вредными для здоровья навыками и привычками.
Социальный заказ клинической психологии, ее социальная ниша в виде охраны здоровья, накопление векового опыта связи медицины с психологическими факторами, компетентность обусловили масштабность и приоритетность этой психологической дисциплины. В США 60% членов национальной ассоциации психологов – клинические психологи.
Клиническая психология активно внедряется в работу соматических клиник. Разрабатываются проблемы, относящиеся к роли семьи в дисгармоничном развитии ребенка, созревании почвы для различных недугов.
Разработан новый взгляд на психический синдром как новообразование, влияющее на жизнедеятельность человека в целом, затрудняющее адаптационные возможности и стимулирующие разработку более сложного подхода к коррекции и восстановлению любых изменений психической сферы.
Клиническая психология продолжает заниматься исследованиями проблемы нормы, ее типологии, критериев, дифференциальной диагностики, анализом психопатических и акцентуированных личностей.
Вывод
Тенденция к синтезу и построению общих принципов, разработке общих закономерностей и категорий, объединяющих разные области клинической психологии, поможет построить общую теорию отклонений, изменений, нарушений в целях восстановления психической деятельности при разнообразных видах патологии и аномалиях развития.
|
Рекомендуемая ЛИТЕРАТУРА
Основная:
9. Клиническая психология. Под ред. М. Пере, У. Баумана. – СПб.: Питер, 2007. – 1312 с.
10. Блейхер, В.М. Практическая патопсихология [Текст] / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н.Боков. -Ростов-на-Дону,1996.-448с.
11. Зейгарник, Б.В. Патопсихология [Текст] / Б.В. Зейгарник. - М.: Мысль, 1986.-288с.
12. Карвасарский, Б.Д. Медицинская психология [Текст] / Б.Д. Карвасарский. - Л.: Медицина, 1982.-260с.
13. Ковалёв, В.В. Психиатрия детского возраста [Текст] / В.В. Ковалёв. - М.: Медицина, 1995.-340с.
14. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство [Текст] / В.Д. Менделевич. - М.: Изд-во МЕДпресс-информ, 2002. - 592 с.
15. Ясперс, К. Общая психопатология [Текст] / К. Ясперс; пер. с англ. М.,1997.-1057с.
Дополнительная:
1. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства [Текст] / Ю.А. Александровский. - М.: Медицина, 1993.-400с.
2. Голик, А.Н. Введение в педагогическую психиатрию [Текст] / А.Н.Голик. -М.:УРАО,2000.-104с.
3. Исаев, Д.Н. Психопатология детского возраста [Текст] / Д.Н.Исаев.-СПб.:СпецЛит,2006.-463с.
4. Критская, В.П. Патология психической жизни при шизофрении: мотивация, общение, познание [Текст] / В.П.Критская, Т.К.Мелешко, Ю.В. Поляков. - М.: Мысль,1991.-256с.
5. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера [Текст] / Личко А.Е. - Л.: Медицина, 1985.-285с.
6. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика [Текст] / Мастюкова Е.М. – М.: Владос, 1997.-304с.
7. Пезешкиан, Н. Психосоматика и позитивная психотерапия [Текст] / Пезешкиан Н; пер. с нем. М.: Академа, 1996.-464с.
|
8. Ташлыков, В.А. Психология лечебного взаимодействия [Текст] / В.А. Ташлыков. - Л.: Лениздат, 1984.-192с.
9. Тихоненко, В.А. Этика практической психиатрии [Текст] / В.А. Тихоненко. - М.: Медицина, 1996.-244с.
10. Тополянский, В.Д. Психосоматические расстройства [Текст] / В.Д. Тополянский, М.В.Стрыковская.-Л.:Лениздат,1986.-384с.
11. Ушаков, Г.М. Пограничные нервно-психические расстройства [Текст] / Г.М.Ушаков. - М.: Медицина, 1987.-304с.
12. Юдин, Т.И. Очерки истории отечественной психиатрии [Текст] / Юдин Т.И.-М.:Медгиз,1951.-85с.
Литература для дополнительного чтения
1. Алейникова Т. В. Возрастная психофизиология. — Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000.
2. Гроф С. За пределами мозга. — М.: Изд-во Трансперсонального института, 1993.
3. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. — СПб.: Питер, 2002.
4. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. — М.: МЕДпресс, 1999.
5. Н. А. Носов. Сознание и психика (Глава 3) // Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека. — М.: Наука, 2001.
6. Финзен А. Психоз и стигма. — М.: Алетейя, 2001.
Цитируемая литература
1. Алейникова Т. В. Возрастная психофизиология. — Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000.
2. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. — М.: Наука, 1978.
3. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. — М.: Прогресс, 1988.
4. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983.
5. Декарт Р. Страсти души // Декарт Р. Соч.: В 2 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1989.
6. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. — СПб.: Питер, 2002.
|
7. Леонтьев А. Н. Очерк развития психики // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1983.
8. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. — М.: МЕДпресс, 1999.
9. Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99). Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации / Под общ. ред. Б. А. Казаковцева, В. Б. Голланда. — М.: Минздрав России, 1988; Ростов-на-Дону: ЛРНЦ «Феникс», 1999.
10. Психогенетика / И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко. Под ред. И. В. Равич-Щербо. — М.: Аспект-Пресс, 2002.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1989.
12. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979.
13. Судаков К. В. Теория функциональных систем. — М.: Изд-во РАН, 1996.
14. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии. В 2 т. — М.: Издательский центр «Академия»; СПб.: Белый кролик, 1996.
15. Engel G. L. The need for a new medical model: A challenge for biomedicine // Science. 1977. Vol. 196. № 4286.