Игра «Послушай, о чем говорит улица», «О чем говорит дом?»
Определить на слух направление звука, источник которого расположен справа- слева – сзади – спереди.
"Поставь по порядку"
Цель – запоминать последовательность звучания неречевых звуков, узнавать, раз-
личать, называть звучащие музыкальные игрушки.
Ход игры. Показать ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры он
должен будет узнать по звучанию. Поиграйте на каждом из них на глазах у ребенка. Скажите: "Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит".
Предложите ребенку поиграть на игрушечных музыкальных инструментах. Расскажите ему о правилах игры: "Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая музыкальная игрушка звучала. Какая игрушка звучала первой, какая последней".
"Коробочка гремит"
Цель – дифференцировать неречевые звуки.
Ход игры. Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщите услышанное: "Коробочки гремят". Поставьте все коробочки на стол в один ряд.
Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят.
Попросите найти две одинаково звучащие коробочки.
Игра «Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.
Описание игры: родитель показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. за ширмой выполняем различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)
«Узнай по звуку». Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.
|
«Найди игрушку». Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!
Игры на развития речевого слуха:
Игры и задания, направленные на различение высоты,
Силы и тембра голоса.
Игра «Кто как кричит?»
«В лесу» - ребенок определяет, кто его позвал, близко или далеко;
«Три медведя» - определить, кому принадлежат реплики из сказки.
Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах: — Кто сидел на моем стуле?
— Кто ел из моей чашки?
— Кто спал в моей постели?
— Кто же был в нашем доме? И т. п
"Аленушка-ревушка"
Цель – развитие слухового восприятия, внимания и памяти.
Ход игры. Покажите детям куклу и прочитайте двустишие:
У нас живет Аленушка,
Плакса девочка и ревушка.
Наша куколка умеет плакать по-разному: если ей хочется лимон, она плачет так: "А…", если ей хочется яблоко, она плачет: "А-А…", если грушу – "А-А-А…", если банан, то плачет: "А-А-А-А…". Скажите, как можно назвать одним словом лимон, яблоко, грушу, банан? (фрукты). А теперь послушайте внимательно, чего хочет Аленушка.
Воспроизведите звук "А" один, два, три или четыре раза и попросите ребенка показать на картинке столько точек, сколько раз заплакала Аленушка, и сказать, что же она хочет.
|
"Знайки "
Цель – развивать слуховое внимание, слушая речь, произносимую шепотом.
Ход игры. Покажите ребенку машину и спросите: "Что это?" – "Это грузовик". –
"Почему он так называется?" – "Потому что он возит грузы". – "А как называется человек, который водит грузовик?" – "Шофер". – "Как ты думаешь, должен ли шофер знать части своей машины?" – "Да". – "Зачем?" – "Чтобы починить ее, если она сломается". – "Давай проверим, сможешь ли ты починить машину, хорошо ли ты знаешь ее части. Я буду шепотом называть части этого грузовика, а ты громко повторяй за мной и показывай их на грузовике".
"Кто стонал?"
Цель игры – дифференцировать звуки по высоте звучания (высокий, низкий).
Ход игры. Покажите ребенку картинку и попросите его рассмотреть ее внимательно. Задайте вопрос по ее содержанию: "Как ты думаешь, почему у мальчика щека завязана платком?"
"У мальчика болят зубы. Ему очень больно и он стонет: "О-о-о" (стон мальчика имитируйте высоким голосом).
Обратите внимание ребенка на изображение мужчины, сидящего около мальчика.
Спросите ребенка, указав на изображение: "Как ты думаешь, почему этот мужчина сидит около мальчика?"
Выслушайте ответ и скажите: "У мужчины тоже болят зубы, и он стонет: "О-О-О"
(стон передайте низким голосом).
Поинтересуйтесь у ребенка, что нужно делать, чтобы зубки не болели?
Предложите поиграть, скажите: "Я закрою рот экраном и буду произносить звук О
|
высоким и низким голосом, а ты должен угадать, кто стонет – мальчик или мужчина".
Игры и задания, направленные на развитие восприятия звуков речи, слов близких по звуковому составу.
Игра «Нелепица» родитель называет картинку то правильно, то неправильно;
«Найди нужную картинку» - называются слова, сходные по звучанию;
«Выбери похожие слова» с использованием картинок-карточек;
Поэт
Цель. Учить подбирать нужное по смыслу и звучанию слово.
Описание игры. Родитель читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает выбрать для рифмы одно слово из предложенных:
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные.
(перина, подушка, рубашка) Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту.
(тумбочку, дверь, книгу)
От грязнули даже стол
Поздним вечером.
(сбежал, ушел, ускакал) Две сестрички, две лисички
Отыскали где-то.
(спички, щетку, ложку)
Тебе кукла, а мне - мячик.
Ты девочка, а я.
(игрушка, медведь, мальчик) Говорила мышка мышке:
До чего люблю я.
(сыр, мясо, книжки)
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую.
(лису, белку) Опустела мостовая,
И уехали.
(автобусы, трамваи, такси)