Конкурентная разведка и промышленный шпионаж: компаративистский анализ.
Промышленный шпионаж — форма недобросовестной конкуренции, при которой осуществляется незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну с целью получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно получения материальной выгоды. То есть в основе промышленного шпионажа как вида деятельности лежит добывание и последующее использование коммерческой или служебной тайны. Вот в этом и заключается отличие конкурентной разведки от промышленного шпионажа: конкурентная разведка — это деятельность в рамках правового поля, а промышленные шпионы «работают» за рамками этого поля.
Можно выделить следующие функции конкурентной разведки:
– изучение деятельности конкурентов и конкурентной среды; – проверка надежности деловых партнеров; – сбор информации в сети Интернет и мониторинг СМИ; – исследование и оценка рынков или целых регионов (совместно с другими отделами, например, маркетинговым); – прогнозирование изменения ситуации на рынке и действий конкурентов; – выявление новых или потенциальных конкурентов; – оказания помощи руководству в процессе перенимания положительного опыта других компаний; – оказание помощи специалистам других отделов в оценке перспектив приобретения или открытия нового бизнеса; – получение информации законным путем и анализ новых технологий, продуктов или процессов которые могут существенно повлиять на бизнес компании; – выявление слабых сторон конкурентов; – совместно со службой безопасности выявлять потенциальные источники утечки конфиденциальной информации внутри компании.
Классификация методов конкурентной разведки
За соответствием морально-этическим нормам ведения конкурентной борьбы % "Белые" - вполне законные методы
• изучение и анализ публикаций конкурента;
• изучение, анализ и обработка открытой информации о конкурента.
"Серые" - методы, которые по своей форме не нарушают норм законов, однако не всегда соответствуют морально-этическим нормам ведения честного бизнеса
• материальное поощрение сотрудников конкурента;
• "переманивания" специалистов конкурента;
• выведывания информации у сотрудника конкурента;
• проведение подставных переговоров с целью выведывания конфиденциальной информации;
• получение необходимой информации о конкуренте через связи в контролирующих органах.
Приемы промышленного шпионажа
- Кража
- Незаконное копирование
- Прослушивание
- Подкуп
- Шантаж и др.
Этические и правовые аспекты исследовательской деятельности.
Профессиональная этика – наука о соответствующем определенной профессии поведении, в рамках которого исследователь, как носитель профессии, должен следовать определенным поведенческим нормам.
ESOMAR:
· Права респондентов
· Профессиональные обязанности исследователей
· Взаимные права и обязанности исследователей и клиентов
Права респондентов:
· Участие только на добровольной основе. Обращаясь с просьбой о сотрудничестве нельзя вводить респондентов в заблуждение.
· Соблюдение полной анонимности респондентов. Информировать о том, кому будет передана информация и в каких целях она будет использована. Исследователь должен убедиться, что данная информация не будет использована для каких-либо целей, не связанных с исследованием, а также в том, что получатель информации согласен действовать в соответствии с требованиями кодекса ESOMAR.
· Необходимо принять все меры, чтобы гарантировать респондентов от прямого вреда или другого нежелательного воздействия, которое может возникнуть в результате их участия в исследовании. С особой осторожностью следует опрашивать детей и молодых людей. Для проведения такого опроса должно быть получено согласие родителей или опекунов.
· Если в ходе исследования необходимо использовать какую-либо технику для наблюдения или записывающую аппаратуру и если это не происходит в публичных местах, то в самом начале интервью респонденты должны быть предупреждены об этой технике или аппаратуре. По их желанию запись или соответствующий ее раздел должны уничтожаться или удаляться.
· Респонденты должны иметь возможность без затруднений проверить имя и реквизиты интервьюера
Обязанности исследователя:
· Исследователи не должны (преднамеренно или по небрежности) совершать действия, способные дискредитировать или привести к потере общественного доверия к этой профессии.
· Не должны делать ложных заявлений о своих личных навыках и опыте или о навыках и опыте своей организации.
· Не должны необоснованно критиковать или дискредитировать своих коллег – других исследователей.
· Не должны допускать распространения неподтвержденных должным образом выводов, сделанных на основе проведенного маркетингового исследования. Они всегда должны быть готовы представить техническую информацию, подтверждающую достоверность любых опубликованных сведений.
· Должны стремиться выполнить каждое исследование на требуемом уровне по ценам, адекватным этому уровню. Уровень должен оговариваться с клиентами заранее.
· Должны гарантировать сохранность всех записей, относящихся к исследованию, которые находятся в их распоряжении.
· Не должны совмещать с исследовательской любую другую, основанную на использованиисобранной в процессе работы персональной информации.
Взаимные права:
Требования определяют условия использования информации, связанной с
проведением маркетингового исследования и могут быть изменены, если
заказчик и исследователь предусмотрели это в тексте договора. Если иное не
предусмотрено договором, то:
· Клиент не имеет права на эксклюзивное (полностью или частично) использование услуг исследователя и его организации.
· Ряд имеющихся у исследователя материалов является собственностью клиента и без его согласия не может быть передан третьей стороне. Это сведения, предоставленные клиентом, данные собранные в ходе работы, результаты маркетингового исследования. Исключение может составить только проект, заказанный несколькими клиентами, в результате осуществления которого намечено оказывать сторонние услуги.
· Ряд имеющихся у исследователя и клиента материалов является собственностью исследователя, а клиент не имеет права разглашать их содержание третьим лицам:
-предложение о проведении исследования, в частности, его радел о размерах оплаты. С этим предложением клиент имеет право ознакомить только консультанта, нанятого им для работы над этим проектом, только в том случае, если этот консультант не работает еще и над другим проектом, выполняемым конкурирующей исследовательской фирмой. Исключение составляет случай, когда разработка этого предложения была оплачена клиентом.
-отчет, если только он не общедоступен для покупки или подписки и не подготовлен в результате работы, оплаченной несколькими клиентами. Без разрешения исследователя клиент не может раскрывать его содержание третьей стороне, за исключением нанятых им консультантов или советников.
-инструментарий исследования и другие материалы, подготовленные исполнителем для осуществления проекта, если только их разработка не была отдельно оплачена клиентом.
· Срок хранения рабочих материалов после завершения проекта должен соответствовать общепринятой, профессиональной практике. В течение этого срока по требованию клиента и в случае компенсации им связанных с этим расходов исследователь должен представить клиенту дубликаты материалов, кроме тех, что раскрывают анонимность и нарушают конфиденциальность.
Данные требования не могут быть изменены:
· Клиент несет полную ответственность за правдивость любых публикаций по материалам работы. Форма и содержание этих публикаций заранее согласовываются с исследователем.
· Если в ходе опроса объединяются в анкете блоки вопросов для разных клиентов, исследователь должен информировать клиента о факте такого объединения, не раскрывая анонимности других клиентов, с которыми объединен его заказ.
· Если какую-либо часть работы исследователь поручает внешнему субподрядчику он должен заблаговременно проинформировать об этом клиента.
· Если клиент хочет проверить качество выполнения работ и готов оплачивать соответствующие дополнительные расходы, исследователь должен предоставить клиенту такую возможность, если это не влечет нарушения анонимности респондентов.
· Исследователь обязан сообщать клиенту все технические детали выполняемого для него проекта.
· В отчете о результатах работы исследователя должны быть четко выделены: сведения, собранные в ходе работы; собственная интерпретация этих сведений; рекомендации, даваемые на основе собранных сведений и их интерпретации.
· Исследователь не должен допускать, чтобы его имя или название его организации упоминались в связи с исследовательским проектом в качестве доказательства, что проект выполнен в соответствии с требованиями кодекса ESOMAR, если он сам в этомсоответствии не уверен.
· Исследователь должен убедиться, что клиент знает о существовании кодекса ESOMAR и о необходимости соответствовать его требованиям.
Маркетинговые исследования, получение, использование и распространение маркетинговой информации – Законом РФ от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации», Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», Законом РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах», Законом РФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», Патентным законом от 23 сентября 1992 г. и др.;
К основным источникам маркетингового права относят следующие нормативно-правовые акты:
· Конституция Российской Федерации, отражающая конституционные гарантии и ограничения, которые распространяются, в том числе, и на маркетинговую деятельность;
· Федеральные законы и Гражданский кодекс. В Гражданском кодексе содержится множество статей, которые касаются регулирования предпринимательской деятельности в целом и маркетинговой деятельности в частности;
· УК РФ ст. 183 «о коммерческой и … тайне»
· Различные подзаконные акты:
- Указы Президента РФ;
- Постановления Правительства, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
- Акты субъектов Федерации;
- Корпоративные (локальные) нормативные акты. Этот вид нормативно-правовых актов разрабатывается каждым предприятием индивидуально для регламентации собственной деятельности. Чаще всего такие акты встречаются в средних и крупных организациях. К этим актам относятся в частности, Устав, положения об общем собрании участников (акционеров), совете директоров, об исполнительном органе хозяйственного общества, положения о филиале или отделе и т.д.;
- Обычаи делового оборота. Согласно ст. 5 ГК РФ «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».
- Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Эти принципы и нормы содержатся в Уставах ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах других международных организаций по наиболее общим и глобальным вопросам, многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного Суда.