Программа рассчитана на 175 часов, из них 7 контрольных работ, 29 уроков развития речи




Введение. Общие сведения о языке

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Наука о рус­ском языке, ее основные разделы. Роль языка в жизни общества.

ВВОДНЫЙ КУРС

Орфография

Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне сло­ва, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых соглас­ных, удвоенных согласных в корне слова.

Морфология и орфография

Части речи. Самостоятельные и служебные частя речи.

Имя существительное. Склонение. Имена су­ществительные собственные.

Правописание падежных окончаний.

Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.

Правописание безударных гласных в окончани­ях имен прилагательных.

Глагол. Морфологические признаки глагола. Правописание гласных перед суффиксом -л - в окончании глаголов. Буква ь в глаголе 2-го лица единственного числа. Глаголы с ться и тся.

Наречие. Различение наречий по вопросу. Правописание наиболее употребительных наре­чий по списку.

Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжа­тельные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопроситель­ные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др. Раздельное написание местоимений с предлогами. Дефис в неопределенных местоимениях.

Предлог. Разграничение предлогов и приставок. Раздельное написание предлогов с именами су­ществительными.

Союз. Союзы и, а, но между однородными члена­ми и в сложных предложениях.

Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими словами.

Синтаксис и пунктуация

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

Предложения. Грамматическая основа предло­жения. Виды предложений по цели высказывания. Не­восклицательные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в имени­тельном падеже). Второстепенные члены предложения (определе­ние, дополнение, обстоятельство). Словосочетание. Подчинительные и сочинитель­ные словосочетания. Предложения с однородными членами. Обоб­щающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложении с однородны­ми членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повто­ряющимся союзом и) и обобщающим словом пе­ред однородными членами. Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложении с обращением. Предложения с вводными словами (указываю­щими на уверенность или неуверенность говоряще­го по отношению к высказываемому). Знаки препинания в предложениях с вводными словами. Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Предложения с прямой речью (прямая речь пос­ле слов автора и перед ними). Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.

ОСНОВНОЙ КУРС

Понятие о литературном языке. Литературный язык- основа русского национального языка. Нормы литературного языка.

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия

Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Слог.

Правила переноса слов. Ударение. Понятие об орфограмме. Сильная и слабая пози­ция звука. Правописание безударных гласных в корне. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание парных звонких и глухих соглас­ных на конце и в середине слов перед согласными. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь.Значение букв я, ю, е, ё. Правописание разделительных ъ и ь. Правописание гласных после шипящих. Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов. Правописание гласных и – ы после ц.Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь.

Морфемика. Словообразование. Орфография

Понятие о морфемике. Основа слова и окончание. Корень слова. Приставки, суффиксы. Правописание сложных и сложносокращенных слов. Чередование звуков в корне слова. Правописание корней и приставок. Правописа­ние безударных гласных в корне слова. Правопи­сание корней с чередованием гласных а — о. Правописание корней с чередованием гласных еи. Правописание согласных и гласных в пристав­ках. Правописание приставок, оканчивающихся на з (с). Правописание приставок роз- (рос-)раз-(рас-). Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный. Правописание приставок при- и пре-. Морфемные и словообразовательные словари русского языка.

Лексика и фразеология

Словарное богатство русского языка. Лексиче­ское значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Историзмы и архаизмы. Неологизмы. Заимство­ванные слова. Старославянизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные сло­ва. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы. Толковые словари русского языка.

Повторение

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п дата Количество часов на изучение темы Название раздела, блока Тема урока Оснащение (на раздел или блок) Планируемые результаты на раздел Формы организации учебных занятий, основные виды учебной деятельности
личностные метапредметные предметные
     
    4 (2+ 2) Введение Интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация по теме урока   Осознавать эстетическую ценность РЯ; необходимость владения РЯ для учебной деятельности; анализировать себя как слушателя; стремление к речевому самосовершенствованию   Использовать виды чтения для работы с учебной книгой; использовать разные правила и приёмы аудирования в ситуации диалогической и монологической речи; вести самостоятельный поиск информации в СМИ; извлекать информацию из текстов упражнений, определений; воспроизводить содержание прочитанного текста   Осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка; Знать: - основные особенности устной и письменной речи; - общее понятие о стилях речи и их характеристике Уметь: различать разные виды речевой деятельности, приёмы эффективного аудирования - устанавливать принадлежность текста к определённомустилю речи     Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная; ознакомительное чтение, работа со словарями, анализ речевых ситуаций, формулирование выводов
      Особенности учебного комплекса В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой и др. Структура и задачи курса русского языка
          Роль языка в жизни общества. Общие сведения о русском языке
3-4     Р/Р Для чего людям нужна речь?      
      ОРФОГРАФИЯ
  5-6         Орфограмма     Интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация по теме урока, Стремление к речевому самосовершенствованию; интерес к созданию собственных текстов; понимание роли РЯ в развитии моральных качеств личности; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей в письменной форме; интерес к пересказу исходного текста; осознание и определение своих эмоций; способность к самооценке Строить рассуждение, аргументироватьсвоё мнение. Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. Пользоваться орфографическим словарём.   Знать: - о соотношении произношения и правописания; понятие орфограммы. - способы проверки правильности написания слов. - признаки - текста, - на какие вопросы отвечают повторяемые части речи, что обозначают, - Уметь: пользоваться транскрипцией с целью верного произношения слов; - правильно графически выделять орфограммы; - составлять текст, озаглавливать.     Поисковый,эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная; графическое обозначение орфограмм,орфографический разбор слов, работа со словарями, анализ речевых ситуаций, формулирование выводов
7-8     Безударные гласные в корнях слов
      Безударные гласные в приставках. Гласные И, А, У после шипящих
      Глухие и звонкие согласные в корнях слов
11-12     Сомнительные согласные в корнях слов
      Контрольная работа №1 по теме «Орфография»
      Анализ результатов контрольного диктанта и работа над ошибками
    18(16+2) МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ     Интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация по теме урока, Осознание ответственности за произнесённое. Стремление к речевому самосовершенствованию; интерес к созданию собственных текстов. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме. Понимание РЯ как одной из национально-культурных ценностей русского народа; гордость за героическое прошлое русского народа и его язык. Осознание ответственности за написанное; интерес к пересказу исходного текста и созданию сжатой формы. Интерес к ведению диалога Извлекать фактуальную информацию из текстов и схем, содержащих теоретические сведения. Пользоваться толковым словарём. Способность строить рассуждение. Адекватно понимать информацию письменного сообщения; анализировать текст сочинения с точки зрения наличия в нём структурных элементов данного типа речи. Способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; нормы русского литературного языка и правила правописания. Владеть речевым этикетом в заданной ситуации. Вычитывать и дополнять информацию, представленную в таблице. Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме. Соблюдать в практике общения изученные орфографические правила.   Знать: - что обозначает существительное, его морфологические признаки, синтаксическую роль; - правило написания гласных Е и И в падежных окончаниях существительных? Об особенностях склонения отдельных существительных; - правило написания О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; - структуру рассуждения Уметь: - доказывать принадлежность слова к той или иной части речи; - определять морфологические признаки, синтаксическую роль; - графически обозначать условия выбора верных написаний; - распознавать изученные виды орфограмм; - выполнять морфологический разбор существительного. - анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры;       Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная; чтение и осмысление статьи учебника, составление плана, определение морфологических категорий разных частей речи, работа со словарями, анализ речевых ситуаций, формулирование выводов
      САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
      Имя существительное как часть речи
      Окончание имени существительного
      Имя прилагательное как часть речи
      Безударная гласная в окончаниях имен прилагательных
      Р/Р Что такое диалог и монолог?
      Глагол как часть речи
      Глаголы 1 и 2 спряжения
      Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения
      Написание НЕ с глаголами. Буква Ь в глаголах на -ТСЯ
      Повторение и обобщение материала по теме «Глагол»
      Р/Р Как вести беседу?
      Наречие как часть речи
      Местоимение как часть речи
      Дефис в местоимениях
Дефис в местоимениях
      Предлоги и союзы как служебные части речи
      Частица как служебная часть речи
          Контрольная работа№2 по теме «Морфология и орфография»
    46(38+8) СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ  
        ПОНЯТИЕ О СИНТАКСИСЕ И ПУНКТУАЦИИ     Интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация по теме урока, Осознание ответственности за написанное; Интерес к созданию сжатой формы исходного текста. Потребность сохранить чистоту РЯ; интерес к созданию собственного текста. Осознание эстетической ценности РЯ; умение чувствовать выразительность речи. Осознание ответственности за произнесённое; интерес к созданию собственных высказываний. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме. Интерес к пересказу исходного текста. Стремление к речевому самосовершенствованию; уважительное отношение к родному языку.       Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Находить и исправлять грамматические ошибки в письменной речи Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты. Адекватно понимать информацию письменного сообщения Создавать разные по цели высказывания предложения с учётом РС. Пользоваться толковым словарём. Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета. Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую. Работать в группе, коммуникативного взаимодействовать с одноклассниками в процессе совместного выполнения задания. Создавать диалоги с учётом РС. Вести диалог с опорой на предложенные этикетные слова. Обобщать изученный материал   Знать: - предмет изучения синтаксиса, пунктуации; - о роли знаков препинания в понимании смысла предложения; - порядок разбора словосочетания простого и сложного предложений - основные признаки предложения, находить грамматическую основу; - виды предложений по цели высказывания, по интонации; - способы выражения главных и второстепенных членов предложения - условие употребления тире между главными членами предложения Уметь: - разграничи-вать синтаксические и пунктуационные ошибки; - верно расставлять знаки препинания; - находить грамматическую основу; второстепенные члены; -интонационно верно произносить предложения - находить однородные члены, обращения; - выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого и сложного предложения - сжато излагать содержание исходного текста; - писать письмо товарищу       Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная; анализ пунктуационной ситуации, составление словосочетаний разного вида, выразительное чтение, ознакомление с речевыми нормами синтаксиса и пунктуации,различать главные и второстепенные члены предложения, делать синтаксический разбор, знать признаки однородности, узнавать предложения с прямой речью, составлять план текста .
34-35     Пунктуационный разбор предложения
      Р/Р Что такое текст?
      ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА ТЕКСТА
      Виды предложений по цели высказывания
      Невосклицательные и восклицательные предложения
      Р/Р Что значит говорить и писать на тему?
41-42     Р/Р Выборочное изложение описательного характера
      Главные и второстепенные члены предложения
      Главные члены предложения
45-46     Подлежащее и сказуемое в составе предложения
      Второстепенные члены предложения
      Определение как второстепенный член предложения
      Дополнение как второстепенный член предложения
      Обстоятельство как второстепенный член предложения
      Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения»
      Контрольная работа№ 3 по теме «Синтаксис и пунктуация»
      Анализ результатов контрольного диктанта и работа над ошибками
      СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
      Предложения с однородными членами
56-58     Пунктуация в предложениях с однородными членами
      Р/Р Главное в тексте – идея, основная мысль
60-61     Предложения с обращениями
62-63     Предложения с вводными словами
64-65     СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
66-69     Союзные и бессоюзные предложения
70-71     Р/Р Изложение, близкое к тексту
72-74     Предложения с прямой речью
      Повторение изученного по теме
      Контрольная работа №4 по теме «Синтаксис и пунктуация»
      Анализ результатов контрольного диктанта и работа над ошибками
      Р/Р Для чего нужен план?
      ОСНОВНОЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА                  
      Р/Р Понятие о литературном языке     Интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация по теме урока, Интерес к изучению языка; стремление к совершенствованию собственной речи; интерес к пересказу и созданию текста в письменной форме; интерес к ведению диалога с автором текста. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.     Извлекать фактуальную информацию из текстов и схем, содержащих теоретические сведения. Преобразовывать информацию из текстовой формы в форму таблицы. Оценивать чужую речь. Осуществлять самоконтроль за произношением отдельных слов и звуков в потоке речи. Соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические нормы. Воспроизводить прочитанный художественный текст письменной форме; способность сохранять логичность, связность. Осознавать значение письма в жизни человека и общества; работать с орфографическим словарём.   Знать: предмет изучения фонетики, графики, орфоэпии, - классификацию звуков речи в РЯ, - порядок фонетического разбора; - структуру текста описания. повествования, способы включения описания в повествование Уметь: - различать согласные звуки по звонкости-глухости, мягкости-твёрдости - правильно произносить указанные слова; - определять основную мысль текста; составлять памятку о том, как нужно читать вслух; -определять ведущий тип речи; - составлять план текста; пересказывать исходный текст в письменной форме     Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная; разграничивать буквы и звуки, производить орфографический. фонетический разбор, владеть орфоэпическими навыками, делать комплексный анализ текста
    21(18+3) ФОНЕТИКА И ОРФОГРАФИЯ
80-82     ЗВУКИ РЕЧИ. АЛФАВИТ
      Р/Р Как связать предложения в тексте?
      Р/Р Виды связи предложений в тексте
      Гласные и согласные звуки. Слог
      Ударение
87-88     ОРФОГРАФИЯ
      Безударная гласная в корнях слов
      Буквы О и Е после шипящих в корнях слов
      Буквы И и Ыпосле Ц в корнях слов
92-93     Позиционное чередование согласных по глухости-звонкости
      Непроизносимые и удвоенные согласные
      Р/Р Цепная и параллельная связь предложений в тексте (повторение)
      Позиционное чередование согласных по твердости-мягкости
      Буквы Е, Е,Ю,Я
      Повторение изученного по теме «Фонетика и орфография»
      Контрольная работа №5 по теме «Фонетика и орфография»
      Анализ результатов зачета и работа над ошибками
    37(30+7) МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ
      МОРФЕМИКА И ОРФОГРАФИЯ     Интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация по теме урока Интерес к пересказу исходного текста в устной форме; стремление к речевому самосовершенствованию; интерес к созданию собственных текстов; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме; осознание лексического богатства РЯ, гордость за язык; интерес к ведению диалога с автором текста; уважительное отношение к РЯ     Интерес к пересказу исходного текста в устной форме; стремление к речевому самосовершенствованию; интерес к созданию собственных текстов; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме; осознание лексического богатства РЯ, гордость за язык; интерес к ведению диалога с автором текста; уважительное отношение к РЯ     Знать: Предмет изучения морфемики; определение морфем, грамматическое значение окончаний разных частей речи; - о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов; - правила написания гласных и согласных в приставках, приставок на –з, -с; - правила написания указанных корней с чередованиями гласных; - правило написания О-Ё после шипящих в корне, И-Ыпосле Ц; - о стилях речи; - об обязательных элементах композиции письма; - о рассуждении как функционально-смысловом типе речи; характеристики выборочного изложения Уметь: - выделять в слове морфемы; - отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова; - определять форму указанных слов; распознавать чередования гласных и согласных звуков; озаглавливать текст; - определять стиль речи; - писать минисочинение по плану.       Наблюдени е над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная; разбирать слова по составу, обнаруживать корни с чередованием, тренироваться в морфемном анализе слов, изучать правила написания корней с чередованием, различать омонимичные корни, определять роль приставки в значении слова, работать со словарями .
      Основа слова и окончание
103-104     Корень слова
      Приставки
106-107     Суффиксы
      Р/Р Стили речи
109-110     Чередование гласных звуков в корнях слов
      Р/Р Грамматическое сочинение
      Состав слова
      Р/Р Книжные стили речи
114-116     Корни с чередованием гласных А- О
117-119     Корни с чередованием гласных Е- И
      Р/Р Выразительные средства речи
      Р/Р Книжные стили
      Правописание согласных и гласных в приставках
123-125     Приставки на З - С
      Буквы Ы- И после приставок
127-128     Р/Р Изложение, близкое к тексту
129-132     Приставки ПРИ-ПРЕ
      Контрольная работа № 6 по теме «Морфемика и орфография»
      Анализ диктанта и работа над ошибками
135-136     СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
      Р/Р Типы речи
    17(10+7) ЛЕКСИКА
        ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА Интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация по теме урока Осознание лексического богатства РЯ, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию; интерес к созданию собственных текстов; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.     Извлекать фактуальную информацию из текстов и схем, содержащих теоретические сведения. Осознавать роль слова для выражения мыслей, эмоций. Пользоваться толковым словарём. Способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств   Знать: - предмет изучения лексикологии - содержание понятий: «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья», «грамматическое значение слова», «однозначные слова», «многозначные слова», «омонимы», «синонимы», «антонимы». Уметь: - толковать лексическое значение слова, разграничивать лексическое и грамматическое значение; - находить слова в переносном значении; предупреждать повторы слов; использовать синонимы, омонимы, антонимы при описании Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная; работа со словарями, разграничивать явление многозначности, делать лексический разбор слова, составлять план теста
      Значение слова
      Р/Р Повествовать – значит рассказывать
      Омонимы
      Синонимы
      Антонимы
      Лексический разбор слова
      Р/Р Выборочное изложение
      Рр Анализ изложения
      Сфера употребления слов
      Архаизмы. Неологизмы
      Заимствованная лексика
      Р/Р Описание предмета
      Рр Анализ письменных работ
      Фразеологизмы
      Р/Р Как описать животное Рр Анализ письменных работ
      ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ ГОДА Интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация по теме урока Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текстов сочинения в письменной форме.     Уметь вести самостоятельный поиск информации. Способность преобразовывать информацию в форму в форму таблицы. Способность извлекать информацию из таблиц. Способность составлять сообщения, действуя по заданному плану. Определять успешность своей работы. Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать основные нормы русского литературного языка и правила правописания. Знать: - разделы науки о языке и изучаемые в них единицы языка; об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении; - изученные пунктуационные правила; - о функционально-смысловых типах речи. Уметь: систематизировать изученное по разделам, рассказывать о б изученных разделах в форме научного описания; классифицировать звуки РЯ, части речи, члены предложения - группировать слова с изученными орфограммами; расставлять знаки препинания в предложениях; - создавать текст сочинения на одну из тем по выбору Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная; владеть разными видами разбора, выполнять анализ текста, создавать монологические устные высказывания, анализировать успехи и недостатки
155-159     Повторение изученного по орфографии
160-164     Повторение изученного по пунктуации
      Контрольная работа № 7 по теме «Повторение в конце года»
      Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками
167-173     Повторение изученного по культуре речи
174-175     Заключительные уроки
       
                           


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: