Ведущие научные центры вXIX в. – Императорский Московский университет и СПбМХА (ИВМА).В Московском университете разрабатывались, в первую очередь, вопросы общей патологии, терапии и физиологии. СПбМХА занимала ведущее место в развитии анатомии, топографической анатомии и хирургии.
Российские ученые занимали материалистические позиции. Материалистическое, в основном, направление имела в России анатомия и тесно связанная с ней хирургия. Наиболее последовательными в медицине первой половины XIX в. были материалистические взгляды выдающегося врача-мыслителя, терапевта и патолога И.Е. Дядьковского.
Постепенное накопление конкретных знаний и усложнение задач вызвали разделение хирургии и анатомии в качестве самостоятельных дисциплин. Тесная связь между ними, однако, сохранилась, и крупнейшие деятели этих отраслей в России соединяли в себе качества хирургов и анатомов. Тесная взаимная связь анатомии и хирургии была вдвойне полезна – для анатомии и для хирургии. Анатомию она связывала с практикой, с лечением заболеваний, хирургию же вооружала теоретически.
Петр Андреевич Загорский (1764 – 1846), профессор СПбМХА – автор первого в России руководства по анатомии «Сокращенная анатомия» в двух томах (1802). Загорский внедрял практическое обучение на трупах, связывал изучение анатомии с задачами хирургии. Он имел заслуги в разработке русской анатомической номенклатуры.
В начале XIXв. в СПбМХАразвернулась хирургическая деятельность Ивана Федоровича Буша (1771 – 1843), автора первого оригинального «Руководства к преподаванию хирургии» на русском языке в трех частях (1807). В период деятельности Буша происходил быстрый рост русской хирургии: если Бушеще преподавал в академии один всю хирургию как единую дисциплину, то к концу своей деятельности сам предложил разделить преподавание клинической и оперативной хирургии; в дальнейшем еще выделилось преподавание теоретической хирургии — хирургической патологии. Школа И.Ф. Буша сыграла роль центра подготовки отечественных хирургов в первой половине XIXв., под его руководством выросли крупные хирурги. Из них первое место бесспорно принадлежит Илье Васильевичу Буяльскому (1789 – 1866).
И. В. Буяльский составил «Анатомо-хирургические таблицы» (1828), объяснявшие производство операций перевязывания больших артерий – большой альбом с рисунками, выполненными художниками. Труд Буяльского переводился и переиздавался и в других странах. Продолжение этого труда– уникальная по своей филигранной тонкости и тщательности работа «Рисунки вытравленных артерий и вен почек человеческих» – фотографические снимки с изготовленных Буяльским препаратов (1863). Буяльский был виртуозным хирургом-оператором; он первый с успехом произвел в России операцию резекции верхней челюсти, производил операции по поводу аневризм и ряд других. В течение долгого времени Буяльский был единственным в России специалистом по бальзамированию по собственному оригинальному методу; ему принадлежит работа о переливании крови; он явился инициатором применения раствора хлорной извести при лечении гнойных ран и обеззараживания этим же раствором рук хирурга.
В течение 12 лет Буяльский управлял Петербургским инструментальным заводом, предложил и создал ряд оригинальных инструментов («лопаточка Буяльского», набор для перевязывания, шприц для переливания крови и др.). Буяльскому принадлежит также заслуга введения крахмальной повязки. Имея исключительные заслуги в развитии русской хирургии, Буяльский являлся одновременно не менее замечательным анатомом-художником. Он лично приготовлял оригинальные анатомические препараты и собрал большой музей. Анатомию он преподавал не только в Медико-хирургической академии, но и в Академии художеств. Сочетание хирургической работы с такой же работой в области анатомии сближает И. В. Буяльского с Н. И. Пироговым.
В Москве, в стенах университета и московского отделения МХА, слившихся в 1844 г., протекала научная деятельность крупнейшего хирурга-анатома Ефрема Осиповича Мухина (1766 – 1850). Им подготовлен «Курс анатомии», сделано описание многочисленных операций (в том числе и на черепе), разработана анатомическая терминология, написаны популярные работы о холере, оспе и др. Мухин принимал участие в борьбе с холерой. Им сформулированы важные идеи в области физиологии – о роли нервной системы.
Достижения анатомии и хирургии в России в начале XIXв. нашли дальнейшее развитие в деятельности Н.И. Пирогова.
Николай Иванович Пирогов (1811 – 1881) – выдающийся деятель российской и мировой медицины, хирург, педагог и общественный деятель, создатель топографической анатомии и экспериментального направления в хирургии, один из основоположников военно-полевой хирургии.
В 1824 г. Н.И. Пирогов поступил в Московский университет. После окончания университета в 1828 г. 17-летний лекарь по рекомендации профессора Е.О.Мухина был направлен в Профессорский институт, только что учрежденный в Дерпте для подготовки профессоров из «прирожденных россиян». В первом наборе слушателей этого института были также Г.И.Сокольский, Ф.И.Иноземцев, А. М.Филомафитский и другие молодые ученые, составившие славу российской науки. В качестве будущей специальности Пирогов избрал хирургию. В дальнейшем он проходил стажировку в Германии. В 1832 г. в возрасте 22 лет защитил докторскую диссертацию «Является ли перевязка брюшной аорты при аневризме паховой области легко выполнимым и безопасным вмешательством?» Ее выводы основаны на экспериментально-физиологических исследованиях. Пирогов всегда тесно сочетал клиническую деятельность с анатомо-физиологическими исследованиями. (В Германии, по замечаниюПирогова, «анатомия и физиология сами по себе, а медицина сама по себе»).
По возвращении в Дерпт (уже в качестве профессора Дерптского университета) Пирогов написал несколько крупных работ по хирургии. Главная из них – «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций» (1837 г.) удостоена Демидовской премии Петербургской академии наук, самой высокой награды за научные достижения. Этот труд положил начало новому хирургическому подходу к изучению анатомии. Таким образом, Пирогов явился основоположником новой отрасли анатомии – хирургической (топографической) анатомии, изучающей взаимное расположение тканей, органов и частей тела.
В 1841 г. Пирогов был приглашен в СПбМХА. Годы работы в Академии (1841 – 1856 гг.) стали самым плодотворным периодом его научно-практической деятельности.По настоянию Пирогова при Академии впервые была организована кафедра госпитальной хирургии (1841 г.). Вместе с профессорами К.М. Бэром и К.К.Зейдлицем он разработал проект Института практической анатомии, который был создан при Академии в 1846 г.Одновременно заведуя и кафедрой, и только что созданным анатомическим институтом, Пирогов руководил хирургической клиникой и консультировал в нескольких петербургских больницах. После рабочего дня он проводил вскрытия трупов и готовил материал для атласов. За 15 лет работы он выполнил почти 12 000 вскрытий.
Главными работами Пирогова по анатомии явились его, труды, посвященные вопросам топографической анатомии. В создании топографической анатомии важное место занимает метод «ледяной анатомии». Впервые замораживание трупов в целях анатомических исследований провели Е.О. Мухин и И.В. Буяльский. Замораживая трупы как можно скорее после смерти, до наступления трупных изменений, Пирогов доводил их «до плотности камня» (под воздействием температуры до -18° в течение трех суток) и затем высекал отдельные органы, а с помощью горячей воды отделял их от соседних частей. Пользуясь методом «скульптурной анатомии», Пирогов получал изображение исследуемого органа в неизмененном или почти неизмененном его положении. Пирогов впервые осуществил тотальное распиливание замороженных трупов на тонкие пластины (толщиной 5-10 мм) в трех плоскостях. Результатом всех этих исследований явились классические труды «Анатомические изображения наружного вида и положения органов, заключающихся в трех главных полостях человеческого тела» (1850 г.) и «Топографическая анатомия замороженных распилов человеческого тела, сделанных в трех направлениях» в 4 томах (1852 – 1859).
К периоду работы в Академии относятся и исследования Пирогова в области наркоза. Пирогов, немедленно после первых сообщений о применении за границей эфирного наркоза, приступил к проверке и изучению нового метода. Он токсикологически, фармакологически, затем клинически и прежде всего на себе экспериментально проверил и научно обосновал применение ингаляционного наркоза (методика, дозировка, показания). За рубежом применение наркоза носило тогда, как правило, чисто эмпирический характер и нередко приводило к гибели больных. Пирогов экспериментально проверял, помимо ингаляционного, и другие способы введения в организм наркотических веществ – внутривенный, внутритрахеальный наркоз, спинномозговую анестезию. Пироговым был впервые предложен ректальный наркоз. Одновременно с Иноземцевым и Филомафитским Пирогов положил начало научно-обоснованному хирургическому обезболиванию.
Пирогов проводил мероприятия по улучшению лечения и ухода в госпитальной клинике и одновременно искал и находил ответы на вопросы о сущности «госпитальных зараз» и о путях их преодоления. Пирогов добился отделения в особые здания больных с пиемией, рожей, гангреной. Он положил начало специальным отделениям гнойной хирургии. Наряду с этим он проводил не без сопротивления госпитального начальства, а нередко и других врачей, ряд мер по улучшению лечения ран и предупреждению их заражения. Обобщая свои наблюдения из госпитальной практики, Пирогов вплотную подошел к медицинской микробиологии до опубликования основных работ Пастера, а также творцов антисептики и асептики.
Пирогов применял антисептические химические средства, сохранившие свое значение и в настоящее время: спирт, йод, марганцовокислый калий, азотнокислое серебро и др. Одновременно он применял также стирку, кипячение, иногда сжигание загрязненных предметов.
Применение антисептики в хирургии не было распространено. В частности, по свидетельству лейб-медика директора СПбМХА Н.А. Вельяминова, хирург В.А. Басов в 1840-е гг. «оперировал обычно в форменном вицмундире, конечно, наиболее старом, едва засучив рукава и несколько завешиваясь небольшим фартучком, чтобы не забрызгать манишки. Ему помогали два ассистента и два фельдшера, только что окончившие обход и перевязки, оставаясь в засаленных пиджаках. Один из фельдшеров, стоя на коленях с подносом в руках, подавал инструменты, другой – лигатуры из красного шелка, которые он вынимал из-за отворота своего пропитанного чем угодно пиджака; иглы с тем же красным шелком красовались тут же на столике, воткнутые в сальную свечку, которая служила для смазывания, чтобы иглы и шелк легче скользили через ткани».
Когда началась Крымская война, Пирогов выехал в Севастополь (1854 г.), где развернулорганизационную работу. Руководил прибывшим из Петербурга отрядом сестер милосердия Крестовоздвиженской общины. Это было первое успешное применение женского ухода за ранеными на фронте. Всего в Крыму работало около 120 сестер. Пирогов разделил сестер на группы: перевязочных, аптечных, дежурных, сестер-хозяек, транспортных. Помимо участия сестер в проведении операций и перевязок, заслуги их были особенно велики в деле ухода за ранеными и больными и устранения многочисленных хозяйственных непорядков и злоупотреблений.
В осажденном Севастополе Н. И. Пироговым было создано учение, значительно обогатившее отечественную и мировую военную медицину. В дальнейшем он проверял и уточнял принципы военно-полевой медицинской деятельности. В 1879 г. Пирогов дал окончательную формулировку своему военно-полевому учению: «Основные начала моей полевой хирургии». Пирогов подчеркивал важность организационной работы врача, особенно настаивал на тщательной сортировке раненых. При сортировке рекомендовал делить раненых на 5 категорий: 1) безнадежные и смертельно раненые, 2) тяжело и опасно раненые, требующие безотлагательной помощи, 3) другие тяжело раненые, 4) назначенные «в транспорт» (на эвакуацию), 5) легко раненые, не нуждающиеся в хирургической операции. Он требовал, чтобы сортировкой занимались самые квалифицированные хирурги, которые могли бы правильно поставить диагноз и определить план дальнейшего лечения.В Великую Отечественную войну этот принцип нашел широкое применение в Советской Армии. Пирогов требовал единой системы хирургического лечения на разных этапах эвакуации. Великий хирург никогда не забывал значения терапии. Каждого раненого он рассматривал одновременно как больного.
Наряду с лечением, Н. И. Пирогов большое значение придавал питанию раненых, восставал против принятой в то время системы «противовоспалительного лечения», включавшей кровопускание, пиявки, леди ослабляющую диету. Он рекомендовал обильную, а главное, вкусную пищу. Пирогов может по справедливости считаться одним из основоположников диетотерапии.
Пирогов широко применялгипсовую повязку, что создало возможность проводить сберегательное лечение.
Принципы военно-медицинской деятельности, заложенные Н.И. Пироговымполучили в настоящее время широкое развитие.
После войны Пирогов не вернулся в академию. В1856 г. он отошел от преподавания хирургии и анатомии, принял предложение занять пост попечителя Одесского, а затем Киевского учебного округа, связывая большие надежды с улучшением народного образования. На посту попечителя и в Одессе, и в Киеве у Н.И. Пирогова были конфликты с местными властями. Пирогову пришлось выйти в отставку. Поселившись в своей небольшой усадьбе Вишня близ Винницы (Украина), Пирогов занялся обобщением накопленного опыта и лечением крестьян.
В 1862 г. правительство вновь привлекло Пирогова к работе. Ему поручили руководить заграничной подготовкой к профессуре молодых русских ученых. Находясь за границей, Н. И. Пирогов подготовил к печати свой классический труд «Начала общей военно-полевой хирургии». В 1866 г. царское правительство освободило Н.И. Пирогова от всех «возложенных на него поручений». Вернувшись вновь в свою усадьбу Вишня, Пирогов доказал личным примером возможность ведения квалифицированной хирургической работы в тогдашней русской деревне. Единственным его сотрудником был местный санитар. Из Вишни Н. И. Пирогов выезжал на театр франко-прусской войны (1870) и на балканский фронт (1877 – 1878).
Последнее, предсмертное, произведение «Дневник старого врача» содержит, наряду с автобиографическими данными, ряд мыслей общенаучного порядка. Здесь Пирогов останавливается на некоторых общих вопросах физиологии: интерес к физиологиихарактеризовал научную деятельность Н. И. Пирогова с самого начала.
Содержание и значение деятельности Пирогова выходят далеко за рамки только анатомии и хирургии и неразрывно связаны с развитием отечественной и мировой медицины в целом. Главная научная заслуга Н.И. Пирогова, прекрасно сформулированная И.П. Павловым, – подведение под медицину естественно-научных основ – выражает характерную черту передовой русской медицинской науки данного периода. Именно в этом направлении работали позднее С. П. Боткин. И. М. Сеченов, И. И. Мечников и другие выдающиеся отечественные ученые.
Одновременно с Пироговым разворачивалась деятельность профессора Московского университета Ф.И.Иноземцева (1802 – 1869). Им была проведена одна из первыхв России операция под эфирным наркозом[4]. Иноземцев добился улучшения преподавания хирургии в Московском университете клинических и теоретических дисциплин: разделил ее между кафедрами госпитальной хирургии, факультетской и оперативной хирургии. Занимался физиологией: связывал ущемление грыжи, кишечную непроходимость и др. с влиянием нервной системы. Критиковал теорию целлюлярной патологии Вирхова. Иноземцев считал ее «неудобопонятной» и практически не применимой: клетка, по Иноземцеву, не может мыслиться как существующая автономно, без связи посредством сосудов и нервов со всем организмом. Под влиянием Ф.И. Иноземцева в течение трех десятилетий (1840 – 1860-е гг.) выросли русские врачи, ученые и практики.
Иноземцев основал «Московскую медицинскую газету», орган Московского общества русских врачей, которое было организовано также Иноземцевым. Эта газета явилась трибуной передовой медицинской науки и прогрессивной русской общественно-медицинской мысли. В газете освещались вопросы санитарного состояния России, заболеваемости и смертности населения, эпидемий и борьбы с ними, задачи возникшей тогда земской медицины.
Николай Васильевич Склифосовский (1836 –1904) – выдающийся представитель военно-полевой хирургии в России, хирург-новатор, автор многих оригинальных способов оперативного лечения, был видным деятелем в области медицинского образования. В качестве декана медицинского факультета Московского университета он руководил созданием образцового в те годы клинического городка на Девичьем поле. Будучи директором Института усовершенствования врачей в Петербурге (тогда единственного в стране), он много сил отдал повышению уровня знаний врачей разных специальностей. Он был инициатором съездов русских врачей и русских хирургов,
Из многих работ Склифосовского необходимо отметить разработанный им способ операции на костях при ложных суставах («замок Склифосовского»), операции на зобе, оригинальный хирургический способ лечения врожденных мозговых грыж, операции на желчном пузыре, операции гастростомии, овариотомии, работу, посвященную профилактике раневой инфекции.
Выдающиеся русские хирурги второй половины XIXв. и начала XXв., помимо научной и практической работы в области своей специальности, постоянно уделяли большое внимание также общественно-медицинской деятельности.
На протяжении XIXв. отечественная хирургия прошла плодотворный путь. Произошла дифференциация хирургических дисциплин: выделилась травматология, офтальмология, гинекология, ортопедия и др. Во второй половине XIXв. в России возникли специальные хирургические журналы и научные общества. Главными проблемами, успешно разрешенными хирургией XIXв., были: обезболивание при операциях (наркоз, местная анестезия), борьба с раневой инфекцией (антисептика, асептика), предупреждение кровотечений. В разрешении этих задач выдающуюся роль сыграли отечественные ученые. В основе роста и перестройки хирургии в течение этого периода лежали крупные спехи естествознания – анатомии, физиологии, химии, микробиологии.
Основоположником московской физиологической школы стал профессор Московского университета, выходец из Ярославской губернии Алексей Матвеевич Филомафитский (1807 –1849), автор первого русского руководства по физиологии. Филомафитский отстаивал «путь опыта и наблюдения». Он первый в мировой литературе указал на физиолого-химические процессы в организме как источник животной теплоты. Он ввел в преподавание физиологии демонстрацию опытов над животными, в частности, хирургический эксперимент.
Филомафитскийприблизился к идее о центральном торможении – она напрямую связана с рефлекторной теорией, созданной И. М. Сеченовым 25 лет спустя. Изучал вопросы физиологии дыхания, пищеварения, переливания крови, создал аппарат для переливания крови, маску для ингаляционного наркоза и др. Совместно с Пироговым разработал метод внутривенного наркоза. Филомафитский заложил традиции сотрудничества физиологов и клиницистов.
Рефлекторная теория является одной из основных теоретических концепций физиологии и медицины. Выдающийся вклад вее развитие внес Иван Михайлович Сеченов (1829 – 1905) – великий русский ученый, отец русской физиологии, основатель русской физиологической школы, основоположник учения о рефлексах головного мозга и научной психологии.
Окончив медицинский факультет Московского университета он в течение 4-х лет (1856 – 1860 гг.) с большим успехом работал в научных центрах Германии. По возвращении в Россию Сеченов защитил диссертацию «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения» и был избран адъюнкт-профессором (позднее — ординарным профессором) кафедры физиологии СПбМХА. В разные годы он заведовал кафедрами физиологии в университетах Одессы, Петербурга и Москвы. Его работы по физиологии дыхания и крови, газообмену, растворению газов в жидкостях и обмену энергии заложили основы будущей авиационной, а затем и космической физиологии.
Но самой замечательной областью его исследований является физиология центральной нервной системы. Во времена Сеченова представления о работе мозга были весьма ограниченными. И. М. Сеченов впервые распространил рефлекторный принцип на деятельность головного мозга.До Сеченова рефлекторный принцип применялся лишь к деятельности спинного мозга. В экспериментах на лягушках, с раздражением центров головного мозга кристалликами поваренной соли он показал, что в зрительных буграх и продолговатом мозге имеются механизмы, активнозадерживающие рефлекторные движения. Таким образом, он открыл центральное (сеченовское) торможениеи впервые продемонстрировал, что наряду с процессом возбуждения в центральной нервной системе существует другой активныйпроцесс –торможение,без которого немыслима интегративная деятельность центральной нервной системы.
Продолжая эксперименты, Сеченов пришел к выводу о «родстве психических явлений с так называемыми нервными процессами.... актами чисто соматическими» (по способу их рефлекторного происхождения). «Все бесконечное разнообразие проявлений мозговой деятельности, – писал он, – сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению». Таким образом. Сеченов выдвинул идею о рефлекторной(т.е. материальной) основепсихической деятельностии впервые предложил подойти к изучению психических процессов с помощью физиологических методов.
Научные исследования Сеченова по изучению психических явлений обобщены в его классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1863 г.). Суть этой работы лаконично выражена в ее первоначальных названиях, измененных по требованию цензуры: «Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы» и «Попытка ввести физиологические основы в психические процессы». Этот труд был написан Сеченовым по заказу редактора передового и широко распространенного журнала «Современник» Н.Г. Чернышевского. Материалистические взгляды автора на поведение человека и психическую деятельностьзаставили цензора МВД признатьэто сочинение опасным, и публикация в «Современнике» была запрещена. Однако дозволялось ее печатание в медицинском издании под иным названием и «с рядом существенных цензурных изъятий». В 1863 г. работа Сеченова была опубликована в еженедельном журнале «Медицинский вестник» под названием «Рефлексы головного мозга». В 1866 г. она вышла отдельным изданием и, несмотря на арест, наложенный на весь тираж, и угрозу судебного процесса по обвинению в развращении нравов, книга получила огромный резонанс в общественной и научной жизни России.
И.М.Сеченов сформулировал также одно из важнейших материалистических положений физиологии –концепцию о единстве организма и внешней среды. «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». Эта идея распространялась им и на причинную обусловленность всех проявлений психической деятельности человека.
Идеи И.М.Сеченова о применении естественно-научных, физиологических методов для изучения психических процессов получили понимание и широкую поддержку.
Одним из учеников Сеченова был Виктор Васильевич Пашутин (1845 – 1901), основоположник первой отечественной школы патофизиологов. Он ввел в общую патологиюидеи нервизма. Ему принадлежат фундаментальные исследования по обмену веществ и газообмену, пищеварению и деятельности желез внутренней секреции.
Россия стала родиной психофизиологического направления и научной психологии, блистательно продолженных открытиями И.П.Павлова.
Иван Петрович Павлов (1849 – 1936) – великий русский ученый, создатель учения о высшей нервной деятельности, новатор экспериментальных методов исследования поведения животных (физиологии больших полушарий головного мозга), основатель крупнейшей физиологической школы.
Выпускник рязанской духовной семинарии, Павлов в 1870 г. поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет[5], сначала на юридический факультет (единственно возможный для выпускников духовных семинарий), но уже через 17 дней перешел на естественное отделение физико-математического факультета, где преподавали Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров и известный физиолог И.Ф. Цион(работы по физиологии кровообращения и нервной системы и др.). Там Павлов сделал свои первые шаги в физиологии: еще на последнем курсе семинарии он прочитал «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченова, которая перевернула всю его жизнь.
И.П. Павлов специализировался по физиологии животных.Сначала он изучал нервы, регулирующие работу сердца. Затем заинтересовался нервной регуляцией пищеварения, и в частности, поджелудочной железы. В 1875 г. он был удостоен Золотой медали Университета. В том же 1875 г. он окончил Университет и получил звание кандидата естественных наук. Желая в дальнейшем заниматься физиологией, он продолжил образование, поступив в 1876 г. на третий курс СПбМХА «не с целью сделаться врачом, а с тем, чтобы впоследствии, имея степень доктора медицины, быть вправе занять кафедру физиологии».
В СПбМХА царила исключительно творческая атмосфера. Преподавателем Павлова был клиницист С.П. Боткин, который сыграл исключительную роль в его творческой научной жизни. В 1879 г., с отличием окончив СПбМХА, Павлов стал сотрудником лаборатории экспериментальной медицины при терапевтической клинике Боткина (где уже работал, будучи студентом). В этой лаборатории Павлов 10 лет руководил фармакологическими и физиологическими исследованиями, выполнил свою диссертацию «Центробежные нервы сердца» на степень доктора медицины, защищенную в 1883 г. в Императорской Военно-медицинской академии (ранее СПбМХА), и начал исследования по физиологии пищеварения, которые потом принесли ему мировую славу. В 1884 г. он был направлен в научную командировку в Германию.
В 1890 г. Павлов был избран профессором кафедры фармакологии, а с 1895 г. – кафедры физиологии Военно-медицинской академии, где работал до 1925 г. Одновременно (с 1891 г.) Павлов заведовал Отделом физиологии в Институте экспериментальной медицины (ИЭМ) в Петербурге, первом в России научно-исследовательском институте медико-биологического профиля, открытом в 1890 г. В этом институте впервые в мире были построены операционные для собак и клиника для их содержания и «Башня молчания» – лаборатория для изучения условных рефлексов.
Павлов ввел в практику физиологических исследований метод хронического эксперимента – изучал функции целостного организма и здорового животного, находящегося в естественных условиях. Изучая пищеварительную секрецию и поведение животных в хроническом эксперименте, Павлов выявил рефлексы нового типа, которые формируются и закрепляются при определенных условиях окружающей среды. Он назвал их условнымив отличие от уже известных прирожденных рефлексов, которые имеются от рождения у всех животных данного вида (их Павлов назвал безусловными ).
Под руководством Павлова было выполнено 60 диссертаций по физиологии пищеварения и опубликовано свыше 150 научных статей. Работы И.П.Павлова и его сотрудников по ИЭМ стали известны во всем мире. Павлов был удостоен Нобелевской премии[6] 1904 г. «за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса». В последующие годы (1925, 1927, 1929, 1930) Павлов неоднократно выдвигался в качестве номинанта на Нобелевскую премию по физиологии или медицине. И.П.Павлов посвятил свою Нобелевскую лекцию будущему своих исследований – об условном рефлексе. Именно этой научной идее он посвятил всю свою оставшуюся жизнь.
Оформление медицинской микробиологии как наукипроизошло во второй половине XIX в. и связано с деятельностью Луи Пастера. Основоположником российской школы микробиологов,иммунологов, патологов и одним и основоположников эволюционной эмбриологии стал Илья Ильич Мечников (1845 – 1916). Работал в Новороссийском университете в Одессе.
Изучая процессы внутриклеточного пищеварения, И.И. Мечников открыл, что мезодермальные клетки – лейкоциты, клетки селезенки, костного мозга и др., которые он назвал фагоцитами, выполняют функцию защиты организма от болезнетворных бактерий– фагоцитарная (клеточная) теория иммунитета. Его теория стала основой для понимания сущности процесса воспаления. В Германии Пауль Эрлих положил начало учению об антителах как факторах гуморальногоиммунитета.Таким образом, было создано учение об иммунитете. В 1908 г. его авторы И.И. Мечников и П. Эрлих были удостоены Нобелевской премии.
Выйдя в отставку в знак протеста против реакционной политики в области просвещения, осуществляемой царским правительством и консерватиной настроенной профессурой, И.И. Мечников организовал в Одессе первую в России станцию по борьбе с бешенством и др. инфекционными заболеваниями (частную). Покинув Россию, работал и Институте Пастера (в 1904 – 1916 гг. – вице-директор).
Среди последователей И.И. Мечникова – известные ученые Г.Н.Габричевский, Д.К.Заболотный, Н.Ф.Гамалея и др.
Контрольные вопросы
1. Каковы исторические условия развития медицины в ХIХ в.?
2. Какие органы власти управляли медициной?
3. Как была организована подготовка медицинских кадров?
4. Как решался вопрос о женском медицинском образовании?
5. Как была организована медицинская помощь населению в ХIХ в.?
6. Как складывалась русская анатомическая школа? Кто ее представители?
7. Оцените деятельность физиолога А.М. Филомафитского.
8. Почему И. М. Сеченов считается «отцом русской физиологии»?
9. Расскажите о становлении отечественной микробиологии и иммунологии.
10. Каков вклад И.П. Павлова в развитие отечественной физиологии?
11. Какой вклад в развитие медицины внес Н.И. Пирогов?
12. Дайте характеристику основных достижений в области хирургии во второй половине XIXв.
Темы для сообщений
1. Развитие медицинского образования в XIX в.
2. Становление отечественной школы экспериментальной физиологи.
3. Анатомо-хирургические школы России в первой половине XIX в.
4. Выдающийся отечественный хирург Н.И. Пирогов
5. Общественно-педагогическая деятельность Н.И. Пирогова
6. Медицинская и общественная деятельность Н.В. Склифосовского
Литература
1. Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник для медицинских вузов. М., 2004.
2. Сорокина Т.С. История медицина. / Учебник для студ. высш. мед.учеб. заведений. 9-е изд. М.: Издательский центр «Академия». 2009. – 560 с.
Дополнительная литература
1. Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до середины XIX века. М., 2008.
2. Бородулин В.И. История медицины России. Клиника внутренних болезней во второй половине XIX – первой половине ХХ века. Цикл лекций. М., 2011.
3. Выдающиеся деятели отечественной медицины. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям для студентов лечебного и педиатрического факультетов. Авторы-составители: Ерегина Н.Т., Хидирова В.И., Чудакова М.С. Ярославль, 2000.
4. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. М., 1960.
5. Мирский М.Б. Медицина России Х – ХХ веков. М., 2005.
[1] Создано в 1765 г. Первое научное общество, занимавшееся популяризацией и внедрением в практику передовых научных достижений, в том числе и в области медицины (см. тему «Медицина России в XVIII в.).
[2] Приказы общественного призрения создавались в губерниях в рамках административной реформы 1775 г. Приказам передавалась «социальная сфера» – образование, медицина, забота о неимущих (см. тему «Медицина России в XVIII в.»).
[3] Лекарский ученик – помощник лекаря, овладевавший практическими знаниями под руководством лекаря непосредственно на рабочем месте – у постели больного, но не имевший теоретической подготовки (см. тему «Медицина России в XVIII в.»).
[4] В России впервые под эфирным наркозом оперировал Б.Ф. Беренс (Рига) в январе 1847 г., 7 февраля 1847 г. – Ф.И. Иноземцев, 14 февраля 1847 г. – Н.И. Пирогов. 30 апреля 1847 г. операция под наркозом была проведена в Ярославской больнице приказа общественного призрения.
[5] Императорский Санкт-Петербургский университет был создан в 1819 г. в результате переименования и реорганизации Главного педагогического института.
[6] Нобелевская премия присуждалась с 1901 г.