Психической деятельности.
В этой группе интеллектуальная недостаточность неразрывно связана с парциальным нарушением темпа созревания отдельных нейрофизиологических систем: мозговых механизмов речи, психомоторики, механизмов, определяющих выработку так называемых школьных навыков (чтение, письмо, счет). Запаздывают в своем созревании чаще всего функции или их компоненты, которые в процессе онтогенеза возникают в более позднем периоде и формирование которых находится в тесной зависимости от воспитания и обучения. При этом в структуре психического дефекта основное место занимает недостаточность тех сторон познавательной деятельности, которые тесно связаны с задержанными в своем созревании функциями.
Одним из этапов дизонтогенеза является развитие моторики, играющей большое значение в развитии психики ребенка.
Недоразвитие моторики влечет за собой снижение возможностей ребенка овладения окружающим миром, и, в частности, таким важными для интеллектуального развития ребенка навыками, как письмо, чтение, счет и т. д. Так, некоторые нарушения письма и чтения могут иметь своей причиной отставание в формировании ведущей руки либо различную доминантность по руке и глазу. А недоразвитие функции внимания может быть вызвано как неспособностью к длительному поддержанию рабочей позы, так и, наоборот блокированием в одной позе, невозможностью ее свободного целесообразного изменения. Далее для овладения различными навыками необходим определенный уровень координации движений, обеспечивающий их точность, пластичность, переключаемость. Недоразвитие переключаемости ведет к тому, что техническая сторона движения (например, в письме) оказывается в центре внимания ребенка. В связи с этим снижается контроль над смыслом действия, что нередко приводит к различным нарушениям письма (персеверации, замена букв и т. д.)
|
При парциальных задержках речевого развития не сформированными в нормальные возрастные сроки оказываются отдельные компоненты речевой функции, такие, например, как фонематический синтез и анализ (способность воспринимать и четко дифференцировать звуки слышимой речи и использовать ее в собственной речи, а также при письме и чтении). Даже при легком недоразвитии этой функции могут возникать серьезные затруднения при овладении грамотой. У таких детей нарушения различения близких фонем, звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих, ошибки при сочетании нескольких согласных. При этих нарушениях возникают затруднения в понимании речи окружающих, невозможность чтения и письма или ошибки при чтении и письме под диктовку. В то же время успеваемость по другим предметам удовлетворительная, достаточен уровень обобщения, часто сохранена работоспособность. Вместе с тем у детей обнаруживаются снижение или отсутствие интереса к изучению родного языка, нежелание читать, пересказывать.
В других случаях может быть задержка формирования звукопроизносительной стороны речи при сохранности физического и фонематического слуха, а также при отсутствии артикуляторных расстройств. В устной речи у таких детей наблюдается нечеткость произношения, смешение звуков, близких по способу произнесения, но разных по месту артикуляции. При формировании письма и чтения у таких детей резко выражено проговаривание вслух, которое позволяет им как бы улучшить кинестетический компонент, который у них является дефектным. У некоторых детей могут наблюдаться парциальные расстройства навыков письма, чтения и счета при отсутствии признаков нарушенного речевого развития.
|
ЗПР при общем недоразвитии речи.
Одной из распространенных форм речевой патологии является «недоразвитие речи». Этим термином обозначают отсутствие или врожденное недоразвитие всех сторон речи в связи с поражением мозговых механизмов в период, предшествующий ее появлению. В раннем детском возрасте наблюдается отсутствие лепета, запаздывание речевых реакций. Первые слова возникают лишь с 2-3 лет, а иногда позднее. Фразовая речь появляется к 5-6 годам и состоит из упрощенных предложений. Обнаруживаются грубые расстройства всех сторон речи: фонематические, фонетические, лексические и грамматические. В дошкольном возрасте обнаруживается определенная интеллектуальная продуктивность, которая диссоциируется с почти полным отсутствием речи. В младшем школьном возрасте продолжают превалировать речевые расстройства. С началом обучения выявляются специфические расстройства чтения и письма, отражающие нарушения устной речи: дети медленно усваивают написание букв, плохо запоминают сходные по звучанию фонемы, затрудняются при написании окончаний, безударных гласных, написании предлогов.
Дальнейшая возрастная динамика характеризуется постепенным сглаживанием речевых расстройств, но у учащихся старших классов специализированной школы еще остаются дефекты в произношении, грамматическом строе устной и письменной речи, в понимании и написании сложных логико-грамматических конструкций.