В практике работы библиотек сложилась система форм и методов работы, без которых библиотеку представить невозможно. К таким формам относятся наглядные формы, решающие в библиотеках разные задачи:
• открытый доступ к фондам;
• открытые просмотры литературы;
• плакаты, альбомы, схемы;
• выставки.
Открытый доступ к фондам
Открытые просмотры литературы ориентированы на первоначальное беглое ознакомление с большим количеством изданий. Просмотры чаще всего используют в помощь профессиональному чтению и при раскрытии новых поступлений. Они сопровождают, как правило, Дни информации и Дни специалистов. Разновидностью открытого просмотра являются книжные развалы, которые косвенно рекламируют книги. Чаще всего это книги, сданные накануне читателями, размещаемые около места выдачи литературы. На развалы обращают внимание читатели с неопределенным спросом, а также те, кто отказывается от помощи библиотекарей при выборе книг.
Библиотечные плакаты – композиции из текста и иллюстраций. Одни – привлекают внимание населения к деятельности библиотеки, другие – служат для рекомендации литературы и раскрытия ее содержания; третьи – оповещают читателей о новых изданиях по определенной теме; четвертые – информируют о проведении в библиотеке тех или иных мероприятий. Особую группу составляют методические плакаты, рассказывающие о том, как правильно выбирать литературу, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки. Внимание читателей привлекают интересно составленные заголовки, яркие рисунки, тексты, цитаты, изображения книжных обложек и т. д.
Библиотечные альбомы – собрания различных графических, иллюстративных и справочных материалов с сопровождающими краткими пояснительными текстами, оформленные в виде книги, тетради или на отдельных листах. Такие издания создаются чаще всего к юбилейным и памятным датам, дают возможность читателям познакомиться с интересующей их темой [15,с.89-90].
|
Среди наглядных форм работы особое место занимают выставки. Выставочная деятельность является не только традиционным, но и одним из актуальных направлений библиотечной работы. На сегодняшний день она включает в себя не просто оформление выставки, а ее проектирование, организацию, создание. Это трудоемкий творческий процесс.
Выставка – это всегда творчество и возможность объединить библиотекаря, книгу и читателя. По мнению, современного теоретика выставочной работы библиотеки Н. Александровой: «Выставка представляет собой общественное, культурное, научное событие для читателей и одновременно профессиональный праздник библиотекарей, поэтому она – явление уникальное, экстраординарное, разовое» [1, с.23-26].
Выставка направлена на привлечение читателей; активизацию их творческой деятельности; продвижение современной литературы и современных авторов, формирование информационной культуры; развитие навыков управления коллективной и индивидуальной деятельностью; непрерывное образование библиотечных кадров.
Различные формы выставок не только привлекают внимание, но и активизируют познавательную инициативу пользователей библиотек, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций. Возможности таких экспозиций для развития творческих способностей читателей огромны. Работа над выставками с нововведениями становится интересной и для самих библиотекарей.
|
Таким образом, создание выставок, в том числе, вполне традиционных их разновидностей, освоенных многолетней практикой, требует от библиотекаря постоянного совершенствования, сочетания знаний и умений с глубокой эрудицией, творческой фантазией и даже изобретательностью. Эти составляющие образуют понятие «профессиональное мастерство» [2,с.18].
Выставка как наглядная форма массовой работы имеет преимущество в том, что здесь происходит непосредственный контакт читателя с книгой (за исключением электронных форм выставок).
Существует несколько определений понятия «библиотечная выставка », но в целом они сводятся к одному: – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления [].
В настоящее время основной целью библиотечных выставок является стимулирование познавательной и читательской деятельности. Из этого следуют задачи, которые предстоит решать выставкам:
- информирование пользователей о содержании библиотечных фондов и новых поступлениях;
- приближение документов из библиотечных фондов к читателям: представление, как новейших поступлений, так и редко экспонируемых раритетов;
- пропаганда и реклама лучших документов, раскрытие их содержания.
Обязательное условие выставочной деятельности – открытый доступ к литературе [16,с.28].
|
Процесс создания выставки включает несколько последовательных этапов:
1. Выбор темы;
2.Определение читательского и целевого назначения;
3. Выявление и отбор документов;
4. Определение структуры выставки;
5. Группировка документов;
6. Оформление книжной выставки;
7. Реклама выставки;
8. Анализ эффективности книжной выставки.
1. Выбор темы. Выбор темы выставки имеет определяющее значение: она должна быть актуальной на сегодняшний день и интересной для читателей. Тему выставки необходимо конкретизировать. Например, презентация книги по теме «Жизнь и творчество А. С. Пушкина» очень объемная по содержанию, поэтому лучше выбрать в качестве названия определенный период жизни писателя: «Лицейские годы», «Болдинская осень»; жанр или тему творчества: «Повести Пушкина», «Адресаты любовной лирики»; малоизвестные факты биографии: «Неизвестный Пушкин». Отраслевые выставки целесообразно разрабатывать не по одной области знаний, а на их пересечении.
2. Определение читательского и целевого назначения. Признаки, оказывающие наибольшее влияние на содержание и характер восприятия представленного материала: возраст, пол, образование. В зависимости от них одна и та же тема предполагает различную структуру (разделы) выставки, оформление и отбор документов.
Целевое назначение соответствует мотивам чтения. На сегодняшний день они таковы: деловые, самообразовательные, рекреационные.
3. Выявление и отбор документов. Используя библиографические и методические пособия, СБА (каталоги и картотеки), необходимо выявить все документы, какие есть в библиотеке по данной теме – книги, статьи из периодики, аудио- и видеоматериалы. Подбирая их в фонде, необходимо отобрать соответствующие цели и читательскому адресу. Предпочтение отдается документам, содержащим новую информацию, имеющим привлекательный внешний вид.
4. Определение структуры выставки. Формулирование заголовка, названий разделов; подбор цитат, иллюстраций, предметной среды. Главное требование здесь – структура должна способствовать раскрытию содержания темы и акцентировать внимание на наиболее важных проблемах.
Заголовок должен быть:
• информационно-емким, передающим суть;
• лаконичным (4–6 слов);
• нестандартными (в виде свитка, колокола, воздушного шарика, цветка, рушника, книги, новогодней елки, машинки, неваляшки, солнышка, облачка);
• заголовком может быть крылатая фраза, афоризм, пословица, поговорка, строчка из песни, стихотворения («Кладовая традиций», «Чтение – это жизнь, наполненная смыслом», «Памятники бывают не только людям»).
Руководствуясь логикой, идеей выставки, определяется количество разделов, книг, наличие цитат, пояснительных текстов. Желательно, чтобы один из разделов был посвящен краеведению.
Для оформления экспозиции, помимо художественных элементов (иллюстраций, портретов, плакатов, репродукций картин, фотографий), можно использовать самые разнообразные предметы и аксессуары:
• декоративные элементы (цветы, драпировки, игрушки, вышитые полотенца, хохлома, гжель);
• природный материал (шишки, ракушки, камни, корни, ветки) и поделки из него;
• творческие работы (рисунки, поделки, отзывы, мини-сочинения);
• вещи и предметы, помогающие создать образ человека или эпохи (веер, свечи, бинокль, солдатский котелок, игрушки, макеты, муляжи).
Обязательное условие работы на данном этапе – выдерживание стиля и чувства меры.
5. Группировка документов. Классифицирование отобранных документов по разделам выставки, согласно проработанным 3-у и 4-у пунктам настоящего плана.
6. Оформление книжной выставки
Значение правильного оформления книжной выставки велико, особенно для читателей детской библиотеки. Необходимо как можно ярче и выразительнее раскрыть содержание издания и его ценность [21, с. 34].
Для привлечения внимания пользователя библиотеки к книге недостаточно просто поставить ее на полку, необходима кропотливая работа по отбору и компоновке изданий, оформлению материала, вычленению цитат, изречений и афоризмов [22, с.467].
Выставка должна привлекать внимание читателей. Соблюдая правила библиотечного дизайна, имея достаточный уровень эстетического восприятия, библиотекарь может создать интересную экспозицию из самых разных материалов (ватман, цветная бумага, картон, ткань, пенопласт, фанера), правильно подбирая и сочетая цвета (желательно использовать не более трех). Исключение составляют выставки, где пестрота оправдана названием, например: «Разноцветные страницы», «Веселая мозаика».
В оформлении следует использовать три основных цвета: красный, синий, желтый, и три дополнительных: зеленый, оранжевый, фиолетовый, которые служат для подчеркивания основных цветов. Наиболее удачно сочетаются: белый с синим, красным, зеленым; красно-белый и синий; черный с желтым, оранжевым, золотым, серебряным.
Восприятие цвета зависит от возраста. Подросткам, например, нравятся контрастные сочетания – синий и оранжевый, красный и зеленый, желтый и фиолетовый. Люди пожилые, наоборот, предпочитают пастельные тона.
Шрифты для заголовка и разделов должны соответствовать содержанию выставки. Например, если экспозиция посвящена истории России или устному народному творчеству (сказкам, пословицам, былинам, поговоркам, загадкам), то заголовок лучше написать гарнитурой, стилизованной под старославянскую. Если выставка предлагает материал о средневековье, феодалах, рыцарях – можно выбрать готический шрифт. На выставке о войне будет уместен строгий стиль, а на выставках, посвященных поэзии или жанру любовного романа – легкий, вензельный.
Для оформления выставки можно использовать:
- наклонное, вертикальное размещение заголовков, цитат, иллюстративного материала;
- объемную организацию информационной среды – разрезанные смещенные иллюстрации, оживляющие визуальное пространство;
- объемные носители информации в виде склеенных кубов, шаров, конусов;
- подвесные цитаты;
- атрибутивные ряды – дублирование изображений (в разном масштабе или в разных ракурсах);
- фигурное размещение документов: веером, дугой, уступами, наклонно.
Выставки могут располагаться в самых различных местах: в вестибюле, витринах и окнах, на столах. Чаще всего их оформляют на специальных выставочных стеллажах. Размеры конструкций разные, поэтому документы надо помещать так, чтобы центр выставки располагался на уровне глаз. На одну полку не стоит выставлять более шести книг и одного иллюстративного материала [30,с.15-23].
7. Реклама выставки
Как и любая форма деятельности, библиотечная выставка нуждается в рекламно-информационной поддержке – прежде всего, это создание рекламных сообщений и публикаций, причем, к первому предъявляются свои требования: новая информация должна убеждать в полезности выставки, отражать ее специфику, учитывая возрастные особенности аудитории. Рекламное сообщение может быть внутренним (для пользователей библиотеки) и внешним (для потенциальных пользователей – баннеры, СМИ). Наиболее распространенные традиционные формы рекламных сообщений – плакаты-объявления, индивидуальные приглашения.
Афиша или анонс выставки также является рекламным сообщением. Особенность этой формы – заключается в ее образности, краткости, эмоциональном воздействии. Можно рассказать о выставке в индивидуальной беседе одному читателю или сразу нескольким, кратко представить лучшие издания или дать подробный рекомендательный обзор всех документов. Проведение конкурса на самого внимательного читателя, викторины по тебе будет способствовать оживлению читательской активности [34,с.67].
Еще одним средством распространения рекламы библиотечных выставок, ориентированным как на потенциальных, так и активных читателей, является сайт библиотеки.
Самая интересная и эффективная, но при этом самая сложная и трудоемкая форма представления книжной выставки – это премьера. Ее можно превратить в праздник для читателей с участием писателей, героев книг, редакторов, издателей, представителей прессы. Презентация может включать литературно-музыкальную композицию, отрывки из фильмов, викторины, конкурсы. Таким образом, реклама выставки может перерасти в комплексное массовое мероприятие.
8. Анализ эффективности книжной выставки. Помогает выявить интересы и потребности читателей, позволяет планировать выставочную работу в соответствии с читательскими ожиданиями.
Эффективность книжной выставки определяется путем сравнения книговыдачи с выставки и количества экспонируемых документов (число книговыдачи выставки / число документов, представленных на ней).
При низкой эффективности книжной выставки необходимо выяснить причину ее непопулярности среди пользователей. Проанализировав все этапы выставочной работы, начиная с выбора темы и заканчивая рекламой, следует определить, на каком из них были допущены ошибки.
Высокая эффективность также подлежит изучению с целью выявления причины успеха выставки и использования данного опыта в последующей работе.
Выставки отличаются задачами, читательским назначением, типом и разнятся по виду библиотек. Их классифицируют следующим образом:
- выставки по видам представленных документов:
- книжная выставка – на ней экспонируются только книги;
- выставка периодических изданий – она, как правило, оформляется в отделах периодики;
- выставка аудиовизуальных материалов представляет информацию на компакт-дисках в виде аудио- и видеодокументов;
- читательскому назначению (для разных возрастных групп, в помощь учебе, самообразованию);
- месту экспонирования (стационарные, выездные);
- времени функционирования (постоянные – КЗД (календарь знаменательных дат), выставка новых поступлений; временные – зависят от темы и читательского назначения);
- способу организации (витринные, внутристеллажные, внутриполочные, книжные развалы на столах, передвижные, кольцевые);
- статусу (самостоятельные, циклы, часть мероприятия);
- содержанию (универсальные, отраслевые).
- выставки библиографических пособий (универсальные – новых поступлений, отраслевые – по отдельной теме) предполагают использование формы, когда за основу берется актуальное библиографическое издание и организуется презентация по его разделам, а также формы с отбором литературы, включенной в издание;
- комплексные выставки, на которых экспонируются разные виды документов, чаще всего организуются в библиотеках. Кроме традиционных носителей информации используются предметы материальной культуры, которые способствуют более полному раскрытию темы (например: предметы быта, творческие работы читателей и библиотекарей, посвященные увлечениям, хобби, коллекционированию);
Специалисты, занимающиеся подготовкой выставок, разделили их по форме организации на традиционные и нетрадиционные. Так, Александрова Н.В. предлагает следующую классификацию выставок:
Традиционные и наиболее часто используемые выставки:
- новых поступлений;
- тематические;
- персональные;
- жанровые;
- к знаменательным и памятным датам;
- в помощь учебному процессу.
Из нетрадиционных выставочных форм получили поддержку и признание читателей, развиваются и совершенствуются следующие группы:
1. Диалоги: дискуссия, словарь, вопрос, спор, полемика.
2. Соавторские выставки.
3. Книжные развалы.
4. Выставка – лучший читатель, -досье, -бенефис, одного формуляра.
5. Выставка-концепция; выставка-настроение.
6. Выставка-сюрприз.
7. Выставка-игра: викторины, кроссворды, конкурсы, ребусы, игры, лото, хобби.
8. Выставка одного документа: книги, журнала, газеты, статьи.
9. Выставка-путешествие.
10. Электронные (виртуальные) выставки.
11. Выставка печатной продукции библиотеки.
12. Выставка-совет, -признание, -символ, -письмо, -лабиринт, предметная, -демонстрация, -презентация, -угощение, -суд, -коллизия и др.
13. Говорящие выставки [2,с.26].
ВОТ НАЧИНАЯ ОТСЮДА И ВСТАВЛЯТЬ МАТЕРИАЛ КОТОРЫЙ Я ВАМ СБРОСИЛА-НУЖНО ЧТОБЫБЫЛО БОЛЬШЕ О ВИРТУАЛЬНОЙ ВЫСТАВКЕ НАПИСАНО,НО ТОЛЬКО НАДО НЕМНОГО ПЕРЕФРАЗИРОВАТЬ ЭТОТ МАТЕРИАЛ(всё не списывать) И ВЗЯТЬ ОСНОВНОЕ.ПОТОМ ВНЕСТИ ЭТОТ МАТЕРИАЛ В СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫИ ПРАСТАВИТЬ ЗДЕСЬ ССЫЛКИ (ССЫЛКА НА ИНТЕРНЕТ ДОКУМЕНТ ПРИМЕР:URL: https://www.tambovlib.ru/?view=editions.metod.data.rabota_bibliotek_v_podderzhku_chtenija.-дата обращения.Активное использование информационных технологий позволили библиотекам расширить возможности выставочной деятельности, сделать ее более привлекательной для читателей, особенно детей. Выставки с использованием мультимедийных технологий – электронные выставки (виртуальные) – синтез традиционного книжного и новейшего электронного способов представления информации. Она может быть создана в формате электронной презентации «PowerPoint» [26,с.39-43].
Достоинства виртуальной выставки в сравнении с традиционной неоспоримы:
- мобильность (возможность записи на различные носители и транспортировка), компактность (не требует дополнительной площади, помещения, стендов, стеллажей);
- содержательность, ее можно экспонировать как выездную – демонстрировать в разных аудиториях, на обозрение может быть представлено большое количество книг, в том числе и не имеющихся в фонде библиотеки;
- динамичность (возможность быстрого обновления), продолжительность (не ограничены сроки проведения), работу такой выставки можно запускать в автоматическом режиме, оснастив ее озвученным текстом без необходимости присутствия библиотекаря).
Цель виртуальной выставки – представление различных видов документов. Каждая выставка выполнена с помощью оригинального мультимедийного дизайна, имитирующего пребывание на выставке, облегчающего навигацию и восприятие информации.
Основные элементы электронной выставки – зрительный ряд и текст.
Зрительный ряд представлен иллюстративным материалом (обложками книг, разворотами, иллюстрациями, картами, фотографиями, анимационными картинками и т. п.).
Текст сопровождает и раскрывает зрительный ряд, состоит из цитат, аннотаций, биографических справок и библиографических описаний.
Существенным достоинством виртуальных выставок является то, что виртуальные экспозиции доступны 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
На настоящее время нет четкого определения, что такое виртуальная выставка. Существует несколько определений виртуальной книжной выставки:
1. Анимация с изображением картин, книг, других ресурсов, пресс-релизы, сведения о работах и авторах[].;
2. 3D-анимационное путешествие с подробной информацией об авторах, художниках, списках литературы, дополнительная информация с других Интернет-сайтов[].;
3. Публичная демонстрация в сети Интернет с помощью интернет-средств и инструментов виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования [].
Свое видение этой формы работы, предлагают библиотекари: «Виртуальная выставка - это новый вид информационно-библиотечного обслуживания пользователей, синтез традиционного (книжного) и новейшего (электронного) способов предоставления информации» [].
На наш взгляд, более точным является другое определение, которое позиционирует виртуальную выставку как новый, многофункциональный информационный ресурс, предоставляющий широкому кругу пользователей возможность повысить эффективность поиска информации, расширить круг необходимых материалов (тексты, графика, аудио, видео и др.) [].
Библиотековеды указывают на неоспоримые преимущества виртуальных выставок в отличие от традиционных: время их проведения не ограничено, к тому же виртуальная выставка доступна для читателя днем и ночью - и не в только в течение строго ограниченного времени, а постоянно (в архиве).
Подходы к организации виртуальных выставок весьма разнообразны: от уже ставшей традиционной, консервативной формы - изображение обложек книг и аннотаций изданий, до анимационного путешествия в мир книги. На выставках последнего типа помещается подробная информация об авторах, художниках, списках литературы, дополнительная информация с других Интернет-сайтов.
И еще очень важно, что выставка всегда была частью, или даже основой целого комплекса мероприятий, посвященных определенной теме. В этот комплекс могут входить самые разные формы индивидуальной и массовой библиотечной работы с детьми и руководителями детского чтения: беседы, громкие чтения, обзоры, викторины, игры, конкурсы, утренники, обсуждения, Дни информации, Дни библиографии и др.
Существуют определенные правила создания виртуальной выставки. Так, по замечанию Флоренского, книгу с прямым изображением лица или фигуры целесообразно поставить под углом в три четверти. Такой поворот как бы приближает изображаемое лицо к зрителю, воплощает человечность, а на женских и детских портретах создает ощущение особой теплоты, интимности. Кроме этого прямой поворот передает читателю (зрителю) ощущение цельности, силы героя книги и/или иллюстрации. Соответственно, книгу с рисунком на обложке, где уже использован упоминаемый поворот, следует поставить прямо.
Изображение в профиль, считает Флоренский, также отражает силу, но при этом ассоциируется с большей выразительностью и четкостью. При этом мы не просто продвигаем то или иное литературное произведение, но вместе с автором иллюстрации создаем «образ книги» и образы ее героев, помогаем посетителям выставки воспринять их судьбу как реальный факт культуры или истории [37].
Виртуальная выставка предъявляет особые требования цветовой гамме экспонируемого иллюстративного материала:
- желательно избегать пестроты, создающей ощущение дискомфорта, препятствующей выбору книги;
- при оформлении выставок также не стоит злоупотреблять использованием разных декоративных шрифтов, различных цветов при написании слова или фразы. Это нарушает целостность визуального восприятия;
- цветовая гамма должна соотноситься с проблематикой выставки [37,с.90].