СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И ЕЕ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА




Семья играет важную роль в воспитании ребенка и ее родителей издавна считают первыми воспитателями своих детей. Чтобы семья была крепкая и счастливая стоит заранее позаботиться об ее планировании. «Цель деятельности специалиста по социальной работе в области планирования семьи - добиться того, чтобы каждый человек, пришедший к нему на прием, стал сознательнее относиться к своему репродуктивному поведению: чтобы беременность перестала быть случайностью и неожиданностью в жизни женщины, чтобы каждый ребенок был желанным в семье»[1].

Основным методом социальной работы в службе планирования семьи является консультирование. Социальное консультирование - значит оказание помощи в виде квалифицированного совета. Консультирование проходит по трем основным направлениям:

- консультирование по вопросам контрацепции (проходит индивидуально с женщиной);

- психологическая подготовка беременных женщин к рождению ребенка и сознательному родительству (используется в основном групповая работа);

- индивидуальное консультирование по вопросам преодоления супружеских конфликтов.

После того, как в семье появился ребенок, он пребывает в ней постоянно, изо дня в день она влияет на все стороны его жизни. Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. В семье должна проходить вся его жизнь. Ребенок, находящийся в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. Это ложится неизгладимой печатью на его душу. Даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто, незаменимое для ребенка. Ребенок изучает мир через семью, в свете семейных отношений. Семья является могучим воспитательным средством.

Чешский педагог-гуманист Ян Амос Каменский рассуждал: «Если родители научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости». А в «мудрости» важнейшим является, во-первых, познание действительного мира, во-вторых – «умение осторожно и разумно управлять самим собой». Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка. Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни должно быть направлено семейное воспитание [2].

Большая роль отводиться семье в трудовом воспитании. Дети непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери. От того, как будет поставлено трудовое воспитание детей еще до школы, зависит их успех в учении [3].

Важным условием успеха воспитания детей в семье, можно считать родительскую любовь. Ведь родительская любовь – это источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь может научить любви [4].

В современных условиях, когда коренным образом произошла перестройка и политического и социально-экономического уклада жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпела значительные изменения. Происходит разрушение и ослабление семейных связей. Выделим основные факторы этой тенденции.

Первый - это почти полное исчезновение труда в семье. Раньше центром всей жизни семьи (воспитательной, внутрихозяйственной и т.д.) была как правило, мать, находящаяся всегда дома и оберегающая внутренний духовный мир семьи. Семья трудилась как целое.

Второй - это стремление к более комфортной жизни в городах. Большая часть населения, жившая на селе и общавшаяся с природой, утратила эти связи, переселившись в города. Естественно, ослабла связь города с деревней.

Третий - это отсутствие в современной семье ясного живого сознания, что главная её задача по отношению к детям - воспитание.

Четвертый фактор - это изменение положения женщины в современной жизни. Раньше главной заботой женщины была семья. Теперь вследствие облегчения домашнего труда женщина имеет возможность трудиться вне семьи[5, 29].

Вследствие ряда условий, связанных, прежде всего с развитием современной культуры, семья в некоторых случаях перестает, по существу, быть надлежащей воспитательной средой. Основные причины:

1.Малодетность современной семьи.

2. Современное общество пытается ограничивать рамки семьи родителями и детьми. В такой семье дети становятся той осью, вокруг которой вращается вся жизнь родителей.

3. Ребенка должны воспитывать не только мать и отец, но возможно более широкий круг людей. Нельзя воспитывать детей, изолируя их от жизни. Ребенок должен иметь простор для активности. Если же этого нет, то вряд ли воспитание будет эффективным [5, 30-31].

Успешность воспитательного процесса в учебном заведении зависит от того, как складываются отношения между педагогами, социальными работниками, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность специалистов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье. Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

Существуют различные формы взаимодействия специалистов и родителей, т. е. способов организации их совместной деятельности и общения, организуемые социальным работником. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия, таких как родительское собрание, диспут, вечер вопросов и ответов и т.д.

Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя: папа и мама, поэтому роль социального работника в планировании семьи очень важна. В идеале нужно стремиться к тому, чтобы мероприятия они посещали вместе, одновременно. Прослушанная совместно лекция обязательно вызовет обмен мнениями, возможно дискуссионное обсуждение с согласием или несогласием [2,504].

Кроме этого, с целью улучшения воспитательного процесса в учебном заведении, социальным педагогам необходимо осуществлять организацию совместных дел родителей и детей. Это могут быть различные формы познавательной деятельности:

- общественные форумы знаний,

- творческие отчеты по предметам,

- дни открытых уроков,

- праздники знаний и творчества,

- турниры знатоков,

- совместные олимпиады,

- выпуск предметных газет,

-заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д.

В случае каких-либо проблем, а именно неуспеваемости ребенка или его асоциального поведения, следует провести работу социальному педагогу с учащимся, для выявления причины и решения проблемы.

1. См. Григорьева Н.С., Матвейчик З.Я. Путеводитель для социального работника службы планирования семьи. М., 2007.- С.7

2.Педагогика/ под ред. Пидкасистого П.И.. М., 2012.
3.Кулик Л.А. Берестов Н.И. Семейное воспитание. М., 2000.
4.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.,2014.
5.Дубинин С.Н. Семейное воспитание как основной фактор развития личности ребенка. [Текст]/ С.Н. Дубинин //СПО.-2014-№5- с.29-31.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: