Урок-зачет по теме: Орфограммы в суффиксах.




“Н” и “нн” в причастиях, прилагательных, наречиях". (2 часа)

Это трудные и объемные уроки. Начинаем мы с “собирания” орфо­грамм в суффиксах; учащиеся должны сгруппировать те орфограммы, в ко­торых есть общий опознавательный признак: 1) ое после шипящих в суффиксах разных частей речи, 2) н и нн в прилагательных, причастиях, наречиях, 3) гласные в суффиксах существительных, глаголов, причастий, наречий. Остаются орфограммы 33, 39.

На каждый обобщенный случай же­лательно привести примеры (если у учащихся есть тетрадь-справочник с примерами на орфограммы, то рабо­та проходит активно, с интересом.

После обобщенного анализа приме­ров списываем, комментируя текст, в котором есть почти все орфограммы в суффиксах разных частей речи и гла­гольных форм. Для такого комменти­руемого списывания берем два отрыв­ка из “Тараса Бульбы” Н.В. Гоголя описание светлицы и описание степи вечером (от слов “Трещание кузнечи­ков становилось слышнее” до слов “и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу”). Записы­ваем только те примеры, которые “на­целены” на тему урока. Вся эта работа: собирание и списывание с коммен­тарием — должна уложиться в 10-15 минут, потому что главная часть уро­ка будет посвящена теме “ н и нн в стра­дательных причастиях, прилагательных и наречиях”.

Сначала устно повторяем, обязатель­но обращаясь к учебнику, теоретиче­ские положения: а) отличие прилага­тельных от причастий, б) н и нн в пол­ных и кратких прилагательных, в) н и нн в полных и кратких причастиях, затем составляем обобщающую таб­лицу.

Н НН  
Прилагательное Прилагательное Исключения:
1) -ан-, -ян-, -ин- 1) н+н ветреный,
“сделанный из” туманный стеклянный,
2) отглагольные 2) -онн-, -енн- оловянный,
без приставки авиационный деревянный,
(кроме не-) и зависимого   раненый,
слова   медленный,
кошеный луг   желанный,
3) бесшумна 3) искусственна священный,
Причастие Причастие нечаянный,
  увешанный (полное) невиданный,
Увешан (кр.) решенный (сов. в.) неслыханный,
украшен (кр.) оцинкованный (-ова-) нежданный,
Наречие Наречие званый
бесшумно—-бесшумный туманнотуманный  

Основная тема дидактического ма­териала — портрет, поэтому все виды письменных работ (списывание, ком­ментирование, объяснительный дик­тант и т. д.) содержат материал, позво­ляющий вспомнить те приемы созда­ния портрета, о которых шла речь на уроках развития речи.

Начнем объяснения-рассуждения с письма наизусть отрывка из “Полта­вы” А. С. Пушкина:

Из шатра

Толпой любимцев окруженный

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен.

Он весь, как божия гроза.

 

Попутно повторяем по лексике все, что так явно “напрашивается” на повторение: сфера употребления слов, употребление слов в переносном зна­чении и т. д. После анализа записан­ных строк, которые ученики сами про­верили по тексту учебника литерату­ры, они списывают строки, рисующие портрет Карла. Этот текст мы всесто­ронне лингвистически анализируем.

В заключение урока проводится предупредительный диктант (портрет Марии).

На последние 5—7 минут приходит­ся самостоятельная работа на листоч­ках по вариантам:

I вариант: II вариант:
серебряный голосок ветреный день утиная стая безветренная погода
деревянная скамейка карманный фонарик стеклянная веранда искусственный цве­ток
   
оловянный жучок французский язык украшенный сапо­жок раненый перевозчик матросский костюм
вязаные перчатки слышимые песни
увлекаемый ветром листик дремлющая соба­чонка
скачущая лошадка еле слышимый шо­рох грушевый сучок едва различимый шепот
    священная война

Эффективными приемами закрепле­ния могут быть письмо наизусть с по­следующей само- или взаимопровер­кой текстов, выученных на уроках литературы, или работа под назва­нием “Восстанови текст!”. Например:

Веселым треском

Трещит... (затопленная печь).

Напрасно ждал Наполеон...

(Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля).

И медлят поминутно спицы...

(В твоих наморщенных руках).

Из темного леса навстречу ему...

(Идет вдохновенный кудесник).

И т. д.

На втором уроке, кроме того, про­водим изложение с языковым разбо­ром текста В. Астафьева, удивительно ярко передающего процесс труда.

Иногда он давал мне старый, с облез­лым лаком на колодке рубанок, клал бросовую доску на верстак и пробовал учить “рукомеслу”. Я суетливо тыкал ру­банком в доску, думая, как сейчас завьет­ся и потечет в щель рубанка радостная, шелковистая стружка, похожая на косу од­ной девочки, о которой я знаю, да никому не скажу! Но вместо стружки ножичек рубанка отковыривал щепки, а там щель и вовсе забивало, инструмент начинал ходить по доске вхолостую, как по стеклу. Дядя Миша колотил по торцу рубанка мо­лотком, вынимал клин, ножичек, продувал отверстие, снова собирал инструмент и, показывая, как надо им орудовать, гнал из доски сперва короткую, серую от пыли стружку, но скоро узкий рот рубанка на­чинал швыркать, словно схлебывал с блюдца горячий чай, затем сыто, играючи, без натуги пластал дерево, с веселым озор­ством выбрасывая колечки на стол и на пол. Прыгая, балуясь, как бы заигрывая с дядей Мишей, стружки солнечными зай­чиками заскакивали на него, сережками висли на усах, на ушах и даже на дужки очков цеплялись. А мне доска казалась негодной в дело, бросовой, нарочно, для конфузии моей уделенной.

— Ну, понял теперь, как надо?

— По-о-онял! — бодрился я и снова со всем старанием и силой ковырял доску рубанком, уродовал, мял дерево. На носу и под рубахой у меня делалось мокро от пота. (В. Астафьев).

Когда текст перед глазами, легко перейти к теме урока, задав вопрос, почему одни слова написаны слитно, другие — раздельно, третьи — через дефис, каким орфограммам соответ­ствуют наши вопросы над словами.

Вот теперь и настало время обра­титься к форзацу учебника для V— VI классов по русскому языку и “со­брать” все нужные нам орфограммы.

Обобщение может выглядеть так: учащиеся записывают в три столби­ка (через дефис, раздельно, слитно) эти орфограммы (с примерами); ни в коем случае нельзя давать этот ма­териал готовым.

В заключение урока проводим сочи­нение-миниатюру по опорным словам; набор таких слов с дефисным, раздель­ным и слитным написанием могут сде­лать сами ученики. Темы (которые, кстати, могут предложить и учащиеся) таких миниатюр: “Фестиваль цветов” — репортаж; “Сыпь ты, черемуха, сне­гом...” — письмо о нашей весне;

“Люблю грозу в начале мая” — этюд и т. п.

Тема урока: “He” и “ни” с разными частями речи". 7 класс "В".

Обилие и трудность материала и на этом уроке требует предельной четкости в построении урока, в создании спо­собов запоминания зрительного обра­за. Начало работы: всесторонний лингвистический анализ предложения:

Я не мог заснуть не потому, что не устал от охоты, и не потому, что испы­танная мною тревога разогнала мой сон, а уж очень красивыми местами приходилось ехать. (Тургенев).

После анализа проводим устную фронтальную проверку известных све­дений о частице, повторяем значение частицы не и значение частицы ни и записываем таблички в тетради-спра­вочнике:

Значение частицы не.

Отрицательное значение Положительное значение
всего предложения отдельного слова
Не рылит дорога (Л.) Здесь звуки не резки. (Н. Рыл.) не + не Тарас Бульба не мог не остановиться. (Н.Г.)

 

Значение частицы ни.

Отрицатеотное значение в предложениях без подлежащего Усиление отрицания Обобщающее значение в предложении
Ни с места! Вокруг ни души. Не видно ни кустика Что ни (-все) делал, все у него получалось.

 

Работа по выяснению значений частиц не и ни занимает немного вре­мени, главное же внимание уделяем правописанию не и ни с разными частя­ми речи. Повторение этого раздела нуждается в обобщении, в умении уча­щихся “собрать” общие по опознава­тельным признакам орфограммы. Это не с существительными, прилагатель­ными и наречиями на -о (е); не с гла­голами и деепричастиями; не в неопре­деленных местоимениях и отрицатель­ных наречиях; не в отрицательных местоимениях; не с причастиями. После такого “собирания” мы снова обра­щаемся к “Справочнику” и работаем с таблицей на с. 232.

Анализируем примеры, постоянно обращаясь к таблице-обобщению, т. е. проводим комментируемое письмо.

1) Здесь некогда, могучий и прекрасный,

Шумел и зеленел волшебный лес,—

Не лес, а целый мир разнообразный,

Исполненный видений и чудес.

(Ф. Тютчев).

2) Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

(Ф. Тютчев).

Понятно, что все примеры записать не представляется возможным, часть из них комментируется устно. На этом же уроке мы проводим словарную диктовку с последующей взаимопро­веркой:

Длительное нездоровье, сказать не­правду, неробкий человек, вызывает недо­умение; не легко, а трудно; неширокая ре­ка, ниоткуда не получал помощи, никто бы не пришел, шел не переставая, совсем не освещен, некому сказать, нежареная рыба, невдалеке, нераспустившееся расте­ние, собрались не сговариваясь, никогда не расти, негде расположиться, некого искать; не далеко, а близко; не росток. Проводим и изложение-миниатюру:

На небольшой поляне пасся теленок, привязанный к сосновому пеньку. И вот посреди полянки встретились двое ребят: сын человеческий и рыжий младенец бычок.

Хотя Комарову было столько же лет, сколько теленку месяцев, они могли счи­таться ровесниками. Но только теленок знал, кто такой Комаров, а Комаров не знал, кто такой теленок. Мальчик смотрел на бычка с изумлением, готовым перейти в пылкую любовь.

— Ты кто такой? — спросил Комаров. Теленок молчал, шевеля мягкими губа­ми и перекатывая во рту жвачку. Тогда

Комаров ответил сам себе:

— Ты большая собака.

Он протянул руку, чтобы погладить “большую собаку”, но теленку не хотелось, чтобы его гладили.

...Теленок терпел все нежности победи­теля и только вздыхал.

— Что, боишься? — спросил Комаров.— Я тебя тоже боялся, а теперь не боюсь.

Он хитро прищурился: “А ты не большая собачка. Не-ет! Ты, ты маленькая коров­ка”. (По Ю. Нагибину).

 

В данном тексте следует особое вни­мание обратить на последнее предло­жение: в нем отрицание не относится к словосочетанию большая собачка, поэтому не пишется раздельно. Кроме того, логическое ударение выделяет это отрицание. Очень нужно сравнить со словосочетанием небольшая собач­ка, где не — приставка, образующая новое слово — “маленькая” (в тексте есть небольшая поляна, можно cо­поставить эти написания).

Для любых уроков, а для обобщаю­щих особенно, нужны задачи-"раз­думья”, на доске написано: “Почему?" и в два столбика примеры: '

1) Немного лет тому назад Там, где, слнвая­ся, шумят, Обнявшись, буд­то две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь. (Лермонтов). 1) Народу было не много, а совсем мало.
2) Немало я стран перевидел, Шагая с винтов­кой в руке. (М. Исаковский) 2) Ваше задание меня нимало не затруднит.
3) Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спален­ная пожаром, Французу отда­на? (Лермонтов). 3) Он дал мне книгу не даром.

 

Такие задачи обязательно вызы­вают необходимость работать по лек­сике: лексические значения слов, под­бор синонимов, антонимов и т. д.

В заключение хочу сказать, что уро­ки повторения обогащают не только учащихся, но и учителя. Поиск новых форм работы — всегда радость, ра­дость творчества.

 

Заключение

Вот так я провожу уроки по развитию орфографической зоркости учащихся на уроке русского языка.

Ведь в науке уже давно и активно подчеркивается, что эффективность обучения орфографии зависит от знания и понимания учителем теоретических основ правописания. Д.Н. Ушаков считал, что такое занятие необходимо и учителям, и широким слоям пишущих, так как “постоянно встречающийся у нас в образованном обществе недостаток известных теоретических сведений мешает правильному отношению и к вопросам реформирования письма”.[5]

 

Литература

1. Панов М.В. Теория письма. Орфография.//Современный русский язык./Под ред. В.А. Белошапковой – 2-е изд. – М., 1989. – с. 159.

2. Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. – М.1947: 4-е изд. – М., 1954.

3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – 12-е изд. – М.1963. – с. 35

4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, – 2-е изд. перераб и доп. – М., 1966.– с.250.

5. Петрова Е.Н. система орфографических работ//РЯШ – 1957. – №6. – с. 54, 58.

6. Текучева А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., “Просвещение”, 1980. – с.266.

7. Кузьмина С.М. О новой редакции “Правил русской орфографии и пунктуации”// “Русская словесность” №2, 1995 г.

8. Бучкина Б.З. “Правила русской орфографии и пунктуации”, 1956 г. и орфографическая практика//ИАНОЛЯ. 1974 т. 33 №1

 

 


[1] Панов М.В. Теория письма. Ортрография // Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой.— 2-е изд.— М., 1989.—С. 159.

 

[2] Гвоздев А.. Н. Основы русской орфографии.— М., 1947; 4-е изд.— М., 1954.

 

[3] Греков В.Ф ., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.— 12-е изд.—М., 1963.— С. 35. Это издание было переработанным, но, приведенная формулировка дословно повторяла формулировку, принятую еще в 1-м издании (1952). Определение морфоло­гического принципа было изменено лишь в 32-м издании (1983). В нем слова “вне зависи­мости от произношения” заменены на “незави­симо от изменений в речи произношения глас­ных и согласных”. Это уже точнее.

 

[4] Изложение идей МФШ см.; Касаткин Л. Л. Московская фонологическая школа // Лингвистический энциклопедический словарь.— С. 316—317.

Очень тщательный сопоставительный анализ фонемных теорий ЛФШ и МФШ дан в учебном пособии “Учебно-методическая разра­ботка по русской фонетической транскрипции. — Ч. I. Фонематическая транскрипция”: Изд-во Ленинградского Университета.— Л., 1984, составленном Л. Л. Буланиным и А. Л. Миерцким.

 

[5] Ушаков Д.Н. Русское правописание. Очерк его происхождения, отношения его к языку и вопроса о его реформе. – 2-е изд. – М., 1917. – с.5.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: