Контрольная работа. Вариант №1
Задание 1. Расставьте ударение в словах:
Аналог, анатом, береста, блокировать, бунгало, включит, глашатай, документ, договор, заржаветь, квартал, красивее, кремень, ломоть, мастерски, мизерный, мусоропровод, мытарь, новорожденный, отчасти, плато, процент, пуловер, свекла, созыв, углубить, черпать, фетиш, хозяева, цемент, щавель, экспертй, досуг, дочиста, закупорить, знамение, каталог, некролог, осужденный, средства,
Задание 2. Укажите, какой звук - [’о] или [э] – произносится под ударением в приведенных ниже словах. Образец: аф[э]ра.
Бытие, грубошерстный, новорожденный, никчемный, острие, преемник,, приобретенный, поблекнуть, холеный, хребет.
Задание 3. Употребите данные ниже существительные в форме единственного числа. Например: сланцы – сланец.
Валенки, вольеры, георгины, клипсы, комментарии, коррективы, плацкарты, рельсы, туфли, сандалии.
Задание 4. От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа, составляя с ними словосочетания. Например: заводские цеха.
Вексель, договор, трактор, прожектор, торт, крем, кран, порт.
Задание 5. От приведенных ниже слов образуйте форму родительного надежа множественного числа. Например: сыны – сынов.
Армяне, апельсины, бананы, башни, гранаты, полотенца, простыни, кочерги.
Задание 6. Определите род данных существительных, свой ответ мотивируйте. Например: МГУ – м.р., университет.
Алиби, инкогнито, кольраби, кофе, пенальти, регби, такси, торнадо, цунами.
Батуми, Баку, Капри, Миссисипи, Перу, Сухуми;
вуз, АлтГПА, Гисметео, ШОС.
Задание 7. Образуйте от данных глаголов формы повелительного наклонения единственного и множественного числа. Укажите возможные варианты и дайте их функционально-стилистическую характеристику.
|
Ездить, поехать, положить, лечь, захотеть, почистить, уведомить, почистить, вынуть.
Задание 8. Исправьте ошибки в предложениях или словосочетаниях:
1. Не каждого, покупая траву в аптеке, посещала мысль о том, как трудно ее собирать.
2. Окончив школу, перед каждым встает вопрос о выборе профессии.
3. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.
4. В душе Раскольникова, встретившись с Соней, наступил перелом.
5. Отправился за поддержанной машиной; есть востребовательны люди; повильвать над своими капризами.
6. Бабушка ласково кивает добрым морщинистым лицом.
7. Благодаря приказа начальника, мы выехали в полном составе.
8. Будучи в зрелом возрасте, ребёнку будет проще достичь какой-либо цели.
9. По прибытию в город делегация направилась в музей.
Задание 9. Подобрать к иноязычным словам русские синонимы.
Ностальгия -..., рутина -..., санкция -..., трансляция -..., афера -..., бартер -..., имидж -..., инцидент -..., легитимный - …, дефиниция - …
Задание 10. Определите, какие из приведенных слов соответствуют норме литературной речи, а какие – просторечию.
Лягу – ляжу; кладу – ложу; ляг – ляж; поклади – положи; тапок – тапка, девятиста – девятисот, красивее всех – красивейши всех, пятисот – пятиста, двухтысячна тринадцатый год – две тысячи тринадцатый, из сто сорока восьми – из ста сорока восьми.
Задание 11. Найдите ошибки в лексической сочетаемости слов и исправьте, если это возможно: закадычный враг, играет большое значение, предстоял длинный путь, одержать поражение, впадать в кризисы, улучшить уровень, произвести в солдаты.
|
Задание 12. Дайте определение терминам: норма литературного языка, культура речи, стиль языка/речи, термин, кодифицированность нормы, динамичность нормы, литературный язык.
Контрольная работа. Вариант №2.
Задание 1. Расставьте ударение в словах:
Алкоголь, береста, блокировать, звонит, генезис, включит, ходатай, документ, договор, квартал, красивее, кремень, ломоть, мастерски, мизерный, нефтепровод, мытарь, новорожденный, отчасти, осужденный, плато, доцент, щавель, свекла, созыв, усугубить, хозяева, цемент, экспертный, досуг, дочиста, закупорить, знамение, каталог, некролог, средства,.
Задание 2. Укажите, какой звук, [’о] или [э], произносится под ударением в приведенных ниже словах. Например: новорожд[’о]нный.
Афера, бытие, гололедица, дебелый, маневры, опека, острие, осужденный, поблекнуть, приобретенный.
Задание 3. Употребите данные ниже существительные в форме единственного числа. Например: сланцы - сланец.
Бутсы, кеды, тапки, комментарии, коррективы, плацкарты, туфли, сандалии.
Задание 4. От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа, составляя с ними словосочетания. Например: цех – заводские цеха.
Вексель, договор, крем, профессор, торт, фильтр, шофёр.
Задание 5. От приведенных ниже слов образуйте форму родительного надежа множественного числа. Например: сыны – сынов.
Баклажаны, басни, бланки, килограммы, грузины, погоны, туфли, башни.
Задание 6. Определите род данных существительных, мотивируйте свой ответ:
|
Атташе, безе, иваси, интервью, кенгуру, леди, пони, рагу, цунами, зебу.
Хельсинки, Миссури, Хуанхэ, Парамаибо, Мали, Тбилиси;
АСЦ, УФМС, АлтГУ, шкаф-купе, вуз.
Задание 7. Образуйте от данных глаголов формы повелительного наклонения единственного и множественного числа. Укажите возможные варианты и дайте их функционально-стилистическую характеристику. Например: ложиться – ложись (-тесь) – литературное.
Бежать, вынуть, ехать, испортить, положить, класть, лечь, почистить, стоить.
Задание 8. Исправьте ошибки в предложениях или словосочетаниях:
1. Проходя мимо памятника, чувство гордости охватывает нас.
2. Не успев моргнуть глазом, налетела туча.
3. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.
4. Согласно приказа ректора, занятия начинаются в 8.45.
5. Проблема прищемления достоинства; углумлённо издевались.
6. Количество читателей нашей библиотеки непрерывно прогрессирует.
7. Используя новейшие разработки, мне удалось решить проблему более быстрее.
8. Поступая правильно, мне пришлось поссориться с Виктором.
9. Он был насмешищем.
Задание 9. Подобрать к иноязычным словам русские синонимы.
Афера -..., бартер -..., имидж -..., инцидент -..., конформизм -..., секвестр -…, паблисити -.., стагнация - …, ностальгия - …, легитимный - …