С высоты птичьего полета




 

«В конце апреля 1986 года, после взрыва на Чернобыльской АЭС, я летел в вертолете к разрушенному четвертому блоку – вспоминает фотокорреспондент АПН Украинской ССР Игорь Костин - не представлял, что нас ожидает, никогда не задумывался, что такое рентген, облучение. Страх пришел намного позже».

С высоты птичьего полета Игорь Костин увидел Чернобыльскую АЭС, развал 4-го энергоблока, услышал голос экипажа: «150…, 250…, 350…».

Это были уровни радиации в рентгенах на подлете к эпицентру взрыва.

27 апреля 1986 года высота загрязненной радионуклидами воздушной струи, выходящей из поврежденного энергоблока, превышала 1200 мет- ров, уровни радиации в ней на удалении 10 киллометров составляли

1000 милирентген в час.

Чудовищные слухи западной прессы о тысячах погибших, братских могилах, непредсказуемых последствиях, доходили до советских граждан.

Позже, были обнародованы цыфры – после взрыва на 4-ом энергоблоке Чернобыльской АЭС погибло 30 человек, 237 госпитализировано, эвакуировано из 30-ти км. зоны 116 тыс. человек. На прилегающих к ЧАЭС территориях Украины, Белоруссии и Брянской области РСФСР, загрязнен- ных радиоактивным цезием, проживало 4,9 млн. человек. На выполнение Правительственного задания по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы было привлечено более 600 тыс. военнослужащих, военно- обязанных и гражданских специалистов. Наиболее опасные и трудоемкие работы выполняли армейские подразделения – Химические, Инженерные войска, ВВС, а также формирования Гражданской обороны СССР.

В первые дни после аварии развалившийся реактор 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС представлял собой серьезную опасность. Концентрация расплавленного ядерного топлива могла образовать критическую массу и могла возникнуть самопроизвольная цепная ядерная реакция, очередной взрыв и ужасающие последствия мирового масштаба, грозящие исчезновению всего живого на Земле.

Нужно было, немедленно, любой ценой укротить радиоактивный Чернобыльский вулкан. Персонал АЭС попытался снизить высокую температуру в реакторе с помощью воды, подаваемой аварийными и вспомогательными насосами. Но положительного результата достигнуть не удалось.

Специалистами было принято единственное правильное решение – локализовать очаг аварии путем забрасывания шахты реактора теплоотводящими и фильтрующими материалами.

С 27 апреля по 10 мая 1986 года в кратер разрушенного реактора было сброшено около 5000 тонн различных материалов: соединений бора, доломита, песка, глины, свинца. Свинец тяжелее двуокиси урана и он образовывал подушку под активной зоной разрушенного реактора. Свинец возили машинами в болванках, листах, мешочках с дробью разного калибра. Тысячи людей копали песок и глину, засыпали в мешки. По скромным расчетам требовалось около 50 тысяч мешков. Реактор надо было засыпать песком сверху на 1 метр. Все это было сброшено в реактор с помощью вертолетов. Вертолеты с утра до вечера кружили над раскаленным реактором, зависали над ним и сбрасывали вниз мешки.

Один из вертолетов, при телевизионной сьемке развала реактора, зацепив лопастями за тросы башенного крана, перевернулся и разбился. Погибло 4 человека.

Наш земляк, майор-запаса, ликвидатор последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (с 1 мая по 8 июня 1986 года), инвалид 2 группы, проживающий в г. Вологде, спустя 32 года, поделился своими воспоминаниями:

«В то время я служил в Грузии штурманом эскадрильи вертолетов МИ-26 отдельного вертолетного полка. 30 апреля полк подняли по тревоге. С утра, на вертолетах МИ-26 были организованы полеты с грузом на внешней подвеске. Семи экипажам была поставлена задача перебазироваться на аэродром в Чернигове. Конкретную задачу, экипажи должны были получить на месте. Переночевали в Ростове-на-Дону и 1-го мая, с утра, уже летели над Украиной.

С высоты птичьего полета, было видно как в крупных населенных пунктах собирались колонны демонстрантов по случаю праздника. Приземлились в Чернигове и после обеда получили задачу перелететь на площадку, расположенную между городами Припьятью и Чернобылем.

Правительственная комиссия приняла решение наглухо закрыть взорвавшийся 4-ый энергоблок Чернобыльской АЭС, забросав его песком и свинцом. Вертолетчики укладывали свинцовые болванки и песок в самолетные тормозные парашюты и цепляли их за внешнюю подвеску. Вертолет МИ-26 мог поднять до 15 тонн груза. Экипажи вертолетов сбрасывали с внешней подвески грузы в жерло раскаленного реактора с высоты 200 метров на минимальной скорости, получая при этом большие дозы радиоактивного облучения. Бортовой дозиметр вертолета, при подлете к реактору зашкаливал. До 10 мая над реактором, с утра до вечера, кружила карусель военных вертолетов МИ-6, МИ-8, МИ-26.

После того, как реактор был «заглушен», вертолеты МИ-26 стали поливать территорию станции специальной химической жидкостью, чтобы ветер не поднимал радиоактивную пыль и не переносил радионуклиды. Летать пришлось на предельно малой высоте.

В это время, на земле, выполнять задание Правительства по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС приступили химические и инженерные войска».

Все члены экипажей вертолетов награждены правительственными наградами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 декабря 1986 года майор Дербин Н.Е. награжден медалью «За отвагу».

 

Майор-запаса, ЛПА ЧАЭС, инв.2-гр. Дербин Николай Евгеньевич – 8.04.13 г.

Фото Н.Грицая

 

 


 

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: